Летом 2017 года Мишель Ансель, наиболее известный, как создатель серии Rayman, официально анонсировал вторую часть Beyond Good and Evil. Первый анонс произошёл ещё в 2008 году, но сиквел не особо успешной игры попал в производственный ад, проболтавшись до анонса ещё 9 лет.
Для меня, ещё в подростковом возрасте мечтавшего узнать, что же всё-таки случилось с Джейд и её свиноподобным дядей Пейджем, по степени невероятности эта новость была сравнима с анонсом Half-Life 3, или как если бы вдруг объявили, что Курт Кобейн жив, и скоро выходит чётвертый студийный альбом Nirvana.
Ожидая выхода продолжения, хочется поподробнее рассказать об одной из самых моих любимых и дорогих сердцу игр, ибо в своё время она не заслужила должного внимания публики, хотя такие серии как, например, Assassin’s Creed, Batman: Arkham City или прошлогодний God of War во многом реализуют те же самые идеи, что и BG&E 16 лет назад.
Вообще 2003 год лично мне запомнился, как один из самых важных в индустрии видеоигр. Только посмотрите на этот список: первый Splinter Cell, Prince of Persia: Sands of Time, Warcraft III: The Frozen Throne, Silent Hill 3, Call of Duty, Star Wars: Knights of the Old Republic, Jedi Academy и Готика 2: Ночь Ворона…
Beyond Good and Evil получила высокую оценку на AG.ru, что сильно привлекло моё внимание, и в то же время мне в руки попал выпуск Страны Игр, где был подробный гайд с описанием разных механик и локаций. Я перечитывал статью раз за разом, параллельно разглядывая скриншоты. Игра завораживала, и в ней чувствовалась невероятная глубина.
И наконец, мне на день рождения подарили диск с локализацией от Буки…
За гранью добра и зла
Игра рассказывала о планете Хиллия, которая подвергается атакам злобных инопланетных захватчиков, именуемых ДумЦ. Инопланетяне в ходе своих рейдов массово похищают жителей. Планету охраняет военная организация «Корпус Альфа», установившая на планете что-то типа военной диктатуры. Лицо командующего Кхека из огромных экранов по всей планете вещает о постоянных военных успехах организации, но люди продолжают пропадать.
Главная героиня — фотожурналистка Джейд вместе её дядей — антроморфоным свином Пейджем присматривает за маяком, ставшим домом для детей-сироток, чьи родители пропали при атаках инопланетян. Во время очередной атаки монстры чуть было не похищают детишек из-за отключенного за неуплату защитного поля. Тяжелое финансовое положение толкает Джейд на авантюру, которая в конце концов приводит её в штаб повстанческой организации ИРИС. Члены ИРИС сообщают Джейд, что на самом деле «Корпус Альфа» работает с ДумЦ заодно, и именно они осуществляют похищения жителей.
Повстанцы просят Джейд помочь вывести злодеев на чистую воду, и девушка соглашается, взяв себе позывной «Шони».
Несмотря на линейность и простоту истории, подана она хорошо, персонажи яркие и запоминающиеся, диалоги и драматизм имеются, и в сценарии есть пару неожиданных поворотов.
Будни хиллийской журналистки
Геймплейно игра представляет из себя action/adventure по типу 3D-игр из серии Zelda в очень небольшом, но уютном и неплохо наполненном (по стандартам 2003 года, конечно же) открытом мире. Доступная игроку Хиллия представляет из себя архипелаг, где между островками нужно перемещаться на ховеркрафте — судне на воздушной подушке.
По ходу игры ховеркрафт можно и нужно апгрейдить, что даёт нам возможность не только следовать далее по сюжету, но и возможность попасть в ранее недоступные локации (привет, метроидвания!).
По ходу странствий мы находим разнообразный лут, а также жемчужины — единственную валюту, которую принимают владельцы гаража с апгрейдами — антропоморфные носороги Маммаго, явно неравнодушные к Ямайке.
Также Джейд — всё-таки журналистка, поэтому нашим основным оружием будет отнюдь не посох додзё, которым Джейд орудует всю игру, а фотокамера, на которую мы будем снимать компромат на «Корпус Альфа».
Помимо своего журналисткого расследования для повстанцев, Джейд практически в самом начале игры получает задание от местного зоологического общества: сфотографировать всех представителей фауны Хиллии.
Фотографии животных (особенно редких — не забывайте сфоткать боссов в пылу битвы!), помимо всего прочего, служат основой нашего благосостояния.
