Франшиза Assassin’s Creed подарила нам самые разные игры. Есть среди них как всенародные любимицы, так и откровенно проходные. «Братство» же занимает, как мне кажется, интересную позицию в рейтингах разных игроков: многие ее превозносят, называют любимой частью, при том, что большинство согласно с мнением, что это самая «филлерная» страница в истории серии. По игре видно, что она планировалась как DLC к сиквелу, но многие аспекты геймплея преобразились так сильно, что игра вполне логично получила полноценную реализацию
В этом и есть «парадокс» — как смогла будто бы ненужная для серии игра завоевать сердца стольких людей? Рассмотрим «Братство» детально, и я постараюсь ответить на этот вопрос. Как обычно, сразу обозначу, что все изложенные выводы — это МОИ выводы, основанные на личных впечатлениях. Я в очередной раз буду стараться мыслить объективно, но фишка в том, что любая оценка — это априори субъективная точка зрения. Так что, перед вами очередное ИМХО. И прежде, чем выражать свое ИМХО по поводу этого разбора в комментариях, рекомендую дочитать его до конца
Мое «Братство»
Впервые я познакомился с игрой в год ее выхода, и ожидания у меня были завышены. Вторая часть завершилась, как мы помним, мощным клиффхэнгером: Эцио встретил голограмму древнего существа, нашей с вами реальности грозит катастрофа мирового масштаба, а Дезмонд и Ко спасаются бегством от Видика и Ко. Добавим к этому грандиозный успех предыдущей игры, которую приняли очень хорошо — народ жаждал продолжения, возвращения итальянского ассасина и ответов на вопросы. И мы все это получили
2010 год. Я помню, как сам зависал в игре на долгие часы. Прошел ее на 100 процентов и даже после этого, когда, казалось бы, больше нечего делать, я переигрывал сюжет в других скинах, проходил «Братство» целиком в облике Дезмонда и Райдена, просто носился по Риму и фанился от души. А когда начинал скучать по прогрессии — просто создавал новое сохранение и все начинал сначала… И было весело!
2018 год. Я возвращаюсь к игре в своем первом «марафоне» по серии, и почему-то ничего из выше перечисленного делать не хочется. По-быстрому закрываю сюжет, захватываю башни Борджиа, вроде пытаюсь освободить Рим до конца и собрать флажки, но очень быстро становится скучно. Зевая сношу игру и иду дальше, к «Откровениям». Мозг вроде пытается подкинуть какие-то воспоминания, мол, подожди, вспомни, как было прикольно в детстве, но у него ничего не выходит
2024 год. Новый «марафон» — новые правила. На этот раз я стремлюсь не просто пройти всю линейку игр, но взглянуть на каждую из них свежим взглядом, как будто прохожу впервые. И на этот раз «Братство» меня удивила, но не так, как первая часть, новыми впечатлениями, а более сомнительным образом — меня в процессе лихорадило, мотало из стороны в сторону от восхищения до горения задницы. Я не понимаю, как мне хватило терпения в детстве получить 100%-ную синхронизацию везде — в этот раз я остановился на 97,7% с воплем «Хватит с меня этой херни!». А ведь начиналось все очень даже неплохо…
Первое впечатление
Начну сразу с приятного: выглядит и ощущается игра замечательно. Те, кто читал мой лонг по второму «Ассасину», в курсе, что сиквел я ругал за деградацию визуала, предположив, что причина в смене приоритетов разработки. Так вот, «Братство» хоть и не вернулась к реалистичной и дотошно детальной картинке первой части, тем не менее ее точно так же не стыдно запускать в высоком разрешении на большом мониторе. Особенно меня радуют текстуры доспехов и древних построек, например, Колизей — в 2к выглядит сочно, подробно и просто красиво
