Недавно я рано утром ехал в метро и искал подходящую музыку. Хотелось что-то эдакое, что бы было… необычно. И тут я наткнулся на составленные мною давным –давно плейлисты из «Брат» и «Брат 2». Музыку из второго брата я слушаю довольно часто, однако, что было в саундтреке первой части (кроме легендарного «где твои крылья, которые нравились мне»), помнилось смутно. При просмотре пару лет назад Наутилусы мне понравились как дополнение к фильму, однако отдельно у них я слушал только черных птиц. Включив музыку, я мгновенно погрузился в эту атмосферу. Пропустив через себя саундтрек спустя несколько лет отдельно, он мне безумно понравился. В этой музыке так и читается мотив фильма. Эта неосязаемая атмосфера, этот герой, этот город, практически все связующего этого фильма так или иначе связаны с песнями «Наутилус Помпилиус». Для меня эта группа всегда стояла как-то особняком, выделяясь своей манерой пения и самого звучания. Вместе с ней у меня всегда были Агата Кристи и, пожалуй, Аквариум. Но не об этом сейчас речь. Не буду скрывать, что идею для этой «статьи» мне подкинул ролик «Нам пора переосмыслить «Брат» и «Брат 2»» канала «Шестнадцать на девять», кстати очень советую ознакомиться с этим видео.
В «Брате» музыка играет огромную роль, что, пожалуй, ни для кого не секрет. Когда я пересматривал фильм и выписывал, где играет музыка, суммарно у меня вышло почти 25 минут чистого вокала, не просто инструментала, а осмысленных строчек песен. Это почти треть фильма, учитывая, что он идет полтора часа. Такое колоссальное количество хронометража занимает этот, без шуток, шикарный саундтрек, который ни разу не отвлекает тебя от происходящего, а только вовлекает все сильнее и сильнее. «Брат» первый стал для людей чем-то невероятным. Изначально Багров задумывался как не абсолютно положительный персонаж, а довольно спорный человек. Он – националист ( — еврей, что ли? – немец. – а то я евреев как-то не очень./ не брат ты мне, гнида черножопая), наемный убийца, тот, кому не впервой убивать, да и вообще он, мудак, от Наутилуса прется. По всем законам жанра в конце фильма он должен был оказаться главным злодеем. Балабанов сделал персонажа неоднозначным, однако фильм вышел ровно в такое время и в такой стране, что тот, кто должен был быть если не отрицательным, то уж точно никак не положительным персонажем, стал национальным героем. Конечно, это зависит от многих факторов, один из которых – Бодров, и об этом вы подробно можете послушать и посмотреть в вышеупомянутом ролике, так что я не буду заострять на этом внимание. В характере Багрова музыка, а именно песни Наутилусов, играет огромное значение.
Также хочется отметить, что «Брат» снимался за чистые копейки, лишь 10 тысяч долларов, это мизерная сумма для игрового кино, особенно в те времена. Очень многое брали из своих квартир, вещей и гардеробов, лишь чтобы отснять сцену/кадр. Хочется также заметить, что так-то в этот фильм, конечно, Балабанов вложил свою душу и себя самого, но это коммерческое кино. Оно было нужно, чтобы собрать денег для съемок «Про уродов и людей». Нельзя обвинять режиссера в том, что он снял халтуру, ни в коем случае, просто я хочу отметить, что фильм, который должен был быть простым боевиком, стал одной из лучших кинокартин всего постсоветского пространства. Я не знаю, как это объяснить, да и не намерен этого делать. Просто хочу подчеркнуть, что это тот случай, когда гениальный автор сделал что-то НАСТОЛЬКО большее себя, что он решил не заморачиваться и пустить все на самотек, что было сделано правильно. Также обращу ваше внимание на слова Алексея Октябриновича: «Каждый находит что-то свое, чем больше человек найдет в фильме, тем успешнее фильм. Своего любого, поэтому глупо спрашивать у режиссера, что он имел в виду. Это абсолютно не важно, важно — что люди нашли». Воспользсь этими двумя факторами, я с полной уверенностью могу, наконец, начать нести ахинею. Естественно, все сказанное здесь не претендует ни на какую объективность и является лишь изложением моего мнения и моих мыслей.
Итак, начинается картина с музыки. Первые слова произносит не Багров, не оператор, а Бутусов – «Ты снимаешь вечернее платье, стоя лицом к стене…». Удивительно то, что клип снимается очень буквально. По-моему, я не видел ни единого клипа, который бы стопроцентно следовал словам песни (посмотрите хотя бы официальный клип «Крылья», очень красивый, кстати). Здесь же ровно слово в слово женщина подходит к стене, снимает платье, и у нее шрамы на спине. Но не суть важно. Багров вернулся с чеченской войны, в страну, где он никому не нужен, где всем наплевать друг на друга, главная задача – выжить. Я не буду разбирать построчно песню, но хочу обратить внимание на отдельные строки и общий замысел. Самая очевидная аналогия – человек вернулся с войны, где у него наверняка были ранения, где он терял товарищей, где он был на волосок от смерти. Солдат, вернувшийся с войны – очень отличается от того, кто уходил в армию. Весь фильм нам рассказывают, что Багров служил в штабе, однако при просмотре в какой-то момент понимаешь, что это не так, хотя бы по тому, как Данила умело обращается с оружием. (я не беру в расчет второй фильм, где нам прямо говорят о его боевом прошлом еще в самом начале) Сломленный человек, которому оборвали крылья, как падший ангел, возвращается на родину, где его не просто никто не ждет – его никто не будет уважать, он никому не нужен. Крылья – это нечто, что было утеряно, как куда-то запропастившаяся частичка души. Близкие люди быстро понимают, что перед ними уже не тот, кто ушел несколько лет назад. Они видят эти следы, этакое эхо войны, (И я вижу свежие шрамы на гладкой, как бархат, спине) и они пытаются найти того человека, который уходил.(Где твои крылья, которые нравились мне?) Позже, когда главный герой придет к матери, она начнет его критиковать и сравнивать с братом. Родная мать практически никак не реагирует на возвращение сына с войны, на которой его могли убить, покалечить, и начинает сразу же сравнивать с братом, который зарабатывает большие деньги в Ленинграде. (Когда-то у нас было время, теперь у нас есть дела). По итогу люди, потерявшие часть себя, никогда не восстановятся и не станут прежними, и это не может не пугать их самих (Я вижу, ты боишься открытых окон и верхних этажей).
Следующий фрагмент – приезд Данилы в Ленинград в поисках брата. На протяжении практически двух с половиной минут Багров молча ходит по осеннему депрессивному Питеру и пытается застать брата дома. На фоне этого играет музыка «Люди на холме». Так как у Данилы за душой ни гроша, то он ночует на каком-то чердаке, слоняется по красивым местам города и слушает музыку. Здесь, мне кажется, будет уместна параллель с Маяковским «Если бы я был маленький, как океан» (И под нами крутится земля Она больше чем моя голова). В своем стихотворении Маяковский рассуждает о том, как же найти свою любимую в этом мире (кстати, они уже были знакомы с Лилей Брик на момент публикации). В этом стихе он сравнивает себя, как человека, точнее, нет, как Человека с этим миром, восхваляя себя, хотя, по моему скромному мнению, это не столько самолюбование, сколько показательное сравнения души и гения человека с мирозданием. Мы все примерно равны в умственных способностях как вид, однако кто-то из нас заканчивает свою жизнь в подворотне а кто-то в богатом особняке в окружении алчных родственников, жаждущих наследства. В этом стихе, как мне кажется, он восхваляет человеческую натуру саму по себе, которая способна вырасти в нечто большее. Стоит учитывать, что на момент выхода стихотворения Маяковский уже примкнул к футуристам, которые славились своими неординарными рассуждениями. Так и в песне: абсолютное большинство рассуждает о том, кто лежит на склоне холма, смотря на небо со своим близким человеком (Люди на холме кричат и сходят с ума О том кто сидит на вершине холма), вместо того, что бы