AR как инструмент художника. Часть 3

Есть проект, который называется Spheroid Universe. Суть его заключается в следующем. Вся Земля в дополненной реальности делится на квадраты 50*50 м.

Пространство SPHEROID состоит из ограниченного числа этих трехмерных участков с точными географическими координатами земной поверхности, которые наполняются визуальной информацией. Мы называем эти участки Space. Space являются предметами интеллектуальной собственности, созданной, зарегистрированной и защищаемой на основе и в соответствии с законодательством Евросоюза. Как товар Space — это цифровой актив (Digital Asset). Владелец Space вправе его перепродать, сдать в аренду, подарить, передать по наследству, использовать в качестве залога, внести в уставной капитал компании. Владение Space — бессрочно. Каждый Space может наполняться рекламой, художественными объектами, справочным, навигационным, развлекательным и другим контентом, группируемым внутри Space в слои. Владелец Space управляет информацией внутри этих слоев и монетизирует ее. Он выбирает, кто, как и на каких условиях может размещать информацию на его Space.

Проект интересен прежде всего возможностью размещать по всему миру свои арт-объекты. Причем, здесь художник не стеснен ни размерами, ни культурным или географическим контекстом, ни возможностью анимации. Мы просто можем размещать что угодно где угодно. И такого рода арт-объекты уже можно увидеть в пространстве Spheroid – нужно только установить приложение.

Кроме того, каждый Space является токеном ERC-721 (стандарт токенов с сети смарт-контрактов Ethereum). И здесь мы касаемся очень интересной темы. Дело в том, что в цифровом искусстве отсутствует такое понятие, как «подлинник». Цифровой файл идентичен своей копии, сколько бы таких копий не было произведено.

В Space художник может разместить свое художественное произведение. И, поскольку Space является токеном, любое копирование приводит к изменению блокчейна. Таким образом, мы можем вернуться тут к понятию подлинника и осуществлять продажи в чистом виде цифровых произведений, не прибегая к их материализации в виде 2D или 3D печати. А если компоновать несколько разных произведений от нескольких разных художников в одном Space, то можно формировать что-то вроде инвестиционного портфеля, сочетая высокие риски с более низкими. Впрочем, здесь моя компетенция заканчивается.

Что же сейчас происходит в мире с точки зрения арта и дополненной реальности?

На удивление, таких проектов довольно мало. При всем огромном количестве кейсов применения AR в самых разных областях человеческой деятельности, в арт эта технология идет не очень быстро. Скорее всего,это связано с тем, что тут должны сойтись несколько очень важных вещей.

Во-первых, применение дополненной реальности должно быть обосновано и лежать в общей концепции художественного произведения. В огромном большинстве случаев, AR применена «для галочки», просто в надежде на вау-эффект. Далеко не всегда анимация и выход в третье измерение помогают художнику реализовать свои творческие задачи. Часто бывает наоборот.

Во-вторых, дополненная реальность требует очень бережного отношения к контексту. Очень здорово, когда виртуальные объекты взаимодействуют с реальными, решая общую художественную задачу. Самый лучший пример – работа Adrien M & Claire B (Адриен Мондо и Клер Барден, Франция).

Российская группа RECYCLE(Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, Россия, Краснодар) в 2017 году выступила на Венецианской Биеннале с проектом, использующим дополненную реальность.

Американский дизайнер Зак Либерман экспериментирует со звуком в дополненной реальности – он визуализирует звуковые колебания.

Сейчас есть несколько приложений, работающих с искусством и AR, количество пользователей насчитывает более 10 000: Civilisations AR (BBC) – приложение, работающее в основном с естественнонаучными и художествеными проектами BBC Artefact — российское приложение, сопровождающее произведения искусства звуковыми пояснениями Arart и Artivive — приложения, работающие с музеями. В основном, происходит «оживление» картин. EyeJack — постеры, “оживающие» в дополненной реальности и наше приложение — Separate Reality.

Виртуальная реальность сейчас уже является частным случаем реальности дополненной. Приложение A Separate Reality позволяет вам в буквальном смысле погрузиться внутрь картины. Для этого нужно запустить приложение и вставить смартфон в Google Cardboard или аналогичную гарнитуру. В приложении есть несколько сферических панорам, внутри которых вы оказываетесь. Эти панорамы также снабжены музыкальным сопровождением. Навигация между пространствами осуществляется с помощью направления вашего взгляда.

Второй интересный способ использования дополненной реальности – создание контента. Для гарнитур Oculus Rift существует программа виртуального скульптинга Oculus Medium, сочетающая в себе все преимущества трехмерного моделирования и традиционной скульптуры. По скорости и удобству работы я бы сравнил это с цифровой живописью по отношению к традиционной. В этой программе я делаю объемные арт-объекты, которые затем демонстрирую в средах дополненной реальности. (видео Oculus Medium)

В заключение хотел бы отметить несколько тенденций, которые я, как участник процесса, могу наблюдать.

  • Виртуальная реальность становится частным случаем AR
  • Различные каналы коммуникации объединяются в один, большой, сложный и комплексный
  • Художник, благодаря все более совершенным технологиям, сближается с собственным произведением
  • Все меньше усилий необходимо применять на преодоление ненужных препятствий к творчеству, и все ближе то время, когда простым усилием мысли мы сможем создавать миры
  • Художник сближается со зрителем. Уже не так необходимы специализированные выставочные пространства, мы работаем над тем, чтобы произведения искусства окружали нас в повседневной жизни

Правда, от посредников избавиться до конца не удастся – кто-то обязательно должен объяснять нам, что хорошо, а что не очень. Но компетенции этих людей вскоре должны очень сильно поменяться.

*опубликовано с разрешения автора.

 

Источник

Читайте также