Неуклюже сделанный командный фильм, в котором второстепенные разговоры куда интереснее глобальной истории и экшена.
Мы привыкли, что фильмы Marvel с каждым разом становятся всё эпичнее и красивее. Такой была почти вся третья фаза — от «Противостояния» до «Финала». Но в четвёртой фазе амбиции студии поутихли: «Чёрную вдову» и «Шан-Чи» слишком масштабными не назовёшь, а с «Вечными» получилось совсем уж странно. Задумка грандиозная, но исполнение — на уровне телесериала нулевых или подростковой фантастики десятых.
И это обидно. Фанатам пропускать «Вечных» всё равно не стоит (в них много интересных заделов на будущее), но многие зрители могут остаться в недоумении. При детальном рассмотрении фильм попросту разваливается на части.
Тысячелетний эпик без размаха
История «Вечных» начинается несколько тысячелетий назад. Группа инопланетных сверхлюдей выходит из криосна на таинственном корабле. Перед ними стоит ясная цель — защищать Землю от Девиантов, хищных пришельцев, убивающих всех на своём пути.
Вечные, оправдывая название команды, не стареют, и у каждого члена группы есть сверхспособности. Один может летать и стрелять лазером из глаз, другой хорош в рукопашном бою, а третий способен управлять разумом людей. Всего сверхлюдей десять, и вместе им предстоит раз за разом спасать планету.
Выясняется, что они так или иначе присутствовали во всех важных этапах развития человечества: они были и в Месопотамии, и в Вавилоне. Они видели закат ацтекской цивилизации, а до этого стали прообразами древнегреческих богов. Но человечеству они старались не помогать: они не предотвратили две мировые войны и не спасали Землю во время вторжения Читаури и завоевательного похода Таноса. Всё это время они ждали, затаившись среди людей.
Вопросов к такой завязке возникает много. Если принять на веру, что они и правда не могли вмешаться в ход развития человечества, то всё вроде бы встаёт на свои места. Вечных можно было бы воспринимать как безвольных солдат, выполняющих свой долг в строго определённых рамках. Но фильм постоянно разрушает этот образ и противоречит своей же фабуле.
Если Вечные не должны были вмешиваться в естественный ход событий, то почему один из персонажей подарил человечеству плуг и помог в создании атомной бомбы? Раз они должны спасать как можно больше людей, почему не вмешались в мировые войны и позволили случиться холокосту и другим геноцидам? Неужели война с Таносом была недостаточно серьёзной, чтобы выйти из тени? Зачем герои рассказывают первым встречным о том, кто они такие — разве они не должны пытаться сохранить инкогнито?
Конечно, сценаристы пытаются всё это объяснить и дают сразу несколько причин, почему Вечные выходят на сцену только сейчас. Сначала всё кажется логичным, но после просмотра вопросов возникает ещё больше. Почему сценаристы не захотели, например, отправить их на другие планеты на несколько тысячелетий, ведь это бы закрыло почти все сюжетные дыры? Однако непоследовательность — это, как ни странно, не главная проблема фильма.
От истории, действие которой скачет между разными временными линиями и локациями, ожидаешь должного размаха. В конце концов, Вечные живут на Земле уже несколько тысяч лет. Можно показать величественные цивилизации, которые со временем обращаются в прах; бесконечную скорбь героев, которые не должны привязываться к людям, но постоянно это делают. Можно показать сплочённость команды и их внутреннюю энергию — ведь они могут по-настоящему доверять только друг другу.
К сожалению, всего этого в фильме нет. Его и зрелищным-то не назовёшь: визуальный ряд зачастую выглядит так, словно фильм снимали за 50–70 миллионов долларов. Фантазии съёмочной группы хватило только на самые банальные локации — ночные переулки Лондона, тёмные джунгли Амазонии, пустыню с тусклым светофильтром в Австралии, пустоватые помещения космического корабля и ранчо в Аризоне. «Вечные» во всём проигрывают изобретательным «Стражам галактики», «Тору: Рагнарёк» и «Доктору Стрэнджу». О грандиозности «Мстителей» и вовсе остаётся только мечтать.
Противниками Вечных выступают невыразительные CGI-персонажи без харизмы и характера — большие тёмные существа, похожие на рептилий с длинными когтями. Экшен сводится к обычным дракам, где герои время от времени стреляют лазером или кидаются энергетическими шарами в Девиантов. На этом все попытки показать что-то интересное заканчиваются. Даже финальный бой происходит на невыразительном острове с серым пляжем и каменистой местностью.
«Вечные» выглядели бы уместно в формате сериала на Disney+, но и сейчас они бы потерялись на фоне «Локи» с его демонстрацией мультивселенной. Даже бюджетные «Агенты Щ.И.Т.» не смотрелись так дёшево. Это уровень какого-нибудь «Перси Джексона» или «Могучих рейнджеров», но точно не одного из главных фильмов четвёртой фазы Marvel.
И это странно. Кевин Файги с командой всегда старались устроить зрителям маленький праздник, создавая эталонные развлекательные фильмы с хорошим экшеном и юмором. Удаётся не всегда, но такого большого падения в качестве всё равно не ожидаешь. Причём всё пошло не так ещё с первых этапов производства.
