Читаем фантастику на выходных.
Альфред Бестер (1913-1987) — американский писатель-фантаст, ставший первым лауреатом стартовавшей в 1953 году премии «Хьюго» за свой дебютный роман «Человек без лица» (The Demolished Man, 1952).
Выпустив четыре десятка рассказов, проработав много лет редактором журнала «Холидей» и сценаристом в команде авторов комиксов DC, Бестер написал на удивление мало романов. При жизни писателя было опубликовано всего шесть, за всё время — восемь.
Сегодня мы расcкажем об одном из самых известных из них — романе «Тигр! Тигр!» (Tiger! Tiger!, 1956). Альтернативное название — «Моя цель — звёзды» (The Stars My Destination).
«Я мыслю, следовательно, я джантирую»
В начале произведения мы оказываемся в XXIV веке, когда человечество уже освоило Солнечную систему, обмен ресурсами между колониями которой стал основополагающим фактором экономического роста. Но с открытием эффекта Джанте — природной способности людей усилием воли перемещаться между двух точек в пространстве, проще говоря телепортироваться (привет всем трансгрессирующим магам) или «джантироваться», изменил хрупкий баланс сил в системе.
Именно это фантастическое допущение лежит в основе произведения и становится причиной разразившейся сначала экономической, а затем и самой настоящей войны между Внутренними планетами (Венерой, Землёй с Луной и Марсом) и Внешними спутниками (семью спутниками газовых гигантов Юпитера, Сатурна и Нептуна).
Посреди этого Золотого Века читатель и встречает главного героя произведения — Гулливера Фойла, ординарного человека, ничего из себя не представляющего. Уже более пяти месяцев он прозябает в обломках корабля «Номад», потерпевшего крушение между Марсом и Юпитером, упиваясь своей беспомощностью и ничтожеством, пока в один прекрасный момент на «горизонте» не возникает другой корабль — «Ворга-Т».
Фойл сигналит ему, но не получает в ответ ничего и лишь наблюдает за тем, как пришелец проходит мимо. Данное обстоятельство шокирует прокрастинирующего героя и в его уже тронутую лёгким безумием голову врывается навязчивая идея о мести негодяям, оставившим его умирать.
Из-за такой завязки можно легко обмануться, ожидая увидеть очередной сюжет о преодолении героем самого себя, этакого «Графа Монте-Кристо» в антураже НФ с непременным торжеством справедливости в финале. На деле же, мы встречаем нетипичную для фантастики тех лет историю, главный герой которой вовсе не герой, а самый настоящий антигерой.
Лёгкое помешательство Фойла в начале быстро перерастает в самое настоящее яростное безумие, по ходу действия трансформирующееся в контролируемую холодную ярость, но природы своей не меняющее. Фойл, ослеплённый идеей покарать своих обидчиков, не останавливается ни перед чем и совершенно бескомпромиссно сеет на своём пути хаос и разрушение, насилием, шантажом, подкупами и пытками, пробивая путь к своей цели.
Далее присутствуют спойлеры. Если вы не желаете знать деталей сюжета, нажмите соответствующую кнопку.
Фойл, после того как ему чудом удаётся попасть на Землю, принимает решение взорвать «Воргу». Когда этот план проваливается, его ловят и сажают в самую охраняемую психиатрическую больницу-тюрьму на планете. Там он знакомится с очередной своей спутницей, которая, сознавая невысокий уровень интеллекта нового друга, втолковывает ему необходимость обучения и в течение десяти месяцев учит его уму разуму.
С этого момента гнев Фойла приобретает более рациональное начало. Он понимает, что не только охотится за «Воргой», но и сам является объектом интересов нескольких влиятельных организаций, так как обладает информацией о местоположении «Номада», в обломках которого скрыты 20 миллионов кредитов и 20 фунтов вещества ПирЕ — местного макгафина, способного изменить ход войны.
Благодаря стечению обстоятельств Гулли удаётся сбежать из лечебницы и с этого момента действие романа начинает постоянно ускоряться. События и места стремительно сменяют друг друга. Фойл меняет людей и привязанности как перчатки, неумолимо идя по чёрному списку членов команды «Ворги-Т» с намерением выяснить, кто отдал приказ бросить его умирать.
Вместе с ним мы временами наблюдаем поистине жестокие сцены мира романа. Мира, в котором явно прослеживаются присущие жанру киберпанк противоречия между высшими и низшими слоями общества и формула «high tech — low life».
К слову, наблюдаемые в произведении параллели с киберпанком выходят на новый уровень, когда Фойл, потратив круглую сумму, устанавливает в своё тело пакет аугментаций элитных марсианских коммандос — получает усовершенствованные глаза, моторно-двигательный аппарат и прошивку нервной системы, дарующую ему возможность, по желанию, пятикратно увеличивать скорость своих движений, погружаясь таким образом в своеобразное slow-mo.
Когда бешеная гонка за командой «Ворги-Т» подходит к концу, Гулли, погрязший в противоречиях между своими действиями и всёвозрастающей ценой их последствий, решает сдаться своим преследователям. И когда последние ставят его, уже преобразившегося в сверхчеловека, перед трудным выбором: какой из фракций отдать дающий огромное преимущество в текущей войне запас ПирЕ, он отказывается выбирать и распределяет часть вещества по всему миру среди обычных, ординарных людей, таких, каким некогда был он сам, позволяя им самим вершить свою судьбу.
Отдав людям вещество, способное привести к полному их уничтожению от одной только мысли об этом, Фойл оставляет их и, используя открытую в себе возможность джантировать на астрономические расстояния, отправляется к звёздам.
На профильном ресурсе fantlab.ru средняя оценка «Тигра! Тигра!» составляет более 8 баллов из 10. Однако мнения пользователей разнятся. Наряду с «девятками» и «десятками» произведению ставят «двойки» и «тройки». Такой разброс — неудивителен. Не каждый любитель фантастики готов принять фантасмагоричную предтечу киберпанка с зыбкой научной составляющей, в которой экспозиция едва-едва поспевает за феерически быстрым повествованием, завершающимся на короткой, философски окрашенной ноте.
Несмотря на это, роман определённо стоит того, чтобы с ним ознакомиться, так как являет собой уникальный для своего времени артефакт фантастического жанра и наполнен идеями, которые не раз промелькнут в других, вышедших гораздо позже, произведениях.