Банда героев

Кампания Call of Duty: Modern Warfare и что о ней «забыли» рассказать

Банда героев

Об этой свежевышедшей игре ходят самые разные толки, где каждый — натурально, каждый — стремится сказать свое веское слово насчет сюжета однопользовательской кампании. Даже Первый Канал заинтересовался вопросом — правда, как обычно, разобраться в вопросе не смог.

Кто-то видит в этой игре страшную и коварную пропаганду Запада, кто-то — самую обычную клюкву, кто-то — неудачно склепаный ленивый сюжет, кто-то просто держит в курсе.

Но мы легких путей не ищем, и разберем происходящее без посторонней помощи — заглянув в кампанию в оригинале.

Что это за игра такая вообще

Call of Duty: Modern Warfare — перезапуск всей серии Modern Warfare («Serving as the sixteenth overall installment in the Call of Duty series, as well as a reboot of the Modern Warfare sub-series»), в которой события сюжета всех трех игр либо не происходят вообще, либо несколько изменены.

Так, из событий оригинальной игры «случился» только флэшбек с молодости Прайса, в котором он вместе с МакМилланом подстерег и подстрелил террориста Имрана Закаева.

Стрим задания All Ghillied Up из Remastered версии игры, в Full HD

В этом случае, похоже, живчиком попадание 12,7мм пули Имран перенести не смог и в Call of Duty: Modern Warfare не появится.

Остальные события трилогии на данный момент, в текущем билде игры либо еще не произошли — либо вообще не произойдут, т.к. течение событий уже происходит несколько иначе.
Хронологически действие игры происходит чуть ранее, чем действие оригинальной Call of Duty 4: Modern Warfare (так, один из антагонистов Кхалед Аль-Асад примется объединять своих людей только после окончания одиночной кампании).

Рекламная пауза

Перед тем, как предложить игроку сыграть в однопользовательскую кампанию, игра честно предупреждает:

«Игроку рекомендуется подумать и самостоятельно принять решение [о том, играть в кампанию или не играть]. Некоторые сцены содержат жестокий и потенциально способный вызвать сильные эмоции контент. Пожалуйста, ознакомьтесь с рейтингами игры.»

[в квадратных скобках здесь и далее подразумевающиеся по контексту мысли плюс комментарии переводчика]

Предупреждение от разработчиков

И действительно — если вы слишком впечатлительный человек, зачем играть в игру, в которой много всякого особо жестокого (включая пытки и казни гражданских) и потенциально очень обидные темы?

Предупреждение! Дальше будут СПОЙЛЕРЫ! Если вы хотите пройти сюжетную кампанию самостоятельно и испытать все эмоции, не зная что будет дальше — не читайте!

Выбор задания и первая деталь

На экране выбора задания задержимся немного и обратим внимание на очень красивую, но слегка «растянутую» по долготе карту:

Что-то не то, верно?

Греция на месте, Крым (а уж его-то мы научились отличать) — на месте, Керчь, Краснодар, Черное море, Азовское море — на месте, а вот дальше на Восток и Юг география о реальной сильно отличается.

Так, например, Каспийского моря нет вообще, и на его месте находится вымышленное государство Кастовия. Для сравнения, на нормальной карте мира в той стороне должен быть стык Казахстана, Узбекистана и Туркменистана:

Это — вымышленное государство и значительно измененная география мира — первое и самое очевидное свидетельство в пользу того, что мир этой игры вымышлен и, следовательно, происходящие в нем события к нашей современной реальности прямого отношения не имеют.

Поехали

[Здесь и в дальнейшем я буду использовать прохождение стримера NoahJ456 и — частично — свой материал в виде скриншотов. Ссылки указываю с таймингами]

Итак, 0:23-1:12 — нам представляют основного «злодея» сюжета, Омара Сулеймана по кличке «Волк» и его террористическую организацию — Аль-Катала.

1:16-12:35 — тут нам показывают события, предшествовавшие террористическому акту Аль-Каталы, в которой в некотором городе Верданске ЦРУ при поддержке морской пехоты США пытаются воспрепятствовать перевозке запрещенных Женевским Соглашением от 1925 года боевых отравляющих газов в еще одно вымышленное государство — Урзикстан. Тогда же представляют и еще одного противника — некоего генерала Баркова, который хранит эти самые газы на СВОЕЙ базе. Не государственной, а своей личной. His depot.

Обратите особое внимание: противниками указаны наемники, которые так и в титрах названы, и в репликах основных персонажей:

Странно. Как же так вышло, ведь при пролете к месту выполнения задания упоминались российские военные?

Ответ прямым текстом, в самом ярком свете дан в конце первого задания:

Генерал Барков для свершения своих темных дел использует в своей ЧВК кадровых российских военных — которые принимают свою оплату «со стороны» и делают то, что ни один нормальный человек в здравом уме делать бы не стал.

Это не герои России, спасавшие жизни школьников в Беслане и Буденновске, это не срочники, прошедшие Чистилище в Первую и Вторую Чеченскую компании — это наемники. Это люди, которые берут деньги и не отказываются от заданий.

Подобный мотив не нов для серии Call of Duty: так, в Modern Warfare 2 генерал-ренегат Шепард создал свою ЧВК Shadow Company [«Армия Теней»] — находившуюся вне юрисдикции властей США и подчинявшуюся строго ему, Шепарду.

Возмущений тогда ни от американской, ни от российской общественности почему-то не последовало.

На 11:09 появляется еще одна активная сторона конфликта — некие повстанцы/боевики (Insurgents). Пока мы еще не знаем, кто это — но это некие арабы, ожидавшие напасть на русских и отнять у них их груз.

На этом представление противников заканчивается — всю игру воевать придется либо против боевиков Аль-Каталы, либо против наемников Баркова.

Насколько влиятелен этот Барков?

О, конкретно этот товарищ — если его можно так назвать — очень, очень влиятельный человек.

Как мы увидим в дальнейшем, у него есть свой очень, очень доходный бизнес (надо же на какие-то деньги содержать в Молдове собственную усадьбу с натуральным трехэтажным дворцом, личной церковью, личным бассейном с солярием и смотровой башней, верно?), собственный химический завод в Грузии (на котором кроме боевых отравляющих веществ он что угодно может делать, например нефтепродукты перегонять) и собственная ЧВК с танками, боевой авиацией, вертолетами и тоннами импортного и очень, очень недешевого оружия.

А еще он любит требовать от российского правительства уступок и услуг — так, например, в ответ на разграбление своего конвоя с газом российское правительство прервало дипломатические отношения, направленные на снижение международной напряженности [deconfliction channels]. Это описывается в разговоре между Ласвелл, координатором из ЦРУ, и полковником армии США Лайонс (12:35-13:48).

Где же ты, где — мораль серая?

Одной из главных претензий к сюжету однопользовательской компании было то, что «обещанную серую мораль» не завезли.

Мол, «как же так? Обещали серую мораль, а русские опять злодеи, и еще они военные преступления совершают, и еще они…».

Для начала обратимся к тому, что же понимается под «серой моралью» в популярной англоязычной культуре — на всякий случай. Для этого заглянем на популярную среди создателей медиаконтента All the Tropes Wiki, где встретим следующее описание «серой морали»:

В полностью «серо-моральном» конфликте ни одна из сторон не является ни полностью «хорошей», ни полностью «злой».

Каждая из сторон имеет сильную, обоснованную причину для борьбы и содержит смесь из самых разных действующих лиц, от достойных восхищения и подражания индивидуумов до злобных, скользких [слово нехорошее].

In an all-grey conflict, neither side is totally good or completely evil. Both sides have a strong, justifiable reason for fighting, and contain a mixture of people of all kinds, from admirable, upstanding individuals to vicious, slimy scumbags.

All the Tropes Wiki
Место, где подробно разбирается культура вообще и англоязычная в частности

Если смотреть с этой точки зрения, то сюжетная составляющая кампании CoD:MW серее некуда — каждый из хороших персонажей совершает как минимум спорные поступки, а каждый из плохих имеет причины поступать именно так, как он поступает.

