Здрасте, я Дима, и я много смотрю кино, а вы, должно быть, знакомы с моими постами про фильмы 2016-го и 2017-го годов. Настало время взяться за следующий список, который в наш мягко говоря небогатый на новинки 2020-й может пригодится всем любителям хорошего и редкого кино.
Для начала скажу пару слов о топе. Я посмотрел ровно 222 фильма 18-го года, что где-то на два десятка больше обычного. Получлось так потому, что год выдался действительно выдающимся, и я буквально не мог остановиться и всё смотрел и смотрел интересные мне фильмы. И не зря: в итоге в топ попало аж 46 фильмов (в 16-м их было 39, а в 17-м — 43). Но и это не всё! Топ оказался самым разнообразным по географии — в него попали фильмы аж из 21 страны. А ещё здесь наблюдается одна географическая аномалия ближе к верхушке топе (как в списке 16 года, куда я включил аж четыре румынских картины).
Из нововведений: я освоил якоря, и теперь в каждый раздел и в каждую позицию топа можно попасть по ссылкам! Enjoy!
- Honorable Mentions (10 штук).
- Часть I. Отличные фильмы (места: 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29).
- Часть II. Великолепные фильмы (места: 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13).
- Часть III. Исключительные фильмы (места: 12, 11, 10, 09, 08, 07, 06, 05, 04, 03, 02, 01).
- Список всех фильмов в удобном формате.
Если не хватает каких-то якорей, пишите в комментах — добавлю. Всем приятного и удобного чтения!
Ну а если вам пришёлся мой пост по душе и вам хочется чуть больше контента, можете заглянуть на мой телеграм-канал «Неоновый латте», в Инстаграм с красивыми скриншотами, в профиль на Кинопоиске и в Твиттер, где я кратко комментирую все оценки, что ставлю фильмам.
Фильмы, которые попали в меншоны на том или ином этапе попадали в топ, но были вытеснены более лучшими претендентами. Как правило, это очень специфические и далеко не идеальные картины на очень конкретного любителя. Тем не менее, достойные просмотра, если вдруг вас заинтересовал синопсис или концепция.
HONORABLE MENTIONS
01. Utøya 22. juli / «Утойя, 22 июля»
Снятый одним кадром (причём без всяких склеек!) фильм о массовом убийстве подростков Андерсом Брейвиком 22 июля 2011 года. Фильм, для которого норвежский режиссёр Эрик Поппе выбрал позицию максимально художественно и через саспенс передать жестокость теракта и обесчеловечить убийцу. О его политике ни сказано ни слова, его лицо ни разу не показано, а имя не указано в титрах. Трейлер.
02. Bodied (непереводимый термин)
Спродюсированная Эминемом комедийная драма про рэп-баттлы, которая не так серьёзна, как его «8 миля», и ближе к «Скотту Пилигриму», чем к сколь-либо серьёзному исследованию этого явления. После Bodied можно попробовать заинтересоваться батловой культурой, но лучше не надо. Потому что в здесь всё намного круче и угарнее, чем в жизни, и в каком-то смысле Bodied даже ставит точку в этой теме. Трейлер.
03. Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot / Моего брата зовут Роберт, и он идиот
Трёхчасовая немецкая разговорная драма о брате и сестре, рассуждающих о Хайдеггере и проявляющих друг к другу инцестные наклонности. Пожалуй, самый скучный для массового зрителя фильм из всего поста, но интересный для ярых ценителей всякого претенциозного и медленого. И тех, кто знаком с предыдущими работами Филипа Грёнинга, разумеется. Фрагмент.
04. Searching / «Поиск»
Тимур Бекмамбетов представляет: единственный удачный фильм, снятый в его собственном жанре screenlife. В нём в кой-то веки действительно реалистично показаны операционки и приложения, в кой-то веки играют приличные актёры и в кой-то веки история динамична, с чумовым монтажом и мельтешением между девайсами, а не унылой двухчасовой демонстрацией экрана винды. Фрагмент.
05. First Man / «Человек на Луне»
Крепкая драма об аутисте Ниле Армстронге. Недостаток темпа первой половины фильма (меня-то всё устраивало, но многие жаловались) компенсируется эпичнейшей сценой высадки на Луну, в которойДамьен Шазелл проявляет весь свой талант и режиссёрское видение. Фрагмент.
