Сегодня мы хотим вспомнить Параджанова и рассказать о его другом фильме “Тени забытых предков”. В нем визуализируется одна из историй гуцульского народа — обособленной субэтнической группы, проживающей на Карпатах.
Фильм Параджанова интересен не столько с этнографической точки зрения (хотя бы потому, что там допущены ошибки, причем намеренные), сколько, уж простите, c экзистенциальной. Гуцулы, окруженные горами, сумели сохранить свою “самость” и не раствориться ни при советском уравнении, ни впоследствии при капиталистических. Это же получилось сделать и одиночке Параджанову, снявшим не-советское кино и жившим не-советской жизнью.
Сергей Параджанов уникальный режиссер для советского кинематографа. Будучи при жизни загнанным в глубокое подполье советской номенклатурой, он стал одним из самых актуальных режиссеров на сегодняшний день. Одна из главных тем его фильмов этническая идентичность, но представленная под совершенно другим углом, чем того требовала советская эстетика.
В его творчестве переплетаются субъективный поэтический взгляд и практически научное внимание к внешним деталям. У него нет никакого пафоса слияния отдельных этносов в один советский народ. Он хотел сохранить их уникальность в своих фильмах, причем не только в этнографических элементах: одежда, обычаи, и т.д. Его главной целью было увидеть за внешними атрибутами главное в народе – его ценности.
Параджанов учился на режиссерском факультете ВГИКа у главного украинского режиссера Сергея Довженко. Дипломной работой был основанный на молдавской сказке фильм “Андриеш”. После окончания учебы был распределен в Киев. Сначала он снимал типичные соц-реалистические фильмы и ничего кроме той дипломной работы не говорило о том, какие фильмы он будет снимать дальше.
В 1964 году Параджанов снимает “Тени забытых предков” по сценарию украинского прозаика Ивана Чендея, основанном на одноименной повести Михаила Коцюбинского, отражающей быт и фольклор гуцулов. Параджанов отказывается от студийных съемок и едет в село Криворивня в Ивано-Франковской области, месте, где Михаил Коцюбинский создал свое произведение. Фильм был снят в настоящих гуцульских хатах при участии самих гуцулов.
Гуцулы – это субэтническая группа украинцев, проживающая в Карпатах. Они обладают уникальной культурой, традициями и языком. Долгое время народ был разобщен: до начала Первой мировой войны гуцульские земли были частью Австро-Венгрии, причем некоторые из них принадлежали Австрии, а некоторые — Венгрии, после 1920 года они перешли под управление Польши, Румынии и Чехословакии. Только в 1939 году, за исключением Южной Мараморощины, которая осталась частью Румынии, Гуцульщина была включена в УССР.
Культура гуцулов тесно связана с природными особенностями Карпат: лес и горы. Главными занятиями гуцулов издавна были: горно-пастбищное скотоводство и лесные промыслы:
Быт гуцулов крайне выразительно показывает в своем фильме Параджанов. Главный герой Иван работает пастухом и принимает участие в сплаве леса. Мы видим, как он чинит уникальную гуцульскую хату с большой крышей почти до самой земли, доски на которую просто складываются без использования гвоздей. Все это происходит в тумане среди Карпатских гор. Их Параджанов показывает и в потрясающих долгих пролетах и в крупных планах внутри лесов, снятых почти от самой земли. Животные и дерево постоянно находятся в кадрах Параджанова. Смотря фильм, зрителю трудно понять какой показывается год или даже век. И это совпадает с особенностями мироощущения горного народа, где в связи с затруднениями коммуникаций время идет по-своему. Такое особенно-пространственное время можно передать лишь кинематографически, с чем Параджанов отлично справляется.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. В наши дни DTF разрешает нам выкладывать далеко не все, поэтому там вы найдете больше о современном кино.
За кадром мы постоянно слышим народные песни. Внутри кадра герои не выпускают из рук отличительные духовые инструменты гуцулов: трембиты и тилинки. Слышен особый гуцульский говор, из-за чего фильм вышел без переозвучки на русском, что было редкостью для советского кино. Мужчины носят ярко-выраженные шапки с перьями, напоминающие о связи с центральной Европой, и верхнюю одежду – кептари и сердаки, для пошива которых использовались только натуральные материалы – шерсть, кожа, мех. Женщины одеты в ярко-красные сорочки с массивной вышивкой, украшенные традиционными ожерельями – згардами из монет и крестиков. В фильме Параджанова экспрессивная одежда и громкая музыка мозаикой складывается в масштабную картину, на которой видно особый характер гуцульского народа. Гуцулы у Параджанова никогда не сидят спокойно: либо поют, либо плачут, либо дерутся.
Для гуцулов, людей религиозных, обряды занимают центральное место в жизни. В этих внешних вещественных действиях можно увидеть внутреннее мировоззрение гуцулов, основанное на специальном отношении к религии. Сохраняя языческие обряды, они являются убежденными христианами:
Режиссер представляет эти гуцульские таинства, акцентируя в своем аудиовизуальному тексте на оригинальность и аутентичность. Однако тут он допускает намеренные ошибки: Параджанов дополняет материал, при этом не противоречит культуре гуцулов. Это свидетельствует о глубокой понимании народа уже не просто этнографическом уровне, а на глубоко эмпатическом.
Обратимся к достаточно простому сюжету в фильме Параджанова. Eго можно описать как историю «гуцульских Ромео и Джульетты». Два рода враждуют многие годы. Но среди вражды появляется любовь Ивана и Марички. Повзрослев, Иван вынужден уйти на заработки, и в это время Маричка гибнет, утонув в реке. Иван скитается в одиночестве, пытается забыть Маричку и даже женится не по любви на девушке Палагне. Но это брак окажется бездетным, а вскоре Палагна станет любовницей того самого мольфара (шамана у гуцулов). Иван так и не находит себе места в мире и снова уходит к природе в горы. Там он слышит голос Марички, бежит за ним и разбивается. Только после смерти Иван вновь обретает своё счастье и Маричку.
Тема конфликта между “одним” и “многими” обычно имеет социальный контекст: либеральный художник прославляет независимую личность, официозный — коллектив. Однако, Параджанов не является моралистом, а его персонаж Иван не “хуже” или “лучше” своих родственников. Он просто “отличается”, и окружающий мир неизбежно “вытесняет” его в небытие, к встрече с Маричкой за роковой границей. Но это не смерть для верующего человека, а лишь окончательное обретение себя.
Фильмы зрелого периода Параджанова часто относят к “поэтическому кино”, то есть подчеркивают об ослаблении фабулы фильма в пользу эмоциональной составляющей. Это, действительно, видно по “Теням забытых предков”, для которых Параджанов смог разработать особую оптику, прожив съемки в гуцульской хате.
В этой оптике отчетливо видно гордое одиночество Параджанова, которое, видимо, близко и самим гуцулам.
Фильм Параджанова именно об этой “другой” для советского человека реальности гуцулов. И для этого ему недостаточно просто изобразить ключевые элементы их культуры, ему нужно увидеть мир их глазами. Гуцулы как и многие малые народности также для многих являются “другими”. Вытесненные в свое карпатское “небытие”, они сохраняют и реализовывают свою индивидуальность вопреки всем историческим переломам, случившимся на их земле.
Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce