Самурайских боевик, который легко спутать с Dark Souls.
На жёстком диске моей PlayStation 4 уже почти год установлена Dark Souls 3. Игра почти пройдена, там осталось часа три геймплея да парочка боссов, только сделать эти последние шаги я никак не решусь. Соседняя иконка меню — Bloodborne — напоминает, что уже года два мне не хватает двух трофеев до «платины». Я прошел все последние игры от From Software, и врать себе нет смысла: их механика утомила. Как бы её ни приукрашивали и как бы изысканно ни преподносили, повторение одного и того же неизбежно вызывает тягучее чувство скуки.
Знакомая многим ситуация: когда кажется, что ты подустал от любовных приключений, в жизни появляется человек, который начисто сносит крышу. Похожим образом на моей приставке появился Nioh — исключительный самурайский экшен, на который следующему проекту от From Software волей-неволей придётся равняться.
Игра абсолютно безжалостна в своих притязаниях на ваше время — если решитесь как следует погрузиться в неё, то о других проектах придётся забыть часов на 100-150. Однако Nioh палец о палец не ударит, чтобы вам понравиться. Скорее наоборот: будет раз за разом искать новые способы вытереть об вас ноги, убить способом поизощрённей, наказать за невнимательность. Образцовая игра-культиватор стокгольмского синдрома, скрещенная с кодексом самурая.
Оружие возмездия
Ощущения от Nioh поразительно точно перекликаются с антуражем, который она использует. Британец Уильям прибывает в Японию, раздираемую гражданской войной и нашествием полчищ нечисти. Герой оказывается один в незнакомой стране с далёкой ему культурой, в самом центре непонятных и непредсказуемых событий. Единственное, на что можно положиться — собственное боевое мастерство.
Боевая система — главная и, пожалуй, единственная вещь, ради которой стоит браться за Nioh. Если она не зацепит через несколько часов игры — бросайте это дело, дальше вас ждут только страдания. Всё в игре держится на умении игрока осмысленно размахивать представленным оружием. И если этим навыкам перекрыть кислород, картинка рассыпается. Очень похоже на совершенствование какого-то мастерства в реальной жизни.
Основа боёвки взята из Dark Souls, и это базовый уровень, который предстоит освоить сразу. Сильные и слабые удары, блок, перекат — всё это дозволено испробовать на первом, тренировочном этапе. Потом игра покажет систему стоек — верхней, средней и нижней — и будет постепенно подбрасывать всё более сильных врагов и новые виды оружия.
Когда доковыляете до первого босса, Nioh заставит выучить восстановление ки. Эта энергия — здешний аналог выносливости. Придётся вымуштровать себя не забывать вовремя нажимать правый шифт во время битв с духами, чтобы избавляться от замедляющей ауры и своевременно восполнять тающие в бою силы.
И только когда первый крупный ёкай будет повержен (часа через четыре игры), вы можете считать, что усвоили основы. Но не более того.
Тяжело, но справедливо
Nioh — очень хитрая игра. Она сразу же выдаёт вам уйму возможностей ведения боя, при этом прекрасно понимая, что воспользоваться ими в полной мере вы не в силах. Точно так же мастер единоборств легко валит на пол додзё не способного дать отпор новичка. Драгоценный опыт тут приобретается через ошибки и бесчисленные смерти.
Уровень за уровнем Nioh научит вас играть смелее и мыслить шире. Нападение сразу нескольких врагов заставит разобраться с дистанционным боем и соответствующим ему оружием — луком, мушкетом и пушкой. Манера атаки ниндзя вынудит использовать стремительную нижнюю стойку и странную, но быструю кусаригаму. Мгновенно парализующие атаки боссов не оставят шанса проигнорировать дополнительные предметы, снимающие зловредные эффекты. Любая победа в Nioh даётся тяжело, но непременно учит чему-то новому.
Вся сложная структура Nioh — это преждевременные ответы на запросы, которые игрок ещё не успел сформулировать. Когда интуитивно придёт желание опробовать магию в бою, окажется, что нужные предметы давным-давно лежат в инвентаре, а скомбинировать их можно на алтаре-сохранении. Там же предложат два-три варианта новых критических атак, когда нынешние утомят.
Захотелось комбинировать удары более затейливо? В меню персонализации навыков уже ждут несколько опций на каждую кнопку, позволяющие это провернуть. Любимое оружие недостаточно сильное? Кузнец исправит эту проблему за деньги: вы и заметить не успели, как их уже накопилось предостаточно. Когда в огромном списке предметов, вкладок и умений ищешь не абстрактное спасение, а вполне конкретную опцию, игра перестаёт пугать масштабами своих возможностей и становится понятной и структурированной.
Обаяние Nioh — на стыке «инь» жестоких правил и «ян» продуманных возможностей. В этом смысле игра изобретательней Dark Souls, в которой достаточно было в самом начале подобрать победную тактику и просто следить за скоростью реакции и соответствием уровня персонажа окружающим невзгодам. Самурайский экшен от Team Ninja использует самосовершенствование и изобретательность как главные движущие силы на пути к финишной ленточке. Процесс трансформирует не только игрока, но и геймплей. Я писал, что фанаты Ninja Gaiden будут разочарованы Nioh, но поспешил с выводами.
Исключение из правила — битвы с боссами. Тут нахрапом не возьмёшь ни одного из них, будь то огромный японский дух или сильный самурай. Несколько раз умереть — считай, что поздороваться: некоторые твари и высокоуровневых бойцов на тот свет отправляют единственным ударом. Как бы вы ни были уверены в своих силах, придётся приостановиться, отдышаться, изучить модель поведения. И только потом победить. Попытки с двадцатой. Заслуженно.
Будет немножко больно
Было бы некорректно сравнивать Nioh c Dark Souls, обойдя те моменты, где последняя всё же выступает лучше. За пять игр с примерно одинаковой механикой From Software научилась дьявольски точно выстраивать локации и прорабатывать их до последней пылинки. Team Ninja набила руку только в уровнях для чистокровных слэшеров, и это заметно. Дизайнерам локаций не хватило опыта, чтобы встать на одну ступень с маэстро: уровни получились довольно интересными, но то и дело скатываются в абсолютную линейность или архитектурную скудность.
Открытых локаций мало, а бесшовного мира не завезли: этапы — как основные, так и побочные — придётся выбирать на глобальной карте. Дополнительные задания происходят в уже исследованных локациях, повторяют друг друга, да и вообще скучны уже в своих формулировках: победи сильного противника, найди все спрятанные предметы, разберись с главарем бандитов. Ну а необходимость ближе к концу заново нашинковать целую толпу уже пройденных боссов — это и вовсе эталонное дурновкусие.
Да, время от времени Nioh будет раздражать вас до зубного скрежета, но в своей сути игра фактически безупречна. Боевая система настолько изобретательна, что на неё с готовностью хочется потратить сотню-другую часов. И никакие минусы не способны это затмить. Когда-то создатели Nioh полностью отмели концепцию своего проекта, чтобы выпустить ту игру, что мы получили сейчас.
Как же здорово, что они на это решились.
Источник: