Русский народный режиссёр Гай Ричи отработал свой провальный (в коммерческом плане, не художественном) «Меч короля Артура» продюссерским пшиком. А именно, совсем не выразительным, и лишенным какого-либо авторского подчерка «Алладином». Его огромная касса понравилась студийным боссам Диснея, и те отпустили Ричи перевести дух в «Miramax», где он вернулся в зону комфорта — гангстерский боевик. Однако прошло ли возвращение к корням безболезненно?
Само название фильма сообщает нам о том, что действие будет происходить на куда более серьезном уровне, чем в ранних фильмах режиссера. И, действительно, от фильмов с названиями «Карты, деньги, два ствола» или художественного фильма «Спиздили» ожидаешь совсем иного действия, чем в благородных «Джентльменах». В этом, пожалуй, и заключается основная проблема фильма: сильное влияние возраста автора на его подчерк. Эта приобретенная за неполные три десятка лет солидность будто бы поглотила и персонажей его картин. Они все те же гопники, которые могут сотворить авантюру от нечего делать, но теперь их авторитет и влияние заметно возросли. Теперь мальчики с криминальных улиц Лондона стали серьезными боссами, которые хоть и могут перекинуться матершининой между собой, но в сравнении со своими аналогами двадцатилетней давности их общение выглядит куда интелигентнее.
Хулиганские порывы ранних фильмов остались в прошлом. Как и крутой клиповый монтаж. Хотя казалось бы, «Меч короля Артура» выходил всего три года назад, и Ричи еще только стремится к самому красивому фильму в своей карьере. Однако в «Джентльменах» эксперименты с визуальным рядом практически отсутствуют. За исключением пары моментов в начале и конце фильма нет никаких запоминающихся визуальных решений. Более того, в сценах экшена (которых, справедливости ради, не так много), зализанность картинки порой такая, что невольно отталкивает, как от фотографий блогеров в инстаграме с десятками одинаковых фильтров. Настолько все стандартно, что невольно задаешься вопросом: а это точно тот же человек, который снимал «Шерлока Холмса» и «Револьер»?
Этими вопросами задаешься большую часть фильма, но на последней трети фильм наконец стал раскрывать себя в полную силу. Если вначале могло показаться, что Ричи утонул в многочисленных клише своего собственного жанра, и просто снимает для себя, то ближе к концу все чеховские ружья начинают выстреливать. Пусть эти выстрелы без грохота, но бьют они четко в цель. И именно здесь приходит окончательное осознание того, что Ричи все же остался верен самому себе и своим корням. Но в этот раз его приемы не сопровождаются прямолинейными и дерзкими решениями, которые прямо демонстрируют зрителю что происходит.
В «Джентльменах» режиссёр поступает, простите за тавтологию, по-джентльменски, тонко размазывая изысканные решения по всему хронометражу фильма. Он воздействует на зрителя куда тоньше, чем «Карты, деньги, два ствола» или «Спиздили», и вполне возможно, что при повторных просмотрах мы заметим куда больше деталей.
Гай Ричи продолжает совершенствовать свой стиль, и «Алладин» нисколько не уничтожил его творческих порывов. Вопрос лишь в том, захочет ли он продолжать оставаться в поле гангстерской драмы, используя ее как площадку для экспериментов с другими фильмами, или сразу возьмется за не постижимые ранее жанры? «Агенты АНКЛ», «Шерлок Холмс», и «Меч короля Артура» говорят нам, что возможны оба варианта. И если прошлогодний «Ирландец» для гангстерской драмы является любящим дедушкой, который так умилительно рассказывает свои истории что невозможно оторваться, то «Джентльмены» — это возрастной хиппи, которому не составит проблем послать родного внука на три буквы, но который все равно будет любить его всей душой.