Как молодой эксцентричный режиссер из Новой Зеландии попал в Marvel и почему его собственные фильмы важнее всего этого.
Тайка Вайтити, известный большинству из нас по «Тору: Рагнарек» и недавнему «Кролику Джоджо» — один из самых востребованных современных режиссеров. В свои 44 года он уже успел поработать над двумя масштабными кинофраншизмаи (Marvel и Звездные войны), получить Оскар и подчистую забить свой график крупными проектами на ближайшие несколько лет. В том числе, новый «Тор: Любовь и гром». При этом Тайка не ограничивается одной лишь режиссурой — он активно пишет сценарии и сам играет в фильмах (и не только в своих), а снимает он не только фильмы, но и сериалы, и короткометражки.
Пожалуй, сегодня в Голливуде вряд ли найдется много таких разноплановых киноделов. А Тайке больше всего подойдет именно это слово — кинодел (англ. Filmmaker — создатель фильмов), а не просто режиссер. В этой статье я решил разобрать его карьерный путь и сформулировать, что именно отличает его творческий подход от всех остальных и чего нам ждать от его фильмов в будущем.
Кровь, пот и комедии
Урожденный Тайка Коэн родился в 1975 г. в маленькой деревушке Raukokore в Новой Зеландии, но вырос в Веллингтоне. Его отец — маори (коренной народ Новой Зеландии), был фермером и художником, а мать — школьной учительницей. Дедушка Тайки по материнской линии был русским евреем (все, записываем в Рашку), а сам себя Тайка называет «полинезийским евреем». Когда ему было пять, его родители развелись, и он остался с матерью. Поначалу в своих работах он использовал ее фамилию (Коэн), однако после успеха его первой короткометражки, в которой он подписался фамилией отца (Вайтити), он решил продолжить использовать именно «Тайка Вайтити».
Учился Тайка в Университете королевы Виктории на театрального актера, и первоначально основной интерес для него представляла именно актерская карьера. Все благодаря его врожденной харизме и артистичности — со своими друзьями по драмкружку он даже организовал свою комедийную труппу «So You’re a Man» из пяти человек. Одевавшись в стилистике 50-х и шутя на скользкие темы (вроде этикета в мужском туалете и поиска точки-G у женщин), группа все же оказалась относительно успешной и даже успела выступить в нескольких городах Новой Зеландии и Австралии.
Позднее члены группы переключились на другие интересы, но двое — Тайка Вайтити и Джемейн Клемент (ныне известный новозеландский музыкант и актер) — решили не останавливаться и образовали свой комедийный дуэт — «The Humourbeasts». И в 1999 г. парочку ждал первый крупный успех — Billy T Award, одна из самых престижных комедийных наград в Новой Зеландии. Таким образом, свое особое чувство юмора и комедийный стиль Тайка начал отрабатывать еще с юности.
Первые шаги в кино
Параллельно он подрабатывал актером в низкобюджетных проектах и пытался снимать свои короткометражки. И вот однажды одна его коротометражка выстрелила с невероятной мощью. Речь идет об 11-минутном фильме «Две машины, Одна Ночь». Фильм повествует о мальчике, родители которого оставили его в машине на парковке перед закусочной, пока сами они кушают там (как оказалось, типичная часть детства в Новой Зеландии). Рядом в другой машине и в аналогичной ситуации находится девочка, с которой у пацана завязывается смешной и душевный разговор.
Несмотря на ужасный английский акцент детских новозеландских актеров, фильм заметили в США и… номинировали его на Оскар! На дворе был 2005 год, Тайке 30 лет, а за спиной у него всего лишь низкобюджетные короткометражки. Но фильм действительно чем-то покоряет твое сердце — простая идея, простецкий характер детей на экране, первая любовь — все это откликнулось в душе у многих.
Разумеется, речь шла о номинации за лучший короткометражный фильм, что, тем не менее, весьма престижно (тем более для никому не известного выскочки с другого конца Земли). Однако с церемонией связана забавная и весьма показательная история. Когда подошла очередь этой номинации и ведущий начал перечислять номинантов, камера переключилась на Тайку, а он… СПИТ!
