БДСМ: не культурный феномен. 2. Так ты слона не продашь (разбор 50 оттенков серого) 1/4

Первая часть описывающая БДСМ здорового человека тут:

В то время как прошлая статья была целиком и полностью посвящена базовой части феномена БДСМ, чтобы ввести некоторые ключевые понятия, эта и все последующие будут очень тесно связаны непосредственно с разбором кинофильмов и с тем, что же именно зрителю предлагают потребить под этим названием.

И, конечно, мы возьмём для начала самое нашумевшее из возможного — «Пятьдесят оттенков серого». Нельзя спорить с объективным фактом — у каждого человека на Земле, который знаком с данной культурой весьма приблизительно, именно эта лента всплывёт в памяти первой, едва кто-то заговорит о БДСМ.

Однако, прежде чем начать, хотелось бы расставить все точки над “ё” — я не собираюсь рассматривать ценность данной ленты как кинокритик, не буду разбирать свет, музыку, игру актёров и оставлю это профессионалам. В рамках этой статьи я предложу вам немного поразмыслить над поступками персонажей и диалогами, причём исключительно теми, которые имеют отношение к Теме — той самой, которая должна была стать главной для этого кино.

Для тех, кто не видел, отмечу два момента: здесь будут спойлеры, и их будет много, а так же тут будет моя точка зрения, и её будет не меньше.

Итак, кто у нас есть? Главная героиня — Анастейша Стил, едва достигшая совершеннолетия, у которой не было ни одних отношений, и она до сих пор девственница, а так же главный герой — Кристиан Грей. Ему 27, он богат, влиятелен и имеет весьма специфические вкусы, как все мы с вами знаем.

Прежде чем брать сцену их встречи в кино, стоит отметить, что подобная пара, если бы встретилась в жизни, имела бы некоторые трудности в том, чтобы перейти к БДСМ. Самая первая — неопытность Анастейши, которая не имеет понятия о том, что ей нравится или нет, даже в обычном сексе, не имеет представления о том, как должны строиться отношения пары, как работать с проблемами доверия.

Со стороны Кристиана также есть проблема, и не только в том, что человек, несущий ответственность за целую компанию, просто обязан от неё уставать или же, при неумении перестать контролировать все сферы, быть на грани невроза, но и в том, что его вкусы полностью сформированы, а имеющийся опыт может быть непригоден для новичка в таком деле.

Мы ещё вернёмся к двум этим доводам, а пока по порядку.

Первая сцена встречи выглядит следующим образом: Анастейша падает неловко на входе в кабинет, поднимает глаза и именно в таком виде предстаёт перед Кристианом. Её поза несколько отличается от обычной позы Нижнего в БДСМ, ведь она упирается коленями и ладонями в пол, а долго так не усидишь, но это художественное допущение. Итак, зрителю предлагается думать, что Кристиан, увидев девушку в его вкусе, в позе, отдалённо напоминающей ту, что используется во время сессии, начал фантазировать, и в качестве завязки эта версия примерно так же правдоподобна, как появление сантехника.

Мы, разумеется, смотрим с вами другое кино, и предположим, что это используется не для того, чтобы ввести БДСМ в сценарий, а потому что всё, о чём может думать Кристиан — это Тема, даже в рабочее время, особенно если он видит симпатичную девушку.

БДСМ: не культурный феномен. 2. Так ты слона не продашь (разбор 50 оттенков серого) 1/4

Предположим, что это была любовь с первого взгляда, предположим, что взрослый мужчина, привыкший держать под контролем всё и вся, видит в незнакомке возможность, и что же он делает? Как поступает этот Верхний, который имеет опыта столько, что у него наверняка есть отдельный адвокат по вопросам неудавшихся сессий?

Он не делает ничего.

Во время разговора они никак БДСМ-аспекта не касаются, они вообще никак и ничего не касаются из того, что могло бы дать искушённому в Теме понять чужой интерес. Разумеется, можно было бы подбросить вопрос о любви к ванили или шоколаду, который является своеобразным паролем для людей из Темы (ваниль символизирует нежность, шоколад — то, что может быть жёстче), можно было бы полушутя спросить о любви падать на колени, можно было даже предложить не вставать, если интервьюеру так удобнее, но увы и ах.

Просто два человека, которые разговаривают — хорошее начало для обычной мелодрамы, но не более того. Однако, может быть, дальше всё будет не так плохо, как принято думать об этом кино, и сценарий покажет нам, чем же отличается нормальная практика БДСМ-отношений от того, что обычно появляется на экране?

Вот только маленький, крохотный момент, происходящий чуть дальше по сценарию, заставляет усомниться. Пока это лишь первый звоночек, который грозит стать огромным колоколом, бьющим набат.

“Так значит вы диктатор?” — спрашивает на том же интервью Анастейша.