Пикадилли

В промежутке с 13:52 по 21:39 мы наблюдаем за совершением теракта в Лондоне и ликвидацией террористов. Стоит отметить, что:

  • Условно «хорошие» британские спецслужбы не предотвратили террористический акт в худшей его части — в самом начале — из-за приказа не открывать огонь до проявления агрессивных действий со стороны террористов, несмотря на подтвержденные данные о подготовке теракта. Причем не только абстрактные чиновники в этом условно «виновны» — сержант Гаррик Кайл, протагонист в этом задании, не стреляет в нарушение правил (такая возможность отсечена отбросом на предыдущую контрольную точку);
  • Условно «хороший» капитан Прайс жертвует жизнью одного из заложников, на котором закреплена бомба, для спасения нескольких жизней (включая свою). Не слишком геройский, но понимаемый поступок;
  • В конце задания Кайл сообщает о желании сдать свою информацию о террористах Прайсу в обмен на возможность «разобраться с ними без перчаток» — в обход традиционной субординации и «не по правилам», и уж явно не в рамках британских законов.

Урзикстан, вотчина Баркова

Переместимся в Урзикстан и познакомимся с ситуацией в этом вымышленном государстве, где Барков установил свои порядки и ведет свою… хозяйственную деятельность. 21:40-54:43

  • На тот момент в стране ведут активные боевые действия три стороны — боевики Аль-Каталы, ФО Фары и боевики Баркова. Барков хочет просто вести свой бизнес без каких-либо ограничений, ФО Фары хотят независимости своей страны и освобождения от оккупации Барковской ЧВК, а Аль-Катала… Аль-Катала просто любит убивать всех, кого не сможет рекрутировать;
  • Фронт Освобождения — местная повстанческая организация, по всем параметрам попадающая под определение террористической. Они не друзья никому, и сотрудничают с Алексом из ЦРУ только из-за личного доверия между главарем ФО Фарой и капитаном Прайсом (21:54-23:45). Отдельно отмечу, что Russian army — не именование Российских Вооруженных Сил (то было бы Russian Armed Forces/Russian Army), а собирательное «русские солдаты»;
  • ЦРУ ищет ответственного за подрывы в Лондоне лидера боевиков — Волка, и использует связи Прайса для получения поддержки ФО в конфликте с Аль-Каталой;
  • Боевики Аль-Каталы для боевиков Баркова неотличимы от местного населения в целом, да и следствием в условиях оккупационного режима никто не заморачивается. Скрылись боевики в населенном пункте — накажут населенный пункт, тем более что боевики активно используют вооруженных женщин и детей (27:31);
  • Условно «хорошие» ФО Фары вроде как «дают отпор» оккупантам (25:46-25:52), но при первой же возможности оказать впечатление на ЦРУ Фара говорит, что повешенные на площади люди наказаны за воровство топлива Аль-Каталой (29:27-30:10). Офицер, руководящий акцией, объясняет — они казнены за убийство русских боевиков, а этим люди Фары тоже занимаются и даже этим гордятся. Восток — дело тонкое и врут, похоже, все;
  • На протяжении всего задания Фара называет лично ответственным за происходящее Баркова, и использует для именования боевиков Баркова слова «люди Баркова» и «русские солдаты» примерно одинаково. Кульминация — 54:37, где она прямо заявляет о конфликте между ними (ФО) и Барковым («Да, мы выиграли немного времени. Но Барков нам отомстит»https://dtf.ru/»Так и мы отомстим [ему]»).

Чистый дом

Следующее задание — зачистка дома в Северном Лондоне ликвидации террористов ради и поиска информации о Волке для. С точки зрения сюжета задание ценности почти не имеет, нашли и нашли. 54:56-до конца первой части.

  • Если подслушать разговор террористов на кухне до атаки, они расскажут о связях с Ультранационалистами на Востоке — это фракция в Правительстве России по лору Modern Warfare;
  • Во время выполнения задания женщины как минимум дважды берут в руки оружие и нападают на оперативников, в некоторой части подтверждая мнение боевиков Баркова насчет весьма условной «мирности» населения в Урзикстане. Серая мораль, чо.

Штурм больницы

Вторая часть стрима начинается с атаки на больницу, занятую боевиками Аль-Каталы, в которой они укрывают своего лидера — Волка — используя граданских как «живой щит». С начала стрима и до 18:35:

  • Фара заявляет, что боевики Аль-Каталы «сделали ее людям» (читай, ФО) «плохое имя». Опять врет — но это такое, у нее в привычке (1:29-1:36);
  • Знаете, что думает морская пехота США по поводу «живых щитов»? Она фигачит по всему фронту больницы из автопушки БМП и с воздуха [gunship — штурмовая комплектация вертолета/самолета с автопушками] (8:01-10:05). Кому «серой морали» — берите.

