Без супергероев: что хорошо и что плохо в сериале «Каратель» от Netflix

Кровь, пули и череп на футболке.

Каратель — не самый типичный «герой» Marvel. Там, где другие решают проблемы, перехитрив противника, избив или, например, связав его, Фрэнк Касл просто всех убивает. Никакой супергеройской мишуры, никаких компромиссов — только пули. Это потом в комиксах появляются сверхъестественные силы, Каратель умирает, возвращается из мёртвых (не раз), даже работает на ангелов и демонов. Изначально всё было просто, изящно, жестоко.

Впервые Касл появился в кинематографической вселенной Marvel во втором сезоне «Сорвиголовы» и сразу же перетянул на себя одеяло. Отдельный сериал был лишь вопросом времени. И вот 17 ноября на Netflix вышел «Каратель».

Видно, что Marvel с Netflix ещё только набивают руку в создании сериалов о супергероях, обкатывают концепции, стили. Попробуем понять, почему «Карателя» стоит смотреть и что могло бы получиться лучше.

Что крутого в «Карателе»

Сеттинг без героев

Мы привыкли, что в кинематографической вселенной Marvel в центре внимания всегда люди со сверхспособностями или крутыми гаджетами. В фильмах бал правят суперсолдаты, боги и миллиардеры в экзоскелетах. В сериалах есть Сорвиголова со своим особым зрением, Железный кулак со своим… кулаком, пуленепробиваемый Люк Кейдж, суперсильная Джессика Джонс.

Казалось бы, в такой компании простой человек смотрится не выигрышно. Но только не Фрэнк Касл. Нет суперсилы или крутых гаджетов? Зато есть ножи, снайперские винтовки и пулемёты. Никаких сверхлюдей, кланов бессмертных ниндзя, пришельцев из космоса — только мафия, коррумпированные копы, плохие военные.

И это одна из лучших черт «Карателя» — демонстрация того, что вселенная Marvel не завязана исключительно на супергероях. Что даже если миру не угрожает очередное вторжение монстров из других миров, в нём всё равно происходит много жуткого дерьма. Люди убивают друг друга и никакие Капитаны Америка и прочие не смогут их сдержать.

А ещё в «Карателе» нет, наверное ни одного полностью положительного персонажа (разве что Кёртис, старый друг Касла). Мир тут вообще не делится на чёрное и белое: здесь у убийц есть понятия о чести, а тот, кто борется за правое дело, может оставлять за собой горы трупов.

Джон Бернтал

О том, что Бернтал — идеальный выбор для роли Фрэнка Касла, было понятно сразу. Вспомните тех же «Ходячих мертвецов» — Шейн хоть и был тем ещё засранцем, был прописан едва ли не лучше остальных героев, вызывал сопереживание. В «Карателе» примерно та же ситуация. Бернтал здесь — лучший элемент шоу. Его хриплый голос, своеобразная мимика — всё идеально попадает в образ Касла, будто образ мстителя из комиксов изначально придумывался под него.

Исключительная жестокость

Если вы считали, что «Сорвиголова» был жёстким сериалом, то «Каратель» ещё сможет вас удивить. Такого уровня насилия не ожидаешь от продуктов Marvel. И очень круто, что помогает в этом Netflix — они не связаны телерейтингами, временем вещания и прочим, а потому и самоцензуры нет почти никакой. В «Карателе» людям сносят головы, потрошат, выдавливают глаза, возят лицом по разбитому стеклу — но при этом сериал не выглядит трэшово. Жестокость здесь — не самоцель, а лишь приём, который удачно дополняет историю. В мире Фрэнка Касла нет места сантиментам, полумерам и слабостям.

А ещё здесь отлично поставлены перестрелки, примерно так же хорошо, как боевые сцены в «Сорвиголове». Есть даже эпизод, явно напоминающий «Джона Уика».

Социальный контекст

Если задуматься, сюжеты супергеройских сериалов Marvel — по большей части несерьёзны. Герои решают какие-то свои проблемы, а на фоне между тем идёт борьба с кланами древних ниндзя, преступниками с суперспособностями и прочей ерундой. Разве что «Люк Кейдж» пытался высказываться на тему уличной преступности и расового неравенства, но эти мысли плохо сочетались с историей самого персонажа, который в основном ныл, что не хочет быть героем.

В «Карателе» есть две истории: история Фрэнка Касла, который мстит убийцам своей семьи, и история Льюса Уэлкота, молодого морпеха, страдающего от посттравматического расстройства. Объединяет их общий посыл — проблемы ветеранов боевых действий, которые не могут найти своё место в обычном мире. Обе сюжетные линии подчинены этой идее, даже если иногда позволяют себе отходить от темы. Из-за этого сериал ощущается целостным.

