На этой неделе ARRI анонсировала долгожданную кинокамеру Alexa 35 с первым за 11 лет принципиально новым сенсором. Традиционно у немецкого производителя не было громких спецификаций, которые хорошо выглядят в пресс-релизе – ни много «K», ни высокоскоростной съемки. Вместо этого фокус был сделан на качестве изображения: целью компании было и остается создание камер с лучшим по совокупности качеством изображения на рынке. Начиная с 2010 года Alexa, в её различных вариациях, была и остается отраслевым стандартом для верхнего эшелона кинопроизводства и высокобюджетной рекламы. А это значит, что качество изображения для режиссеров и операторов превалирует над всеми другими соображениями. Но настолько ли ощущается прирост в качестве по сравнению с предыдущим поколением или мы достигли уровня плацебо? И не потеряла ли Alexa 35 в практичности в реалиях современного кинопроизводства?
В погоне за лучшей картинкой
Качество изображения – неизбежно субъективная категория. Однако ARRI как никто другой понимает, из чего оно складывается, когда речь идет о цифровом захвате изображения. Если сильно упрощать, то качество изображения складывается из количества света и количества цветов, которые камера может захватить, а также из их взаимосвязи – точности цветопередачи на разных уровнях экспозиции. И с этой точки зрения Alexa 35 – действительно качественный скачок вперед.
Свет: высокий динамический диапазон, высокая чувствительность
Начнем со света, ведь камера – это, по сути, кубик, превращающий фотоны в цифровые данные.
17 ступеней динамического диапазона. Если и можно выделить одну самую громкую цифру среди спецификаций новой камеры, то это, безусловно, она. Alexa 35 может захватить 17 ступеней экспозиции, что на 2,5 ступени больше, чем предшественница. Этой цифре можно верить, так как ARRI исторически приводит только измеримые в реальном мире показатели динамического диапазона (в отличие от других производителей). Что интересно, прирост ДД пришелся на светлые участки, и согласно ARRI, Alexa 35 догнала и даже перегнала кинопленку по способности улавливать градации в светлых участках. Действительно, тот неуловимый «highlight roll-off» традиционно был одним из сильнейших аргументов апологетов кинопленки.
Нативное ISO теперь 400, именно в нем наиболее равномерное распределение ДД между светом и тенью. Однако, чтобы не конфузить публику, привыкшую к 800 EI как к «серединке», ARRI указывает эту цифру в документации. Как я расписывал в статье про ISO, выбор EI по сути является инструментом перераспределения динамического диапазона между светом и тенью.
Новая кривая гаммы LogC4. Чтобы вместить такой динамический диапазон, ARRI пришлось создать новую кривую гаммы – LogC4 (так как привычный всем LogC технически был третьей версией). Она более плоская, так как «дотягивается» до более высоких ступеней яркости. В результате нейтральная экспозиция логарифма будет выглядеть существенно темнее, чем все привыкли, но это нормально. Кроме того, понадобилось увеличить количество значений кодов до 13 бит в ARRI RAW, чтобы упаковать дополнительные ступени экспозиции.
Повышенная светочувствительность. Alexa 35 позиционируется как low-light камера. Новый сенсор – более чувствительный, а это означает более низкий шумовой порог и, как следствие, выше максимальный индекс экспозиции: теперь 6400 EI. Важно упомянуть, что это не максимальное ISO, которое бывает куда выше в камерах для простых смертных, а значение EI, при котором ARRI гарантирует такой же динамический диапазон и цветопередачу, как и в нативном ISO. В Alexa просто нет «нерабочих» ISO.
Я был несколько удивлен, что в Alexa 35 не появилось двойного нативного ISO, которому во многом обязана своей популярностью конкурирующая Sony Venice. Вместо этого в камере появился режим повышенной чувствительности (Enhanced sensitivity). В этом режиме камера снимает «про себя» черный кадр после каждого нормального и выделяет его шумовой паттерн, затем вычитая его из чистого кадра. Эта техника по сути является аналогом темпорального шумоподавления в программах монтажа. Только в данном случае это происходит на ранних этапах в цепочке создания изображения в камере (до записи RAW). У шумоподавления в камере есть ряд преимуществ, о чем шла речь в одной из моих прошлых статей. Поэтому думаю, многие операторы будут снимать в режиме ES в условиях низкой освещенности. Правда у него есть ряд ограничений по частотам кадров и угол затвора не может быть выше 180.
