Аналитика стриминговых площадок Twitch, Trovo, GoodGame, WASD

Делюсь опытом разработки аналитики для стриминговых площадок с нуля, рассказываю о том, что из этого получилось и какие предварительные выводы я из этого сделал.

Я так себе писатель, но рассказать хочется. Может это кого-то на что-то мотивирует. Так что прошу понять и простить, если что не так.

Очень коротко о себе

Мой путь в IT начался с разработки мобильных игр на Unity, чем занимаюсь и по сей день. После устроился на работу в мобильный паблишинг, где проработал два года успешно развиваясь как Ad Monetization Manager (AMM) с сильным упором в аналитику и чуть менее сильным в разработку сопутствующих решений позволяющих упростить работу или повысить эффективность монетизации. Доработал до условного хеда (ближе к лиду, так как много хедить не было необходимости — уж слишком я все оптимизировал), после чего ушел в свободное плавание — делать игры, разрабатывать сервисы.

Я не очень хороший разработчик, не лучший в мире аналитик и уж точно не “самый умный в классе”. Но я дружу с логикой, умею искать информацию и очень широко смотрю на многие вещи. А в силу того, что я успел в своей жизни повидать некоторое дерьмо, с такой чудной “комбинацией” у меня получается видеть то, что не видят специалисты с многолетним опытом работы, так как не только туда не смотрят, а просто не знают, что голова в ту сторону крутится.

С чего все началось

Мне предложили поработать над проектом аналитики для потенциального продюсерского агентства стримеров. Задумка выглядела интересно и, в теории, перспективно. Моей основной задачей было обеспечить аналитикой потенциальных продюсеров для помощи им в развитии стримеров.

Проект по аналитике стриминговых платформ я начал со знаниями C# на уровне “сделать приемлемую игру не прося помощи” и средними знаниями SQL. Так что в статье не будет технических подробностей, кода и всего того, за что я не могу поручиться в плане качества. Да и статья не об этом.

Что нужно было получить?

Необходимо было создать аналитическую платформу, которая позволит понять:

1. Что в целом происходит с каналом стримера.

2. Где искать точки роста и как они влияют на канал и аудиторию.

3. Как ведет себя аудитория в разных ситуациях, как ведет себя в целом и что на это влияет.

4. Ответить на вопросы рекламодателей об эффективности и качестве их кампаний на канале.

Сначала был Twitch

Не имея изначально ни знаний, ни опыта — нужно было с чего-то начать.

В первую очередь необходимо было заложить основу для будущей аналитической платформы — это сбор и хранение данных. Я понятия не имел, какой сервер для этого нужен, поэтому взял самый дешевый VPS за 300р с возможностью повысить мощности в пару кликов в случае необходимости.

Для хранения был выбран Clickhouse, так как с ним я уже работал на уровне пользователя БД. Поставить его на сервер по гайдам было несложно.

Сбор данных оказался самым тяжелым этапом на котором методика сбора и структура хранения менялись по несколько раз в день. А для того, чтобы не терять данные — приходилось реструктурировать имеющиеся данные и записывать заново. Все обработчики собранных данных были на питоне и работали очень медленно, в связи с моей неопытностью на этом языке.

К концу первых двух недель я был просто закопан в куче легаси кода из сборщиков, обработчиков и анализаторов.

После организации основной структуры, которая оптимизировалась и менялась еще очень много раз, настал момент с выводом информации.

Очень хотелось сделать свой сайт с интерактивными графиками, таблицами и прочей красотой. Но так как на сайты я до этого только заходил — делать его сейчас, не имея никаких знаний и все еще имея большую нагрузку по анализу собираемых данных было слишком. Поэтому решил первичным визуализатором сделать телеграм бота.

Суть была проста. В бота отправляется запрос с данными по необходимому стримеру или стриму, далее на сервере обрабатывается запрос, в зависимости от него генерируется график/таблица/любая другая информация, и отправляется обратно в телеграм. На тот момент это был лучший вариант в плане скорости разработки и качества. До закрытия проекта этот бот потом использовался для управления сервером и получением алертов с логами.

