Думаю, большинству читателей доводилось хотя бы мельком видеть фотографию этой девушки, и многие припоминают, что модель зовут Лена. Я впервые столкнулся с этим снимком в лаборатории Антона Савельева в СПИИРАН, нынешнем СПБ ФИЦ РАН, где работал условным «техническим писателем и литературным редактором англ.-рус.», помогая ребятам готовить статьи на конференции, заявки на гранты и перемалывать прочий контент, требовавший внятной подачи по-английски или по-русски. Несколько позже, уже на Хабре, у меня завязалось виртуальное, а впоследствии и реальное знакомство с @Loriowar. Рассказывая о своём становлении в профессии, он, в частности, написал:
В программинг пришёл просто: на лабе по цифровой обработке сигналов в очередной раз безжалостно издевался над Леной (https://en.wikipedia.org/wiki/Lenna), жал её по-всякому и прочие непотребства совершал. Естественно, не забывая в красках описывал это в отчёте, который никто не просил делать. За это и позвали биллинг пилить на руби, ибо препод был генеральным директором компании.
Это Лена Сёдерберг, шведка (род. 1951), заглавное фото которой появилось на обложке ноябрьского номера «Playboy» за 1972 год. Также на центральном развороте этого журнала она изображена в гораздо более откровенном образе. Всемирную известность получила верхняя часть центрального снимка (512 x 512 пикселей). Считается, что именно эта картинка была первым изображением, переданным с компьютера на компьютер в сети ARPANET. Со временем лицо Лены превратилось в эталонный образец для компьютерной обработки изображений.
В 2014 году на Хабре в одном из корпблогов выходил пост об истории этого снимка и о его важности в информатике. Излишне было бы пересказывать эту историю, делая акцент на личности модели и на проникновении ее фото в computer science, но я решил написать о Лене, поскольку ее снимок оказался поразительно живучим. Из обычной обработки изображений фото Лены перекочевало в область компьютерного зрения и распознавания образов. Снимку настойчиво подыскивают замену, саму модель, разменявшую восьмой десяток, продолжают иногда донимать журналисты. Тем не менее, снимок получился не только запоминающимся, но и настолько качественным, что остаётся самым ценным легаси в своей отрасли.
Традиция
Мы живем в обществе, пути развития которого определяют взрослые мужчины. Запрос на эстетику и иконические образы также диктуется преимущественно мужчинами, воспринимающими женскую красоту как один из самых мощных и неустаревающих источников вдохновения. Образ Лены стал одним из таких образов, но далеко не первым.
В конце XIX века из Сены был выловлен труп неопознанной девушки, и гробовщики были настолько впечатлены красотой утопленницы, что заказали посмертную маску с ее лица. Вскоре эта маска стала тиражироваться и продаваться в качестве комнатного украшения. В 1955 году на ее основе был сделан манекен «Воскреси Анну» (Resusci Anne) для тренировок по оказанию первой помощи.
В начале XX века у Лены была и другая предшественница – модель Одри Мэнсон. Эта женщина родилась в 1891 году, в 1910-х делала в Нью-Йорке головокружительную карьеру актрисы и модели, но в 1919 году попала под суд за соучастие в убийстве жены своего любовника – и, хотя была оправдана, так и не оправилась от шока, а также быстро потеряла заказы и фавор. С 1931 года находилась в психлечебнице, где в полном забвении дожила до 1996 года, умерев в возрасте 104 лет.
Её ростовые статуи из мрамора и металла до сих пор украшают нью-йоркские здания и мосты, но подробная история этой модели стала известна совсем недавно.
Аналогичные случаи происходили и с женским голосом, а не с образом.
Сюзанна Вега (род. 1959) даже не подозревала, что её песня «Tom’s Diner» в 1991 году была первым треком, записанным в формате MP3, когда этот формат только тестировался. По-видимому, песня просто нравилась Карлхайнцу Бранденбургу, руководившему разработкой этого формата, но я опубликую здесь и сам клип, чтобы вы могли оценить его ритмическую и акустическую простоту.
Наконец, даже в обработке изображений Лена не была первой плейбой-моделью. В 1961 году Лоуренс Робертс воспользовался фотографией Мисс Июль 1960, выступавшей под псевдонимом Тедди Смит; её настоящее имя – Делайла Хенри (род. 1942). Робертс стремился проверить, как снимок будет меняться при сжатии с 6 до 2 бит в монохромном представлении. .
Подборка цветных фотографий Смит
https://thethoughtexperiment.wordpress.com/2010/06/30/girls-of-summer-teddi-smith-miss-july-1960/
Почему снимок Лены Сёдерберг завирусился
Как ни странно, я не нашел однозначного ответа на этот вопрос. Летом 1973 года журнал с этим разворотом попал в руки либо доктору Уильяму Пратту, либо его помощнику Александру Савчуку, и они решили воспользоваться верхней частью отсканированного снимка в качестве стандартного тестового изображения при разработке алгоритма для сжатия JPEG-файлов. Чисто технически в те годы было сложно накопировать много качественных образцов как на цветном принтере, так и в цифровом виде, поэтому элемент случайности, несомненно, присутствует. Но гистограмма снимка в оттенках серого показывает, насколько плавным получился переход полутонов (спектр Фурье) на фотографии – то есть, насколько ровно она охватывает спектр от желтоватого до фиолетового через различные оттенки розового, в том числе, телесного:
Кроме того, на снимке довольно много мелких деталей, светотеней, а также хорошо вычленяемых однотонных участков. Он действительно оказался не только эстетичным, но и функциональным. .