Оборона посольства и дома посла

После захвата Волка Аль-Катала собирает своих сторонников для атаки на посольство, где Алекс сотоварищи удерживают свою добычу. Сюжетно это задание требуется для демонстрации «серой морали» и ввода именного злодея — Мясника — которого ближе к концу игры придется допрашивать.

18:40-32:29 — посольство, 32:29-конец стрима дом посла.

  • Прайс, потеряв вертолет, даже не пытается как-то решить вопрос с гражданскими в посольстве — с людьми, которых ждет верная смерть в случае отсутствия эвакуации. Он эвакуирует строго одного человека — Волка — и помощницу посла, которая принесла им ключ-карту (чтобы они вообще могли выйти из посольства). Все гражданские, которых вы видите, проходя по зданию вместе с Прайсом, погибнут в результате принятого им решения. «Серая мораль» как она есть;
  • В конце задания выясняется, что Аль-Катала проломила стену под прикрытием взрывов снаружи и освободила «Волка». Теперь его надо снова искать, а все погибшие люди — погибли, выходит, напрасно. Бонус к копилке «серой морали».

Жуткая и ужасная «Дорога смерти»

Третья часть стрима начинает свое повествование с душещипательной истории про то, как боевики Баркова при первоначальной атаке на Урзикстан и установлении оккупации разбомбили убегавших от них гражданских (0:00-0:31).

Напоминаю, если кто забыл — ЧВК российского олигарха и, по совместительству, генерала совершили еще одно преступление. Может быть. А может быть и нет, т.к. нам об этом рассказывает ненадежный источник (больше об этом сюжетном ходе здесь) — мало того, что заинтересованный в «утечке» этой информации в ЦРУ, так еще и террорист с весьма мутной повесткой дня.

  • Выясняется, что Хадир (брат главаря ФО Фары) командовал атакой на тот самый склад Баркова в самом начале игры, и именно он украл газ и именно он использует его, чтобы отбить атаку русских наемников на 17:38-19:33. Что характерно, противогазы он заранее ни сестре, ни Алексу не выдал (едва их не убив);
  • Выясняется, что у Фары есть фобия, связанная с использованием газа.

И тут да, тут нас кидает во флешбэк — всем флэшбекам флэшбек.

Минотавр

Собственно, в этой части (19:36) мы узнаем, как Фара и ее брат ступили на «тропу войны» и «убили своего первого русского» (цитата из речи одного уважаемого в РФ политического лидера).

События перещаются на 20 лет назад, в самый разгар политической жары (т.к. действия основного сюжета относятся к 2018/19 году, то 20 лет до этого — 1999), когда вовсю шла приватизация, построение бизнес-империй и разгул бандитизма что в вымышленной России, что в настоящей.

ЧВК Баркова атакует поселок, в котором жила семья Фары и Хадира — они плюс их мать и отец.

Фару откапывают под завалами люди, подозрительно похожие на «белых касок» (осуждаемая в РФ организация, предположительно устраивавшая постановочные видео с «жертвами российских бомбардировок») — хотя речь идет о 1999 году, когда их еще и в помине не было так-то… Предположу, что разработчики просто взяли растиражированный образ, и показали его как они себя декларируют — добровольческая служба спасения.

Немного странно видеть претензии от некоторой части читателей о том, что, мол, «»белые каски» неправильно показаны, и вообще они врут» — организация позиционирует себя как гуманитарная и добровольческая, спасающая жизни людям. Таковыми они и показаны.

Возьмите любую такую организацию — от ОБСЕ то Международного Красного Креста или даже «Лизы Алерт», занимающейся поиском пропавших в РФ людей.

Они себя так заявляют, и если разработчики заявляют о желании делать игру «без политики», то они лишнего и не добавляют — все показано строго по описанию на веб-сайте.

И вообще, иногда белые каски — просто белые каски.

Спасенную Фару отец притаскивает домой, куда на 25:27 вламывается Минотавр J-12 (образ похожего до степени смешения под этим именем боевика доступен к выбору как играбельный в мультиплеере). Десантник смертельно ранит отца детей и собирается детей схватить для отправки в некоторое нехорошее место. Те J-12го, уже раненого, вдвоем еле-еле добивают [ВНИМАНИЕ! НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ!] на 28:17 и пытаются сбежать.

