Артур Чарльз Кларк (1917-2008) — английский писатель-фантаст, учёный, футуролог, изобретатель (принимал участие в создании первого радара, сформулировал «три закона Кларка», в 1945 году популяризировал идею размещения на геостационарной орбите Земли спутников связи).
Писатель наиболее известен по своей работе над фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея» (1968), для которого он, на основе своего рассказа «Часовой» (1951), написал сценарий, впоследствии переработанный в одноимённый роман.
Кларк, вместе с Айзеком Азимовым и Робертом Э. Хайнлайном, по мнению множества профильных изданий, литературных премий и фанатских сообществ, входит в так называемую «большую тройку» писателей-фантастов, определивших образ англоязычной фантастики второй половины XX века.
Сегодня мы поговорим о романе «Город и звёзды» (The City and the Stars, 1956). Данное произведение является переработанной и расширенной версией повести «Да не настанет ночь» (Against the Fall of Night, 1948).
«Диаспар не всегда был таким»
Диаспар. Вот уже более миллиарда лет его стены оберегают остатки человечества, пережившего века Рассвета, полные космических путешествий и завоеваний новых пространств, но загнанного обратно в свою колыбель Пришельцами, память о которых призраком ужаса поселена в сознании каждого жителя города. Населяют город люди, почти неотличимые от нас с вами. Разве, что отсутствие волос на теле, зубов и ногтей, а также пупка, можно назвать серьёзными отличиями.
Людям этим неведома смерть, ведь, как и у всего, что есть в городе, их образы записаны в банках памяти Центрального Компьютера, который стабильно обеспечивает их тысячелетними циклами существования, начинающимися с выхода и заканчивающимися уходом на покой в Зал Творения для того, чтобы через какой-то срок вновь реинкарнировать их в будущем Диаспаре, населённом другими людьми, ранее ими не встреченными.
Жителям города неведомы голод и холод, они обеспечены всем, чем только можно, свободно могут заниматься науками и искусством, изучать историю города (упирающуюся правда в стену веков Рассвета) и предаваться многочисленным развлечениям.
Больше всего среди жителей популярны Саги — интерактивные истории, в которые они погружаются в одиночку или совместно с друзьями, чтобы пережить невероятные приключения, неотличимые от реальности. Но приключения эти ограничены. Ограничены так же, как и мысли увлекающихся ими людей — в них нет и намёка на внешний мир. Как и старый, почти забытый страх перед Пришельцами, у жителей Диаспара развит страх перед внешним миром — никто из горожан не способен даже подумать, не придя при этом в первобытный ужас, о том, чтобы покинуть город, для них это сродни хождению по краю пропасти.
Так было до недавнего времени, пока из Зала Творения не вышел Олвин — первый за долгое время Неповторимый, то есть не имеющий предыдущих инкарнаций житель Диаспара. Покинуть город для него становится целью жизни.
Когда Олвин преуспевает в своём стремлении, то находит город Лиз, жители которого долгое время были разделены с обитателями Диаспара. Независимая эволюция этого общества поставила перед Олвином задачу примирить этот необычный социум с необходимостью, ради общего блага, вступить в полноценный контакт с Диаспаром, в том же самом ему нужно убедить и обитателей последнего.
Технологии будущего
Удивительной чертой романа является то, что даже на данный момент в нём не ощущается типичной, с точки зрения современного читателя, для фантастики тех лет некоторой архаичности показываемых технологий будущего. Мы видим и верим, что всё то, что описывается в произведении, может быть продуктом очень развитой, но павшей в далёком прошлом цивилизации Галактической Империи Земли.
В произведении, в лице Центрального Компьютера, присутствует могучий ИИ, контролирующий все процессы в городе. Жители города по желанию реплицируют продукты питания и предметы интерьера, при этом для управления технологиями они могут использовать силу мысли. Для перемещения по городу его обитатели активно используют антигравитацию. А Залы Творения Диаспара способны клонировать жителей с последующей передачей им памяти об их предыдущих жизнях.
Что касается Саг, главного развлечения жителей Диаспара, то Кларк не ограничивается придумыванием самой концепции интерактивных видеоигр в полном VR, а развивает мысль дальше — главный герой негодует о казуальности этих развлечений, сетуя на пресловутый «целеуказатель посередине экрана».
Диаспар Артура Кларка не только являет собой образ утопического города будущего, жители которого лишены какой бы то ни было нужды и замкнуты в своей обывательской действительности, но и служит ярким отражением любого современного мегаполиса.
На примере Диаспара мы видим, как легко человечество, удовлетворив все свои потребности, способно навсегда забыть тот огонь, что миллионы лет двигал его развитие вперёд.