Бесполезные 8 ГБ тупиковые вставки

Ну что, работяги. Все знали, что эта эра настанет, и она настала — жестко и молниеносно. Добавляет пикантности ситуации и тот факт, что всё это совпало с релизом «народных» RTX 4060/Ti и RX 7600, имеющих на борту как раз 8 GB VRAM. О чем я именно? Давайте разбираться.

Бесполезные 8 ГБ тупиковые вставки

Историческая справка

Микродисклеймер — по большей части я буду оперировать ценниками из зарубежных (США) магазинов, т. к. в условиях нестабильного курса рубля приводить ценники из локального ретейла смысла не так много. По поводу местного рынка будут отдельные сноски, либо отдельный блок в конце.

Впервые 8 GB видеопамяти среди видеокарт «народного» сегмента (условно — до ~400$) появились давно, ещё в далёком 2016 году с релизом линейки Polaris у AMD (RX 480 — 239$) и Pascal у Nvidia (GTX1070 — 379$). С тех пор за исключением отдельных SKU объём видеопамяти, который можно было получить за эти деньги (в случае с Nvidia — и на более дорогих SKU) по сути находился в некоторой стагнации — 8 GB на борту имели RX 5700/XT, RX 6600/XT, RTX 2060 Super — 2080 Super, RTX 3060 Ti, RTX 3070/Ti. Ну и свеженькие RTX 4060/Ti и RX 7600. Таким образом, 8 GB видеопамяти на данный момент можно встретить в видеокартах в весьма широком ценовом диапазоне — от <200 до ~500 долларов, если брать ценники на новые карты.

Однако, это вовсе не значит, что за умеренные деньги нельзя купить видеокарту с бОльшим объёмом VRAM. На рынке имеются выпущенные в прошлом сезоне RX 6700XT (479$ MSRP, от ~350$ сейчас) и RTX 3060 (329$ MSRP, от ~290$ сейчас), имеющие 12GB на борту; так же — Intel Arc A770 в 16GB версии (320$ сейчас) и несколько неочевидная RTX 2060 12GB — зверь относительно редкий, но в контексте б/у рынка вполне заслуживающий рассмотрения вариант. Впрочем, о б/у рынке мы ещё поговорим.

Прикладная часть

Здесь мы поговорим о нехватке VRAM в контексте обычного геймера, и что это значит для него.

Во-первых, какие настройки в играх значимо влияют на потребление VRAM. Тут из очевидного — разрешение рендера, качество текстур, тип сглаживания, LODы/дистанция прорисовки. Из менее очевидного, о чем не все знают — использование трассировки лучей так же ощутимо повышает использование VRAM.

Тут на минутку стоит задуматься, что бы вы предпочли — играть на настройках выше среднего, но с максимальными текстурами, или же на высоких+, но с периодически бросающимся в глаза мылом вместо текстур?

Во-вторых, как может отражаться на вашем игровом опыте нехватка VRAM. Тут проявлений может быть несколько. Первое и самое неприятное — когда GPU просто встаёт на колени и мы видим 10 FPS слайдшоу. Второй случай — появление статтеров, коротких просадок FPS, рваный фреймтайм. На графиках в тестах это выглядит как адекватный средний FPS, и очень низкие значения 0.1%/1%. Это более играбельно, но комфортным экспириенсом это назвать сложно. Ну и третье, как дополнение к первым двум — в игре может просто просесть качество некоторых текстур, где-то они будут подгружаться прям у вас перед лицом, где-то они будут мерцать, где-то будут оставаться мыльными, несмотря на выставленное в настройках качество. При этом производительность может и не сильно страдать (что, кстати, потенциально может делать результаты некоторых тестов производительности обманчивыми).