Блокбастер, снятый артхаусным режиссёром
Режиссёром «Вечных» выступила Хлоя Чжао — оскароносная постановщица «Земли кочевников». На съёмочной площадке фильмов Marvel у таких творцов обычно нет должной творческой свободы, но у Чжао, возможно, было весомое право голоса. Впрочем, её стиль, противоречащий тенденциям современного мейнстримного кино, лишь навредил «Вечным».
Фильм постоянно балансирует на грани авторского проекта и блокбастера. «Вечные» длятся два с половиной часа, но большую часть хронометража занимают разговорные сцены. В них персонажи делятся своими чувствами и мыслями о происходящем, а ещё постоянно вспоминают былое. Задумка превосходная, поскольку киновселенной Marvel не хватает именно таких экспериментов с форматом. Но реализация сильно расстраивает.
Видно, что Чжао всё равно ограничивали во всём. Ей не позволили взять в команду своего постоянного оператора Джошуа Джеймса Ричардса, поэтому в «Вечных» за камеры отвечал Бен Дэвис, снимавший «Капитана Марвел» и вторых «Мстителей». Иногда ему удаётся снять красивые кадры — в основном те, на которых персонажи заслоняют собой солнечные лучи. Выглядит отлично, но таких пейзажей слишком мало.
Визионерского стиля Чжао тут совсем не чувствуется. Даже в снятых на натуре эпизодах картинка выглядит блёкло, а в сценах с использованием зелёного экрана режиссёр и вовсе теряется. Как и актёры, которые начинают играть совсем уж неубедительно.
Скорее всего, Чжао просто не интересовал центральный сюжет. Фильм можно легко поделить на две части — спасение мира и взаимоотношения между Вечными. В уютных разговорных сценах постановщица будто просыпается и начинает вовсю работать с актёрами. В этих эпизодах есть и действительно смешной юмор (в основном за него отвечают персонаж Кумаила Нанджиани и его помощник), и неплохо прописанная драма.
В сценах, где герои раскрываются на полную, становится понятно, почему в фильме задействован звёздный состав — Ричард Мэдден из «Игры престолов», Анджелина Джоли и Сальма Хайек. Есть и любимчик артхаусных режиссёров Барри Киоган, и популярный южнокорейский актёр Ма Дон-сок. Чжао явно комфортно с ними работать, и между артистами видна химия. В такие моменты «Вечные» работают как надо, и о проблемах сценария на время забываешь.
Но как только фильм возвращается к глобальной истории, вся магия рушится. Персонажи отбрасывают свою естественность и начинают говорить банальными фразами. За всем этим видна какая-то фальшь и наигранность: актёры будто читают свои реплики понарошку. А когда они резко меняются в поведении, за сюжетом следить совсем не хочется.
Из-за творческого конфликта между Чжао и Marvel «Вечные» не ощущаются цельным фильмом. За медитативными сценами, вдохновлёнными работами Терренса Малика, следуют заурядные экшен-сцены. Продюсерам стоило определиться, каких «Вечных» они хотели создавать. Они могли либо найти режиссёра посговорчивее, чтобы тот снял более традиционный для Marvel блокбастер, либо дать Чжао полную творческую свободу. А сейчас перед нами странное произведение, в котором запоминаются только разговоры.
При этом фанатам киновселенной всё равно не стоит пропускать «Вечных». Тут как минимум есть интересный задел на будущее команды и две отличные сцены после титров, в одной из которых появляется неожиданный актёр. Также в фильме достаточно новых деталей лора, которые точно заинтересуют поклонников Marvel.
Но всё же хвалить его почти не за что. И с этим согласны даже в основном лояльно настроенные к Marvel критики: сейчас у «Вечных» худшая средняя оценка среди лент киновселенной на Rotten Tomatoes. Надеемся, что это побудит Кевина Файги изменить подход к созданию фильмов, иначе это может выйти боком всей франшизе. Благо, это пока лишь первый тревожный звоночек, после которого всё равно можно сделать правильные выводы и исправиться.
Что понравилось
- Актёры играют отлично в разговорных сценах, не имеющих отношения к центральному сюжету. Персонажам веришь, а их проблемам сочувствуешь.
- Хлоя Чжао вместе с оператором Беном Дэвисом старались снимать как можно больше красивых сцен на натуре. Благодаря этому «Вечные» выделяются на фоне других фильмов Marvel, которые в основном полагаются на зелёный экран.
- Отличный юмор. От некоторых сцен хочется смеяться в голос, особенно это касается персонажа Кумаила Нанджиани.
- Две интересные сцены после титров. Оставайтесь в зале до последнего!
Что не понравилось
- В истории слишком много сюжетных дыр. Вся арка Вечных выглядит странно и неестественно, будто их вписывали в киновселенную в последний момент. Особенно много вопросов возникает к историческим сегментам и сюжетным поворотам.
- Скучный и невыразительный экшен без должного уровня постановки. Чжао не умеет и не хочет работать со сценами с компьютерной графикой, поэтому такие эпизоды — худшие в фильме.
- В фильме много пафоса, но нет никакого намёка на эпик или хотя бы что-то грандиозное. Всё действие разворачивается на заурядных земных локациях, на которых глазу почти не за что зацепиться. Это точно не уровень «Доктора Стрэнджа» и «Стражей галактики». И точно не уровень «Мстителей».
- Графика местами выглядит очень уж дёшево, а сама постановка напоминает сериалы или подростковую фантастику.
- Фильм длится два с половиной часа, но такой хронометраж совсем не оправдан: за экшен-сценами следить неинтересно, а разговорные сцены не всегда получаются удачными.