Оставим в стороне вопросы реализма — они не так важны, как моральная сторона проблемы.

Отчего-то между преступником, выполняющим за деньги преступный заказ по убийству взрослых и похищению детей для своего работодателя Баркова, и рельными российскими военными проводятся какие-то параллели и ищутся сходства.

Преступник будет преступником вне зависимости от надетой на него одежды и экипировки, цвета кожи и языка, на котором он говорит. Конкретно в этом образе осуждается тупое повиновение преступным указаниям бойца вполне конкретной вымышленной ЧВК Баркова, и Российская Армия (что вымышленная, что тем более реальная) тут не при чем.

В этом плане за вычетом визуального образа ситуация скорее на какой-нибудь GR:Wildlands похожа с наркокартелем, где местные наемники эксплуатируют и убивают местное население по своему усмотрению.

В самом конце этого задания детей предсказуемо вяжут и отправляют жить в заключении, а мы видим молодого и загорелого бизнесмена.

Волчье логово

Придя в себя, главные герои спасаются вместе с прилетевшим на вертолете Прайсом и попадают на вот этот (39:53) брифинг, после чего они пускаются по следу Хадира.

Хадир — это брат главаря ФО Фары, если кто забыл (я пару раз забывал).

Сама миссия ничем особенным для сюжета не важна, кроме ее финала — Фара и Алекс на 56:30 добираются до Волка и убивают его; Хадир сбегает вместе с остатками боевого газа.

Теперь статус Хадира, добровольно вступившего со своей частью ФО в Аль-Каталу, становится крайне неудобным. К чему это приведет?

К тому, что по прилету в лагерь морпехов на 58:26 и встрече с Ласвелл ФО объявляют террористической организацией, ничем не лучше Аль-Каталы, и советуют убраться подальше. Весь дальнейший сюжет держится исключительно на харизме Капитана Прайса.

Побег из тюрьмы и молодой Прайс

Четвертая часть стрима нам покажет еще один эпизод из прошлого Фары — +/- 2008/2009 год, когда она находилась в заключении в женской тюрьме Баркова. Сюжетная ценность этого эпизода заключается в:

  • Демонстрации звериной жестокости и ранее нераскрытой стороны Баркова — его самооправдашкам на тему «почему мне можно это все делать». Видимо, после сцен вроде этой [НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ!] спокойно спать ночью получается не всегда, вот и уберждает себя злодей в том, что что-то там спасает;
  • Демонстрации равноправия женщин и в исламских обществах в том числе [феминизм требует свое — если женщин-генералов и координаторов ЦРУ добавляли и раньше, то женщины, воюющие наравне с мужчинами и наравне с мужчинами уважаемые в исламском обществе нечто сравнительно новое]. Как я понимаю, это дань «прогрессивности» и «нетаковости» ФО Фары — чтобы было, в чем видеть разницу между ними и Аль-Каталой;
  • Описании знакомства молодого Прайса с Фарой, которой он помогает закончить освобождение тюрьмы с 16:47 и по 19:07. Прайс-то туда прибыл для сбора доказательств о совершении преступлений людьми Баркова, но раз уж одно другому не мешает — почему бы и нет.

Этот эпизод необходим для обоснования доверия, существовавшего между Фарой и Прайсом, и создания основы — хоть какой-нибудь — для сотрудничества между Прайсом и Фарой.

Обратите внимание на реакцию обзорщика — при виде Прайса он даже вслух проговаривает, мол, «так вот почему он ей так сильно доверяет, и она доверяет ему». Собственно, остальные сцены в задании идут фоном и своеобразным развлечением — навроде фильмов ужасов и устаревших ныне «комнат страха». Нервы пощекотать.

Перед поездкой в Россию

Небольшая кинематографичная вставка объясняет, почему ЦРУ и Прайс, статус которого находится между наемником-фрилансером и офицером САС, вообще решили отправиться в Россию.