Да, Тайка Вайтити уснул во время первой в своей жизни номинации на Оскар. Награду он в том году не получил (победила «Оса» Андреи Арнольд), но этот случай вошел в историю и еще долго тиражировался в СМИ по всему миру. Видимо, отсюда следует усвоить едва ли не главную черту творчества Тайки — его не сильно волнуют награды. Самое важное для него — рассказать хорошую и интересную историю. И если она понравится людям, то это и так будет ясно, без всяких Оскаров. Хотя, по словам самого Тайки, то поражение его все же задело.
Полнометражные проекты
После поражения на Оскаре последовало еще несколько короткометражек, а затем Тайка наконец-то решился на свой первый полнометражный фильм. Им стал «Орел против Акулы» (2007) — тоже комедия, и главную роль в ней исполнил его старый знакомый, Джемейн Клемент. Фильм получил смешанные отзывы, но все же вышел в ограниченный прокат в США и собрал в сумме чуть больше одного миллиона долларов. Затем последовала комедия «Мальчик» (2010), в которой он сам сыграл одну из главных ролей. «Мальчик» оказался намного успешнее и получил несколько престижных наград.
Однако первым крупным полнометражным успехом Тайки стоит считать «Реальные упыри» (2014) — псевдодокументалка, которую он снял вместе со своим закадычным другом по универу Джемейном Клементом. Сюжет основан на снятой ими же в молодости короткометражке. Фильм рассказывает о небольшой группе вампиров, живущих в современном мире, которые согласились на съёмку документального фильма в преддверии большого бала нечисти.
Фильм получил положительные отзывы (96% на Rotten Tomatoes) благодаря свежему и юмористическому взгляду на избитый вампирный жанр. При этому режиссеры сами исполнили главные роли, что в очередной раз говорит о многозадачности Тайки — очень редко фильмы, режиссеры которых снимаются в своих фильмах (а тут еще и пишут сценарий), оказываются успешными. Но не в случае с Тайкой — он всегда стремится принять как можно большее участие в своих проектах. И дело тут не в желании доминировать или контроле — просто его подход предполагает полную самоотдачу, включение во все аспекты создания кино, а не только в режиссуру.
Marvel и Тор
И вот, на дворе 2015 год. Киновселенная Marvel уже вовсю гремит в кинотеатрах — в 2013 году вышла вторая часть Тора: «Темный мир», которую приняли весьма холодно. Перед продюсерами возникла проблема — фильмы про Тора были едва ли не самым слабым местом в киновселенной, зрителям бог Грома казался слишком однобоким и картонным. Нужен был новый подход к персонажу и новый режиссер. Тем более, что третья часть Тора была очень важной — она должна была стать мостиком к «Войне бесконечности», эпическому финалу всей саги.
В результате Marvel решила сделать ставку на малоизвестные таланты и составила шорт-лист из нескольких режиссеров, в числе которых был и Тайка Вайтити. Каждого попросили выполнить эдакое тестовое задание — Marvel предложила им 10 разных идей и предложила на их основе расписать свою версию будущего фильма.
И вот, бунтарь Тайка сделал то, что в Marvel обычно не приветствовали. Для того, чтобы изобразить свое видение, он составил видео-нарезку, используя кадры из разных фильмов, а также песню «Immigrant Song» от Лед Зепеллин. Marvel не любили такой подход, потому что эти нарезки часто выглядели по-дилетантски, однако продюсер всея Marvel Кевин Файги пришел в восторг. Особенно ему понравилась именно песня — по его словам, «Immigrant Song» очень точно демонстрировала то, что Тайка намеревался сделать с фильмом. Неслучайно песня затем стала важной частью всей рекламной кампании — ее звучание в трейлере привела фанатов Marvel в восторг.
Сам Тайка до этого довольно критически отзывался о голливудских блокбастерах. По его мнению, в них гораздо больше денег, чем настоящего искусства. Однако пообщавшись с Файги, он изменил свое мнение, и в итоге Тайка Вайтити был утвержден в качестве режиссера «Тора: Рагнарек».
