Товарищи, поздравляю вас с очередным днём Бэтмена! Возможно, у кого то ушастый детектив уже набил оскомину, но отрицать его мегапопулярность и влияние на массовую культуру невозможно. Как и самобытность и психологическую глубину некоторых историй о нём, за которую приключения Брюса Уэйна и любим. Поэтому в такой вот тематический день хотелось рассказать тем, кто может быть не в курсе, об одной из лучших экранизаций комиксов о Бэтмене и самом пробивном, пожалуй, что выходило у WB в плане анимации. Итак, гвоздём нашей программы является Dark Knight Returns, анимационный фильм из двух частей по работам могучего и мрачного Фрэнка Миллера.
Мы встречаем вновь нашего героя пожилым ветераном, который уже лет 10 «на пенсии». За это время Готэм, как и стоило ожидать, скатился в тотальную задницу. Настолько глубокую, что даже дед Брюс не смог это всё терпеть. Поэтому в компании юной девушки Карен бросает вызов новым бандам города. Правда, ничего хорошего из этого не выйдет….
Чем же так выделяется данная история? Пожалуй, самое важное — крайне непривычный образ самого великого детектива. Это не бодрый и готовый ко всему борец с преступностью, продумывающий десять шагов наперед. Перед нами уставший, замученный ветеран войны, который повидал столько боли, смертей и утрат, что мало кто во Вселенной смог бы его понять в полной мере. Его физическая форма нам понятна, всё таки пожилой человек, поэтому все акробатические пируэты и боевые приему даются ему с трудом. Однако главное — его моральное состояние. Брюс истерзан внутренними демонами, флешбеками из прошлого настолько, что он уже давно плюнул на свои принципы, которые его и город привели к нынешнему состоянию. Поэтому перед нами не столько более слабый Бэтмен, сколько более жестокий и неконтролирующий себя, не думающий о последствиях. Во всем этом, кстати, можно увидеть образ из фильмов Снайдера. Но знаете, в чём беда? Зак ограничился внешним впечатлением, образом потрепанного жизнью Бетса, но не стал раскрывать, почему он таков, не дал контекста. Из-за чего Аффлек конечно смотрится круто, но зачем он нужен в этих фильмах — непонятно.
Также Dark Knight Returns это продукт своего времени, о чем не стоит забывать. Комикс вышел в 1986 году, когда идеи о Холодной войне, постоянной опасности извне, нагнетённости и жёстком контроле государства под предлогом борьбы с коммунистами были более чем актуальны. Фрэнку Миллеру удаётся передать эти настроения через телевизионные вставки, где «эксперты» комментируют происходящее в Готэме и в мире, через диалоги само собой. Благодаря этому всему создается ощущение постоянного напряжения, как будто в воздухе можно повесить топор.
И не хочу особенно спойлерить обо всем произведении, но затрону один крайне важный момент, от которого желание увидеть этот мультфильм вполне может вырасти. В отличие от фильма Снайдера, здесь есть действительно зрелый, обоснованный и крутой конфликт Бэтмена и Супермена. Почему он хорош вообще? Потому что Миллер действительно дал обоим персонажам обоснования для противопоставления друг другу. Бэтмен у нас — анархист, отражение того, что люди, то есть население Готэма, так или иначе сами могут решить свои проблемы, если их вдохновить и обучить. Супермен же сторонник порядка, государственник, убежденный, что лишь сила и контроль сверху способны наладить стабильность и порядок. Автор не стал мусолить личные дрязги, чтобы это всё решилось в ключе «МАРТА, ОТКУДА ТЫ ЗНАЕШЬ ЭТО ИМЯ» ) Нет, Миллер превращает наших героев в олицетворения противоположных идеологий, столкновение которых неизбежно порождает яростное и непримиримое противостояние. Надеюсь, разница в глубине и обоснованности очевидна.
С визуальной точки зрения мультфильм уж точки, я бы сказал. С точки зрения отрисовки окружения, общей мрачности здесь полный порядок, очень качественно для 2012 года. Также очень радует постановка боевых сцен и анимации в драках. Движения достаточно плавные, очень мощные и увесистые, что лишний раз подчеркивает метаморфозы в организме пожилого Бэтмена., да и в целом придаёт этакой брутальности. Да и на кровищу создатели не поскупились, благодаря чему детской эта история даже близко не кажется. Однако в том, что касается дизайна персонажей, очень и очень много проблем, на мой взгляд. И речь даже не столько о неканоничном и в целом не сильно привлекательном облике некоторых личностей, сколько об общей угловатости местных физиономий. Местные «рожи», по другому и не скажешь, либо чересчур квадратные, либо углов у них больше, чем у игрального кубика. Если это было сделано для суровости картинки, то выбор был однозначно неудачным, всё таки у нас тут не Gears of War, если вы понимаете, о чём я) В целом все здесь реально выглядят не сильно приятно, что может быть имеет под собой идейное основание, но визуально приятнее от этого не становится.
В целом Dark Knight Returns, определенно, — одно из самых суровых произведений о Тёмном рыцаре в комиксах и уж тем более в экранизациях. Это черствый и своеобразный ракурс, под которым на привычный образ героя всем, кто интересуется его приключениями, как минимум любопытно взглянуть. И это лишнее подтверждение тому, что самые великие герои зачастую — это обычные люди, у которых тараканов в голове может ничуть не меньше, чем у нас с вами, а то и больше.
Пы. сы. Ещё раз поздравляю всех фанатов Бэтмена с этим символическим днём и желаю всегда, в самой мрачной ночи видеть свет надежды.
Автор: Павел Широков. Сообщество CatGeek.