Как оказалось, Хадир с помощью связей Аль-Каталы на Востоке (а как мы знаем из задания «Чистый Дом», это российские ультранационалисты) доставляет химикаты в Россию для совершения там террористического акта и стравливания между собой России и США. Прайс отправляется туда вместе с Кайлом и некоторыми «старыми друзьями» для того, чтобы разобраться с ситуацией наверняка, забрать Хадира (известного российским спецслужбам агента ЦРУ) и предотвратить международный кризис.

В Питере — пить

Поездка, как оказалось, приводит в вымышленную версию Санкт-Петербурга на 20:10+. Собственно, задачи поставлены в кат-сцене до этого, тут будет происходить экшон. В целом атмосфера Питера в райне Невского как старого и немного запущенного города бывших коммуналок и парадных передана неплохо. Не без клюквы, разумеется, но клюква эта преимущественно безобидна и вызывает скорее улыбку, чем раздражение (бездарный текст на текстурах, своеобразная озвучка, своеобразный стиль в одежде и в целом визуальный ряд быта).

Встречал несколько раз упоминание о том, что якобы «перестрелки в России — это же так весело, русских полицейских убивать можно» и прочее. Что характерно — полиция появляется в самом конце эпизода в Питере, стрелять по ней не предполагается (только по боевикам Аль-Каталы) и реакция обзорщика предсказуемо нормальна [«Я предпочел бы не убивать никого из полиции»] — так что и этот случай можно списать со счетов.

Сцена допроса Мясника — продолжение темы «серой морали»; изначально предполагалась вариативность в процессе допроса где можно было участвовать или нет (1) и можно было убить Мясника или нет (2). Вне зависимости от выбранного варианта семье вреда не причиняют, хоть и угрожают убийством как минимум при участии игрока.

Эпизод с допросом показывает, что иногда для совершения условно «хороших» дел необходимо сначала сделать условно «плохие» — и это очень скользкая дорожка. Изначально сравнительно плоский персонаж Прайса раскрывается еще больше в разговоре с Кайлом в машине по пути к усадьбе Баркова.

Кайлу очень не нравится то, что Прайс берет заложников и угрожает их убить в случае неповиновения — но именно так, по мнению Прайса, и работают процессы борьбы с терроризмом.

«Где же мы проведем черту [что можно делать и что нет]. сэр?»

«Черту проводят там, где она нужна [подразумевается, что единых норм в этой области нет]«

Это, пожалуй, и есть кульминация обещанной «серой морали» — вместо обычной супергероики со спасением всех, вся и везде капитан Прайс не просто «действует по ситуации» — он сам разбойник тот еще. И ничто террористическое ему не чуждо.


Он поясняет это так: «В конце концов, кто-то должен научить врага бояться темноты… Мы изваляемся в грязи так, чтобы мир остался чистым. В этом наша цель».

В Молдову

После прорыва одного-единственного дорожного блока (если его можно так назвать), Прайс с Кайлом проезжают через пронстранственно-временной разрыв и попадают в усадьбу Баркова 1 ноября 2019 года на 35:07, которую Аль-Катала совместно с Хадиром уже обыскала и пытает пленников в попытке найти Баркова.

Сюжетно ценность этого задания сводится к двум вещам:

  • Окружение дает возможность оценить масштабы состояния Баркова и его богатство — он не просто олигарх с шикарным поместьем, заставленным предметами роскоши; Барков — глава семейного полукриминального клана с большими связями. Три заложника, которых игрок освобождает — его близкие родственники, абсолютно уверенные в том, что СЕМЬЯ их вытащит из чего угодно;
  • Один из заложников — сын Баркова, второй и третий — члены семьи неизвестного родства;
  • Прайс сначала констатирует необходимость получения поддержки для остановки химического завода Баркова, а затем отдает Хадира Ласвелл, и через нее — России в обмен на помощь в организации атаки на упомянутый ранее завод. Он как бы террорист, если что.

Все линии сходятся

Перед нами последнее задание синглплеерной кампании, поэтому по законам жанра все линии сюжета должны сойтись вместе, все старые друзья — встретиться, все усилия — чем-то весомым закончиться.

Так, для атаки на завод Прайс заручился поддержкой ЦРУ в плане материально-технического обеспечения и добыл детальную информацию о самом заводе от Хадира (черная туба). Но ведь главная цель — снять все обвинения с западных спецслужб, поэтому послать морпехов возможным не выглядит… И Прайс едет в Урзикстан к ФО (1:48-3:36) и предлагает ей присоединиться к нашей… банде героев.

