«Банши» — криминальный боевик без тормозов

Индейцы, амиши, нацисты и один шериф поневоле.

Не знаю как остальным, но мне всегда были близки произведения, где сходу раскрывают все карты.

Например, в первом кадре показывают девушку с дробовиком, которая красиво валит врагов, и ты весь фильм ровно это и получаешь – историю про девушку с дробовиком, которая красиво валит врагов. Что еще нужно? Лишние философские наслоения, рассуждения «о судьбах страны» или многоумные взгляды в камеру? К черту все это.

С другой стороны, я не вижу ничего плохого в том, когда в том же фильме про девушку с дробовиком оказывается, что город построен на месте крушения древнего космического корабля, а местный священник – цыганский вампир из Венгрии. Фильм не просто не обманул ожидания, а еще и дал немного сверху, при условии, что все элементы смотрятся органично.

И чтобы совсем было понятно, я поясню еще раз – под «раскрытием карт» я имею в виду именно соответствие содержания заявке, а не упрощение до примитива. Баланс должен быть везде, даже если ты, пятый раз меня за язык, делаешь фильм про девушку с дробовиком. Отвлечешься на что-то ненужное, напишешь для главного героя слишком затянутые диалоги или перемудришь с монтажом – и магия рассеется.

Про сериал «Банши» мне было все ясно еще с первого ролика – главный герой жестоко разносил качка-альбиноса в тюрьме. Я случайно наткнулся на него – на ролик, а не на качка-альбиноса – когда в очередной раз топил себя в безднах сети.

I do solemnly swear…

Пересказывать сюжет дело неблагодарное, но закинуть наживку я все же обязан.

Начинается все с этого кадра — заключенный выходит из тюремных ворот со странной смесью растерянности и решительности на лице. Нам сразу ясно, что парень весьма непрост.

А дальше идет самая быстрая экспозиция на моей памяти — за 3 минуты мужик успевает угнать тачку, зайти в бар, потрахаться и угодить в перестрелку.

Еще через мгновение он становится свидетелем смерти назначенного шерифа города Банши, которого местные в глаза не видели. Подумав пару секунд, герой забирает у бедолаги значок и документы на имя Лукаса Худа и… предсказать остальное уже несложно. «Шериф» стабильно поднимает округ на уши на протяжении следующих 4 сезонов.

Правда, есть одна маленькая деталь — не все рады активным действиям нового слуги закона, ведь в Банши, как и в любом провинциальном городке, одна рука вечно моет другую, причем руки эти самые разные.

Реднеки, неонацисты, индейские банды и прочие клубы по интересам активно торгуют, воюют и делят территорию между собой, а за яйца их держит всего один человек — Кай Проктор, законопослушный по бумагам владелец мясоперерабатывающего завода.

Конечно, в городе есть мэр и прокурор, мечтающие посадить местного авторитета, но толку мало. Ушлый и расчетливый амиш подкупил всех.

Завязка сюжета для криминального жанра стандартная, но всегда важнее «как», а не «что», и создатели сделали беспроигрышную ставку на боевые сцены.

Каждый поединок обставлен предельно жестко и натуралистично, без надоевших маханий руками в стиле пурпурного дракона. Скорее, драки ближе к эдакому «уличному» стилю без правил, где взаимный обмен тумаками очень быстро переходит в борьбу на земле. Кровь заливает лица, хрустят кости, ломаются конечности — красота да и только. Из ближайших аналогов могу назвать сериал «Каратель» — там примерно тот же уровень неприкрытого насилия с упором на практические эффекты в стиле 80-ых.

Причем авторы в комментариях упомянули, что ориентировались на постановку экшена в фильмах Кроненберга и братьев Коэнов. В результате схватки больше отдают художественным натурализмом на грани гротеска, хотя привкус классических картин на тему боевых искусств все же чувствуется.

Примерно как здесь…

с 20-ой секунды

HOOD!

Под стать слегка гиперболизированному экшену получились и образы персонажей. Все они обрисованы буквально 2-3 контрастными чертами, но этого хватает, чтобы удержать внимание.

И это я еще не упомянул азиатского хакера-трансвестита Джоба, чьи фирменные фразы вроде «Fuck me» и «Listen, baby» мгновенно застревают в мозгу. В конце концов, кому может не понравиться сексапильная дочь индейского вождя, рассекающая на байке с томагавком в руке?

Перемешивая жанровые клише, сериал делает акцент на броскую фактуру, из-за которой мелкие недочеты кажутся незначительными.

Кстати, о дочери вождя — женщины тут дерутся и отхватывают наравне с мужчинами, что в мире «Банши» более чем оправдано. Постельными сценами при таком количестве интересных дам тоже не обделили, и я даже не буду говорить, кто снимает весь крем с торта.