Альтернативы Лены
Сама Лена Сёдерберг, будучи во втором и последнем браке взявшая фамилию Форсен и вернулась в Швецию. О своей известности в IT она узнала только в 1988 году (и восприняла эту известность с большим удивлением). Но сам снимок не покидал академических кругов до 1991 года, когда появился на обложке июльского номера «Optical Engineering» вместе с другим известным эталонным изображением – «Перцами» (Peppers).
В базе данных «Института обработки сигналов и изображений» (SIPI) содержатся десятки тестовых изображений, в том числе, женских. Наряду с «Перцами» (4.2.07) также широко известен «Павиан» (4.2.03). Я приведу здесь три этих картинки для сравнения, чтобы показать, насколько «Лена» отличается от двух предыдущих по спектру оттенков:
Характерно, что несколько тестовых изображений из вышеупомянутого архива удалено по причинам культурного, а не научного характера. Госпоже Форсен поначалу явно льстила специфическая известность, свалившаяся на нее. На самом деле, интересно, что вполне рядовая эротическая модель стала известна как икона высокотехнологичной отрасли, заслужила сравнения с Моной Лизой и даже участвовала в качестве почётной гостьи в конференциях по информатике, например, в 2014 году. Но уже в 2019 году вышел документальный фильм «Losing Lena», основной посыл которого заключался в «неуместной сексуальности» этого фото и необходимости исключить Лену из широкого применения. Так, в 2013 году Дианна Ниделл и Рэйчел Уорд в статье о восстановлении искаженных изображений поместили три фотографии Фабио Ланцони (секс-символа 80-х) в разрешении 256×256 с разной степенью воздействия гауссовского шума:
Дэниэл Лемайр в своем блоге указывает, что в качестве тестовых изображений можно использовать, например, датасет от Kodak. Напротив, Ричард Мэтьюз из университета Аделаиды указывает, что отказ от Лены нецелесообразен – не только потому, что фото уже изучено до мельчайших деталей, но и потому, что сумма его деталей, оттенков, теней, (рас)фокусировки, текстур, отражений и ровных поверхностей позволяет тестировать самые разные алгоритмы – от выделения границ до шумопонижения, а само изображение поддается сжатию до 50 микрон (толщина человеческого волоса) без серьезной потери качества.
Важным аспектом снимка Лены является его широкая растиражированность и тот факт, что и оригинал, и обработанное изображение продолжают тиражироваться далее. Обращу ваше внимание на один репозиторий, в котором к портрету Лены применяются специфические цветовые искажения:
Автор проделал эти преобразования путем сегментирования картинки с использованием k-средних и последующего перемешивания, а сам процесс назвал «уорхолизацией». Здесь он намекает на фамилию Энди Уорхола, американского художника, одного из крупнейших представителей поп-арта. Уорхол прославился именно воспеванием штампованного и «конвейерного» искусства, в частности, работой «Банки с супом Кэмпбелл». По-видимому, Лену можно только вымарать из информатики, но естественным путем она из отрасли уже не исчезнет, поскольку после смерти модели эта фотография неизбежно станет восприниматься безотносительно живого человека, как научно-исследовательский шаблон.
В некотором отношении роль Лены в истории обработки изображений можно сравнить с «бессмертной жизнью Генриетты Лакс».
Эта американка родилась в 1920 году и умерла от рака шейки матки в 1951 году, пролечившись от него в течение 8 месяцев, с апреля по октябрь. Опухолевые клетки Генриетты уникальны, так как у них, по-видимому, отсутствует не только предел Хейфлика, но и вообще какой-либо предел жизни. 8 февраля от Генриетты была получена клеточная линия HeLa, продолжающая делиться по сей день. Клетки HeLa настолько устойчивы, что переносят даже пересылку по почте. Онколог Джордж Отто Гей изъял и размножил эту линию без ведома Генриетты (возможно, потому что не опасался судебного иска со стороны смертельно больной бедной афроамериканки, проходящей радиотерапию). В настоящее время Google Scholar фиксирует более 2 миллионов работ с упоминанием клеточной линии HeLa; культура используется не только в онкологии, но и в биотехнологии, и в генной инженерии. В 2012 году на русский язык была переведена книга «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс», которая позиционируется как биографическая, но в большей степени является научно-медицинской.
Допуская ценность клеточной линии HeLa для биологии и обстоятельства сохранения этой культуры для нужд биологии, сложно не провести параллелей с судьбой Лены Сёдерберг. Красивая женщина не застрахована от того, что ее тело станет неконтролируемо тиражироваться, реально (и смертельно), либо виртуально. Тем не менее, прецедент Лены демонстрирует, насколько сложно совладать с информацией, как только она становится общественным достоянием. Сегодня визуальные данные распространяются через соцсети с ошеломительной скоростью и становятся неудалимы из Интернета, и с этим остаётся только мириться.
Заключение
В завершение этой статьи я приведу этот снимок Эмили Ратаковски (род. 1991), одной из самых привлекательных эротических моделей XXI века. В 2020 году Эмили написала длинный текст о том, насколько модель вправе и в силах контролировать распространение своих снимков в Интернете. Мне этот текст кажется лукавым, по крайней мере, в сравнении со случаем Лены Сёдерберг. Лена имеет моральное право просить об исключении себя из датасетов (хотя эти просьбы и контрпродуктивны, и в целом бесплодны). Но Эмили выросла в эпоху Интернета, осознанно стала секс-символом и очень многое сделала для обнуления своей приватности за деньги и славу. Вряд ли в старости она сможет выкупить себя из всех облаков, а тем более совершить столь впечатляющий переход с обложки «Playboy» на обложку «Optical Engineering», как совершила Лена Сёдерберг. Тем не менее, её текст кажется мне своевременным и просто отчаянным предупреждением, поэтому я буду очень рад прочесть его в русском переводе и увидеть лицо Эмили Ратаковски, например, у AGI, подобного Саманте.