Вообще, в первые часы игры «Братство» по-настоящему очаровывает. Пролог погружает в атмосферу спокойствия: все хорошо, Родриго побежден, Монтериджони процветает, Эцио в кругу друзей. Естественно, сразу считывается задумка сценариста: усыпить нашу бдительность, чтобы потом выбить из-под игрока стул, а протагониста лишить всех земных благ. Ну да, конечно, совершенно случайно вышло, что городок обзавелся пушками и нас научили из них стрелять. Естественно, небрежно брошенная фраза, что «завтра утром будут учения, не переживайте, сеньор», ровным счетом ничего не значит. Переживать действительно не из-за чего…
Это не минус, если что — абсолютно нормальная практика написания сценария. Да и в принципе, «Братство» довольно хорошо написана — будто и не было второй части с ее кошмарно пустыми диалогами и никакущей проработкой героев. Здесь же перед нами живые люди, которые не просто перекидываются экспозицией и шаблонными фразами, а действительно общаются, делятся переживаниями, раскрываются. Но это так, для затравки, подробнее о персонажах поговорим позднее
В общем, тихая размеренная жизнь на вилле в Монтериджони длится недолго: буквально на следующее утро «учения» оказываются настоящим штурмом города — и нет времени объяснять, Эцио, прыгай в одних подштанниках на коня и беги спасать всех! Стул выбит вполне успешно: только что мы таскали цветочки на день рождения сестры и нежились в ванне с Катериной Сфорца, и вот нам предлагают минут 20 бодрого экшена. И раз уж об этом зашла речь, обсудим новую боевую систему
Боевая система
Кто-то скажет — «Не такая уж она и новая, со второй части изменилось не так много». Согласен, нововведений всего парочка, но они кардинально меняют ощущения от боев и сам подход к их ведению. Во-первых, в качестве приятного бонуса вернулась система параллельного вооружения. Помните, как выбирая в первой части кинжал, мы получали доступ и к метательным ножам? Сиквел у нас это отнял своим неудобным селектором и отдельными ячейками для всего оружия. Теперь же мы видим сочетание обеих задумок: селектор никуда не делся, но ножи теперь привязаны к кинжалу, пистолет — к мечу, дротики с ядом — к отравленному клинку. И все это можно очень удобно использовать вместе с основным оружием. Но это, как я уже сказал, приятный бонус
Во-вторых, анимации. До этого Эцио в основном пользовался приемами Альтаира и парой-тройкой новых. Оружие ближнего боя в «Братстве» по-прежнему не особо отличается характеристиками, но зато почти все добивания-контратаки — новые и довольно красочные. Кровища летит во все стороны, Эцио летает от врага к врагу… Да, я больше не могу игнорировать слона в комнате
В-третьих, «Братство» частично украла у серии Arkham механику фри-флоу. Теперь мы можем в бою проводить серии убийств, если правильно и вовремя направим Эцио к следующему противнику. И вот это средство, которое с одной стороны еще больше оказуалило бои, с другой — снова сделало их интересными! Если во второй части я матерился пока пробивал постоянные блоки, проводил контратаки по два-три раза на одного противника, в итоге психовал и либо применял читерский прием с кулаками, либо просто улепетывал от этой толпы душнил — то в «Братстве» каждая схватка превращается в спорт. Успешно проведенная серия позволяет убить почти любого противника одним нажатием кнопки, поэтому вопрос «Насколько я заманаюсь драться с этой толпой?» переходит в челлендж «Смогу ли я вынести эту толпу идеально с одной попытки?»
