По зеленому берегу маленького канадского острова Принца Эдуарда скачет пожилой мужчина. Он спешит навстречу счастливой ошибке — вместо мальчика из приюта, который должен был помогать работать на ферме, на железнодорожной станции его ждет болтливая и впечатлительная рыжая девочка.
Ее зовут Энн, и она всю жизнь провела в приюте, попадала в приемные семьи, где над ней издевались, делали из нее слугу и откуда вскоре выгоняли. Над ней издевались и сверстницы в приюте за рыжие волосы, неуемную фантазию и любовь к чтению. Но теперь в ее жизни все изменится к лучшему.
Так мог бы заканчиваться какой-нибудь роман Чарльза Диккенса. Но так начинается сериал — «Anne with an E».
Чаще всего в истории литературы произведения не влияют на мир незамедлительно. Обычно проходит десять, двадцать, пятьдесят лет, прежде чем проявится влияние того или иного писателя. Но есть несколько примеров незамедлительной и неголословной реакции.
Так, роман о сироте Оливере Твисте мгновенно повлиял на всю индустрию приютов и детских домов в Англии. А роман Люси Мод Монтгомери — «Энн из Зеленых крыш» обеспечил маленький остров Принца Эдуарда — как минимум на век — непрекращающимся притоком туристов. Люди едут туда, чтобы увидеть «Дом с Зеленой крышей» из любимой серии книг и пройтись по тем же лесам и полям, по которым могла ходить их любимая рыжая героиня.
Если Чарльзу Диккенсу и его «Оливеру Твисту» пока не везет на удачные современные экранизации (кроме французского мультсериала, где главный герой — пес, мы его не считаем), то сериал «Anne with an E», снятый совместно нетфликсом и канадским телевидением, прекрасно пересказывает и осовременивает первоисточник 1908 года.
Люси Мод Монтгомери, которая, кстати, является «человеком национального исторического значения в Канаде», очень тонко обошлась с Диккенсом, у которого очевидно черпала вдохновение. Она взяла сироту, но — девочку; она говорит об ее несчастливом детстве в приюте, но — говорит о нем в прошедшем времени, из счастливого настоящего. Пока Диккенс говорит о печальном мире, в котором может оставаться место свету внутри героя, Монтгомери рассказывает о светлом мире со светлой героиней, с которой раньше (и иногда — сейчас) случаются темные вещи. Она аккуратно меняет акценты, но оставляет хорошую историю внутри.
И неудивительно, что после очень приближенного к книге первого сезона (а всего их три), создатели сериала позволяют и себе сместить акцент. Добавить к сюжету романа новых героев, завести разговор о более современных темах: феминизме, однополой любви. Причем, им удается не разрушить атмосферу мира, они поступают настолько же тонко с Монтгомери, насколько она поступила с Диккенсом.
В сериале всего три сезона, при том что романов про рыжую Энн было написано восемь томов. Дело в том, что канадское телевидение прекратило отношение с нетфликсом — им показалось, что их работа привлекает новых пользователей стриминг-сервису, а не их каналам.
Но не бойтесь незавершённости. Я не уверен, знали ли создатели сериала, что третий сезон будет последним — но если нет, то они это точно предчувствовали. Все закончилось так, как и должно, история замкнулась, «последний пазл» сложился, любовная линия нашла разрешение. (Только индейцы остались подвешены, но признаемся себе — это была слишком очевидная параллельная линия, которая зеркалила основной сюжет).
Три сезона становятся единой историей взросления рыжей неугомонной Энн. Мы видим, как она обретает уверенность в себе, перестает боятся быть брошенной, понимает, что вокруг есть хорошие люди. Видим, как она перерастает детские фантазии и начинает мечтать об изменении реального мира.
Мы видим, как обретают опыт и справляются со своим прошлым пожилые брат с сестрой, Мэттью и Марилла, которые стали для Энн семьей.
Мы видим как меняются взгляды жителей маленького города Эвонли, под влиянием нового времени, нового поколения, новых людей на своем маленьком острове.
Мы видим, как все меняется к лучшему.
Таким образом, есть еще одна вещь, которая объединяет Диккенса и Монтгомери, романы и сериал. Эта вещь — хорошо рассказанная интересная история. Простая история, где герой ошибается только для того, чтобы чему-то научиться, где у него всегда есть у кого спросить совет, где любой случай заканчивается в итоге, после всех сложностей и препятствий, удачно.
И именно из-за этого мне нравится Диккенс со своими сиротами, семьями, живущими на заброшенных баржах, старыми вдовами в подвенечных платьях и строгими, но заботливыми тетушками.
И именно поэтому «Anne with an E», все три его сезона — это, для меня, почти идеальный сериал.
Автор текста: Эдуард Царионов.