присоединиться к этим людям. Те, кто на склоне холма никак не зависят от мнения окружающих, они как раз малы, как великий океан, возвышаясь над этим миром. Они настолько где-то в себе, или, наоборот, ВНЕ себя, что даже абстрактная «вершина» существует лишь для них (У холма нет вершины У холма нет вершины Об этом знаем ты и я) В «Брате» же Бодрову, как человеку незаурядного ума, наплевать на мнение окружающих и на окружение в целом. Если ему надо поспать на грязном чердаке, он пойдет без зазрения совести на этот пресловутый чердак. Перед этим он заходит в магазин и ищет «Крылья» наутилусов. Их он не находят, однако ему предлагают другой диск, с Гребенщиковым, и он с радостью его покупает (далее будет фрагмент, когда он вставляет диск с записью на фонтанке в плеер). Он мог сэкономить и попытаться найти какой-то кров на ночь на эти деньги, но музыка, столь глубоко забирающаяся в нашу душу (а, в особенности, в душу Багрова в этом фильме), важнее для него. Метафизическая гармония важнее материального счастья. На следующий день он помогает Немцу, избивая бандита, который хотел отобрать товар, продаваемый стариком. Он для Данилы – никто, незнакомый человек. Он мог не вмешиваться в конфликт, и никто бы его не осудил за это, особенно учитывая время, когда это происходит, когда родная мать гонит из дому. Это подчеркивает, насколько он не от этого мира. Насколько он не вписывается в окружение, стоит на своем, личном укладе жизни. (И мне кажется, что это все ерунда Люди на холме кричат и сходят с ума разбиваются, падая с вершины холма)
Далее отрывок, где Данила под «Придумал тебя» ходит по магазинам, покупает одежду, опять музыку, ищет жилье. Как говорил Немец : Город – это злая сила. Сильный приезжает – становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал… Практически каждый сказал, что в брате город тоже является героем и действующим лицом, и я повторю это утверждение. На мой взгляд, вся песня произносится от лица Ленинграда. Большого, сильного города. А если учитывать постоянно пасмурную погоду в Питере… (От нечего делать во время дождя) Как только Багров приехал туда, связался с братом, он начал меняться. (Я придумал тебя придумал тебя) Самое первое – он сменил свою одежду на более официальную: куртку заменило пальто, свитер рубашка, ботинки с военных на зимние. (Свитер еще в будущем появится, конечно, но сам факт) Начал вести дела и, если до этого бил бандитов, которые приставали к людям на рынках, то теперь, по сути, стал этим самым бандитом, как выяснится позже. Мне не нравится произведение «Бедная Лиза», однако важная мысль была также в том, что городской мажор Эраст меняет простую добродушную девушку Лизу. Как противостояние города и крестьянства, по приезде в город Багров начинает меняться, так и Лиза начинает меняться после общения с Эрастом. Это также доказывает влияние города как живого организма со своими венами и артериями. Также в песне поется про любовь (Я же знал, что любовь — Это игры с огнем…), и далее по сюжету появляется романтическая линия, которая, по итогу, привела к очень печальным последствиям. Город в течение всего фильма изменяет Багрова незаметно для зрителя, который не перестает верить и любить этого героя во время просмотра. Город на экране влияет и на нас тоже. Мы видим все те условия, события, что происходят в городе, все причинно-следственные связи, и сами, незаметно для себя, изменяемся, пока немец в конце фильма нас не вернет с небес на землю. Но стоит учесть, что мы, как зрители, останемся собой, однако город навсегда изменил Данилу, и это, как и «эхо войны» останется с ним навсегда (Ты войдешь в этот дом и останешься в нем)