Вообще Лукаса Худа в исполнении Энтони Старра/Хоумлендера кратко можно описать словом «приземленный». Профессиональный вор и умелый боец, он с легкостью может как уработать любого в кашу, так и проиграть, причем проигрывает он едва ли не чаще, чем побеждает.

В мире «Банши» иной раз встречаются ублюдки покруче Худа, но у него есть то, чего нет у них — невероятная воля к жизни. Он в прямом и переносном смысле выгрызает свой путь к победе, когда просто физической силы уже недостаточно. Как и положено бывшему заключенному Худ даже в мирные моменты смотрит исподлобья в ожидании удара, доказывая старую истину — загнанный волк будет рвать за троих.

Приземленность его проявляется и в том, что как персонаж это синтез крутого парня из боевиков конца прошлого века и современного антигероя. Не пай-мальчик, но все еще лучше сброда вокруг. К тому же с помощью флешбеков нам дают понять, что у Худа не было иного выбора в жизни, кроме как сжать кулаки.

По поводу съемки и общей кинематографии сложно сказать что-то однозначное. Операторская работа основана на странном сочетании, где ручная съемка соседствует с классическими, а иногда и с довольно эстетскими ракурсами.

Особенно запоминающимся вышел эпизод с ограблением, снятый с четырех ночных камер при минимуме склеек. С другой стороны, покачивание объектива в статичных сценах подчеркивает боевой характер сериала.

God, Country, Grave

Дополнительный шарм всему балагану придает своеобразный культурный фон.

По сюжету Банши находится в Пенсильвании, основанной квакером Уильямом Пенном, отсюда и название — «Лесная страна Пенна». Этнически штат помимо англичан заселяли немцы и скандинавы, из которых выросло религиозное течение амишей, занимающих не последнее место в сериале. Проктор сначала даже осаживает Худа, мол, мои предки были здесь за 200 лет до тебя и вообще ты никто.

Иногда подливают масла в огонь индейцы из соседней резервации Кинахо, где закон штата никому не писан. Их общность это классическая организованная преступность, замешанная на трайбализме. На моей памяти тему индейских резерваций в подобном ключе последний раз показывали в фильме «Ветреная река» и комиксе Scalped.

Чуть меньшее внимание уделено местной ячейке неонацистов, причем подано это весьма интересно через персонажа Курта Банкера. Может ли человек, приученный ненавидеть других, измениться, надев полицейскую форму? Ответ в финале дан вполне однозначный и сильный, и, черт подери, про этого парня хотелось бы узнать побольше.

Да, чуть не забыл — здесь есть мафия. Украинская. С боссом по имени Кролик. И все они в кои-то веки говорят на нормальном украинском вместо славянского суржика. Но рубленые морды в черных двойках на черных тачках остались как дань привычному образу bad russian guys. Классика.

И, наконец, самое занятное — название города. Банши это одновременно и кричащий дух женщины из ирландской мифологии, и наименование семейства оружия компании CMMG. В сериале это слово вдруг стало именем уже индейского божка, в честь которого по легенде и назвали город, причем каждый год жители проводят посвященный ему праздник.

Отдельно хочу похвалить саундтрек из блюз-рока и кантри — тут нечего комментировать, просто послушайте.

Еще вкатило интро с весьма цепляющей темой от Methodic Doubt и трек из начала пилота, где Худ едет на машине, напоминающий заставку «Клана Сопрано».

При прочих равных «Банши» можно назвать «шедевром категории Б», но делать этого совершенно не хочется. В целом он, конечно, соответствует этому определению, хоть и идет немного дальше привычных тропов.

Первый сезон словно играет со зрителем, пытаясь подтолкнуть к очевидным выводам, как вдруг сюжет по мере приближения к финалу начинает вихлять сильнее ожидаемого. Да, во время экшен-сцен герои зачастую напоминают машины смерти, но при этом продолжают оставаться живыми людьми, постепенно меняясь в пределах своих арок.

Правда, экранного времени хватило не всем, поэтому авторы неожиданно выкрутились с помощью короткометражек Banshee Origins, раскрывающих прошлое героев до начала основных событий. На вопрос, почему это не сделали в сериале, ответ только один — ограниченный бюджет, что уже видно по финальному сезону. Ключевые линии худо-бедно закрыли, и на том спасибо.

К недостаткам еще лепятся не всегда логичные обстоятельства, вроде «незаметного» подкрадывания в тесном гараже, и прочие несуразности, но за лихим темпом драк и перестрелок просто не обращаешь на них внимания.

Повторюсь еще раз — Банши это не сериал поколения, а именно крепкое развлечение, которое дает то, что обещает, и немного сверху.

Для хорошего произведения большего и не требуется.

P.S. Lucas Hood/Robin Hood — ничего общего не находите?


 

Источник

Меню