Так прошла еще неделя в поисках решения и наиболее оптимального варианта. Параллельно также улучшалась аналитика и появлялись новые таблицы и графики.

Было решено в первую очередь сосредоточится на том, что не обеспечивают другие аналитические платформы. А также мониторить чат, что могло быть полезным для потенциальных рекламодателей при отслеживании упоминания бренда/товара.

Спустя еще неделю выглядело это примерно так.

Аналитика стриминговых площадок Twitch, Trovo, GoodGame, WASD

На графике удобно отслеживать основное движение аудитории. Очень четко видно влияние одних стримеров на других

Полезная таблица. Позволяет понять качество аудитории у стримера. Например, для рекламодателей стример с большим процентом аудитории <5 минут будет менее интересен чем тот, у кого аудитория распределена ближе к центру. Чем дольше смотрят — тем выше шанс конверта.

Благодаря простой системе определения принадлежности зрителя — позволяет понять распределение текущей аудитории стримера, относительно других стримеров.

С этого момента появилось понятие “свой зритель” — зритель, который преимущественно смотрит этого стримера.

Появились графики аудитории стрима, которые позволяют понять, что происходило с аудиторией на стриме. Откуда аудитория пришла, чья она или наоборот, какая аудитория ушла. Помогает на рейдах и прочих активностях.

На них четко виден приход и уход аудитории, а главное — сразу понятно, чья она.

Похожий функционал, но в другом виде.

Так же, благодаря более сложным вычислениям, пришлось повышать мощности сервера и теперь его стоимость ~500р/м

Объем информации для анализа был достаточный, поэтому дальше я решил сделать кое-что потяжелее. То, куда аналитики твича не поворачивали головы — я решил добавить Retention.

Спустя несколько дней оптимизаций реструктуризации базы — он был готов.

Были и другие его вариации, в том числе и нормализованные.

Очень полезная в нужных руках метрика, кто знает — тот поймет.

После retention захотелось сделать предикт по аудитории, но стримеры не самые стабильные ребята и от этого пришлось отказаться.

Дашборд

И тут настал момент, когда я уперся в качество. Графикам не хватало интерактивности, а разглядывание мелкого шрифта и попытки понять, к кому какой цвет относятся стали вызывать все больше раздражения.

В этот момент морально я уже был готов к тому, чтобы приступить к сайту. Под сайт был взят отдельный сервер, самый дешевый — ~300р. Больше, как оказалось, и не нужно.

И вот я, без знаний и понимания, как это вообще работает приступил к сбору информации.

Все сильно упростило то, что не было задачи “делать для всех”. Нужно было сделать удобно и функционально. Спустя пару дней сбора был выбран django, бесплатный шаблон дашборда работающий на apexcharts и еще некоторые мелочи.

Гайда “Как сделать аналитический дашборд для стриминговых платформ с вот такими графиками на основе такого-то шаблона” я в интернете не нашел (кто бы сомневался). Так же мне не очень хотелось тратить кучи времени на изучение основ JS, HTML,CSS, чтобы понять, как это вообще работает.

Поэтому я выбрал самый короткий путь к цели — запустил шаблон дашборда на сервере и начал ковырять код, пытаясь понять, как оно работает и параллельно гугля отдельные моменты, которые вызывали вопросы.

В итоге, где-то через 20 дней у меня была готова первая, рабочая версия дашборда. Туда были перенесены все основные графики. Была авторизация, доступы, API, и две страницы с необходимыми полями и графиками.

Больше всего времени я потратил на то, чтобы разобраться с apexсharts, так как он упорно отказывался визуализировать таблицу так, как мне нужно. (Ох уж этот log scale)

Но в целом — это был прорыв. Теперь все щупается и трогается. В любом графике можно отключать лишнее, и концентрироваться на нужном. Все интерактивно и понятно. Даже на смартфоне это +- хорошо работало.