В чём «Каратель» не преуспел

Нет своего стиля

Не главная претензия к сериалу, но впечатление немного портит. В «Карателе» нет никакого визуального и звукового «крючка», благодаря которому сериал бы сразу запоминался. Он выглядит как любой другой боевик. У всех предыдущих сериалов от Marvel и Netflix было своё цветовое кодирование: даже в не самых хороших «Защитниках», у разных сюжетных линий героев были свои цветовые фильтры. Здесь же ничего этого нет.

С музыкой тоже беда — она вроде бы есть, но гарантирую, вы не запомните ни одной мелодии, ни одной песни. И это большой просчёт — историю Фрэнка Касла, жестокую и драматичную, можно было ещё сильнее раскачать правильной музыкой.

Есть ещё одна проблема — «Каратель» ощущается слишком оторванным от остальной кинематографической вселенной Marvel. В других сериалах хоть как-то упоминались события «Мстителей», а Фрэнк Касл будто живёт в параллельной вселенной: вы ни слова не услышите ни о ком из героев. Даже Карен Пейдж (бывшая девушка Сорвиголовы) ни разу не упомянет о том, что произошло в «Защитниках», хотя действие «Карателя» происходит уже после них.

Это было бы нормально, если бы у руля проекта стояли не Netflix. А то получается, что нам много сезонов строили общую вселенную, а потом взяли и отбросили её. Понятно, что у Касла своя жестокая история, но ведь её можно было обогатить хотя бы отсылками.

Слишком затянуто

Изначально в «Карателе» должно было быть всего 6 эпизодов, но потом авторы зачем-то растянули сезон на 13 серий. Лишнее время пытались как-то забить контентом: в сериале хватает длинных планов, от которых легко можно было бы избавиться, временами встречаются разговоры «ни о чём». Видно, что снимали «Карателя» именно с прицелом на короткий сезон.

В какой-то момент от сериала начинаешь уставать, если смотреть запоем (что и предполагает формат Netflix, когда сезон выходит сразу).

Из этого же, пусть и косвенно, выходит другая проблема: Каслу в какой-то момент перестаёшь сопереживать. Нам в каждой серии показывают его воспоминания о семье, флэшбеки с женой и прочее. Если в первых эпизодах это ещё как-то пробирает, то потом становится слишком привычным. Чувство эмпатии притупляется, а сцену хочется пропустить.

Не докрутили «социальность»

«Каратель» — важный сериал хотя бы потому, что поднимает тему военных, которые после возвращения домой не могут найти там для себя места. Но есть одна проблема: тема раскрыта не полностью. В США есть реальная проблема: на многих ветеранов конфликтов в Ираке и Афганистане правительство просто «забило». Те не получают пособия, из-за психологических травм не могут найти работу, многие оказываются на улице, вынуждены попрошайничать, а зачастую и умирают там же. Согласно данным, в 2016 году в Штатах на улице жило около 40 тысяч ветеранов.

Но в «Карателе» этой темы почти не касаются. Все разговоры ведутся о том, что «кто-то кого-то подвёл» и нужно ли ограничивать оборот оружия. Причём тема государства, которое подвело своих защитников, настолько очевидна, что кажется, будто у создателей просто не хватило духу заговорить о ней отчётливо. Из-за этого всё время кажется, что что-то не так. Будто бы тебе что-то не договаривают, что-то упускают.

Та же ситуация с темой оборота оружия. «Каратель» вышел, наверное, в самый неподходящий момент — почти через месяц после трагедии в Лас-Вегасе. Но сериал почти не раскрыл тему, не высказал чего-то нового. Такое чувство, будто создатели поняли, что надо что-то сказать, но что именно — так и не решили. И вот у нас вроде бы есть сенатор-популист, который радеет за запрет продажи оружия, вот есть ветеран-мошенник, который раздаёт листовки «Они хотят отобрать наши права, они хотят отобрать наше оружие». Есть эпизод с дискуссией на радио, в котором поучаствовала даже Карен Пейдж. Но нет какого-то финального вывода, какой-то чёткой позиции.

Получается немного странная ситуация: в один момент «Каратель» пытается заговорить о чём-то важном, а затем сразу же бросает Касла в мясорубку и заставляет застрелить, заколоть и выпотрошить сотню человек. Мягко говоря, диссонанс.

Вряд ли «Карателя» можно однозначно назвать хорошим или плохим сериалом. В нём слишком много противоположных качеств: крутой экшен и затянутость, отличный каст и предсказуемость, желание высказаться на важную тему и неумение изящно это сделать.

Но самое важное здесь то, что сериал про Фрэнка Касла всё же смог выйти за рамки супергеройских шоу от Marvel и Netflix. Пусть получилось не всё, но сам факт очень важен.

В 2019 году Disney запускает свой видеосервис, но у Netflix остаются права на съёмку сериалов про Сорвиголову, Железного кулака, Люка Кейджа, Джессику Джонс и Карателя. Даже если история Касла не получит продолжения, мы точно увидим героя Джона Бернтала в других сериалах.

 
Источник: DTF

Читайте также