Помимо этого стоит затронуть тему отличий в менеджменте VRAM между картами nvidia и AMD. Вникать в подробности сильно не будем, но стоит помнить, что зачастую условные 12 GB на карте от «зелёных» — это не совсем то же самое, что те же 12 GB на Radeon-е, и в одной и той же ситуации одной из карт (как правило, от AMD) может понадобиться чуть больше памяти. Так же отличаться будет и поведение системы в ситуации, когда игра выходит за пределы доступной VRAM. Конкретные различия зависят от игры, т. к. содержимое памяти и его менеджмент всегда будут разными. В качестве конкретного примера можно привести тест в The Last Of Us, где сравниваются RTX 6000 Ada и Radeon Pro W7800, у каждой из которых искусственно аллоцируют разный объем видеопамяти, имитируя меньший объём VRAM. Данный тест рекомендую к полному прочтению, а пока двигаемся дальше.

Последнее, чего бы хотелось коснуться в данном блоке — нехватка VRAM может проявляться далеко не в каждой сцене в игре (да и в рамках одной и той же сцены ситуация может отличаться), поэтому к тестам зачастую стоит относиться аккуратно, ведь они не всегда охватывают разные сцены в игре и не всегда на 100% воспроизводимы, а смотреть на забор из статтеров в итоге вам.

Когда перестало хватать?

На протяжении 2021-2022 годов в целом 8 GB VRAM не воспринимались как какая-то критичная проблема. На релизе RTX 3070 многие говорили о 8 GB как о минусе этого видеоадаптера, однако это не мешало ей и другим картам, таким как RX 6600/XT, RTX 3060 Ti пользоваться успехом. Кейсы нехватки памяти на них хоть и были, но их было немного и чаще это было что-то специфическое. Если быть конкретным, с проблемами можно было столкнуться в:

Doom Eternal: Ultra Nightmare настройки ставят 8 GB карты на колени; при этом ситуация сразу же улучшается, если убавить текстуры.

Ещё одно видео, где в Doom Eternal показана нехватка VRAM у RTX 3070 в сравнении с RTX 3060 при использовании Ultra Nightmare текстур.

Far Cry 6: во многих тестах или видео на ютубе может показаться, что в игре нет проблем на картах с 8 GB видеопамяти. Тут мы возвращаемся к одной из первых глав поста, где я писал о том, что нехватка VRAM может проявлять себя не всегда, и даже в одной и той же сцене (например, внутриигровом бенчмарке) проблемы могут появиться не сразу, либо выглядеть по-разному.

На представленных графиках видим, что в одном из тестов проблемы с низким 1% и относительно низким средним FPS на 8 GB картах начинаются уже в 1080p, а в другом тесте в 1440p та же RTX 3070 уже предоставляет абсолютно неиграбельный экспириенс.

И ещё один тест (с таймкодом), где отключение HD текстур сразу улучшает ситуацию на RTX 3070.




Forza Horizon 5: на 8 GB видеокартах на максимальных настройках графики периодически можно столкнуться с данным всплывающим окошком. Однако, проблем с производительностью при этом в игре замечено не было, как и снижения качества текстур. Был, впрочем, период, когда в Форзе на многих конфигурациях начинали появляться графические артефакты (лично наблюдал на RTX 3070 и GTX 1650), что, вероятно, было связано как раз с нехваткой VRAM и у многих людей чинилось снижением качества текстур в настройках. Впоследствие проблема была исправлена, однако некий осадочек в голове остался.

Resident Evil Village: в 4К разрешении с RT и максимальными текстурами 8 GB видеокарты начинают сдавать позиции относительно своих 12 GB собратьев. Не могу сказать, что пример самый репрезентативный, учитывая что в 4К играют не многие, однако всё же заслуживает упоминания, учитывая что соседние по производительности видеокарты с бОльшим объёмом видеопамяти обеспечивают в этом же сценарии вполне приемлемую производительность.

И тут мы входим в 2023 год.

Всего за последние несколько месяцев уже вышло немало игр, которые совершенно не стесняются в использовании VRAM и готовы ухудшить вам экспириенс при её нехватке. В каждой из них 8-гиговые (а иногда и 10-гиговые) видеокарты сталкиваются с теми иными проблемами при выставлении высоких настроек графики, максимальных текстур, особенно в сочетании с RT.