06. Pity / «Жалость»
Медленная греческая артхаусная драма про страхового агента, жена которого попадает в кому, и который постепенно начинает испытывать зависимость от сострадания к нему людей, как близких, так и совершенно незнакомых. Фильм, кажущийся на первый взгляд простым, постепенно обрастает кучей тревожных нюансов, а ближе к концу превращается в триллер. Трейлер.
07. Cam / «Веб-камера»
Ещё один фильм, возможный только в этом веке. Мистический триллер про набирающую популярность веб-камщицу, чей аккаунт внезапно угнал её собственный доппельгангер. На удивление остроумный, жестокий и не без обнажёнки инди-фильм, очень стильно снятый и отлично сыгранный. Трейлер.
08. Plagi Breslau / «Язвы Бреслау»
Гипертрофированный и более трэшовый и с повышенным содержанием гуро феминистический польский «Семь» Финчера. В городе Вроцлав появился маньяк, который убивает по человеку в день и тоже подписывает тела, но не смертными грехами, а отсылками на какое-то польское средневековое событие. За ним бегает пани-детектив с бритыми висками, имеющая отвратительный характер и загадочное прошлое. Трейлер.
09. Stockholm / «Однажды в Стокгольме»
Фильм, в лёгкой комедийной форме рассказывающий о происхождении термина «стокгольмский синдром». Харизматичные грабители, феерически исполненные Итаном Хоуком и Марком Стронгом, берут заложников в банке, но полиция и правительство Швеции ведут себя так небрежно, что пленные в этом конфликте встают на сторону преступников. Фрагмент.
10. Pájaros de verano / «Перелётные птицы»
Колумбийский Goodfellasна минималках. История о простых деревенских парнях, продающих травку, но делающих это вопреки традициям своих племён. Из-за этого всё местное население оказывается втянуто в жёсткий конфликт. Крепкое напряжённое кино о важности сохранения локальных обычаев и поддержания взаимоуважения между поколениями. Фрагмент.
Часть I. ОТЛИЧНЫЕ ФИЛЬМЫ
46. Gangbyeon hotel / «Отель у реки»
Я точно не назову Сона Хан-су своим любимчиком. Режиссёр, конечно, очень почитаем на кинофестивалях, выигрывал множество наград, любит и любит снимать у себя прекрасную Ким Мин-хи, но в моём понимании он такой современный Вуди Аллен Korean Edition, выпускающий одинаковые картины уже два десятка лет. Однако, изредка у него получается что-то достойное попадания в топ. На последнем месте, но всё же!
«Отель у реки» — тонкая и очень приятная камерная драма о престарелом поэте, который, предчувствуя скорую смерть, скрывается от мира и родных в отельчике. Однажды он решает выйти в свет и встречается со своими сыновьями и знакомится с двумя женщинами, поселившихся в соседнем номере. Дальнейшее — просто череда диалогов, знакомств героев друг с другом и раскрытия их историй и судеб. Однако, в отличие от множества прочих работ режиссёра, в «Отеле» это вся эта вроде бы графомания складывается в целостную, изящную, лишённую какого-либо самолюбования картину, которую я могу посоветовать самому широкому кругу кинолюбителей.
45. Las herederas / «Наследницы»
Парагвайская картина о парочке сожительниц, которых разлучает тюрьма. Чикита, висящая на шее у богатой наследницы Челы, разоряет свою подругу и вляпывается в финансовые махинации, за что получает срок. Мало способная на ведение быта и из полезных навыков умеющая только сносно водить автомобиль, Чела начинает подрабатывать частным извозом своих знакомых. И, как водится, заводит роман на стороне, пока её любовница пытается как-то сохранить над ней контроль сидя в заключении. Кто-то разглядит в фильме простую лесбийскую драму, но им невдомёк, что весь фильм — своеобразная сатира на парагвайских престарелых богачей, в принципе, актуальная много где за пределами Латинской Америки. Но фильм вполне уверенно держится, как на него не погляди, очень уж складно он написан, поставлен и сыгран.
