Сегодняшняя подборка без какой-то тематики, подсобрал сюда разные работы, что были прочитаны в последнее время или не ложились в другие посты. Поговорим как про масс-маркет, так и более нишевые темы и комикс, что не издавался в России.
Красная карма
Несколько раз крутил его в руках в магазинах, наконец взял, не пожалел. Французы Эдди Симон и Пьер-Анри Гомон создали триллер об Индии, просто сочащийся гомоном перенаселенных трущоб, шумом пробок, жарой и запахом специй.
Француженка Аделаида приезжает в Калькутту на позднем сроке беременности чтобы разыскать своего пропавшего мужа. Всё вокруг чужое – и раздражает ее, отчасти из-за беременности, а отчасти от французской заносчивости – весь этот шум, попрошайки, шествия в честь непонятных божеств, пытающиеся обмануть иностранку ушлые чиновники и местные жители. Помочь ей берется местный таксист, дальше начинается опасное путешествие, в котором многое, как водится в Индии, оказывается не тем, чем кажется.
Рисунок комикса, выполненный в традиционной французской манере и напоминающий карикатуры из газет, идеально погружает в атмосферу далекой страны. На страницах преобладают розовый, оранжевый, зеленый и разнообразные их смешения и оттенки, присущие Индии, передающие настроение пыльных и душных улиц Калькутты. Это, пожалуй, самый «взрослый» комикс в сегодняшней подборке, так что если хотите серьёзную детективную историю без фантастических элементов и в необычном сеттинге – берите, не пожалеете.
«Красная Карма». Издательство «КомпасГид», 2021 г. Формат 60/90×8, твердый переплет, цена около 1700 руб., 120 страниц. Два часа на чтение.
Neverwhere
Кажется, что от Геймана нынче некуда деваться, повсюду лежат издания «Американских богов» и их комикс-адаптации, на каждой новой западной переводной книжке красуется рекомендующая цитата от Геймана, а каждый новый его роман ставят на самое видное место в магазине. Перекормили Гейманом, одним словом, как Пелевиным или Кингом. При этом нынче как-то незаслуженно позабыли роман Neverwhere, который сначала переводили как «Задверье», а потом как «Никогде». А ведь именно с него, книжной адаптации его же сценария для сериала BBC, к Гейману в России начала приходить слава. Вот с этой рыжей книжечки 2005 г. выпуска.
А зря, «Задверье» — отличное темное городское фентези, в котором обычный лондонский клерк сталкивается с под-Лондоном, населенным колоритными персонажами вроде крысиной аристократии, минотавров, людей, открывающих двери в любую часть города, ангелов, затерянных на берегах Темзы римских легионеров и прочая, прочая. Гейман интересно обыгрывает географию и историю Лондона, привязываясь к известным локациям, например на станции метро “Earl’s court” в под-Лондоне у него живет настоящий эрл со свитой.
Читать это, конечно, лучше всего в оригинале на английском, будучи знакомым с городом хотя бы по картам, но и без такой подготовки – Neverwhere – отличное чтение, интригующее, удивляющее персонажами и декорациями, с тонким юмором, в меру пугающее и кровавое. Да и рисунок неплохой, да, присущий коммерческим адаптациям, но красочный, детализированный, с динамичными раскадровками. Так что издание в девяти главах от Titanbooks – кандидат на рассмотрение российскими издательствами и ваше прочтение, в сети имеется любительский перевод. Три часа на чтение.
Джо-варвар
К сожалению, от «Джо-варвара» мне не хватило «взрослости», при всей его нетривиальной завязке: мальчик впадает в инсулиновую кому и оказывается в фантастическом мире, карта которого отдаленно напоминает планировку его дома. Мир этот то ли вызван галлюцинациями от нехватки сахара, то ли существует на самом деле, дальше развиваются две сюжетные ветки – в одной Джо пытается добраться до газировки чтобы прийти в себя, в другой – борется с древним злом вместе со своими ожившими игрушками.
При такой интересной концепции и именитых авторах (Грант Моррисон, Шон Мерфи), этот комикс скорее – красивая сказка для тинейджеров. Персонажи общаются пафосными фразами или по-детски, вместо диалогов постоянный экшн, мельтешение героев и события, что сменяют друг друга так быстро, что иногда не понимаешь что хотел сказать автор. Лишние кадры комиксу бы точно не помешали. Серьезности происходящему не придают и ожившие трансформеры и супермены, да и сам главный герой как-то не слишком вызывает эмпатию, куда больше переживаешь за его ручную крысу.
Вместе с тем, это потрясающая визуальная работа: на каждой странице буйство красок, неиссякаемая фантазия в композициях и раскадровках, каждый кадр кинематографичен и его можно вешать на стену, а в каждой главе встречается по несколько великолепных двухстраничных панорам битв, которые можно долго рассматривать и находить все новые детали. В русском издании собраны все выпуски в твердом переплете, с красивой суперобложкой, с небезынтересными бонусами в виде кусков сценария, набросков персонажей и рассказа художника о работе. Так что если вам важна визуальная часть – обязательно берите.