Forspoken: не самая интересная игра сама по себе, однако вполне неплохой пример нехватки 8 GB видеопамяти. В некоторых ситуациях в ней можно отметить появление статтеров при нехватке VRAM (ссылка с таймкодом), а в некоторых — снижение качества текстур без значимой потери производительности.

The Last Of Us Part I: прошумевший на весь интернет порт консольного эксклюзива. Данная игра несет в себе много интересных моментов, связанных с производительностью, в том числе на стороне процессора, но сейчас нас интересует другое — использование VRAM. И действительно, тут мы уже в 1080p видим, что 8-гиговые видеоадаптеры показывают крайне печальные результаты, с периодическими просадками фреймрейта до неиграбельных значений.

Callisto Protocol: не самый широко известный пример, но с включенным RT в данной игре требования к VRAM возрастают, и на 8 GB видеоадаптерах в некоторых сценах так же можно увидеть крайне неприятную картину.

Resident Evil 4 Remake: как мы уже выяснили на примере RE8, игры этой серии на движке RE Engine не стесняются в использовании VRAM. Но если в RE8 с проблемами можно было столкнуться разве что в 4К разрешении, в ремейке RE4 вопрос нехватки VRAM стоит острее. Так, на RTX 3070 Ti в 1440p игра крашится если включен RT в сочетании с макс. качеством текстур. (Source 1, Source 2 с таймкодом).

Hogwarts Legacy: ещё один громкий пример игры, имеющей нюансы с производительностью. Многие из них связаны именно с требованиями данного тайтла к VRAM. Тут и видимые проблемы с качеством текстур на 8 GB видеокартах, и крайне печальная производительность в определенных локациях. Стоит отметить, что в этой игре под угрозой оказывается уже и 10 GB RTX 3080, встающая на колени в некоторых сценах с RT уже в 1080p.

Plague Tale: Requiem: и напоследок — не самый громкий, но весьма репрезентативный для нашей темы тайтл. Тут RTX 3070 8 GB показывает крайне печальные результаты с включенным RT как на фоне 16 GB RTX A4000, так и на фоне RX 6800.

Во многих вышеуказанных примерах фигурирует сравнение RTX 3070 с RTX A4000. Многие не совсем в курсе, что это вообще за зверь такой, поэтому пару слов об этом. RTX A4000 — видеокарта из профессиональной линейки nvidia, имеющая конфигурацию GPU, соответствующую RTX 3070 Ti, но с ограниченным до 140W TDP и 16 GB GDDR6 на борту. В ситуациях, где нет проблем с нехваткой VRAM, эта карта обычно имеет производительность примерно на уровне RTX 3060 Ti. Учитывая это, данный видеоадаптер является неплохим примером для демонстрации нехватки VRAM на RTX 3070/3060Ti/3070Ti, т. к. является достаточно близким их аналогом по конфигурации и не отличается менеджментом VRAM (в отличие от конкурентов от AMD), что делает сравнение максимально честным и наглядным.

Теперь, когда мы рассмотрели множество ярких примеров нехватки VRAM на 8 GB видеокартах, отдельно хочется коснуться некоторых аргументов, используемых сторонниками позиции «8 GB хватит всем».

  • «Это в 4К или 1440p может не хватать, в 1080p же не должно такого быть»

Практически не валидный аргумент. Если посмотреть на все представленные выше примеры, в большинстве из них проблемы с нехваткой 8 GB VRAM встречаются и в 1080p. При этом очень многие на картах уровня RTX 3070 пользуются 1440p мониторами.

  • «В сценариях, где проявляется нехватка VRAM, производительность и так низкая, поэтому без разницы, все равно надо снижать настройки»

Опять таки, тут стоит ещё раз внимательно посмотреть все вышеуказанные примеры. В большинстве случаев я подбирал именно те ситуации, где соседние, схожие в производительности, но обладающие бОльшим объёмом видеопамяти GPU предоставляют вполне играбельный экспириенс. Ну и в который раз предлагаю задать себе вопрос — какими именно настройками вы готовы пожертвовать в первую очередь.