44. Beautiful Boy / «Красивый мальчик»
Фильм всем вам знакомого жанра «жизнь замечательных торчков» внезапно покорил меня безумно красивым визуалом, навевающим ассоциации с «Реквиемом по мечте». Походу дела раскрылось, что и идейно кино напоминает классику Аронофски: оно предлагает немного циничный взгляд на проблему и затрагивает, примером, вопрос действительного влияния родственников на зависимых (спойлер: оно переоценено и как правило на родных всем плевать). Помимо этого «Красивого мальчика» выделяет интересное повествование. Мы наблюдаем историю не только со стороны зависимого, но ещё и от лица его отца: сценарий фильма написан сразу по автобиографиям Дэвида и Ника Шеффов, отца и сына, которые прошли через похожую историю. Ну и, что молчать, Тимоти Шаламьё здесь не только отлично играет, но и чисто по внешним данным идеальный выбор для роли «красивого мальчика». И не только этого, а вообще любого.
43. Den skyldige / «Виновный»
Один из редких удачных представителей фильмов одного актёра, датский триллер «Виновный». Это история о сотруднике службы спасения, который отвечает на звонок похищенной женщины и пытается понять, где она находится, чтобы вызволить её. Однако, характер преступления быстро меняется и сюжет развиваться не в ту сторону, куда можно было бы ожидать поначалу. Мало что можно сказать о фильме сверх этого, но в том его главное достоинство: его компоненты работают на все 100%. У него крепкий сценарий с хорошо прописанным главным героем. Он весьма динамичный благодаря грамотно раскиданным по истории твистам. И он блестяще держит в напряжении, несмотря на то, что зритель не наблюдает за событиями глазами, а лишь представляет их, слушая голоса на другом конце провода.
42. Fuga / «Фуга»
Польская драма на вроде бы знакомую тему. Молодая мать теряет память и исчезает. Но спустя два года родыне находят женщину в другом городе под новым именем, выясняют её личность и пытаются вернуть её обратно в семью, которую она не помнит и не питает никакой привязанности. Казалось бы, завязка классическая, и нас ждёт история о возвращении героине воспоминаний с помощью любви, о том, что семью не обязательно помнить — главное, что она ценит тебя… Но фиг там! В отличие от привычных фильмов про потерявших память людей, «Фуга» (от «диссоциативная фуга») практически лишена какого-то положительного воодушевляющего посыла, и вместо этого пропитана отчаянием, подкожным страхом и ощущением себя не в своей тарелке и местами раскрывается как самый настоящий хоррор.
41. Under the Silver Lake / «Под Сильвер-Лэйк»
Фильм-трибьют самым безумным голливудским теориям заговора и самый видный представитель направления «упражнение в действительности» последних лет, «Под Сильвер-Лейк», пожалуй, мой наименее любимый фильм из всего топа. Но про него просто невозможно не говорить и не отмечать эту отчаянную, феерически красивую и местами до слёз уморительную попытку Дэвида Роберта Митчелла создать культовое кино на ровном месте, тупо жонглируя постмодернистскими отсылками ко всему на свете.
Достоинства картины перечислять можно долго. Тут и Гарфилд прекрасно отыгрывает молодого бездельника, и саундтрек с явным закосом под фильмы классического Голливуда, и картинка нарочито одновременно и современная и очень винтажная, и накал трэшака сносит голову, если попытаться хоть немного его охватить. Однако, во время просмотра все эти достижения воспринимаются по отдельности, не работают сообща, в итоге не покидает ощущение, что «Под Сильвер-Лейк» всего лишь гибрид «Малхолланд Драйва» и «Врождённого порока» на минималках. Но этого уже достаточно, чтобы рекомендовать посмотреть фильм каждому неравнодушному ко всякой дичи.
40. Mandy / «Мэнди»
Вряд ли я расскажу про «Мэнди» что-то новое и эксклюзивное — это один из самых известных фильмов во всём топе. Обожаю его ровно за то, за что и вы: густейшая атмосфера; простой как две палки, но заставляющая проникнуться событиями история; выдающийся в своём безумии Николас Кейдж; классно работающая стилизация под всякую классику хоррора и трэша от настоящего ценителя олдскула, режиссёра Паноса Косматоса… Хочется отдельно отметить прекрасный дроново-эмбиентный саундтрек от почившего Йоханна Йоханнссона. Его, конечно, так же все отмечают, но по мне так недостаточно делают на этом упор, ведь это одна из ярчайших композиторских работ года.
Mandy Love Theme и вовсе навсегда в сердечке.