Подавление рассеянного света. Из-за высокой чувствительности сенсор оказался склонен «ловить» рассеянный свет, гуляющий между сенсором и задним элементом объектива. Чтобы с этим бороться ARRI применили ряд решений, вероятно, световых «ловушек». Частично это реализовано в камере, но частично – в родных байонетах, которые ARRI теперь настоятельно рекомендует вместо сторонних. Все это вместе гарантирует чернильный черный цвет в тенях и богатый контраст изображения.
Цвет: шире палитра, более точный цвет, больше выбора
Повышение планки качества изображения невозможно без улучшения цветопередачи. Вместе с Alexa 35 ARRI обновили весь пайплайн создания цветного изображения, который называется Reveal Color Science. Что примечательно – воспользоваться новыми цветами смогут даже камеры Alexa (Mini) LF, при условии съемки в ARRI RAW.
Калибровка сенсора Advanced Color Management. Начинается все на уровне сенсора. Каждая Alexa 35 проходит заводскую калибровку по балансу белого, чтобы обеспечить идентичную цветопередачу всех экземпляров. Возможность такой низкоуровневой подстройки обеспечена новой архитектурой сенсора и была невозможна в ALEV-III.
Новый алгоритим дебайера ADA-7. Далее в цепочки – новый дебайер, доступный как в камере, так и для процессинга на посте в ARRI Reference Tool или в сторонних приложениях через SDK. Алгоритм создает из яркостных данных с сенсора цветное изображение, нативное для камеры. Основным отличием дебайера нового поколения является более точная обработка цветовых граней, что критически важно для качественного кеинга и других задач VFX. Насколько я понимаю, это один из ответов ARRI на аргументы в пользу высоких разрешений.
Новый цветовой движок ACE4. Цветовой движок – где и происходит вся магия. Он преобразовывает цветное изображение из нативного для камеры цветового пространства в рабочее для человеческого восприятия пространство AWG4, о котором ниже. Новый ACE4 создает более плавные и приятные глазу градации в оттенках кожи и обеспечивает более точную цветопередачу на предельных значениях экспозиции. Разница будет очевидна при съемке неоновых вывесок или автомобильных фар ночью. Alexa 35 сохраняет идеальные цвета до +7,3 ступеней переэкспозиции, что по-настоящему впечатляет. Тут у ARRI нет равных даже близко.
В тенях, правда, картина не столь впечатляющая. Вытащить качественную картинку можно с -4 ступеней, но не ниже, что примерно на уровне «тянучести» материала с Alexa (Mini) LF. Но это не должно удивлять или тревожить. Я надеюсь, что люди, снимающие на камеры за 70+ тысяч евро, умеют выставлять экспозицию.
Новое цветовое пространство ARRI wide gamut (AWG4). Камера пишет в новом цветовом пространстве AWG4, которое создано с учетом пожеланий топовых колористов. AWG4 немного шире HDR-стандарта REC2020, но при этом не настолько широкое, что захватывает «виртуальные» цвета, которые не может воспринять человеческое зрение. Пространство также полностью совместимо с рабочим процессом ACES.
Новые LUT и обновление Look Library. Учитывая новую кривую гамму LogC4 и новое цветовое пространство AWG4, ARRI выпустила набор новых проявочных таблиц LUT. Ведущий презентации выразил надежду, что народ будет пользоваться корректными инструментами, а не пытаться править LOG вручную, как делают некоторые умельцы.
Из нового: ARRI разделили пайплайн преобразования на два этапа. Раньше был один набор LUT (или looks, как их называет ARRI), который выполнял и творческую функцию (покрас), и техническую (конверсия цветовых пространств и гаммы в REC709). Теперь эти два этапа разделены и под каждый – отдельный набор LUT. Это позволяет, во-первых, настраивать интенсивность просмотрового LUT в камере (подобно Instagram-фильтрам), которая потом еще и сохраняется в метаданных. А во-вторых, позволяет конвертировать один и тот же материал под разные финишные форматы – будь то SDR/REC709 или HDR/REC2020, или что-то новое и неизведанное в будущем. Еще Look Library перестала быть дополнительной платной лицензией (давно пора).