Вот так, благодаря буквально паре новых фишек, бои вызывают совершенно другие эмоции нежели в сиквеле. Эйфория потока, ощущение, что играешь за «киборга-убийцу» — все это вернулось, даже больше, чем в первой части. Да что уж там — с системой дополнительного вооружения снова появился смысл менять основное прямо во время боя! Все это работает на интерес к открытым схваткам до самого конца игры
Упомяну еще тяжелое оружие, которым также стало приятнее пользоваться. То, что двуручные мечи и алебарды можно носить с собой все время — это безусловно круто. Но мне больше понравилась фишка с их метанием — это оказалось прямо то, что нужно, а именно стильно, грубо, брутально
Все дороги ведут в Рим
Итак, Монтериджони разрушен, дядя Марио убит, а раненый Эцио скачет на лошади в столицу — карать и покорять. Но сначала это вас покорит сам великий город. Впервые попав на улочки Рима, вы будете просто по ним бродить — он живой, красивый, и, несмотря на оккупацию со стороны Борджиа, по-своему уютный. После часов 20-ти прохождения вы скорее всего заметите, что локация не шибко разнообразная — либо узкие улочки, либо поля с редкими постройками. Но тем не менее именно город для меня и стал главной причиной очарования, которое вызывает «Братство» в начале. А спустя какое-то время вы увидите захламленную карту
Речь не только о предметах для сбора: сундучках, флагах и перьях. В городе сотня лавок, каждую из которых нужно купить, чтобы завершить освобождение Рима, а еще десятки дополнительных заданий и активностей. Нельзя сказать, что их стало больше, чем раньше, скорее наоборот. Но до этого они были размазаны по разным локациям, теперь же сгрудились на одной-единственной. Впечатление не такое жуткое, как при взгляде на Париж в «Единстве», но тревожный звоночек уже начинает звенеть — вот он, будущий подход Юбисофт ко всем своим проектам, зарождается
Благо, сам этот хлам оказывается на деле неплохим контентом. Сундучки по-прежнему помогают обогатиться, за сбор всех флагов Эцио получит плащ Борджиа, с которым вы навсегда забудете про плохую репутацию. Если у вас еще дергается глаз от сбора флажков в первом «Ассасине», либо просто носить на плече вражескую тряпку вам не пристало — освобождайте город. За захват всех башен Борджиа и последующую покупку каждой лавки и достопримечательности в Риме вас одарят плащом Аудиторе — с тем же эффектом
Пока не ушли далеко от сбора и покупок, выражу небольшие претензии к перьям и достопримечательностям. На самом деле даже одну общую претензию: «Зачем?» Чего ради вы собираете перья — непонятно, но ладно, их хотя бы всего 10 штук. А вот покупать все арки, Пантеоны, Дворцы Сенаторов и так далее — просто невыгодно. При нехилой такой стоимости они приносят смешной доход. Разве что вы сможете гордо заявить: «Смотри, мам, я купил Колизей!» А так, гораздо выгоднее скупить все кузницы или банки. И как будто бы это логичная разница в соотношении «вложение-прибыль» для лавки и огромной древней бандуры, которая никаких денег не приносит. Но пока Колизей ваши 40 вложенных тысяч отработает, можно успеть игру пройти еще пару раз, а таких «Колизеев» тут штук 20
Получше обстоят дела с дополнительными заданиями. Теперь они собираются в отдельные побочные линии: воры воюют с «провластной» бандой, которая время от времени нападает на Эцио (кстати, к моей большой радости — с тел этих клоунов неплохие деньги и предметы можно взять), куртизанки разбираются с продажными чиновниками и шпионами тамплиеров, а к наемникам переехали контракты на убийство — жена Бартоломео (оказывается, вояка способен любить кого-то кроме своего меча) ведет «теневую» войну с Борджиа. Сами задания не сказать, что супер-интересные и разнообразные, но время от времени предлагают забавные ситуации. Параллельно есть еще миссии по устранению агентов тамплиеров, но тут интерес лишь в личностях самих агентов — все они персонажи мультиплеера, поэтому достаточно колоритные
