Аватары: Обзор книжного цикла-предыстории первых игр серии Baldur’s Gate

Вот откуда рога Чёрного Властелина растут!

Летом 2020-го года состоялся долгожданный выход, пусть и пока только в ранний доступ, новой главы в истории Baldur’s Gate. Серия эта достаточно древняя, в декабре ей стукнуло уже 22 года, и уходит она своими корнями в столь мною любимый сеттинг «Забытых королевств» (Forgotten Realms), книгами по мотивам которого я в захлёб зачитывался в детстве. Черкани в комментариях, если тоже читал романы Роберта Сальваторе о тёмном эльфе Дзирте До’Урдене вместо того, что задавали в школе на литературе…

Нам известно, что третья часть никоим образом сюжетно не связана с предыдущими играми «Врат Балдура», сохранился лишь сеттинг и место действия. Поэтому данный пост (или ролик, который я прикрепил здесь в качестве альтернативы текстовому полотну) скорее будет интересен тем, кто любит и почитает первые две игры серии, созданные ещё не успевшими покрыться плесенью умельцами из BioWare. Ведь именно книжным циклом под названием «Аватары» (никакого отношения к Аангу эти «аватары» не имеют), легендарная студия разработчиков и вдохновлялась при работе над первоначальной дилогией 1998-2000 гг. Об этих книгах, в которых раскрывается лорная предыстория BG, я и поведаю вам в этом посте.

Эти 5 симпатичных кусков дерева в оригинале издавались на протяжении 10 лет: с 1989 по 1998 гг. (в России издавались в 00-х). Наименования у книг следующие: «Долина Теней», «Глубоководье», «Тантрас», «Принц Лжи» и «Безумный Бог». Первоначально эта серия была запланирована как трилогия, куда, собственно, и вошли первые три книги, опубликованные одновременно в 1989 г.

Их автором значился некий Ричард Авлинсон, но после того как трилогия была впервые переиздана через несколько лет, читателям открылась страшная правда о том, что Авлинсон – псевдони, за которым скрывались писатели Скотт Чинчин и Трой Деннинг, однако работали они не вместе над каждой книгой, а по-отдельности: Чинчин написал первые два романа, Деннинг же закончил трилогию. Но на том серия «Аватары» не завершилась. Спустя четыре года к коллективу подключается Джеймс Лоудер и публикует четвёртый роман, а последнюю, пятую книгу, пишет и выпускает в 1998-м снова Деннинг.

Скрижали Судьбы

Жили были Dungeons and Dragons, а внутри них целая вселенная, состоящая из различных миров. Так вот в одном из таких миров, названном Абейр-Торил (который и является местом действия в сеттинге FR), случилась катастрофа божественных масштабов. Понимать это стоит в прямом смысле, ведь именно неугомонные божества Бэйн и Миркул – повелители Раздора и Смерти (а вместе с ними и бог-покровитель убийц Баал на вторых ролях) – вздумали устроить восстание против владыки Эо — существа, стоящего выше любого божества Забытых Королевств. Желая вознестись над всеми прочими богами Торила, Бэйн и Миркул тайно крадут священные скрижали Эо, в которых заключается его сила, дабы ослабить владыку и нанести ему сокрушительный удар.

Однако Эо был не так прост. Обнаружив пропажу, он наказал всех богов – лишил их божественных полномочий и отправил на землю влачить жалкое (по божественным меркам) существование в смертных аватарах среди таких же смертных обитателей Фаэруна (материк, ставший основной «локацией» для большинства сюжетов «Забытых Королевств»). Разумеется, боги не потеряли абсолютно все свои силы, но значительно ослабли, хотя среди своих смертных поклонников они оставались сильнейшими существами. Они начали строить дворцы и пытались сохранить власть над смертными при помощи сподручных средств, дабы окончательно не потерять все свои силы (ведь источником силы богов является вера их поклонников). Однако то была участь богов.

Мир смертных сотряс магический катаклизм. Привыкшие полагаться на магию жрецы, колдуны и волшебники внезапно обнаружили, что магическая материя стала критически нестабильной. Простое заклинание искры могло обратиться чудовищным инферно, и одному только Эо известно, что могло произойти с человеком, решившим использовать телепорт.

