«Суд над чикагской семёркой» — произведение по мотивам реальных событий, но из этих реальных событий хочется сбежать. Лучше всего сравнить фильм с «Чёрным клановцем» Спайка Ли. Соркин создал неуютную атмосферу, когда против антимилитаристично настренных протагонистов настроены почти все люди, от которых хоть что-нибудь зависит.
«Суд» — это диалоговая драма о несправедливости и несовершенстве судебной системе, свободе слова и самовыражения. Восемь человек (нет, не опечатка, посмотрите — поймёте, что к чему) попадают в суд с обвинениями в сговоре с целью начала протестов с применением насилия, вот только ничего подобного никто из них не планировал. Параллельно с этим раскрываются мотивации ещё нескольких персонажей, самый интересный из которых — прокурор в исполнении Джозефа Гордона-Левитта, вынужденный идти против своей же идеи о справедливости. Масла в огонь подливает судья, который ещё до первого заседания вынесший обвинительный приговор.
Соркин написал быстрые отрывистые диалоги. Местами они превращают всё в фарсовую комедию, в другие моменты я не шевелясь сидел минут по десять, от напряжения не отрываясь от экрана. Чётко понимая сильные стороны разных актёров, он очень грамотно проработал с характерами персонажей и это заметно на гораздо более глубоком уровне, чем «шутки — Саше Барону Коэну». Так, Майк Райлэнс с невероятной харизмой самоотверженно защищает семёрку в суде, являя собой ту неостановимую силу, сталкивающуюся с неподвижным объектом. Эдди Рэдмейн в свою очередь «выстреливает» в нужные моменты со сценами, в которых либо от него зависит всё, либо раскрывается информация, показывающая ситуацию под неожиданным углом.
Насчёт последнего оговорюсь отдельно — повествование выстроено нелинейно. Флэшбеки с самими протестами появляются в течение фильма, открывая всё больше кусочков паззла. Другие части общей картины раскрываются во флэшфорвардах, напоминающих стэндап Саши Барона Коэна (украсившего собой «Суд» и сделавшего его на порядок душевнее большинства судебных драм). Именно это повествование и постепенное раскрытие карт заставляет зрителя волноваться за героев постоянно, потому что почти ничего идущего семёрке на руку мы не узнаём, скорее наоборот.
Достойно безмерного уважения умелое жонглирование темами. Помимо основных идей о вреде войны, особенно явно показанного в финальной сцене, Соркин пишет о многих проблемах США 60-х годов, но придаёт тем событиям такую пугающую актуальность (особенно, если знать о событиях в Штатах в последние годы), что становится просто страшно. Полицейский произвол, расизм в зале суда, которого якобы нет, отказ в свободе слова, неработающая судебная система — эти проблемы постоянно на слуху в инфополе, например, Вашингтона.
Если говорить о балансе, то стоит отдельно сказать о юморе, почти весь который вывозит на себе Саша Барон Коэн. Это острые шутки, которые, как правило, носят в себе дух протеста, из-за чего его персонаж Эбби не раз вступает в конфронтацию с судьёй. При этом за фасадом балагура из Массачусетса скрывается умный и отчасти опасный человек. Опасный, причём, не для людей, а для власти, в данном случае — судебной, которой он оказывается неугоден.
«Суд над чикагской семёркой» — это тот фильм, которого не хватало 2020-му. Напряжённая и не отпускающая зрителя передохнуть лента заняла свою нишу в небольшом списке релизов этого года и, вероятно, займёт слоты в списках номинантов на «Оскар», причём заслуженно. Единственный вопрос хочется задать Netflix’у: где дубляж у такого проекта-то? На сервисе доступны лишь русские субтитры, если такой формат не для вас, придётся подождать фанатских озвучек.
Автор: Станислав Банар