Предварительно в качестве дополнительной рекламы Тайка снял две короткометражки про Тора, рассказывающие, чем занимался бог Грома во время «Капитана Америки: Противостояние», когда Мстители вовсю мутузили друг друга. В лучших традициях Тайки, короткометражки были комедиями и рассказывали про то, как Тор, которого Мстители не зовут на свои разборки, коротает время в Австралии со своим странным другом Дэрилом.
Благодаря Тайке, Тор получил совершенно новое развите в киновселенной Marvel. Он получил глубину, которой так не хватало этому персонажу — раньше Тор почти всегда представал как картонный серьезный рыцарь. Однако Тайка добавил ему живости, сделал его более человечным и забавным. Фильм превратился из приевшейся борьбы добра со злом в космическую комедию в антураже 80-х. Исполнителю роли Тора Крису Хемсворту тоже пришлась по душе такая перемена — ему представилась возможность использовать свои комедийные навыки. И надо сказать, такая тактика окупилась с лихвой.
«Тор: Рагнарек» вышел в 2017 и сразу же снискал любовь зрителей. Смена настроения чувствовалась во всем: в сценарии, в диалогах, в цветовой палитре, во внешнем виде персонажа и т.д. Тор однозначно стал более живым и любимым — его популярность среди фанбоев и фангерлов Marvel резко возросла. Фильм однозначно стали называть самым веселым в киновселенной Marvel, чего и добивался Тайка.
Карьерный взлет
Неудивительно, что после такого успеха Тайку пригласили снять и следующую часть Тора: «Любовь и гром». Кроме того, Тайка поучаствовал и в создании нового сериала по Звездным войнам — «Мандалорец». Финальный эпизод, который он срежиссировал, разительно отличается от всех остальных с самых первых минут. В самом начале мы видим очередной комедийный диалог — на этот раз в исполнении двух имперских штурмовиков, укравших Малыша Йоду. Также он озвучил IG-11 — дроида-убийцу и одного из самых запоминающихся персонажей этого сезона, несмотря на ограниченное экранное время.
Живой юмор Тайки чувствуется во всех его его проектах. Однако его участие в крупных голливудских блокбастерах не лишило его самобытности, и это как нельзя лучше доказал его последний фильм — «Кролик Джоджо» (2019). К сожалению, в российских кинотеатрах его не показывали из-за широкого обилия свастики, а зря — это едва ли не лучший фильм в карьере Тайки.
В центре сюжета — мальчик по прозвищу «Джоджо», живущий в нацистской Германии в конце Второй мировой войны. Джоджо фанатеет от нацизма, и у него даже есть воображаемый друг — эдакая «его» версия Адольфа Гитлера (его играет сам Тайка). Однако однажды Джоджо, ярый нацист и прирожденный садист, обнаруживает в своем доме прячущуюся еврейскую девочку. И вот тут начинается невероятно занимательное и забавное приключение, испытывающее взгляды Джоджо на прочность.
Несмотря на то, что это комедия, «Кролик Джоджо» поднимает очень серьезные вопросы касательно морали и пропаганды. Фильм начинается как пародия, однако он весьма точно демонстриует моменты, которые редко показывают в фильмах про войну. А именно — как росли дети в нацисткой Германии. Как им с детства прививали ненависть к евреям, учили обращаться с оружием, рассказывали абсурдные вещи про евреев и почему их надо исстреблять. Слушая это все сегодня, твоей первой реакцией невольно становится смех и улыбка.
Однако затем ты вспоминаешь, что все это было на самом деле. Пропагандитская машина Гитлера действительно транслировала эти абсурдные вещи своим гражданам, и они в это верили. И они действительно пытали и убивали целые народы, мотивируя это какими-то своими благими целями. Поэтому то, что на первый взгляд кажется комедией, на деле оказывается очень тяжелой и поучительной трагедией.
Глядя со стороны на все эти нелепые порядки нацистов, начинаешь удивляться: как люди могли так жить? Как целая страна могла покатать безумию одного человека и участвовать в кровавых преступлениях? И при всем этом, Тайка ни разу не навязывает свое мнение — ко всем этим мыслям и вопросам зритель неизбежно приходит сам, ни один из персонажей фильма ни разу их не озвучивает.
