«Без конца» 1985г. Кшиштоф Кесьлевский

История политического разочарования – это крах чьей-то судьбы. Как Польский режиссер исследовал историю своей страны в одной политической драме.

Фильм начинается с знакомства с молодым мужчиной в чёрном смокинге, он адвокат. Антек умер 4 дня назад. Сердце. У него есть незаконченное дело.. дело политзаключенного Дарека, простого рабочего, обвиняемого в организации бунта в Польше после запрета движения «Солидарность» в 1981 году.

Немного о событиях того времени.

В период 1981-1983 года в Польше введено военное положение. Была произведена милитаризация экономики и общественной жизни, полноправную власть осуществляли военные структуры. Эти события сопровождались общественным противостоянием и репрессиями. Происходили столкновения и забастовки, в результате которых погибли десятки людей, порядка 10 тыс. были арестованы и осуждены.

Железные принципы социализма никак не вязались с теми требованиями, которые выдвигало движение “Солидарность”. И даже такие простые социально-экономические требования, как повышение зарплаты, второй выходной день и улучшение продовольственного снабжения подвергались резкой критике со стороны партийно-государственного руководства.

В движении “Солидарность” состояло порядка 10 млн. человек, это четверть населения Польши 80-х годов. В 1982 году движение существовало в условиях подполья. Власти уверенно заявляли, что военное положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не забудет слово солидарность.

Этот период в истории сопровождался санкциями в отношении Польши и СССР со стороны демократических стран, что сильно сказалось на экономическом положении страны.

Итогами военного положения Польши 1981-1983 гг. принято считать временное укрепление ПОРП (Польская объединенная рабочая партия, тесно сотрудничающая с КПСС). Оппозиция была подвергнута жестким преследованиям, сторонники солидарности были деморализованы, а лидеры изолированы и запуганы. Однако парадоксальным является то, что военный переворот впоследствии облегчил для Польши выход из коммунизма.

Вернемся к фильму

На экране разворачиваются две параллельные истории. В одной мы видим Улю и Яцека, жену и сына адвоката Антека, так внезапно ушедшего из жизни. Уля убита горем, она понимает, что была счастлива рядом со своим мужем. Но как горько ей осознать это лишь после его кончины. Внутри нее бесконечно рождаются вопросы к своему покойному мужу, которые обречены остаться безответными.

Сразу после похорон Уля получает звонок от Джоанны, супруги Дарека, которая просит помочь ей довести дело мужа до конца. Выбор нового адвоката для Дарека падает на учителя самого Антека, пана Гибралтара, ой, то есть Лабрадора..:)

Однако подход нового адвоката, прямо противоположный подходу его предшественника, не устраивает Дарека. Он хочет выйти на свободу с гордо поднятой головой, сохранив свою позицию, заявить о своем праве быть услышанным. Пан Лабрадор привык идти традиционным путём, он хочет признать невменяемым своего подзащитного, либо заставить его отказаться от своих слов.

На протяжении всего фильма мы часто видим мелькающий снимок Джорджа Оруэлла, то на брошюре в архивах Антека, то на обложке книги, которую читает Уля, абсолютно точно намекая нам на самое главное произведение писателя, роман-антиутопию “1984” о тоталитарном государстве в котором господствует страх и повсеместный контроль населения Океании.

Мне очень запомнилась трогательная сцена с ночным кошмаром Яцека, когда он в истерике зовет мать и обнимая ее рассказывает, как застал родителей голыми в постели. Уля объяснила сыну, что так люди любят друг друга, и именно благодаря такой любви он сам появился на свет. Если честно, я толком не понимаю, как интерпретировать эту сцену. Наверное это один из фрагментов фильма, который возвращает Улю на мгновение к реально жизни, отвлекая ее от мыслей от безысходности своего бытия.

Чтобы облегчить свои моральные страдания она обращается за помощью к гипнотизеру. Во время сеанса она видит Антека, который на протяжении всего фильма сопровождает ее. С того момента, как мне кажется, Уля принимает решение уйти вместе с ним.

Одна из самых напряженных сцен фильма это эпизод, когда Уля во время разговора с другом с невозмутимым лицом рвет на своей ноге колготки. Не проявляя внешнего смятения она борется с чувствами, пожирающими ее изнутри. После этого она задыхаясь бежит по ступеням на очередной сеанс гипноза, волнение в сцене достигнуто великолепной операторской работой и тревожным музыкальным сопровождением. Я не смогла устоять и пересмотрела этот эпизод несколько раз.

Финал

В финале фильма мы оказываемся в зале суда, на скамье подсудимых Дарек. Судья вынес ему оправдательный приговор. Накануне заседания он сдался и последовал указаниям своего адвоката пана Лабрадора. Воцарилась тишина, оправдание встретили сухо все, в том числе жена самого Дарека. А Уля, кажется, окончательно разочаровывается в жизни, на ее глазах произошел крах идеалов, которых придерживался Дарек, он убил в себе свои принципы от давления под определенным углом.

Самоубийство Ули кажется крайне уместным финалом фильма.

Когда же я все таки из бодрого волчонка, в облезлого стал превращаться пса, совсем недавно был я счастлив, когда летел как пуля, а прохладный ветер так весело свистел в ушах. Теперь от ветра лишь дрожу я, но может не от ветра, а от страха, и глаз блестит лишь потому, что свет костра в нем отразился. Когда же на меня ошейник тот надели? Или я сам попался скромно глядя в землю? Боже, ведь ты все можешь. Наверное, даже жалкого червя ты, если б захотел, то сделал гордым. Так помоги мне, о всесильный, верни мне то что потерял я. Или внуши мне что живу я вольно, хотя и плачу.

10 из 10

#обзоры #кино

 

Источник

Читайте также