Текстуры. Как рассказывает ARRI, операторы просят больше контроля над «характером» изображения. Речь идет о таких параметрах как шум, микроконтраст, резкость, которые раньше оператор мог подобрать, выбирая для проекта определенную пленку. Теперь аналогичная возможность есть и в Alexa 35. И называется она «текстуры». Некоторые из них оптимизированы под съемку природы (повышенный микроконтраст) или лиц людей (пониженный микроконтраст), некоторые призваны вызывать ностальгические пленочные ощущения, некоторые, скорее технические, – призваны облегчить сведение с другими камерами или кеинг при съемке на зеленом/синем экране.
Важно, что это не LUTы, а низкоуровневая подстройка сенсора, а значит – она будет записана даже в RAW-файлы. Интересно, что ARRI упоминает до 30 параметров, значения которых камера выбирает до записи RAW – это поучительно для тех, кто считает RAW сырыми данными с сенсора. На самом деле – нет. Камера делает много решений, которые «запекаются» в RAW. Часть этих решений влияет на «текстуру», которая была и раньше в камерах Alexa, но раньше она определялась ARRI для всех, как одна оптимальная, а теперь ее можно изменить.
Текстуры остались мне не очень понятны. Возможно (и это моя личная трактовка), операторы жалуются, что все больше творческого контроля уходит от них на постпродакшн. Камеры снимают такой жирный материал, что колористы с ним потом на посте творят что угодно и оператор может не узнать свою работу в лицо, смотря законченный фильм. Текстуры это такой способ «запечь» свое видение в файл. Лично для меня звучит дико, например, намеренно писать в файл шум или мягкий фокус. Такие вещи элементарно добавить на посте (особенно с крутыми эмуляторами пленки, такими, как Dehancer), но практически невозможно убрать, если они уже есть в файле. Каждому свое – благо выбор «чистой» текстуры остается на месте.
Промежуточные выводы и мысли
Это далеко не все, что можно рассказать о новой камере от ARRI, и я даже не успел толком высказать свои мысли о ней. Но уже кое-что понять можно. При прочих равных, главное в камере – качество изображения. А качества лучше, чем в Alexa 35, на данный момент нет даже близко. Но это, безусловно, не вся история. Глядя на клипы, которые ARRI попросила снять режиссеров и операторов по всему миру к презентации Alexa 35, я все время задавался вопросом: “Возможно ли было это снять на прошлое поколение Alexa?” И чаще, ответ был “да”, чем “нет”. В особенности раздосадовал тот факт, что ARRI не подготовили или не загрузили на YouTube HDR-версии этих роликов. Ведь весь смысл динамического диапазона в 17 ступеней – это HDR. А когда весь этот колоссальный диапазон сжат до 6 ступеней финального SDR-изображения, возникает вопрос: “Стоит ли таких денег этот дополнительный ДД, который мы не используем?.
Возможно, мы действительно вошли в эру, где различия между топовыми камерами в плане качества изображения находятся на уровне плацебо. То есть – совершенно незаметны для конечного зрителя и различимы только специалистами в «лабораторных» условиях. Если это так, то куда большую роль при выборе камеры должны играть такие факторы, как удобство пользования, совместимость, экосистема, стоимость владения и др.
Поэтому в следующую пятницу обсудим физический дизайн Alexa 35, важные особенности работы с ней, и конечно же недостатки (ведь идеальной камеры не существует). А главное – попробуем предсказать, как в долгосрочной перспективе отреагирует на нее индустрия. Будет ли Alexa 35 новой рабочей лошадкой топовых продакшенов или продолжит сосуществовать равноправно с Alexa Mini LF и набирающей обороты Sony Venice II.
Спасибо, что читаете блог SHAGRAL Video Production! Меня зовут Григорий Шаханов, и каждую пятницу я публикую здесь свои наблюдения о трендах в отрасли и делюсь секретами коммерческого видеопроизводства. Подпишитесь, чтобы получать новые заметки!