Так же оставляю здесь подборку видео по теме (большая часть ссылок уже фигурировала в посте, просто собираю в одном месте)

RTX 3070 vs RX 6700 XT

RTX 3070 vs RX 6800

RTX A4000 16GB vs RTX 3070

RTX 3070 16GB MOD vs RTX 3070 8 GB

Тесты разных видеокарт в Hogwarts Legacy в разных сценах

Боль в свежих тайтлах на 8 GB RTX 3070 Ti

Тесты разных видеокарт в The Last Of Us Part 1

Что тогда покупать?

Во-первых, отбросив максимализм, стоит ответить для себя на вопрос — насколько же бесполезны видеокарты с 8 GB VRAM.

Ответ для каждого может быть разным. Не могу сказать, что 8 GB на борту сразу делают карточку неюзабельной. Однако, рассматривая такой видеоадаптер к покупке, стоит быть осведомленным и готовым к нюансам использования, связанным с объёмом памяти.

Во-первых, стоит приготовиться, что в некоторых играх придётся попускаться качеством текстурок, чтобы избежать проблем с производительностью. Это всё субъективно, но, как мне кажется, многим приятнее играть с максимальными текстурами и скинуть какие-то другие настройки вниз, чем смотреть на мыльцо. Где-то придётся попускаться рэй-трейсингом, что для кого-то может быть не так критично, однако держать в голове это всё ещё стоит. И таких ситуаций со временем скорее всего будет только больше.

Во-вторых, я бы до последнего не рассматривал к покупке видеокарты с 8 GB на борту за какие-то относительно серьезные суммы. Если покупку условной RTX 3070 за 27к с Авито я ещё могу понять, RTX 2060 Super или RX 6600 за 15к в рамках бюджетной сборки — тем более, то всякие 4060 Ti из DNS за 40+ тысяч рублей — это откровенный развод лохов на бабки. Так же не стоит забывать, что в последующем при продаже карты на вторичке объём VRAM тоже повлияет на её ликвидность.

И напоследок — небольшой взгляд на рынок видеокарт с вменяемым объёмом VRAM, начиная с недорогих и по возрастанию. Речь идёт о сегменте до ~50 000 рублей, дальше уже начинается территория новых RTX 4070 (от ~58 000р на момент написания статьи). По большей части здесь я буду рассматривать именно рынок б/у видеокарт.

Курсивом выделены не приоритетные варианты. Ценники актуальны на 14 июля 2023 г.

RTX 2060 12 GB: Достаточно редкий зверь, о котором не многие и знают/помнят. Карта достаточно свежая, вышла примерно в одно время с RTX 3050, по производительности на ~10-15% отстаёт от RTX 3060-12. Новыми за вменяемые деньги искать смысла нет. Встречается на Авито, чаще в бедноватых исполнениях, разумный ценник на момент написания поста — ~17к.

RTX 3060 12 GB: Всем знакомая видеокарта. В большом кол-ве встречается на Авито. Если не гнаться за топовыми исполнениями, вменяемый ценник — около 21-22к, иногда можно встретить не самые плохие варианты и за 20. Для адептов новых карточек — ~30к. Стоит внимательно смотреть на указанный объём видеопамяти, чтобы случайно не купить 8 GB версию, которая уступает старшему варианту не только объёмом памяти, а и «чистой» производительностью из-за 128b шины. Из отдельных плюсов RTX 3060 — наличие маленьких по габаритам версий (EVGA XC, ASUS Dual Mini и др.), что может быть актуально для SFF сборок.