Отдельно стоит выделить линейку воспоминаний о Кристине — не столько задания, сколько маленькие зарисовки из разных эпизодов жизни Эцио позволяют узнать, чем же закончилась история его первой любви. Спойлер: все очень печально и красиво. И так же достойное место занимает серия заданий по уничтожению машин Леонардо — оказывается, наш добрый друг вынужденно создал для Борджиа жуткие аппараты на пике технологического прогресса эпохи Ренессанса. Миссии не сказать, что очень интересные, поскольку строятся по одной и той же канве, но сама возможность покатать на деревянном танке или пострелять из первого в истории пулемета — очень интригует. Правда, с одной из этих машин Леонардо как раз и связано мое горение от «Братства», но об этом позже — еще не все плюсы игры обсудили, чтобы переходить к минусам
После разборок с каждым из адских механизмов его модель в миниатюре появится на вашей базе на Тибрском острове. Скажу сразу — новый «хаб» ни в какое сравнение с виллой не идет. Эцио точно так же тащит сюда все, что найдет в большом мире, но какой-то прогрессии или прокачки вы ощущать не будете. Да что уж там, скупать картины теперь бессмысленно — они больше не влияют на уровень дохода, как это было в предыдущей игре, не отражаются в статистике, а просто висят на стенах галереи. А стоят иногда немало, так что тут мы снова возвращаемся к проблеме достопримечательностей. Правда, античные постройки хоть какую-то денежку дают, полотна итальянских художников только глаз радуют тысяч за 30
Зато на базе будут тусить ваши ученики, ведь теперь Эцио стал полноправным ментором и обучает новых ассасинов. Система их прокачки звезд с неба не хватает, фраза «Освобождение Рима началось!» при рекрутинге быстро успеет вас задолбать, но ребята полезные, особенно при полной прокачке. С ними, однако, связано еще одно мое горение, которое и стало последней каплей, чтобы бросить идею проходить игру на 100%. Опять же, вернусь к этому позднее
Что еще нужно сказать о мире «Братства» и дополнительном контент? Вернулись гробницы, в том же количестве 6 штук, и точно так же за их прохождение мы получаем самый ультовый доспех в игре — броню Брута. Лично для меня он так и не стал достойной заменой брони Альтаира — выглядит далеко не так стильно, и даже в каком-то смысле нелепо. Но тут чисто на ваш вкус. А сами гробницы примерно на том же уровне, что и во второй части: такие же интересные, разнообразные, с такой же бесячей камерой, но того же «вау»-эффекта не вызывают, ощущаются немного вторично
А когда вы, наконец, зачистите всю карту, приведете ее в божеский вид, и возникнет вопрос, чем же заняться дальше — ответ: проходить испытания фракций. Простенькие задания в стиле «Убить 20 стражников из укрытия», «Нанять воров 10 раз», «Совершить 40 прыжков веры» и так далее. Выполняется большинство из них по ходу сюжета, но некоторые вызывают недоумение. Здесь снова начинает звенеть тревожный звоночек гринда — ведь я не представляю себе игрока, который просто по ходу прохождения игры выполнит испытание «Совершить 20 прыжков с лошади на балку». Ведь это действие требует во-первых, лошадь, во-вторых, подходящую балку, в-третьих — определенный порядок действий для правильного прыжка, который пойдет в зачет. Честно, если бы не испытание, вы бы никогда не узнали, что Эцио умеет так делать. Поэтому лично у меня к концу игры их не было в зачете ни одного. Пришлось найти удобный участок и просто минут 15 кататься по кругу и сигать, сигать, сигать… И это лишь один пример, подобных «гриндовых» испытаний в игре несколько
Вот теперь, пожалуй, с миром все. Перед тем как переходить к сюжету и персонажам осталось обсудить только один аспект геймплея. Про паркур сказать нечего — тут все без изменений, разве что дали парашюты. Ну, они прикольные. А вот со стелсом ситуация поинтереснее
Стелс
Глобально ничего не изменилось. У нас все тот же набор приемов и механик, однако, как мы уже убедились на примере боевой системы, бывает достаточно всего одного элемента, чтобы преобразить целый блок геймплея. И в данном случае таким элементом стал арбалет
Эта имба таки добралась до серии, и теперь наглядно видно, почему же он после появления в трейлере к первой части так и не попал в саму игру. А просто потому что это самое ультимативное средство устранения вражин, которое простой и камерный первый «Ассасин» — где весь смысл в планировании стратегии, как устранить цель — просто сломало бы к херам. Абсолютно бесшумное и быстрое оружие для убийства с расстояния всего одним выстрелом — еще и на 25 зарядов при максимальной сумке. Кошмар! Бедные метательные ножи: если во второй игре их мало используешь из-за неудобного селектора и слабой убойной силы, то теперь они просто становятся неактуальны — ведь более мощный и удобный арбалет можно купить практически с самого начала