Фильм ожидаемо был крайне положительно принят по всему миру. В очередной раз Тайка продемонстрировал свежий взгляд на привычный жанр, используя юмор. Однако этим фильмом он еще раз доказал, что даже юмором можно донести невероятно сильный и трагический месседж. Поэтому не удивительно, что в этом году он наконец-то получил свой заветный Оскар — за лучший адаптированный сценарий к «Кролик Джоджо».
Режиссерский почерк
Итак, что же объединяет все фильмы Тайки Вайтити? Постараюсь ответить кратко, не вдаваясь в тонкости драматургии. Первое и самое очевидное — это живой юмор. Тайка использует его во всех своих фильмах, его остроумные диалоги воспринимаются как живые и реалистичные. В этом у него много общего с Квентином Тарантино, который тоже часто включает диалоги, которые на певрый взгляд не относятся к основному сюжету фильма.
Однако это только видимость. То, как персонажи проговаривают эти диалоги, их выбор слов, интонации, язык тела в этот момент — все это не случайно. Эти диалоги раскрывают персонажей, их ценности, их натуру. Все это становится частью подтекста — то, чего зритель напрямую не видит, но подсознательно понимает. Конечно, можно открыто сказать: «Этот персонаж — гей». Однако гораздо интереснее заставить зрителя самому прийти к этому выводу, показав ему лишь отдельные зацепки и намеки в его поведении и словах. В этом отношении Тайка следует одной из самых давних заповедей кинорежиссуры: рассказывай, а не показывай.
Второе и, пожалуй, самое главное качество Тайки — это его безразличие к наградам. Конечно, он любит побеждать, но это для него явно не главное. Учитывая, что он сам лично пишет сценарии ко всем своим фильмам (в отличие, например, от великого Мартина Скорсезе), Тайку прежде всего волнует сама история. Даже на раннем этапе его творчества легко заметить, что история и сюжет являются первичными в его фильмах. Им движет не желание заполучить какую-то заветную награду или собрать миллиарды в прокате — это лишь приятный бонус и подтверждение того, что у тебя получилось. А получится у тебя должно только одно — рассказать хорошую интересную историю. Все остальные компоненты фильма (актерская игра, костюмы, спецэффекты…) подчинены этой большой цели.
И именно это очень часто упускают многие начинающие режиссеры и сценаристы. Мы мечтаем о том, как будем получать Оскар за свой фильм, грезим о многомиллионных контрактах и успехе… Однако целью должно быть не это. Если ты хочешь делать кино только ради всей этой мишуры, только ради успех, вероятность успеха очень мала. Прежде всего, тобой должно двигать желание создавать хорошие фильмы. Рассказать какие-то конкретные истории, которые волнуют именно тебя, а не которые, как тебе кажется, зайдут паблике. Да, это все тоже важно — в конце концов, не стоит недооценивать силу пиара. Однако первичным для таких режиссеров, как Тайка, является именно желание рассказывать хорошие истории. Этим и объясняется их бунтарство и нестандартный подход.
Что дальше
А дальше нас ждет, надеюсь, еще много классных проектов от Тайки Вайтити. Во-первых, четвертая часть Тора в 2021 г. Кроме того, периодически ходят слухи, что Disney хочет доверить ему фильм или даже целую новую трилогию по Звездным войнам (правда, официальных подтверждений никаких нет). Однако помимо работы над крупными блокбастерами, Тайка все равно продолжает заниматься тем, что ему нравится, и снимает личные самобытные проекты вроде «Кролик Джоджо».
Ниже собраны известные на данный момент будущие проекты Тайки Вайтити:
- «Тор: Любовь и гром» (режиссер и сценарист) — 2021
- «Мы волки», продолжение «Реальных упырей (режиссер и сценарист) — ?
- сразу 2 анимационных сериала для Нетфликс по мотивам повести Даля «Чарли и Шоколадная фабрика», один из которых — про умпа-лумп (шоураннер, режиссер и сценарист) — ?
Так что ждем новых необычных проектов от нашего почти соотечественника Тайки и надеемся, что скоро он получит и главный Оскар — за лучшую режиссуру. Впрочем, учитывая его безразличие к наградам, он может опять уснуть.