RX 6700 XT/6750 XT: не совсем выгодная на релизе из-за достаточно высокой MSRP, на данный момент эта карта является одним из самых выгодных вариантов по отношению цена-производительность на вторичке. Доступна на Авито от ~22-23к рублей, за эти деньги будет ощутимо быстрее RTX 3060 без RT и сопоставима с ней в многих RT-тайтлах. Если вам не принципиально наличие DLSS, вы не планируете заниматься рендером/нейросетями/использовать какой-то другой специфический проф. софт, и у вас нет каких-то предубеждений против карт AMD, то это действительно один из лучших вариантов в своём ценовом сегменте на данный момент. Так же у этой карты есть обрезанная сестричка в виде RX 6700 10 GB, однако я бы её брать не рекомендовал, лучше сразу смотреть на XT.

RX 6800 16 GB: младшая Navi 21. Быстрее 3070 без RT, медленнее с RT. Можно найти на Авито за 29-31к. Стоит избегать референсной версии — несмотря на отличную производительность системы охлаждения в обзорах, реальные карты далеко не всегда ведут себя так хорошо (проверено на опыте нескольких знакомых).

RTX 2080 Ti 11 GB: не совсем очевидный, но всё ещё способный старый флагман. По производительности — около RTX 3070. Поддержка RT, DLSS — на месте. Из минусов — карта весьма прожорливая, что повышает требования к блоку питания и продуву внутри корпуса. Так же этим картам уже около 4 лёт, видали они многое, так что многие из них будут требовать обслуживания, замены вентиляторов и т. д. Ассортимент на Авито не сильно широкий, ценники начинаются от ~29-30к, и за эти деньги чаще будут не самые лучшие исполнения. С учётом вышеуказанных нюансов и обилия более свежих видеокарт на рынке — я бы рассматривал только при наличии каких-то отдельных вкусных предложений.

RX 6800 XT/6900 XT/6950 XT: старшие Navi 21. На Авито от ~35к за 6800ХТ, от ~40-42к за 6900XT. Прекрасные карты в плане производительности без RT. В тяжелых RT-тайтлах — где-то около RTX 3070/Ti (когда та не страдает от нехватки памяти). Прекрасно поддаются разгону через MorePowerTool, что порадует любителей настраивать своё железо. Из минусов — карты достаточно прожорливые (особенно 6950ХТ), что опять-таки подразумевает требования к блоку питания и продуву в корпусе. Аналогично RX 6800, референсную версию лучше не брать.

RTX 3080 Ti/3080 12 GB: мощно, прожорливо со всеми вытекающими. Отличная производительность с RT, достойная и без RT (немного уступает 6900ХТ). От 45-50к на Авито. Может требовать обслуживания, замены термопрокладок/вентиляторов. Дешевые исполнения могут не порадовать эффективностью системы охлаждения, что частично можно исправить андервольтом. Как и у прочих подобных карт, есть определенные требования к блоку питания и продуву в корпусе.

Тут отдельно пару слов о младшей сестричке вышеуказанных карт — RTX 3080 10 GB. В целом, учитывая ценник на Авито от ~35к, с точки зрения чистой производительности вариант весьма вкусный, однако 10 GB — объём памяти на грани актуальности, учитывая результаты тестов в том же Hogwarts Legacy. Это стоит держать в голове, поэтому приоритетной к покупке данную карту назвать нельзя.

RTX 4060 Ti 16 GB: едва ли данная карта будет интересна, учитывая MSRP 500$ и огромное количество интересных предложений на вторичке, да и в рамках покупки новой карты — лучше докинуть до RTX 4070. Однако, в отличие от 8 GB собратьев, эта карта как минимум не outdated at launch и позволит вам ещё долго играть с качественными текстурами, пусть и не всегда на максимальных настройках графики.

Выводы

Ну а выводы, как водится, рекомендую всем делать самостоятельно. Думайте собственной головой, анализируйте информацию, изучайте рынок и старайтесь чётко понимать свои хотелки. Всем благ.

P.S. Бонус 🙂

За помощь в подготовке материала огромная благодарность моим дорогим БРАТЬЯМ Bugworm, Сергею Князеву и Марлену.

 

Источник

Бесполезные, вставки, ГБ, тупиковые

Читайте также