И слава гейм-дизайнерам, что игра от этого не скатилась в унылый недо-шутер! Арбалет востребован ровно настолько, чтобы не сломать интерес и при этом оставаться полезным. Вы все также будете пользоваться и еще одной новинкой — ядовитыми дротиками, и иногда дымовыми шашками, и старыми добрыми скрытыми клинками
Что же касается свободы и вариативности стелса, которых хватало с лихвой в первой игре и которых нас грубо лишили во второй — то тут все неоднозначно. С одной стороны, режиссура в «Братстве» стала куда мягче, благодаря системе дополнительных условий для 100%-ной синхронизации в миссиях. Чуть позже вернемся к ней (да, я уже третий раз обещаю, я помню), сейчас же нас интересуют задания «Блэк-Бокс» — в которых мы устраняем свои основные цели, сюжетных тамплиеров
Хорошая новость: они есть. Плохая новость: их всего две. Это на две больше, чем было во втором «Ассасине», но на семь меньше, чем предлагал первый. Да и условия свободы, конечно, на любителя. Да, вам никто не вручает насильно пистолет и не говорит «Вот, гадкий дож Венеции, ты должен его застрелить, но только застрелить, никак иначе!» Но теперь, когда вас пусть и без жесткого скрипта, но все же за ручку проведут на орги… простите, вечеринку мерзкого жирного тамплиера, банкира Борджиа, игра вам ненавязчиво сообщит: «Убейте Хуана со скамейки»
Вы можете проигнорировать это дополнительное условие и просто напасть в открытую или застрелить или придумать что-то еще. Но хитрые разработчики знают, что внутренний перфекционизм вам не позволит это сделать. Вы сами захотите последовать прописанному за вас плану. Не говорю за всех, если что. Вполне может быть, конкретно вы, лично ты — забьешь на это и будешь играть так, как вздумается. Но можно быть уверенным — Юбисофт все оформили так, чтобы мы поступили в соответствии с их сценарием. Чтобы не видеть страшную красную плашку «100% СИНХРОНИЗАЦИЯ НЕ ДОСТИГНУТА», вылезающую с мерзким звуком. Вы не хотите ее видеть. Вы хотите сделать, то что вам вроде бы аккуратно предлагают. Как консультанты в банке, которые впаривают такую классную и очень полезную кредитную карту с шикарными условиями обслуживания. НЛП в чистом виде
Но, справедливости ради, некоторые подобные условия напротив побуждают получить от игры больше удовольствия. Такие как «Оставайтесь незаметным», «Не убивайте никого» и подобные. Временами ваша пятая точка будет пылать, когда вы будете пытаться соблюсти эти условия. Никакие красные плашки с мерзким звуком вас в эти моменты уже не испугают. Но вы будете испытывать азарт — ведь вы почти прошли эту миссию по стелсу! Все бы получилось, если бы не этот говнюк за углом, но теперь-то вы знаете, что он там и будете готовы — можно попробовать еще раз… И когда вы достигнете результата, сможете по праву собой гордиться и, может, даже скажете «В принципе, не так уж и сложно»
И вот мы, наконец, подобрались к тому, от чего я бросил идею проходить «Братство» на 100%. Я скрою свой рассказ под спойлером от тех, кому не интересно слушать нытье 28-летнего казуальщика, остальные же — прошу, разделите со мной эту боль
Мое «Братство» — 2: Время гореть
Чтобы вы понимали: я перезапускал задание по проникновению в замок Сант Анжело в 8-ой последовательности… раз 15, наверное. И половина из них из-за одного конкретного момента, в самом конце, где камера и архитектура локации просто не позволяют понять, как стоит стражник, куда и когда он смотрит, почему он, мать его, постоянно меня палит! И пока я методом тыка не выяснил, что конкретно я делаю не так, я постоянно начинал прохождение задания заново. Разработчики в 2010 году, видимо, еще не слышали про существование «контрольных точек» и возможности перезапускать с них, а не с самого начала. Здесь я сгорел в первый раз, но в результате всех мытарств пошел на балкон курить, гордый собой — ведь тут я еще контролировал ситуацию
Следующее задание, которое убило во мне все человеческое — уничтожение бомбардировщика. Той же крылатой дуры из второй части, только теперь она сама под себя стреляет огнем (прямо как я, когда проходил это). Условие прохождения на 100% — «Бомбардировщик не должен получить урон». Ну, ладно, что может пойти не так?