Кто-то и вовсе лишился магии, как, например, матриархи дроу из Мензоберранзана, разум Кэтти-Бри (подруга главгероя «саги о Тёмном эльфе») чуть не поглотило сознание кровожадного меча Хазид-Хи, а сам Дзирт До’Урден едва не лишился своей верной пантеры Гвенвивар из-за неисправности магической статуэтки. Эти и некоторые другие события, ставшие следствием магического кризиса в Королевствах, были описаны Робертом Сальваторе в «Нашествие Тьмы».

Конечно же, боги не смирились со своей участью и начали поиски похищенных у Эо Камней Судьбы, однако кто был виновником торжества – никому из них известно не было. Никому, кроме богини Мистры – владычицы магической материи. Она предвидела гнев Эо и исход богов с небес, а потому спрятала часть своей силы в особом артефакте, который отдала на сохранение одной из своих почитательниц (без ведома и согласия). После изгнания, она собиралась вернуть себе часть силы, а затем отыскать местный аналог Биврёста и по нему добраться до Эо, чтобы рассказать верховному божеству о местонахождении Камней. Однако богиня попадает в лапы Бэйна.

Всё это лишь завязка. Основное действие будет продвигаться потугами главных персонажей романа: четвёрки смертных героев, которые отправятся в опасное приключение, дабы спасти Королевства от гибели в пожаре войны, разжигаемой богом Раздора и исправить сотворённый им магический кризис.

Героическое пати

Как и полагается всякому добротному приключению, всё начнётся в таверне, где встретятся могучий воин-наёмник Келемвар Лайонсбэйн, вор и интриган Кайрик (он же Цирик в иных переводах), молодой мэтросексуал, жрец богини красоты – Адон, и чародейка, носительница амулета Мистры, по имени Миднайт. Иными словами «танк», «вор», «жрун» и «сорка». Но это не просто персонажи настольной игры, сошедшие на страницы книг, это в первую очередь весьма интересные личности.

Чародейка скрывает и своё прошлое и своё имя (Миднайт – лишь её «ник»); Келемвар – носитель древнего родового проклятия и превращается в чудовище всякий раз, когда делает что-то безвозмездно; Кайрик – беглый раб и вообще крайне неоднозначный парень, который больше остальных меняется на протяжении всей истории, превращаясь в антигероя. Один только Адон мне не понравился как персонаж. Поначалу он кажется таким забавным молодым жрецом, который неумело размахивает булавой, постоянно причёсывается и прихорашивается, совращает девок… но уже под конец первого романа он превращается в слюнтяя и депрессивного школьника, а во второй книге буквально становится поехавшим кретином. И всё же 3 персонажа из 4 – это зачёт.

Первым делом наши герои отправляются вызволить богиню магии из лап Бэйна, но вскоре оказываются втянуты в войну богов. На их плечи ложится противостояние богу Раздоров, который собирается поработить Долину Теней, где и разворачивается действие одноимённой книги (кто читал трилогию об Эревисе Кейле знайте, это рядом с Сембией). Они повстречают легендарного мага Эльминстера и рыцарей Миф Драннора, которые помогут им защищать долину от войска Зентильской Твердыни – оплота бога Раздоров, а после отправятся в судьбоносное приключение в поисках Камней Судьбы.

И здесь я снова хочу сказать пару слов о героях. Они хотят отыскать священные скрижали, не тупо, потому что они добрые герои (а они, кстати, вообще не добрые, а я бы сказал, хаотичные), а ради своих корыстных целей: Миднайт хочет угодить своей богине Мистре; Келемвар желает избавиться от проклятия, которое не под силу снять обычным смертным магам; Кайрик желает богатства и власти, ну а Адон… после того, как он стал косить под дурака, он просто начал таскаться за Миднайт без цели и стремлений, так что опять трое из четырёх.