Спустя еще примерно неделю были перенесены все таблицы, отслеживание Retention было увеличено до 28 дней, была оптимизирована БД, повышена частота сбора данных и я наконец научился нормально использовать API.

Проект в стадии “Из говна и палок”, постепенно начал приобретать приличный вид и уже был похож на “просто из палок”. С одним но. Я опять уперся в мощности сервера. Так как мне не очень хотелось увеличивать бюджет — я погрузился в оптимизацию.

Спустя еще какое-то время мне удалось полностью переработать структуру базы данных и сервер за 500р вполне неплохо жил с базой в миллиард строк. Появилось много промежуточных таблиц, но зато сервер почти не нагружался и дашборд стал работать ощутимо быстрее.

Наконец появилась страница стримера с еженедельным отчетом и новыми метриками.

Потом еще один цикл оптимизации (все еще очень не хотелось увеличивать бюджет, да и эти рамки заставляли меня постоянно быть в поиске лучших решений, что для меня стало неким челленджем, так как к этому моменту я уже все делал достаточно быстро и без заминок).

Попутно улучшая алгоритмы сбора и хранения данных, спустя еще какое-то время я вывел еще часть планируемых метрик.

И тут началось самое интересное. После получения всех возможных на текущих мощностях метрик и без особого желания увеличивать бюджет, я начал изучать то, на сколько мои метрики соответствуют другим платформам и как еще их можно применять.

Реклама и просмотры

В этом разделе я пойду по о***но тонкому льду предположений, догадок и не только. Не судите строго, если я где-то заблуждаюсь.

Самая важная метрика стримера для любого рекламодателя, из доступных не по факту — это просмотры. И вот с ними есть определенные сложности, так как сама формулировка просмотр — очень расплывчатая и нигде ее не регламентируют.

Это приводит к разногласиям, кто их правильнее считает.

Когда я только начинал этот проект — основным ориентиром для меня был twitchtracker и я часто сверялся с ним на предмет достоверности. Потом я увидел более интересные варианты, но они также не обеспечивали необходимыми данными, хоть их и было больше + за них уже надо было платить.

На данный момент я примерно понимаю логику того, как twitchtracker считает просмотры, так как смог стабильно получать +- то же самое. (не буду описывать логику) И я не сказал бы, что они выдают честные просмотры.

Показатель twitchtracker по просмотрам занижен, относительно того, что дает твич где-то в 2-3 раза. Я не видел всех кейсов, но на тех что видел — это так. И если я не ошибся с логикой подсчета, то из-за своей примитивности twitchtrecker выгоден рекламодателям, но невыгоден стримерам, так как ощутимо занижает показы относительно более авторитетной платформы (twitch) у которой есть возможность считать их честно.

Но. Я не говорю, что логика подсчета просмотров twitch верная или что они считают их честно. Мне не хватило мощностей проверить справедливые просмотры, так как сервер за 500р к такому не приспособлен, но я склоняюсь больше к варианту с twitch, хотя и считаю, что справедливая реальность где-то между, так как предполагаемая логика подсчета от twitchtrecker очень грубая.

Вся эта суматоха приводит к тому, что twitch не обеспечивает потребности стримеров и рекламодателей в справедливой оценке просмотров, но хотя бы обеспечивает необходимыми данными для их самостоятельного получения.

Когда я копнул чуть глубже (Совсем малость. Не имею представления, как это работает сейчас, но понимаю, как оно должно быть) — я понял, что проблема не в просмотрах, а в самой сути того, как крутится реклама на твич и как она анализируется.