Следующая песня, «Матерь Богов», похожа на «придумал тебя», однако есть важный нюанс – «Матерь Богов» отражает мысли и чувства Багрова в этот момент, а не города. Во-первых, в этом фрагменте Данила готовит убийство чеченца (первый этап), и, соответственно, в этот момент он решает, жить или умереть человеку. Город не убивает, он лишь забирает силу. Это две разные вещи. Город может сподвигнуть убить человека, но сам по себе он не сможет взять в руки самопал и выстрелить. Во-вторых, строка «Это город убийц, город шлюх и воров» произносится про точку на карте, где находится сам главный герой, это не может произносить город, да и такой величественный, высокомерный Ленинград не говорил бы про себя такие вещи. В песне поется про то, как матерь богов и, судя по всему, сам бог, создают мир много раз (Мы в который уж раз создаем этот мир). Они наслаждаются этим процессом и обществом друг друга, что показывает искреннюю любовь, которую позже Даня, как он думал, нашел в Свете. (А ты — моя радость – ты матерь богов) (Несмотря ни на что побеждает любовь) Далее мы получаем еще одно подтверждение тому, что Данила не «отсиделся в штабе» — он создает импровизированный глушитель, использует арбуз в качестве гасителя шума и продумывает тактику отступления. (Я рождался сто раз и сто раз умирал). По сути Багров в этой сцене возомнил себя богом, раз решил, что может выбирать, кому жить, а кому умирать. Нельзя назвать это влиянием города, ибо человек, вернувшийся с войны, не умеет ничего, кроме убийства. (цитата Балабанова) Можно интерпретировать этот фрагмент как то, что в данный момент Данила не верит в слова немца про силу города. Он считает, что только вера в саму «силу» города и создает этот мистический ореол. (Существует покуда мы верим в него, откроем глаза – и его уже нет).
В следующей сцене Данила опять готовится к убийству чеченца (второй этап) под песню «Нежный вампир», где, кстати, появляется мой любимый Гребенщиков. Багров сам делает пули и глушитель, подготавливается к операции. Тут важно заметить, что в фильме две сцены, когда нам так крупным планом и с таким вниманием рассказывают о подготовке к убийству. Это убийство чеченца и спасение брата. В первом случае он делает это ради денег, не ради себя. Он спокоен, и сама песня крайне спокойна. Нет никаких эмоций, злости. Все предельно ясно: главный герой из подручных средств создает все для удачного убийства. Он становится опаснее, мы видим, какие у него еще есть умения (Я таинственный гость в серебристом плаще И ты знаешь зачем я явился к тебе). В конце концов, когда он доделал свои улучшения, появляются строки «Я даю тебе силу, Я даю тебе власть», что наводит нас на мысль, что это опять город разговаривает со зрителем и с главным героем. Он одобряет это убийство, он подталкивает совершить его. По итогу без каких-либо колебаний, быстро и четко Данила после этого убивает чеченца и, с раной в теле, уходит. Стоит, кстати, заметить, что, хоть он и бывалый солдат, но он все равно получил ранение, потому что постепенно растерял свою силу, некую «чуйку». Позже это будет заметно, когда он не поймет, что его подставляет брат, когда он уйдет к Бутусову праздновать день рождения на чердак и так далее. Все происходит ровно так, как говорил немец. Вполне возможно, что об этом можно говорить и в положительном ключе – город, как нечто постоянное, где кипит жизнь, содержит не только плохое, но и хорошее, и это хорошее вымещает все те душевные раны и военные навыки, превращая человека в простого мыслителя. Однако, лично мне кажется, эта теория не относится как минимум к этому фильму, ибо Ленинград конца девяностых – место, безусловно, красивое, но погрязшее в грехе, присутствует этакая захламленность (это, кстати, подчеркивает и картинка, которая вся выполнена в оранжевых тонах, добавляя какой-то грязи и небрежности всему внешнему виду города)
Далее идет в основном инструментал, а я хочу разобрать лишь те фрагменты, где есть слова, так что далее на очереди у нас концерт «Наутилусов», на который Бодров пришел вместе с Светой. Песня «Хлоп-хлоп».