И хотя, конечно, ты понимаешь, чем всё закончится, особой интриги Чинчину и Деннингу создать не удаётся, но всё-таки они смогли реализовать главную, на мой взгляд, черту любого годного приключения – это неизвестность, в которую ступают герои. Ты можешь изначально предугадать финал, всё-таки это не какое-нибудь сложное тёмное фэнтези, где все герои почти наверняка сдохнут, и в конце вообще не хэппи-энд; однако сам путь таит в себе множество интересных ситуаций, битв, столкновений с невообразимыми монстрами или ловушек, расставленных богами и не только.

Прогнило что-то в датском королевстве…

«Долина Теней», на мой сугубо личный взгляд, является образцовой книжной адаптацией ролевой настолки, и вместе с тем вполне добротным приключенческим романом для тех, кто не ищет сложных сюжетов и хочет просто погрузиться в фантастический мир и расслабиться. Однако книги «Тантрас» и «Глубоководье», полностью посвящённые поискам Камней Судьбы и возврату их Эо, впечатление мне подпортили, и местами довольно значительно.

В них раскрывается и становится полноценным антигероем-мразью Кайрик – и это очень круто. В них появляется и погибает Баал, который к тому моменту где-то за кулисами уже успел оплодотворить несколько человеческих самок, которые позднее родят главного героя и главного антагониста первой Baldur’s Gate… Но вместе с тем, Баала слишком мало, и автор слишком быстро и просто его сливает. Келемвар и Миднайт порой начинают вести себя как школьники. Адон, как я уже говорил, превращается в дурака, (и хотя причины нам объяснили, но указанных причин недостаточно, чтобы превращать героя, даже такого, просто в лютого аутиста), Бэйн в «Тантрасе» предстаёт перед нами таким тупым, что ловишь одни фэйспалмы.

Вот представьте, попадает ему в лапы Келемвар, и Бэйн предлагает ему поймать Мистру и заполучить один из Камней Судьбы, а взамен бог Раздора излечит воина от проклятия. И всё это приправлено сомнениями Келемвара насчёт Миднайт, ведь она вместе с Адоном и Кайриком поубивали кучу народа в замке одного лорда – друга Лайонсбейна. Келемвар только сомневается и хочет выяснить правду, что случилось в замке на самом деле, но на сделку соглашается. И Бэйн вместо того чтобы снимать проклятие уже после того как воин выполнит свою часть сделки, или не снимать проклятие вообще, а обмануть человечешку, он ведь тёмный, мать его, бог! Этот божественный кретин сразу лечит Кела и разрешает ему идти. Ему и в голову не пришла мысль о том, что Келемвар, любовник Миднайт, может вместо этого просто переметнуться на сторону старых друзей. И, разумеется, никаких мер предосторожности главный злодей первых двух книг не предпринял.

Вопросы оставляет и бог Смерти Миркул, который потратил столько времени и сил чтобы воскресить Бэйна, собрав его по буквально песчинкам мироздания во втором романе. Неужели он не понимал, что бог Раздора, мягко говоря, не шибко умный, и после слива в первой катке в «Долине теней», он нисколько ума-разума не набрался.

Миркул имел свой мотив – он пытался усидеть на двух шишках, чтобы в случае победы Бэйна над Эо, стать его могучим соправителем, а в случае поражения – не быть уничтоженным вместе с богом Раздоров. Но в третьей книге нам раскрывается весь потенциал могущества бога смерти, и ты понимаешь, что этот Бэйн ему абсолютно не был нужен при таких колдунствах. Миркул даже в своей смертной аватаре спокойно мог устроить «ночь живых мертвецов» во всём Фаэруне, но почему-то начал это делать только в последней книге трилогии, и в итоге так вышло, что слишком поздно.

В общем приключения приключениями, сексуальные чародейки и воры в законе – это тоже круто, это авторам трилогии всё удалось, но мотивы некоторых отдельных личностей, действия некоторых глупых богов очень сильно сказываются на впечатлениях от книг. Я повторюсь, положительных моментов в них много, но негатив очень остро бьёт по восприятию, так что местами ты с головой погружаешься в роман, а местами плюёшься от фальши и абсурда. Быть может продолжение реабилитировало эту книжную серию?

