А что-то гораздо большее.
Тайка Вайтити. Бьюсь об заклад, это имя ассоциируется у вас с «Реальными упырями», которых буквально разорвали на цитаты и мемы, и с последним «Тором», которого принято считать лучшей счастью трилогии. За короткий промежуток времени Вайтити заработал себе репутацию настоящего мастера комедии, поэтому от его нового фильма, провокационного «Кролика Джоджо», все ожидают того же – искромётного и оригинального юмора, которого так не хватает современным комедиям.
Ты же, читатель, именно этого ждёшь от Вайтити, да? Этого? Увы, ты не получишь того, чего ждёшь, но и разочарованным ты точно не останешься. Если расценивать фильм как комедию, то он не представляет абсолютно никакой ценности: шутки здесь плоские, положения, в которые попадают персонажи, ни разу не комичные, а самого воображаемого Гитлера можно было бы просто вырезать без вреда сюжету. «Кролик Джоджо» раскрывается с абсолютно неожиданной стороны, это – мощная военная драма, которая прячется под тонким, едва уловимым слоем абсурдного юмора.
Поначалу, где-то в первую четверть фильма, ты, зритель, будешь узнавать почерк Вайтити и даже понимать людей, которые считают эту картину аморальной (попрошу заметить – не оправдывать и не соглашаться, а понимать). Тема антисемитизма, которую киноделы стараются показывать с максимальной серьёзностью, демонстрируется в фильме через призму лёгкой комедии, а нацизм становится главным объектом для шуток.
Но всё это не более, чем гротеск, лёгкая и безобидная ирония, которая ничего не пропагандирует и не призвана кого-то обидеть. Я понимаю людей, которым изображение весёлого нацизма и доброго Гитлера кажется оскорбительным, но если обижаться на каждое высмеивание в комедиях, то и жить станет очень-очень сложно.
С другой стороны, сам этот юмор в фильме вовсе необязателен. Главный герой, скромный десятилетний мальчуган, живёт идеей нацизма и мечтает служить Гитлеру, пока не узнаёт, что его мама прячет дома еврейскую девочку. И еще он видит Гитлера как своего воображаемого друга.
Именно последний и стал визитной карточкой фильма, да вот незадача: если вычеркнуть воображаемого Гитлера из уравнения, то фильм абсолютно ничего не потеряет. Даже наоборот – получит. Гитлер шутит, и шутит он плохо. Во время просмотра к вам в квартиру могут даже залететь сверчки, чтобы прочирикать после очередной его шутки. Увы и ах, здешний юмор полностью проигрывает «Тору» и «Упырям». Нет ни одной цитаты, которую хотелось бы запомнить. Ни одной шутки, которую вырежут из фильма и будут вставлять в комментариях.
Альтернативное мнение: Гитлер нужен для того, чтобы продемонстрировать зрителю изменения во взглядах мальчика. Сначала Гитлер – милый и добродушный дядька, но чем больше герой узнаёт свою новую подругу – тем злее становится фюрер, и вот в конце он уже кричит на мальчика, швыряя ему свастику в лицо. Да вот только не нужна зрителю эта демонстрация. Если вырезать Гитлера, то вы и так поймёте, что мальчик начинается сомневаться в своей идеологии. Вы поймёте, что мальчик изменяет свои взгляды, и кричащий Гитлер, который в лоб доносит до зрителя эти изменения, вам будет не нужен.
Но чем дальше в лес – тем больше нас ожидает сюрпризов. Фильм словно сбрасывает с себя личину нелепой комедии и выдаёт завораживающую военную драму, чем картина изначально не позиционировалась. За судьбой мальчика наблюдаешь с замиранием сердца, а за его отношения с еврейской девочкой переживаешь больше, чем за свои. Ты понимаешь, что фильм больше не пытается тебя рассмешить, и это прекрасно. «Всё, шутки кончились», — словно говорить тебе Тайка через экран. «Вот сейчас пойдёт по-настоящему серьёзное дерьмо».
Вот и получается, что «Кролик Джоджо» – это прекрасная трагикомедия, которой вовсе необязательно было быть, собственно, самой комедией. Это несмешной, но очень серьёзный и вдумчивый фильм: про нацизм глазами немецкого мальчика, про наивную веру в свои идеалы, про храбрость и просто про хороших людей. Абсолютно неожиданное для Вайтити кино, которое совершенно не соответствует ожиданиям, но не становится от этого менее прекрасным.