“Я привык всё держать под контролем, мисс Стил”, — отвечает ей Кристиан.

В чём же тут может быть проблема? Чуть ранее мы уже пытались представить, каков на самом деле Грей — он много работает, он постоянно всё контролирует и, судя по этой реплике, он просто не может перестать это делать, потому что невозможно держать под контролем всё. Каждая мелочь, каждый пункт плана, который идёт не туда, каждое “нет” и “стоп” — любой мелочи достаточно, чтобы вызвать истерику у того, кто привык держать под контролем буквально всё.

Увы, чтобы ставить диагнозы, нужно специальное образование, но подобная ремарка чуть более сведущему, чем Анастейша, человеку будет говорить или о том, что перед ней контрол-фрик, человек, не способный расслабиться ни на секунду, или самый обычный тиран и диктатор, чувствующий собственную уязвимость и слабость, если каждый из его круга не будет ему подчиняться.

Хорошо ли это для сессии? И да, и нет. С одной стороны, человек, который полностью вовлечён в процесс, не забывается и не расслабляется как Верхний — это плюс, но если ему сложно смириться с тем, что в любой момент всё может пойти не так, как он планировал, что он не учёл все реакции — это существенный минус.

И минус в этой ситуации перевешивает по простой причине — эмоциональная стабильность любого участника сессии находится под угрозой. А мы уже договаривались, что три кита каждой сессии — это Добровольность, Безопасность и Разумность, а значит, даже начинать сессию с таким человеком нет никакого смысла.

Вот только это понимаем мы с вами, следуя правилам, оговоренным в предыдущей статье, но догадывается ли об этом наша героиня? Вы помните: опыта в общении у неё не очень много, опыта в отношениях нет вообще, и тем не менее, сложно не отметить то, что она достаточно наблюдательна, чтобы сделать по сути верный вывод — Грей скорее диктатор, и какими бы благими намерениями он ни руководствовался, и какое бы доброе сердце у него ни было, а приведёт эта дорога не туда, где будет хорошо.

При том, что обычно именно героиня Анастейши подвергается жёсткой критике, здесь я не вижу причин не встать на её сторону.

Следующая встреча в магазине также является тревожным звонком, и, полагаю, не только для меня. Вообразите ситуацию: несколько дней назад вы пообщались с миллионером, а сегодня он приходит на место вашей работы в другом городе, ведь Анастейше пришлось ехать 9 миль до Сиэтла. Это, конечно, может быть совпадением, но все участники процесса понимают, что эта встреча им не является. Вы бы почувствовали себя в безопасности? А если учесть, что для того, чтобы взять интервью, вам пришлось довольно долго добираться до места встречи? Разумеется, кому-то подобное внимание польстит, но сам Грей должен был оценить риск показаться пугающим не потому, что он умён, а потому что Верхний бы об этом подумал изначально.

Предположим, что он и впрямь влюблён до безумия, он действует порывами и… И всё это не описывает его как хорошего Верхнего. Порывы остаются вне — только сосредоточенность, желание защитить, понять, помочь, пройти путь вместе, чтобы человек знал, что можно на тебя опереться.

И тут вы резонно заметите, что я не даю Кристиану возможности ошибиться, но ведь он сам говорил, что привык всё держать под контролем, а потому я всего лишь верю ему так, как поверил бы Нижний, и разочаровываюсь в нём соответственно.

Допустим, девушка посчитала, что такая “случайная” встреча скорее милая, чем пугающая, но стоит обратить внимание на покупки Кристиана.

“Для начала кабельные стяжки”, — говорит Грей, а пока я закатываю глаза, вы попробуйте определить, какому из пунктов противоречит их применение во время сессии, и почему те, у кого есть хотя бы минимальный опыт, никогда такие штуки не покупают.

Разумеется, всё просто — это не Безопасно и не Разумно. По пунктам: кабельные стяжки жёсткие, с острыми краями, они затягиваются временами неконтролируемо, а руки, да и остальные части тела, склонны отекать, и от них невозможно быстро и безболезненно избавиться. Даже при условии,что вы затянете себе, например, запястье, оставив расстояние в палец для того, чтобы легко подсунуть ножницы, нож или кусачки и срезать в случае необходимости, болтающийся край повредит кожу в процессе, чем бы вы ни занимались. Даже полицейские наручники травмируют руки меньше, не говоря уже о всевозможных девайсах, сделанных специально для этого — от обшитых мехом наручников до кожаных наручей.

Так что подобный выбор неприемлем для кого бы то ни было. Что мог бы сделать Грей, который, очевидно, не знал, как подступиться к Анастейше, чтобы показать свою заинтересованность в ней и в БДСМ? Ну, к примеру, он мог измерить обхват её запястий, сообщив, что ему нужен именно такой длины отрезок верёвки, и потом заказать кожаные наручники специально для неё, или мог попросить отрезать ему кусок кожи — возможно, в строительном найдётся плотная, попросив выбрать ту, которая ей кажется наиболее привлекательной на вид и на ощупь, заодно узнавая её порог чувствительности.

В общем, варианты есть, достаточно проявить капельку фантазии, чтобы не быть настолько пугающим.

Однако, и другие позиции в списке его покупок также могут поставить в тупик, даже если героиня привыкла видеть во всех только хорошее, сохраняя нездоровый оптимизм при работе с людьми.

“Изолента”, — просит Грей, и, пожалуй, примерно в этот момент Анастейше стоило бы задуматься о том, кого пытает в своём доме миллионер, который собственноручно покупает изоляционные материалы, вместо того, чтобы отправить за этим знающих людей.

Дело в том, что изолента, хотя и может использоваться в сессии, всё-таки довольно странный атрибут, ведь каждый хотя бы раз в жизни отрывал пластырь или скотч с кожи, и имеет представление об ощущениях в процессе.

Этот момент требует детального пояснения — обычная изолента чаще всего от кожи отлипает, особенно стоит только той вспотеть, широкая же полоса сантехнического скотча рискует не только добавить болевых ощущений когда не надо, прихватывая и выдирая волосы (если вы будете снимать её после сессии, а не во время, разумеется, боли быть не должно), но и оставить липкую полосу клея, ко всему прочему.

Разумеется, есть специальная лента для БДСМ, которая клеится исключительно сама к себе и наматывается в два слоя, она не липнет к волосам и даёт простор для употребления за счёт своей безопасности, но от неё до обычной изоленты как до Луны пешком. К слову, дешёвая изолента из магазина фиксированных цен, которая липнет только к себе, одна из самых близких вариаций, вот только едва ли в профессиональном магазине, где работает Анастейша, подобная есть, да и Кристиан не проверял её.

Поэтому из всего сказанного выше можно сделать вывод — ему как Верхнему решительно всё равно, будет ли Нижней больно или нет. Думаю, теперь ясно, почему каждому, кто хоть минимально знаком с базовыми понятиями, выбор Грея говорит о том, что миллионер скупится на нормальные аксессуары для того, с кем планирует проводить сессию, да и сам персонаж предстаёт не в лучшем свете именно как тот, кому далее по хронометражу предстоит довериться неопытной героине.

Мог ли он сделать иначе? Как мы выяснили — да, конечно, сколько угодно, даже если он не слишком-то ладит с фантазией, достаточно было мыслить в сторону того, как не спугнуть девушку, с которой в теории хотелось бы устроить полноценную сессию, ведь её представления о БДСМ примерно равны нулю в лучшем случае, а в худшем — вместо них набор стереотипов из порно, кинематографа и книг.

Наивность главной героини здесь зашкаливает, но нам показывают, почему — она не понимает намёков, её опыт слишком мал. Примем это условие так же, как и принимаем всю полученную прежде информацию — вы помните, я обещала не критиковать персонажей вне БДСМ-тематики.

Но самое время нам, как и героям, перейти к следующей сцене и переместиться в кафе, куда Грей зовёт Анастейшу на чашку кофе. Нас интересует не слишком многое из всего разнообразия рассказов и реакций, но вот то, что особенно привлекло моё внимание.

“Вы меня пугаете”, — признаётся Анастейша в кафе.

“Это хорошо”, — заключает вроде как опытный Верхний, который должен отлично понимать, что в страхе нет ничего хорошего.

Когда речь идёт о БДСМ, пожалуй, страх — это та самая ложка дёгтя, которая может испортить даже самую идеальную и распланированную сессию, и не имеет значения, практикуете ли вы БД, ДС или же СМ. Страх включается, если ты не чувствуешь себя в полной безопасности, а это значит, что Верхний не справляется со своей работой.

Культивировать страх и одобрять его сейчас, до того, как они вообще вступили в отношения, значит давать повод мысленно возвращаться потом, в процессе, к этой точке и думать, что именно эта реплика должна была сработать как предупредительный выстрел.

Другой вопрос, а что стоило сказать в момент, когда девушка, приятная человеку, строящему всё общение с противоположным полом только в рамках БДСМ-сессий, признаётся, что она находит его пугающим? Как ни странно, похвалить, но не сам факт, а то, что она достаточно смелая, чтобы признаться в этом. Упущенная возможность этой сцены заключается в том, что вместо триггера можно было начать выстраивать доверительные отношения, показать, что Кристиан ценит откровенность и честность, которая будет уместна, если они переберутся в другую плоскость отношений, или позволить сохранить вид галантного джентльмена, если нет.

Однако, такой возможностью он не пользуется, предпочитая портить себе же любое дальнейшее времяпровождение просто из-за сиюминутной прихоти, и при этом он замечает, что любит, когда ему подчиняются.