Ну, например, бомбардировщик будет ловить урон ИЗ НИОТКУДА! Просто так, от того, что стрела пролетела мимо на миллиметр ближе положенного, или я снизился к огнищу на миллиметр ниже положенного — я так и не понял все причины. Но основная боль была все та же — каждый рестарт задания отправлял меня в начало локации и одной и той же последовательности действий: найти инженера, проследить за инженером, избить инженера, добраться до чертежа, сжечь чертеж, минут 5-7 проникать в замок, украсть крылатую дуру — словить случайный урон… После где-то 7-8 попыток я оставил это задание на потом. Однако, «потом» — не случилось, и вот почему
Как я и говорил ранее: последней каплей стали ассасины-новобранцы, а точнее кривая реализация связанных с ними доп.условий. Вспоминаем задание, в котором мы должны проследить за тамплиерским прихвостнем Микелетто и убить каждого, кому он даст инструкции. Дополнительное условие — «Прикажите устранить цели вашим рекрутам». Что же, мать вашу, могло пойти не так?)))
Ну, например — если какой-нибудь рекрут убьет одну из целей метательным ножом, игра это по какой-то причине НЕ ЗАСЧИТАЕТ! Именно это случилось у меня во время прохождения сюжета — но тогда я просто сказал «Шта?» и решил перепройти позже. А когда наступило «позже» — ситуация повторилась. К этому моменту мою нервную систему уже серьезно так расшатал бомбардировщик. Я перезапустил миссию в третий раз, снова пошел следить за Микелетто — ведь мы же все так любим задания со слежкой! — и ситуация повторилась в третий раз. По причинам, которые никак от меня не зависят, я ради 100% был бы вынужден отправляться на рестарт в надежде, что священный рандом мне все-таки соблаговолит, и этот идиот пырнет цель по-человечески. И, осознав это, я дропнул «Братство» на общей статистике в 97,7% с двумя незакрытыми синхронизациями
Одно дело, когда ты не можешь выбить «сотку», потому что руки растут не из плеч либо тебе действительно сложно. Когда ты понимаешь, что причина твоей неудачи — ты. Но когда тебе приходится тратить кучу времени на выбивание «сотки» из-за багов или просто кривой реализации механики, когда ты никак не можешь повлиять на результат — вот это по-настоящему больно. Поняв, что против меня выступает не мое личное рукожопие, не сложность игры, а живущие по своим неведомым законам скрипты и абсолютно странная логика механик в компании с рандомом, я задал себе два вопроса: «Как я умудрился взять 100% в 15 лет?» и «Зачем мне это сейчас?» Ответ на оба вопроса был один: «Не знаю»
Ну а теперь, когда весь негатив вышел, можем и о сюжете поговорить
Сюжет, сценарий, персонажи
Как мы помним, в Assassin’s Creed II ситуация сложилась следующим образом: сюжет — норм, сценарий — кал. В этот раз все ровно наоборот, и вот почему
Событийный ряд «Братства» не дает нашему протагонисту фактической почвы для роста, здесь просто нет таких событий, которые позволили бы герою измениться в пути от точки А в точку В. Вернее есть лишь одно: смерть Марио Аудиторе в начале игры, после которой Эцио становится ментором и получает в руки бразды правления Братством. Но проблема в том, что это — завязка, которая запускает сюжет, а не развивает его и персонажа. В остальном же все происходящее в эпохе Ренессанса — филлер, сюжет уровня DLC, размазанный на масштабы полноценной игры. Как принято ругать «Синдикат» за то, что всю его историю можно описать одним предложением: «Два балбеса освобождают от тамплиеров Лондон», так и тут — только вместо Лондона Рим, а балбес всего один
В итоге этого размазывания мы получили неровную, рваную и неинтересную историю о том, как Эцио носился туда-сюда по Риму и последовательно его освобождал. Кто-то может заявить, что в книге Оливера Боудена сюжет расширен, для игры его порезали, а вот если бы нет, тогда бы, конечно, дааа… Но на это я отвечу, что и слава Богу, что его сократили. Иначе это была бы совсем тягомотина, ведь вырезанный контент никак не добавляет истории осмысленности
Стоит отметить, что отдельно события игры смотрятся любопытно: тут и терки между Ла Вольпе и Макиавелли, и семейные дрязги Борджиа, и война с французами, и участие в библейской театральной постановке. Но в одну картину все эти паззлы нормально не складываются — они склеены таким дешевым клеем, что сюжет все равно остается пустым и ненужным ни протагонисту, ни серии в целом
Но хоть история по сути так себе, звучит она достаточно бодро. Сценарий у «Братства» добротный, герои объемные, а их диалоги — живые. В прошлой игре персонажи были картонками, теперь же у каждого появился свой характер. Макиавелли — надменный консерватор, Ла Вольпе — недоверчивый, но радеющий за общее дело, Бартоломео… это Бартоломео. Он все такой же комичный, но в «Братстве» вдобавок к его двум эмоциям (яростная радость и яростная ярость) ему добавили еще пару характеристик — он не очень сообразительный, а еще оказывается любящим семьянином. И так далее. Даже второ-, третье-, и уж совсем четверостепенные, вообще безымянные герои легко считываются и запоминаются. Взять хотя бы инженера из начала игры: с какой любовью он относится к своим пушкам, буквально по паре реплик видно, что их он почитает больше, чем людей, вне зависимости, кто перед ним — безмозглый наемник или сам Эцио Аудиторе. А ведь он на экране всего пару минут!