Просмотры, в зависимости от того, что считать за просмотр, скачут от х0.2 до х3 относительно twitchtracker — это очень шаткий показатель на который нельзя полагаться в принципе. В отличие от мобильной рекламы, он тут играет роль очень далекого ориентира, так как нет жесткого регламента, что это. (В мобилках есть жесткая привязка к эвенту)

Логичный вывод тут один — прокладка в виде сервиса, которая будет лежать между стримером и рекламодателем, которая обеспечит справедливую оценку РК как для стримера, так и для рекламодателя.

Суть сервиса максимально проста — обеспечить справедливую жесткую привязку стриминговых метрик, к метрикам рекламодателя.

По идее, этим должна заниматься сама стриминговая платформа, так как у нее для этого есть все, что нужно. Но у twitch, наверное, не хватает на это денег или они просто не хотят монетизироваться и зарабатывать миллионы/арды $, обеспечив качественный, удобный, а главное справедливый сервис для рекламодателей.

Без такого сервиса есть несколько условных вариантов, известных мне. (само собой есть еще, но я о них не знаю. Напоминаю — лед все еще тонкий)

CPM по twitch — Выгодно стримеру, невыгодно рекламодателю.

CPM по twitchtracker и тд. — Нормально рекламодателю, не очень стримеру.

CPC, CPA — очень выгодно рекламодателю, очень невыгодно стримеру.

Если по первым двум понятно, то по последнему — все очень плохо. Тут стример теряет по всем фронтам, и в основном по вине рекламодателя, так как любая ошибка с его стороны может сломать вообще все. Пример — Рекламодатель не позаботился о таргете и предложил стримеру с аудиторией одной страны, рекламировать услуги в другой, из которой его не смотрят. Итог — низкие показатели, а у стримера -1 рекламный слот и мало денег.

Если такие сервисы есть — это хорошо, так как все для их зарождения уже несколько лет как появилось. Но я о них не слышал (и не особо слушал, если честно).

Возможности поработать над оценкой РК у меня так и не появилось, хотя я минимально обеспечил возможность оценить ее качество.

Trovo, goodgame, WASD

Многие стримеры, в последнее время, рассматривают возможность перехода на какую-то альтернативную платформу. Соответственно одной из задач было оценить пригодность этих платформ для аналитики.

Мне удалось поковырять API Trovo и GG.

Из них, на бумаге, только Trovo позволяет сделать приемлемую аналитику с использованием API. Но на деле оно работает очень медленно и не в соответствии с документацией, что делает эту платформу непригодной для анализа. Наверное поэтому для них нет хорошей аналитики, а рекламодатели, судя по отзывам Мэддисона, не спешат с ними работать. Фиксится нажатием примерно 7 кнопок, но их не жмут.

GG — API хуже чем у Trovo, но обмазавшись с ног до головы костылями и кучей ресурсов — можно получить аналитику того же уровня, что и на Twitch.

WASD я не трогал, но судя по докам и сайту, ситуация +- такая же, как и у GG — много костылей.

При наличии необходимого, любая платформа подключается максимум за час, так как сервис писался по принципу розетки — главное, чтобы вилка в штепсель воткнулась.

Небольшой итог

Примерно за 5 месяцев, с нуля, без большей части необходимых знаний была сделана аналитическая платформа аналогов которой пока нет, или я их не нашел. К финалу разработки общий месячный бюджет аналитической платформы был примерно 1200р/м. Планов было еще очень много — метрики донатов, подписок, кастомные эвенты и тд. и тп. но сбыться им не суждено.

Работать над ней было супер интересно, такого объема понимания процессов я давно не получал в такой короткий срок.

Куча откровений, которые могли бы помочь в работе как разработчика игр, так и работе AMM. Открыто просто море возможностей, о которых аналитики/разработчики знают, но молчат. Я предполагаю, что они просто не хотят это потом делать 🙂

Я не скажу, что за это время я сильно вырос как программист или аналитик, но понимание процессов и их тонкостей дало ощутимый буст для поиска новых возможностей в разных сферах, о которых раньше даже подумать было нельзя.

Сейчас проект успешно закопан, а я двигаюсь дальше.

 

Источник

Читайте также