“Звучит довольно скучно”, — замечает Анастейша, но вместо того, чтобы рассказать, почему Верхнему нравится подчинение, Кристиан просто молчит, а после меняет тему.

Раз главный герой не торопится пояснить этот момент, пожалуй, я воспользуюсь им, чтобы внести для Анастейши ясность, чем же отличается “диктатор” от “Верхнего”, и почему людям это нравится. Будет неверно сказать, что Верхний не наслаждается подчинением, но подчинение — не самоцель, иначе бы между этими двумя понятиями можно было бы поставить знак равенства.

Основа того, что происходит в БДСМ, — удовольствие, и вовсе не умение отдавать приказы и наслаждаться безропотностью их выполнения делает человека Верхним, а осознание: он — причина чужого удовольствия. Он контролирует другого человека, делая его реальность лучше, чем раньше, он выкручивает колёсико удовлетворения на максимум, и без него достичь такого результата — задача невероятно сложная.

“Я могу о тебе позаботиться”, “я не допущу твоего дискомфорта”, “мы центр вселенной друг друга в этот краткий период времени” — вот в чём разница между диктатором и Верхним.

Отмечу, что даже эту реакцию Кристиану стоило бы изменить, открыть дискуссию или просто дать пищу для размышления. Например, если бы он отметил, что его цель — удовольствие Анастейши в пределах его возможностей, то ситуация не отдавала бы отвратительным ощущением попытки самоутверждения за счёт власти над другим человеком, и эта реакция Грея не вызывала бы такого отвращения, как просто согласное молчание, из которого складывается впечатление, что он и сам не понимает, в чём отличие.

Сюжет развивается, и мы идём по следу дальше, выискивая то, что может иметь отношение исключительно к Теме. Итак, разгульная ночь, рыцарь, спасающий даму, неловкое утро — это не то, что нас интересует в контексте главного тега этой истории, но вот нравоучения Грея обрываются довольно странным замечанием:

“Будь ты моей, то ещё неделю бы не смогла сидеть”, — мимоходом бросает он после того, как снимает с себя футболку и идёт в душ.

Примерно здесь мне очень захотелось выпороть самого мистера Грея, не задавая вопросов и вне всякого БДСМ-контекста, от души, заставляя вызубрить наконец, чем БДСМ отличается от домашнего насилия. Почему? Потому что те, кто считает, будто порка и БДСМ — это одно и то же, сильно ошибаются, а вместе с ними и люди, полагающие, что сессия обязательно подразумевает наказания.

Разумеется, есть практики, в которых применяются наказания, но они обговариваются заранее: и виды, и интенсивность, и причины, которые могут развязать Верхнему руки, как есть и те, где наказания вообще не обязательны, а самым страшным является отсутствие похвалы. Это вопрос личных предпочтений, и когда Грей настолько ясно даёт понять, что он за телесные наказания, — это не плохо. Плохо то, что он понятия не имеет, что нравится Анастейше, и по какой-то причине полагает, что эту сферу её жизни ему было бы позволено взять под контроль.

Его собственные представления о том, какой должна быть сессия, попахивают невежеством и ограниченностью, и всё это заметно по одной только фразе, за которую большинство, скорее всего, даже и не зацепилось бы.

Но вот Анастейша просит открыться ей, и после самой известной фразы этого фильма Кристиан делает то, от чего у меня поднимаются брови и отказываются опускаться — он уходит, упуская отличную возможность наладить доверительные отношения с будущей Нижней. Почему с будущей? Он всего несколькими минутами ранее дал понять, что хотел бы этого, он более чем заинтересован и закинул крючок с целью быть понятым, когда наконец он начнёт рассказывать Анастейше о том, что, как и почему ему нравится.

Что стоило сделать в этой ситуации? Говорить словами и через рот — именно это умение является первостепенным по важности в БДСМ. Не орудовать плёткой, не вязать красивые узлы, не приказывать, а именно говорить, обсуждать, делиться. Сессия должна быть моментом максимальной открытости друг перед другом, особенной ступенью, куда стоит лезть только при крепком фундаменте сформированных отношений.

Если бы Грей сказал “я не хочу тебя пугать” или “позволь мне сначала показать”, и продемонстрировал, например, самое простое из упражнений на доверие, вроде “падай”, когда партнёр с закрытыми глазами позволяет себе упасть, зная, что его поймают, это имело бы больше смысла. Но что сделал Кристиан Грей по истечении первого получаса фильма, чтобы заложить фундамент доверия для будущей сессии? Ничего. То есть вообще ничего, а ведь эта ответственность лежит на нём не потому, что он Верхний, а потому, что его преподносят нам как опытного практика, который знает, что такое настоящий БДСМ и с чем его едят.

И моя надежда на то, что в оставшихся трёх четвертях фильма ситуация изменится, тает на глазах.

 

Источник

Читайте также