«Джо-варвар». Издательство «Азбука-Аттикус», 2020 г. Твердый переплет, формат 70×108, тираж 3000 экз., цена от 900 руб., 224 страницы. Два-три часа на чтение.
А если хочется чего-то подобного, только взрослее и мрачнее – обратите внимание на The Stuff of Legend. Такая же «детская» тема с ожившими игрушками, только в стильной сепии, с предательствами и смертями. Да и издателям тоже хорошо бы обратить.
Долохов
Приятный русский исторический боевик – именно так должен выглядеть национальный масс-маркет продукт. «Долохов» не поражает сюжетными поворотами или находками в плане рисунка, просто это качественная работа про войну с Наполеоном. Дуэли тут яростные, морозы лютые, женщины полногрудые, кровь обильная и ярко-красная.
Офицер из Петербурга, отправляющийся на фронт за дуэль, карточные игры и адюльтер, собирает партизанский отряд и мочит французов – вкратце сюжет выглядит так. За достоверную атмосферу отвечает значащийся в авторах великолепный военный историк Евгений Норин, так что речь и поступки персонажей выглядят аутентично, будь то мужики с рогатинами, дворяне или карточные шулеры.
У авторов хорошо получился главный герой. Это образ русского мужчины, который мы почти потеряли в массовой культуре. Не забитый чиновниками или начальством уставший обыватель, а мужчина статный, красивый, образованный, фартовый, с юмором, презирающий смерть, ценящий честь, нарушающий правила ради победы и высшего блага. Не побоюсь этих слов, если бы молодое поколение росло на таких книжках и брало за ролевую модель Долохова, мы бы жили в другой стране. Единственное, за что можно комикс поругать – как-то резко обрывается история. То ли планируется второй том, то ли не знали как закончить.
«Долохов». Издательство «Белый единорог», 2021 г. Мягкий переплет, тираж 2500 экз., цена от 600 руб., 104 страницы. Час-полтора на чтение.
Биография Э.Т.A. Гофмана, рассказанная его котом
Этот комикс я привез как сувенир из поездки в Калининград, где Гофмана любят и ценят. Продается она много где – в музеях, книжных, сувенирных лавках, стоит порядка трехсот рублей (есть в продаже и онлайн, но надо смотреть издание от 2022 года, а не 2017).
На сорока страницах книжечки в мягкой обложке происходит именно то, что в названии – кот рассказывает о жизни хозяина, авторе «Щелкунчика», от детства в тогдашнем Кенигсберге до смерти в сорок шесть лет в Берлине, где композитор, художник, писатель, юрист и поэт умер бездетным и в долгах. На серьёзный биографический труд это не тянет – скорее сборник любопытных фактов о Гофмане с комедийной ноткой, что добавляет рассказчик-кот. Например, вы узнаете, что Гофман рецензировал Бетховена или был знаком с писателем Василием Жуковским.
Интересна биография создателя комикса, Ольги Дмитриевой: училась на Кубе, в 1989 году стала членом союза художников СССР, работы выставляются в Норвегии, Японии, в частных коллекциях в Швеции и Германии, сама продолжает жить в Калининграде и читает лекции по истории искусства. Это видно по рисунку: с виду вроде бы простой и детский, но в каждой мелкой детали чувствуется рука мастера.
Пророк
Если вы смотрели фантастический фильм «Джон Картер», то примерно этого можете ожидать от чтения «Пророка». Концепция здесь другая – в далеком будущем на Земле выходит из криосна человек по имени Джон Пророк, его задача пробудить человечество. Сама планета покорена разнообразными причудливыми расами пришельцев и напоминает Марс из «Джона Картера» и немного Татуин из Звездных войн.
По мере развития сюжет начинает делать сумасшедшие виражи – добавляются биомодификации тел, космические станции, призраки, другие клоны Пророка, говорящий волк, в общем, полет фантазии достоин комиксов про «Метабаронов». Читать это очень интересно, хоть я и не фанат такого стиля иллюстраций. Минус у русского издания один, но огромный, уже ставший классикой: пока на русском издан в 2019 г. один том и про продолжение можно только мечтать.
«Пророк. Книга 1. Возрождение». Издательство «XL Media», 2019 г. Твердый переплет, формат 78×108, тираж 2500 экз., цена от 500 руб., 152 страницы. Полтора часа на чтение.
Бонус-трек: манга Good Morning Call
Журнал “Anime Magazine” за июль 2003 года. Такими тогда были косплей (дамы с обложки были секс-символами московской аниме-тусовки) и рецензии на мангу.
Об этом и многом другом я рассказываю в канале «комиксы для бумеров» на Дзене, где рассказываю о комиксах для взрослой аудитории.