Прочитал «Москва-Петушки» Венечки Ерофеева и это превзошло любые мои ожидания. С надменным «ха» плюхнулся я в кресло читать очередного болтуна и графомана, а встал с пониманием, что открыл для себя большого художника.
Под фабулой алко-трэш-трипа и «road movie» находится взгляд современника, повествующий о загнивании «советской мечты». И если перефразировать AC/DC («I’m on my way to the promised land…»), к земле обетованной этот путь не вёл. Зато вполне вёл к highway to hell.
Это история о маленьком человеке, изгое общества, который всё понимает, но ему отсюда не выбраться, только вперёд ногами. Считаю, что в повести Венечка все-таки перепил и издох. Потому и не доехал до Петушков. С определенной части повествования он уже не в поезде, так как выпал из этой жизни насовсем. Или нет никаких Петушков и они только недостижимый идеал?
Помимо того, что «Москва-Петушки» мастерски написана, это еще и вместилище задрота: Ерофеев очень умен в интертекст. Чтобы понять все отсылки нужно очень много знать о культуре в целом. По тексту встречаются выражения не свойственные русской литературе 20 века и советскому реализму особенно, — всеразличные жаргонизмы и фольклорные, бранные сочетания слов. При этом данная литературная работа написана по завету Чехова: емко, образно и со вкусом.
Ерофеев в своей формуле письма пересекается со знаменитыми западными скандалистами 20 века. Хочется припомнить и битников, и грязных реалистов. Пожалуй, один из последних, больших и настоящих писателей в России, несущий художественную ценность, а не очередной бред.