Эта песня с высоким темпом (особенно если говорить об именно концертной записи), с более веселым инструменталом и яркими, быстрыми словами немного отличается от основного саундтрека фильма, являющегося в большинстве своем мрачным и задумчивым. Это сцена концерта, где Данила отдыхает и искренне веселится, прыгая под песню и наслаждаясь, в общем-то, времяпрепровождением со Светой. Однако лично для меня эта песня отображает потерянное поколение людей 80-90-ых. Они начали жить в одной стране, а закончили в совершенно другой, пережив девяностые, а те времена и сейчас окутаны ореолом жестокости. В 1997 было немало народу, которые просто выросли, а куда идти – вообще непонятно. В чем смысл их жизни? Они похожи друг на друга, ибо у каждого единственная цель – это заработать, выжить, как было сказано ранее. (Нас выращивали денно Мы гороховые зерна Нас теперь собрали вместе — Можно брать и можно есть!). Можно возразить, мол, автор, ты везде заявляешь, что Багров – не от мира сего, он не согласен со стандартами, помогает людям, и вообще ведет себя неординарно по меркам того времени. Да, и я не отказываюсь от этих слов. Однако хочу заметить, что Багров – военный. Военные – это те же пачки людей, на знающие что и куда делать со своей жизнью. (Из нас выращивают смену Для того чтоб бить об стену) Возвращаясь к теме войны, можно проследить, насколько бессмысленной и кровопролитной была эта бойня (Кто сказал что бесполезно Биться головой об стену?) Обобщая, лично для меня этот фрагмент о том, как потерявшиеся люди, в большинстве своем похожие друг на друга, собрались вместе и на несколько часов забыли о том, что будет происходить за стенами концертного зала. Все те ужасы, что происходят на улицах – это другое, это потом. Однако именно это «другое, потом» и подчеркивает бессмысленность существования, если концерт служит не отдыхом, а средством побега от гнетущей реальности (впрочем, немало людей кто все еще так живут) (Хлоп – стучит горох об стену! Оп – мы вырастили смену!) Практически все персонажи фильма (за исключением Багрова и Немца с остальными бездомными) являются типажами. Света – избиваемая мужем женщина, которая, невзирая на это, любит его. Кэт – наркоманка, ищущая утешение в искаженном сознании. Виктор – простой наемный убийца, как и круглый, ничем не выделяющийся, готовый на все ради денег, даже на убийство родного брата.
Следующий на очереди фрагмент уже ближе к концу фильма – «Черные птицы». Лично для меня – одна из лучших сцен в Российском кинематографе (как и соответствующие сцены во втором брате). Как было сказано выше, есть две сцены, где Данила готовится к убийству – это чеченец (Нежный вампир и Матерь богов) и спасение брата (Черные птицы). Естественно, этот фрагмент стал классикой, как и фраза «дед, продай ружье». Но не об этом. Если бегло взглянуть на сцены, то они, практически, ничем и не отличаются, но 1) важен контекст 2) важна музыка. И второе плавно вытекает из первого. В фрагменте с чеченцем музыка была уверенной, показывала силу Багрова, его прагматичность в убийстве. Однако в этой сцене главный герой уже не пытается выручить прибыль, он идет спасать брата. Это опасно, это рисковано, тут на нем лежит не только его жизнь, но и жизнь родственника. И акцент на это указывается. Не зря проигрывается ВСЯ песня от начала и до конца, без пропусков. Нам рассказывается весь мини-сюжет, как отец пытается спасти дочь от смерти (Черные птицы из детских глаз выклюют черным клювом алмаз) – черные птицы всегда были вестником смерти, а алмаз – блеск в глазах, отсутствие блеска в глазах = бессмысленность жизни, как у Обломова в первой и четвертой части, потерянный взгляд и ничем не примечательное существование. По итогу отец девочки оказывается уже мертв, ибо его алмаз, его блеск в глазах уже забрали черные птицы. (Нам уже не нужны глаза твои Побывали уже в глазах твоих И все что нам нужно, взяли!). Этакое видение смерти показывает скорее живость людей как личность. И потеря блеска в глазах, огня, страсти к жизни означает верную погибель. И страшно то, что потерять этот огонь может любой, и даже не заметит этого. Также и Багров будет спасать Виктора, своего брата, который потерял блеск, и его заменил шелест купюр. Он предал родного брата, и его прощает Данила. Это показатель, что сила в нем еще теплится, ее немало и главный герой имеет эти алмазы в глазах, хоть черные птицы так и кружат над ним, учитывая, сколько раз его пытались убить/напасть. Выходит, что Багров выступает в роли заботливого отца, а Виктор – в роли дочери, хотя это и иронично, учитывая, что это главный герой говорит: «Ты же мне вместо отца был» по отношению к Вите.