И действительно, «официальной версией» будет атака ФО — признанной теперь и на Западе террористической организацией — при участии нескольких «добровольцев», чье присутствие будет максимально ограниченным и скрытым. Все выигрывают (кроме Баркова, разумеется) — и лицо соблюдено.

Последняя битва

Итак, план у банды героев такой — при поддержке с беспилотника ЦРУ пробиться через ЧВК Баркова на завод, заминировать его взрывчаткой, любезно предоставленной Николаем, отойти на безопасную дистанцию и взорвать. Производство боевого отравляющего газа для Баркова и его синдиката прекратится, сам Барков — если будет найден — «отдается» Фаре на казнь.

План выполняется с небольшими отклонениями от него:

  • В схватке с Джаггернаутом Алекс повреждает свой детонатор (а он у этих раздолбаев по закону жанра был один, поэтому он остается внутри хранилища с газом для подрыва его вручную;
  • Барков сбегает на своем вертолете с завода (21:36), но по счастливому сложению обстоятельств за штурвалом вертолета сидит «on-the-inside» Николай и под сиденьем прячется Фара;
  • Барков пытается выйти в экстренном порядке на связь с российским правительством (точнее, с кем-то конкретным в нем — президентом?) — но ему отказывают. Судя по репликам Баркова — отказывает в контакте секретарь или кто-то вроде того;
  • В своих последних словах Барков пытается сперва угрожать Фаре (как он это делал раньше в тюрьме), затем — убеждать в своей правоте (непонятно, то ли в глупой попытке вызвать сочувствие, то ли в качестве самооправдашек), затем — предлагать подкуп. Все — ради сохранения своей жизни.
  • Когда он уже умирает, Барков пытается напоследок толкнуть памятную речь с условно «хорошим» посылом — мол, «он защищал интересы России и боролся с терроризмом».

Посыл, может, и не самый неправильный — но не будем забывать о том, что Барков ни разу не герой, а вымышленный олигарх, использовавший данную ему власть для создания своей ЧВК и развития своего бизнеса. Все ради богатства — даже усадьбу свою он не в «непрестижной» России отгрохал, а в Молдове. Заграница, все дела.

Собственно, конец

Заканчивается сюжет тремя CGI-ными роликами — где капитан Прайс запрашивает Ласвелл о намерении создать свой спецотряд «141» (1), где Халед Аль-Асад воюет с русскими солдатами и мирным населением (2) и где Ласвелл, Прайс и Комаров обсуждают совместные спецоперации против новых угроз (3).

В сухом остатке

  • В игре нет однозначно хороших персонажей (от слова вообще) и даже протагонисты серии совершают весьма «спорные» действия одно за другим — вот она, «серая мораль»;
  • В игре Российская Армия (не-Барковские солдаты) представлена только в виде Комарова и погибших солдат в во втором из заключительных роликов, где они ЗАЩИЩАЮТ мирное население;
  • Люди Баркова, будучи российскими военнослужащими в какой-то из периодов своей жизни, на момент «работы» в его ЧВК Российской Армией не являются и ее не представляют;
  • В игре российские силовики представлены строго в трех сценах — в Питере — во время прибытия на стрельбу на Невском, во время задержания Мясника и во время блокировки трассы от Питера на юг. Ни в одной из сцен игрок не может повредить российским силовикам; ни в одной из сцен российские силовики не показаны плохо/непрофессионально; ни в одной из сцен над ними не совершается насилие;
  • По окончанию кампании Россия и Запад восстанавливают проитвокризисное сотрудничество и запускают ряд операций по противодействию Аль-Катале.

Вместо послесловия

Грустно видеть, что хороший, качественный продукт становится ареной для набора политических очков неграмотными людьми, которые обсуждают контент либо без понимания происходящего, либо намеренно искажая содержание.

У игры есть проблемы — так, например, многие игроки жалуются на ее техническую часть и частые краши; но эти проблемы не имеют никакого отношения ни к пропаганде, ни к фобии чего бы то ни было, ни, строго говоря, к политике.

Сюжет и его подача вполне в духе старины Клэнси — хайпово, интригующе, немного скандально и полностью в альтернативной реальности.

 

Источник

Читайте также