Press X to Win
Beyond Good and Evil очень сильно выделялась нетипичным для того времени смешением жанров — это был и немного слэшер, и немного симулятор (на ховеркрафте можно было участвовать в гонках), и немного стелс, и платформер без платформинга, и адвенчура с решением головоломок.
Однако, каждый элемент был очень простым по своей сути.
Боёвка была примитивной — удар, отскок, сильная атака. Однако, зрелищность и интересный дизайн битв позволяли ей успешно работать. Задолго до freeflow боёвки из игр про Бэтмена.
Гоночные эпизоды на ховеркрафте были, по большей части, необязательными, но зато вносили разнообразие в геймплей.
Стелс — не чета Metal Gear Solid и уж тем более вышедшему в том же году Splinter Cell. Но игре это было и не нужно. Стелсу было уделено достаточно много времени, но он, во-первых, был необходим только в те моменты, когда мы оставались без напарника, а во-вторых — воплощал суть стелса, как жанра: нам было достаточно понять паттерн поведения противников, чтобы проскочить мимо. Без сложных механик. Без индикатора освещения и шума. Вот так просто.
Джейд была достаточно ловкая, чтобы перемещаться с помощью сальто и преодолевать вертикальные препятствия, но, опять же, задолго до Assassin’s Creed для этого не нужно было до миллиметра просчитывать прыжки — Джейд «приклеивалась» к платформе, по нажатию кнопки прыжка.
Головоломки были достаточно просты, чтобы из-за них не лезть читать гайды в интернете, но достаточно комплексны, чтобы задать нужны темп геймплею, перемежая спокойные эпизоды и экшн.
И это не говоря уж о возможности просто поболтать с NPC, поиграть в мини-игры, типа вариации настольного хоккея или купить газету со статьей, где обличают истинное лицо «Корпуса Альфа» с ТЕМИ САМЫМИ фотографиями, которые мы сделали в ходе прохождения сюжетного задания.
Именно такое аккуратное смешение простых, по своей сути, геймплейных элементов создавало целостную игру-приключение.
В гостях у сказки
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть сказочный мир, созданный Мишелем Анселем.
Мир игры прекрасен и по-своему уникален. А с любовью выполненный дизайн и эффекты позволяют игре и в 2019 году выглядеть прекрасно, несмотря на устаревшую графику.
Мир населяют как homo sapiens, так и разнообразные антроморфные животные. В глубинах пещер скрывается агрессивная фауна, а снаружи по морю плавают огромные киты, а дельфиноподобные существа выпрыгивают из воды, заставляя тихонечко ругаться, пытаясь поймать их в фокус камеры. На маяке можно побегать за местным псом, пытаясь вырвать у него из пасти местную вариацию аптечки, и половить на закате святлячков, фотография которых также пойдет зоологическому обществу.
Немалую роль в создании сказочной атмосферы сыграла музыка Кристофа Эраля. Она очень красива и разнообразна. Композитор, помимо всего прочего, очень удачно вписал свои композиции в контекст: так в битве с боссом может играть эпичная оркестровая тема с хором, а, например, в гараже носорогов-ямайцев — жизнерадостный регги.
А теперь — о коммерции
Несмотря на интересную историю с яркими персонажами, увлекательный геймплей, визуальное великолепие, атмосферу и высочайшие оценки критиков, игра продалась очень плохо.
Вялые продажи и, пожалуй, наличие конкурентов в лице Prince of Persia: Sands of Time (от той же Ubisoft и на том же движке, который, на секундочку, назывался Jade Engine!) не позволили стать игре общепризнанным шедевром.
Итог
Beyond Good and Evil — вызывающая удивительные эмоции игра. И, несмотря на свой возраст, вполне достойно смотрится и сегодня. Тем более, выходили её HD переиздания на Xbox 360 и PS3.
Однако, Ubisoft за эти 16 лет из разработчика достаточно уникальных и разнообразных проектов превратился в огромный конвеер по производству игр, где нужно захватывать вышки, чтобы пройти дальше.
Жду ли я Beyond Good and Evil 2? Конечно.
Будет ли проект нынешней Ubisoft хорошей игрой? Не уверен.
Но если вы пропустили первую часть или не играли из-за возраста — дайте ей шанс. Возможно, она станет лучшей игрой в вашей жизни, как когда-то для меня.
Делитесь в комментариях своими впечатлениями и воспоминаниями!