Божественные распри

Оригинальная трилогия «Аватаров» выглядела вполне законченной историей. Да в ней, конечно, есть крючок, намекающий на дальнейшее развитие, но в целом, сама история священных скрижалей, похищенных богами, а вместе с ними и история четверых смертных героев были завершены. Прежде, чем я начал читать вышедшую через несколько лет дилогию-продолжение, я думал, что это будет что-то вроде средненького спин-оффа, который не вселит в меня того интереса, с которым я начинал читать самую первую книгу. Но я оказался не прав. Предостерегу тех, кто собирается прочитать «Аватары»: при рассказе о последующих событиях будут спойлеры.

Романы «Принц Лжи» и «Безумный бог» уже полностью посвящены божественным распрям. Камни Судьбы удалось вернуть Эо, боги были помилованы и вернулись в свои астральные обители. Однако в конце третьей книги возник вопрос: Бэйн, Баал, Миркул и Мистра – мертвы, кто займёт их место? Эо решил проблему гениально. Он возвёл в божественный сан Миднайт, которая заняла место Мистры, и Кайрика – интригана, убийцу и предателя – на место Бэйна, и вместо того, чтобы париться насчёт Баала и Миркула, Эо просто совместил их должности с Бэйном. Так и получилось, что Миднайт стала богиней магии, а Кайрик – богом раздора, убийства и смерти.

Это, конечно, было не совсем то, на что рассчитывал Кайрик в качестве вознаграждения за возвращение Камней, но всё же был доволен. Для алчущего власти всегда было мало новых приобретений, а потому Кайрик решил вознестись и над богами тоже. Для этого он собирается создать «Кайринишад» — Книгу Лжи, в которой была бы изложена его извращённая история, которая доказывала бы его могущество и право на единоличную власть. А книга эта создавалась при помощи древних заклятий, которые существовали задолго до рождения нынешних богов Фаэруна. Любой кто прочтёт или услышит слова из этой книги поверит в эти слова и преклонится перед богом Лжи, в которого превратился бывший смертный.

Бог знаний и покровитель менестрелей Огм, а с ним и Миднайт, которая пожелала, чтобы её нарекали Мистрой 2.0, прознали о планах Кайрика и попытались противостоять Принцу Лжи (как его прозвали боги). А сам Кайрик в это время пытается отыскать душу своего бывшего соратника Келемвара, которого он собственноручно зарезал в «Глубоководье», чтобы использовать его как козырь в борьбе с Мистрой. Этому посвящена 4-я книга «Аватар».

Особо углубляться в её сюжет и подробности касательно персонажей я не стану, здесь у «Принца Лжи» всё более-менее в порядке. Но я выделю главную особенность этой книги – это боги. Если раньше мы (ну, я имею ввиду тех, кто читал книги по «Забытым королевствам») воспринимали их как оторванных от реальности, сверхъестественных, всемогущих существ, которые недосягаемы для смертных героев, то первые три книги «Аватар» этот стереотип сломали, но в четвёртой, когда всё вернулось на круги своя, Джеймс Лоудер раскрывает нам природу этих богов, показывает их ограниченность, их мышление и законы по которым они живут.

И именно этим меня и заинтересовал роман «Принц Лжи», божественная природа показана в нём с очень интересного ракурса и это подкупает. Хотя здесь всё также заканчивается довольно предсказуемо, но эта история мне понравилась и успокоила после всех недостатков трилогии о Камнях Судьбы.

Во имя Безумного Бога!

Последняя книга серии под тайтлом «Безумный бог» неожиданно ведётся от лица приверженца Кайрика практически на протяжении всего романа. И для меня это было очень необычно, ведь раньше, в других книгах сеттинга, даже если в определённых главах нам были показаны антагонисты, то мы смотрели на них глазами вездесущего беспристрастного автора, который знает всё и обо всех. В «Безумном боге» повествование ведётся глазами кайкириста, то есть перед нами субъективный взгляд одного конкретного человека, да ещё и поклоняющегося одному из тёмных богов. А в данном случае поклоняющегося богу безумному.