Ну и в заключение «Зверь». Ох, насколько же это красивая песня. Без шуток, я не знаю, как можно было этот фильм завершить еще красивее. Здесь прощается Данила со всеми, то есть с братом, со Светой, ее уродом-мужем, Кэт и Немцем. Он всем предлагает деньги, и не берут их лишь Света и Немец. Немец вообще фигура очень странная. Он бездомный, у него старое пальто, шапка, платок носовой. И когда главный герой дает ему деньги, тот отказывается со словами «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Это особенный персонаж, и, как бы это ни было странно, он… исконно русская, точнее, Советская персона. Мне кажется, что немец – этакий символ того человека из прошлого, который помогает другим, который неравнодушен к семье и для которого деньги – не главное, а взаимоотношения между людьми занимают гораздо большее место в жизни. Возможно, этим хотелось подчеркнуть, как сильно изменился менталитет. Люди нравственные, моралисты – «немцы». У нас вообще в двадцатом веке с ними не очень, так что «русский- немец» почти антонимы и выходит, что мы стали друг к другу враждебны, готовы растерзать за деньги, а пресловутые «они», немцы — наоборот. В начале они с Багровым как две капли воды, но в конце Данила немного изменился. Как сказала Света – он стал «крутым». Он стал «зверем» (Я даже знаю, как болит у зверя в груди Он ревет, он хрипит, мне знаком этот крик). Город забрал часть его силы, заключавшейся в человечности, сострадании. Ему все еще не сдались эти деньги, поэтому он их и предлагает всем подряд. Это – не главное, что ему нужно. Осмелюсь предположить, что в этот раз песня – это высказывание Багрова про город. (Я вижу огни, вижу пламя костров Это значит, что здесь скрывается зверь) (Слышу вой под собой, вижу слезы в глазах). И если в начале город был этакой антитезой, антиподом главному герою, как нечто жестокое, безнравственное и потерявшее столпы, то теперь, осознав, что Багров влился в этот город, он его враг. Поэтому он и уезжает в конце фильма из Ленинграда. Он боится потонуть в этой грязи, и вырывается после слов Светы и Немца. (Он, я знаю, не спит – слишком сильная боль). В глазах пассии главного героя он – зверь, самый настоящий. Готовый порвать всех и вся, и ищущий выгоду себе, хоть и Багров совершенно не подходит под это описание.
В конце хочется сказать, что я безумно люблю брата и не могу оторваться, если начинаю его смотреть. Фильм, сделанный за копейки, дарит столько эмоций, мыслей и рассуждений после каждого просмотра, что я не могу не испытывать ничего кроме глубокого уважения к Балабанову и Бодрову (Данила Багров). Вообще про Бодрова и Багрова можно долго говорить, но я ограничусь лишь тем, что даже спустя столько лет после выхода картины при просмотре не можешь отделаться от мысли, что ты согласен с главным героем. Лично у меня, при всех его отрицательных качествах, Данила вызывает лишь положительные эмоции. Хочется быть таким, как он. Честный, добродушный, прямолинейный и всегда готовый прийти на помощь. Уже почти 25 лет нашим национальным героем остается один и тот же образ, описанный еще в 1997 году, хотя многое с тех времен и поменялось, и это о чем-то да говорит. Нужда в честности, в любви к своему ближнему всегда была, есть и будет. Неважно, в какой стране и в какое время, рано или поздно потребность в этих и других вещах будет гораздо выше, чем потребность в деньгах или в высоком социальном статусе. Конечно, сила тоже будет всегда присутствовать в той или иной степени в нашей жизни, и зачастую с силой приходит власть, а с властью и деньги с социальным статусом. Однако главное, помнить, что сила не в деньгах. Сила – в правде.