Что же до самого Эцио, то с ним ситуация тоже гораздо лучше, чем в предыдущей игре. Развивается он здесь крайне неохотно, но это, как мы выяснили, из-за скудного событийного ряда. Но вот характер протагониста сформировался во всей своей полноте. Он честный, ответственный, пришел к определенной мудрости и готов возглавить Братство. Правда, голосок у него в русской локализации все еще как у 17-летнего, и я начинаю думать, что это все-таки мискаст. Если до этого у Василия Зотова просто могло не быть задачи отыгрывать, как взрослеет его персонаж по ходу игры, то уж тут-то герою сразу за 40
Особенно приятно, что в «Братстве» в отличие от второй части есть детали, которые не несут в себе никакой иной цели, кроме как раскрыть персонажа. Для примера: когда раненый Эцио по прибытии в Рим приходит к доктору, и птичья башка намекает ассасину на его преклонный возраст, наш герой реагирует на это довольно болезненно и, уходя, обзывает врача нехорошим итальянским словом
Если сейчас вы решили, что я в восторге от сценария «Братства», то простите, но нет. Все, что я изложил выше, является нормой. Так и должно быть, ничего сверхъестественного здесь не произошло. Просто на фоне убогого сценария Assassin’s Creed II местные диалоги и персонажи выглядят, как что-то невероятное. И это плохо, черт возьми!
Скорее наоборот, если рассматривать местный сценарий с позиции нормы, наружу вылезают разного рода недоработки. Взять хотя бы построенный на пустом месте конфликт Эцио и Клаудии: он настолько быстро и резко запускается, как будто мы потеряли пару диалогов. Только что общались нормально и вдруг начали друг на друга дуться. А потом так же спонтанно они мирятся. Что, почему, зачем это было нужно — непонятно
С тамплиерами ситуация тоже спорная. Главный гад, Чезаре Борджиа, если верить историческим источникам, ни в какое сравнение не идет со своим прототипом. Представить, что хладнокровный и харизматичный лидер из реальности и вот эта истеричка — это одно и то же лицо, довольно трудно. Хотя надо признать, определенный шарм у персонажа присутствует — чисто из-за его уверенности, что он какой-то Сверхчеловек, которого невозможно убить и который получает все, что пожелает, по одному только щелчку пальцев
Барона Валуа и Банкира даже обсуждать нечего: они по своей проработке недалеко ушли от уровня второй части, такие же нелепые клоуны. А вот с Родриго Борджиа ситуация крайне любопытная. И если вкратце — это вообще не тот персонаж, которого мы видели в предыдущей игре. Безумный и карикатурный властолюбец куда-то бесследно пропал, теперь Родриго больше напоминает себя из реальной истории. Образ у него вышел неплохой, если бы не одно но — это, блин, другой персонаж
А вот кого я считаю лучшим тамплиером и верным кандидатом в лучшие персонажи «Братства» — так это Лукрецию Борджиа. У нее не так много экранного времени, но ее характер настолько яркий и объемный, что сразу считывается весь ее непростой бэкграунд. Простейшая мотивация — любовь, а как хорошо позволяет показать героя с разных сторон. Поэтому приятно, что ее можно увидеть не только в основной игре, но и в дополнении «Исчезновение да Винчи», где она буквально за одну минуту на экране снова раскроет очередную грань своей личности, попытавшись подкатить к Эцио, а перед этим излив душу
Все, мы почти закончили разговаривать о «Братстве». Остался финальный блок, и можно будет переходить к итогам
Современность
И снова разворот на 180 градусов. Ведь если сюжет в Ренессансе — филлерный и ненужный, то вот в наши дни происходит настоящая драма. Скажем спасибо актрисе, озвучивавшей Люси Стиллман: если бы она не заартачилась и не потребовала больше денег за работу, Юбисофт бы не подарили нам такой неожиданный твист, от которого до сих пор, даже если знать всю подноготную, по душе скребут кошки
В целом, современность в «Братстве» не в чем упрекнуть. Начать с того, что наша компашка приехала прятаться от Абстерго не куда-нибудь, а в само Монтериджони. И более того — отныне у нас есть возможность в любой момент выйти из Анимуса и отправиться по нему гулять, сравнивая исторический пейзаж с современным. И это самая интересная локация в современности, которая будет во всей серии, никакие пещеры, склады, и офисы не подарят вам подобных эмоций
Плюс вернулись ноутбуки, совсем как в первой части. Обшаривайте почты своих друзей, собирайте крупицы лора, но что важнее — читайте, как они просто общаются: ищут пропавший йогурт, спорят, кто пойдет за продуктами. Не забудьте умилиться, как неловко Шон подкатывает к Ребекке. В перерывах между чтением чужих писем и сидением в Анимусе можно просто пообщаться с соратниками: если не поделятся лорной инфой, то как минимум раскроются
Все эти глупые, такие приземленные мелочи, как йогурты или баловство перед статуей древнего ассасина, хорошо работают на нагнетание обстановки. До конца света остались считанные дни, но люди продолжают жить, общаться, веселиться. Очень часто в речи героев проскальзывает ожидание неизбежного. И снова получается, что лучшие сценарий и герои в «Ассасине» — в современности
Итог
Понял, что в этот раз ничего не сказал о загадках 16-го, но это лишь потому, что они повторяют ситуацию с гробницами: прикольно, но ничего кардинально нового. Ну разве что в «Братстве» их пройти самостоятельно будет сложнее — по крайней мере в одной или двух головоломках я так и не смог сам найти решение. А результат прохождения их всех не такой крышесносный, как в сиквеле, хотя и объясняет отчасти ситуацию в следующей игре, «Откровениях»
Но прежде, чем говорить о следующей игре, надо все-таки попытаться ответить на вопрос: в чем же решение парадокса «Братства»? Почему игра с таким количеством минусов и недоработок так сильно зацепила огромное количество игроков? И мне кажется, дело вот в чем
Как бы люди не уверяли, что им важен сюжет в играх — они врут. В игры — играют, поэтому в первую очередь нам важен геймплей. У меня нет какого-то негатива к жанру «кинца», я сам не против порой поиграть во что-то без геймплея, последить за сюжетом, оценить сценарную работу. Но при этом я понимаю, что Assassin’s Creed — это не про сюжет. Про лор, да, несомненно, но не про локальные истории. Не имеет большого значения, насколько хорош или плох сюжет, насколько яркие или плоские герои — важно, как все это дело играется. По крайней мере, для подростков в 2010 году было так, и этим объясняется мое такое сильное увлечение игрой в то время
А играется «Братство» до сих пор очень хорошо, если не забивать себе голову статистикой и синхронизацией. А что касается нарратива, то даже самый филлерный и пустой сюжет не сможет перевесить факт, что к третьей игре франшиза достигла своего первого пика в геймплее. Дальше будут только спады и перезагрузки, и среднестатистический фанат будет сравнивать каждое такое изменение с периодом, когда ему нравилось проводить время в «Ассасине». И вполне логично, что у большинства этим периодом стало первое прохождение Assassin’s Creed Brotherhood
На этом все. Огромное спасибо всем, кто дочитал до конца. В следующий раз обсудим гранд-финал истории Эцио Аудиторе да Фиренце и подумаем, почему игра, которая по всем предпосылкам должна была полюбиться фанатам, осталась на задворках франшизы
#assassinscreed #assassinscreedbrotherhood #action_adventure #лонг #якорь