Так вышло, что «Кайринишад» влиял на сознание не только человека, но также мог посеять семя лжи даже в богах, и первой же жертвой Книги Лжи стал сам её автор – Кайрик. Если раньше он знал правду и лишь хотел возвыситься, то теперь он верил в свою избранность и стал ею одержим, что превратило бога в безумца. После разгрома в конце 4-го романа серии, он не был уничтожен, как и «Кайринишад», эту книгу вообще было невозможно уничтожить, поэтому бог Огм поручил смертной женщине хранить книгу Лжи, дабы её не заполучили слуги Кайрика. Вместе с тем, бог знаний даровал ей особый артефакт, который скрывал бы и книгу и её хранительницу от глаз богов, даже самого Огма, и если кто и мог теперь их найти, то только смертный.

И этим смертным Кайрик избирает Малика-эль-Сами-ин-Насера – трусливого хитрожопого жителя Калимшана (что к югу от знаменитого Побережья Мечей), который случайно оказывается в эпицентре битвы, развернувшейся между последователями тёмного бога. Эта история – как бы рассказ Малика о его приключениях в поисках «Кайринишада». Хозяин протагониста после всего случившегося передал знания своему избранному, и благодаря этому читателю стала доступна вся история целиком с некоторыми вставками глав, в которых действие происходит уже не с Маликом, а с Мистрой, новым богом Смерти и Адоном.

Боги собираются судить Кайрика по обвинению в «безвредности по причине безумия» (и это не я сейчас придумал, а Трой Деннинг). Карик должен сеять раздоры и смуту, однако, увлёкшись своим «безумством», искал «Кайринишад», дабы зачитать его богам и подчинить себе. Но в то же время оказалось, что становление Миднайт новой богиней магии и появление нового бога Смерти, который также был избран из числа смертных, оказалось худшими из решений.

Бог Смерти должен наказывать лживых и неверных, то есть тех, кто не верит ни в одного из богов или отвернулся от своего бога. Но вместо этого новый владыка загробного царства жестоко наказывал убийц, трусов и прочих мразей, но щедро вознаграждал храбрецов и героев, независимо от того, были ли и те верны своим богам. Миднайт 2.0 же, в свою очередь, позволяла пользоваться магией только светлым чародеям и волшебникам, лишив магии злодеев.

Иными словами, они стали насаждать в Фаэруне свой миропорядок, лишив смертных самим избирать свою судьбу. Злодеи переставали злодействовать, трусы боялись нанести удар в спину, а храбрецы без причины бросались в пасти чудовищам. А потому Миднайт и Бог Смерти (я намеренно скрываю имя, ибо спойлер) также стали подсудимыми.

Книга наполнена безумием и абсурдом, прямо под стать её названию и самому Кайрику, и оттого читать её было неожиданно интереснее, нежели все предыдущие, и я не раз ловил себя на том, что тот или иной сюжетный твист оказывался для меня «вотэтоповоротом». Даже концовка оказалась не той, которую я предполагал увидеть, и я бы даже не сказал, что это был очередной хэппи-энд… Изложение истории от лица Малика только добавило книге шарма: к примеру, вместо мудрой и справедливой богини магии перед нами предстала «шлюха» и «блудница». Вот таких книг по Forgotten Realms бы побольше! Кроме того, и сам протагонист мне безумно понравился, о таких героев в главной роли в сеттинге «Забытых королевств» я книг ещё не читал.

На фоне всех предыдущих книг серии «Безумный бог» показался мне просто ахрененным романом, который я уже смело мог бы советовать к прочтению. Однако того же я не могу сказать о всём цикле «Аватар». Да, «Долина теней» тоже была хороша, но вторую половину «Тантраса» и почти целиком «Глубоководье» мне приходилось терпеть и осиливать едва ли не с трудом, а «Принц Лжи» был хоть и лучше них, но всё-таки больше на любителя.

Очень противоречивые чувства вызывают у меня «Аватары», где-то они меня очень радовали, где-то огорчали и печалили, но в целом я получил гораздо больше удовольствия, нежели негатива, поэтому оценил бы эту серию на 7 божественных блудниц из 10. Я не могу советовать эту серию тем, кто любит фэнтези, однако любителям конкретно адаптаций настольных фэнтези-ролёвок, в частности D&D и Forgotten Realms, эти книги вполне могут понравиться.

И немного чародеек вам в позитиватор!)

 

Источник

Читайте также

Меню