Архитектурные традиции лезгин. Как строят дома в горных районах Дагестана и Азербайджана (часть 1)

Маршрут экспедиции проекта «Антропогеос» проходил по горным селам Южного Кавказа, где, в том числе, собирался материал по народной архитектуре.

Фото: проект «Антропогеос»
Текст: Сардар Сардаров, главный редактор «
Антропогеос», Александра Гордиенко, редактор «Антропогеос»

Народная архитектура — важнейшая составляющая как культуры региона, так и его ежедневной жизни. Дома, которые строятся в определенном месте, в значительной степени зависит от этого места, именно оно определяет, как они будут выглядеть. Эти принципы реализуются на Южном Кавказе, на территории проживания лезгин.

Архитектурные традиции лезгин. Как строят дома в горных районах Дагестана и Азербайджана (часть 1)
Село Хыналыг, Азербайджан, 2016

Экспедиция команды «Антропогеос» побывала в Дагестане и Азербайджане: в Дербенте, Ахтынском, Рутульском, Докузпаринском, Курахском, Сулейман-Стальском (бывшем Касумкентском), Дербентском районах Дагестана, Кусарском, Кубинском, Габалинском (бывшем Куткашенском), Шабранском (бывшем Дивичинском), Кахском и Закатальском районах Азербайджана. Кроме лезгин, в объектив фотографов попали и соседние народы, относящихся к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи: цахуры, рутульцы, агулы, крызы, будуги, джекцы, удины, а также хиналугцы.

Карта маршрута экспедиции “Антропогеос”
Карта маршрута экспедиции “Антропогеос”

Содержание понятия “лезгин” менялось со временем, как и самоопределение некоторых народов, поэтому в основу наблюдений был положен географический принцип. В этой статье мы пройдемся по следам экспедиции по исторической и современной территориям лезгин и посмотрим на примеры народной архитектуры в перечисленных выше локациях.

Дисклеймер: это не полноценное исследование и систематизация — это созерцание, и, в определенной степени, анализ материалов экспедиции 2016 года. Поездка преследовала более глобальные цели, чем изучение архитектуры (онлайн-проект по ее материалам можно посмотреть тут), но народное зодчество, однозначно, было важнейшей частью наблюдений.

Кто такие лезгины сегодня?

Современное понимание этнонима лезгины официально утвердилось в середине ХХ века. До этого в конце XIX и на рубеже XX веков лезгинами считали всех дагестаноязычных горцев Кавказа, а в начале ХХ века — прежде всего тех, чьи языки относятся к лезгинской группе языков (агулов, рутульцев, цахуров и др.). В Азербайджане и Грузии по-прежнему неофициально именуются лезгинами многие дагестаноязычные группы.

Лезгины — одна из самых многочисленных этнических групп Дагестана, по данным последней переписи 2010 года их чуть больше 13% населения республики. В Азербайджане по официальным данным 2009 года лезгины являются вторым по численности народом после азербайджанцев, около 2% населения. При этом в некоторых районах их абсолютное большинство, например в Кусарском районе лезгин более 90% населения, а в Габалинском – около 50%. Лезгинский язык в 2016 году получил статус уязвимого от ЮНЕСКО. Там, где лезгин большинство, он является основным языком общения, но его постепенно вытесняют русский и азербайджанский.

Хыналыгец и лезгин, село Хыналыг, Азербайджан, 2016
Хыналыгец и лезгин, село Хыналыг, Азербайджан, 2016

Практически все лезгиноязычные народы исповедуют ислам суннитского толка (исключение — лезгинское с. Мискинджа, жители которого шииты). Это в том числе оказывает заметное влияние на архитектуру, в частности на наличие и важность таких построек как мечети и пиры, святые места. 

Село Мискинджа, Дагестан, 2016
Село Мискинджа, Дагестан, 2016

Особенности архитектуры и строительства домов лезгинского Дагестана

Эльвина Рязанова, искусствовед, социальный антрополог, к.и.н., м.н.с. института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН: 

«Цветовая гамма архитектуры в кавказских деревнях довольно однородна. Это связано, прежде всего, со строительными материалами: серым камнем и древесиной, которая со временем приобретает черный цвет. Декоративная составляющая и убранство тоже, в большинстве случаев, скромные, как в техническом плане, так и в иллюстративном. Например, в качестве декора используются розетки, вырезанные из камня или дерева, и простые геометрические узоры: треугольники, ромбы, овалы.

Село Гельмец, Дагестан, 2016.
Село Гельмец, Дагестан, 2016.

Архитектура горного Дагестана имеет индивидуальные черты, характерные для проживающего народа на каждой конкретной местности. В зоне нижних предгорий, в лезгинских селениях, где отсутствовал строительный камень и лес, дома возводились из самана, кирпича-сырца из глины с добавлением соломы. Здания этой зоны отличаются большим обилием балконов и галерей, декор несложный, ограничивается прорезкой консолей карнизов и подбалок.

Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016

В зоне верхних предгорий, где много строительного камня и растут разные породы деревьев, здания строились в совершенно ином стиле. Жилые дома массивные, построены из камня или дерева, оконные и дверные проемы широкие. Фасады как правило украшены орнаментальной резьбой с традиционным рисунком «плетенка».

В горной зоне Южного Дагестана основной материал для строительства — твердый камень. Жилые дома возводились из необработанного камня без окон. Фасады домов мало декорировались, редко использовался геометрический мотив для орнамента».

Село Хвередж, Дагестан, 2016
Село Хвередж, Дагестан, 2016

Ахты

Село Ахты — один из культурно-исторических центров республики Дагестан. Здесь живут примерно 15 000 человек, есть краеведческий музей, а также общественные бани с термальными источниками, которые уже не один век привлекают сюда людей. Сейчас они, в основном, служат здоровью местных жителей.

Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016

В старой части села много заброшенных домов — их хозяева когда-то переехали в новые дома в долине, возле реки, где была возможность разбить большой сад и огород. Старое жилье, если не было присвоено соседями, оказалось брошенным и постепенно разрушается.

Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016

По этим постройкам хорошо видны местные особенности архитектуры: дома часто имели два этажа. В нижней части жили в зимнее время, она как правило не имеет окон, но здесь есть несколько дверей. Одна из них входная, другие соединяют соседние дома друг с другом. На втором этаже жили летом и принимали гостей.

Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016

Визитные карточка Ахты — арочный мост через реку и крепость. Первый был спроектирован инженерами Джорсом и Дебернарди в 1915 году. Это двухарочный железобетонный мост, в настоящий момент исключительно пешеходный, который соединяет Кузайскую и Гунейскую стороны Ахты. С него хорошо видны и другие мосты села, и дома, характерные для этого района.

Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016

Крепость тут появилась гораздо раньше, в 1839 году. Это был важнейший стратегический пункт для России на южной границе. Форма крепости представляет из себя пятиугольник, в каждом углу располагался барбет, подставка для орудия. Раньше крепость окружал ров с каменными стенами. Из-за расположения постройки в долине и окружающего рельефа она оказалась в очень невыгодной и уязвимой позиции, так что довольно быстро потеряла свою функцию. В настоящий момент крепость закрыта, из нее планируется сделать музей.

Село Ахты, Дагестан, 2016
Село Ахты, Дагестан, 2016

Рутул

Крупное высокогорное село в Дагестане с населением около 4000 человек, исторический и культурный центр для рутульского народа. Расселение здесь определялось принадлежностью к тохуму (тухуму), широкому кругу родственников. Как правило, тохум жил в пределах одного квартала, иногда, но не всегда, они совпадали. Сейчас в селе тухумов больше, чем кварталов. Люди в тухуме объединены не только родственными связями, но и общим хозяйством и идеологией.

Село Рутул, Дагестан, 2016
Село Рутул, Дагестан, 2016

Джума — мечеть Рутула была основана еще средневековье, перестроена в XVIII веке и отреставрирована на пожертвования жителей селения в 1994 году. С этой мечетью связано предание о белом камне. Белые камни фигурируют в качестве объекта почитания во многих районах Кавказа, в Южном Дагестане ими отмечали границы общественных владений. От сглаза камни устанавливали на границах засеянных полей, а также клали на могилы, полагая, что они «святят умерших». Этот обычай сохранялся в советское время и поддерживается до сих пор. Леонид Иванович Лавров, автор «Этнографии Кавказа» (1982 г.), этнограф и исследователь региона, записал связанное с этим местом предание: белый камень первоначально был установлен на минарет Рутула, жители села Хрюг его выкрали, хозяева вернули. Так повторилось несколько раз, разгорелась война. Наконец некий праведник тайно сделал второй камень и установил его на том минарете, где его не было. Вражда селений прекратилась. 

Село Рутул, Дагестан, 2016
Село Рутул, Дагестан, 2016

Застройка села вторит горному ландшафту. Многие дома имеют два этажа и выходят на две улицы — верхним этажом на улицу выше, нижним— на улицу ниже. 

Село Рутул, Дагестан, 2016
Село Рутул, Дагестан, 2016

За последние годы облик строящихся домов сильно поменялся. Дома советского времени перестраиваются и расширяются с использованием новых материалов. Камень, дерево и саман уступают место металлу, пенобетону и пластиковым окнам. В домах появляются канализация, современные мебель и техника. Однако какие-то традиции соблюдаются: например, раньше на строящиеся дома вешали самодельные куклы. Они, привлекая внимание, берегли дом от сглаза. Сейчас на стены недостроенных домов с этой целью вешают мягкие игрушки.

Село Рутул, Дагестан, 2016
Село Рутул, Дагестан, 2016

Гельмец

Село Гельмец находится в Рутульском районе и архитектурно похоже на районный центр. Интересна его застройка — все дома располагаются вдоль узкого горного хребта.

Село Гельмец, Дагестан, 2016
Село Гельмец, Дагестан, 2016

Курах

В районном центре Курах проживает чуть больше 3200 человек. Он располагается на склоне горы, где довольно мало растительности, климат влажный, с туманами и осадками. Здесь часто после дождей сходят селевые потоки, поэтому дома располагаются на террасах. Почти все дома каменные или из сырцовых кирпичей, которые часто использовали для строительства в районах, где дерево и камень были недоступны.

Село Курах, Дагестан, 2016
Село Курах, Дагестан, 2016

Декор жилищ скромный, но на стенах некоторых домов можно найти камни с резьбой. Это могут быть надписи на арабском (как правило, молитва), лезгинском или русском языках —  информация о владельце или дата постройки здания. Встречаются также геометрический орнамент, изображения людей и животных.

Село Курах, Дагестан, 2016
Село Курах, Дагестан, 2016

Касумкент

Основным материалом для домов в селе Касумкент был сырцовый кирпич, сформованный из смеси глины с соломой. Дома чаще всего двухэтажные, на втором этаже располагается веранда или большой балкон, которые поддерживают деревянные опоры.

Село Касумкент, Дагестан, 2016
Село Касумкент, Дагестан, 2016

Часто достройка и ремонт таких домов проводились в более позднее время с применением более современных материалов, что делает облик села довольно эклектичным.

Село Касумкент, Дагестан, 2016
Село Касумкент, Дагестан, 2016

Антропогеос

 

Источник

Читайте также