39. The Endless / «Бесконечное»
Микробюджетнгый фильм The Endless оказался намного лучше, чем я ожидал! Это снятый всего за миллион долларов триллер про двух братьев, которые провели детство в секте, но позже покинули её. Спустя десять лет, когда собственно начинается фильм, таинственное дерьмо заставляет их вернуться в коммуну. Далее идут такие спойлеры, что я лучше помолчу — вас уже должно достаточно заинтриговать (сказал Дима и запостил фрагмент, раскрывающий одну из сюжетных линий).
Зато я могу рассказать про всякое, что я ценю в таком нишевом кино. Для своего мелкого бюджета The Endless снят очень и очень со знанием дела. Режиссёры Аарон Мурхэд и Джастин Бенсон симпатично выстраивают кадр, делают динамичные и немного метафоричные переходы между сценами, мутят стильные практические эффекты. Компьютерная графика, впрочем, очевидно бюджетная, но без неё трудно было обойтись. Зато актёры неизвестные, но играют достойно. Сценарий тоже хорош: без растянутых сцен, с реалистичными диалогами, и всё в нём расписано грамотно за исключением может быть пары влоб проговариваемых очевидных мыслей. Но это не портит впечатление. А ещё The Endless действительно жуткий благодаря атмосфере неизвестности, давящей на рассудок. Так что фильм не зря отсылается к Лавкрафту в эпиграфе и по ходу сюжета.
38. Gräns / «На границе миров»
Продолжаем топ дичи. «На границе миров», несмотря на свою структурную простоту, умудрился выиграть в каннской программе «Особый взгляд» и заслужить репутацию одного из самых странных фильмов года. Всё дело в дюже реалистично загримированных, одновременно располагающих к себе и отталкивающих, главных героях. Она — работающая пограничница, использующая свой сверхчуткий нюх для задержания контрабандистов на шведской границе. Он — кочующий из города в тролль раздолбай, не особо считающийся с законом, но обладающий большим жизненным опытом. И они оба — скандинавские тролли. Внезапная встреча на пограничном пункте меняет жизнь главной героини, которая впервые начинает догадываться, кто она, и думать, что ей не место среди людей. Однако, вновь обретённому соратнику не стоит доверять, ведь он может преследовать собственные цели. Такая вот сказка о парочке изгоев. Вроде и про троллей, но в то же время относящаяся к ним как людям.
37. Manbiki kazoku / «Магазинные воришки»
Далее про победителя на этот раз основной программы Канн 18-го года. Хирокадзу Корээда — плодовитый японец, стабильно снимающий последнее время по фильму в год. Я смотрел с пяток его работ, и более всего мне по душе детектив «Третье убийство», как наиболее непохожий на его прочие фильмы. «Магазинные воришки» же — чистокровная корээдовская драма с сильным социальным посылом, которая мало чем может удивить знатоков его творчества.
Другое дело, что Корээда — настоящий мастер и всё в фильме делает как надо. Персонажи — отличные, химия между ними — моё почтение. Он хорошо поставлен и с визуальной точки зрения: где нужно показать красиво — показано красиво, где нужна мрачная разруха — она есть. Не лишена картина и выдающихся моментов, в частности, я был в восторге от символичной сцены в… короче, борделе, где мужчины подглядывают за девушками (может быть вы даже читали статейку Врена на эту тему). В принципе, это стандартно хороший фильм Корээды. Он и правда заслуженно считается главным режиссёром Японии на данный момент. Его работы просто нужно смотреть.
Но уже упомянутое «Третье убийство» из моего топа 2017 года было намного лучше. Если вы любите нетривиальные детективы, то обязательно попробуйте.
36. Laissez bronzed les cadavres / «Пусть трупы загорают»
Безбашенный криминальный боевик с совершенно дикой кислотной цветовой гаммой и клиповым монтажом, от которого срывает крышу, от странной парочки экспериментаторов Элен Катте и Бруно Форцани. Кучка грабителей обчищает машину инкассаторов и скрывается от полиции в развалинах некоего замка. Гора золота практически сразу становится яблоком раздора и конфликт в фильме переходит в активную фазу минуя стадии предпосылок и созревания… И тут я понимаю, что зря тут зря про историю рассказываю, ведь без визуальной части это всё вообще не имеет смысла. Фильм просто надо видеть. «Пусть трупы загорают» — это самый настоящий монтажный аттракцион, Роберт Родригес под спидами и пример того, как форма может не просто доминировать над содержанием, она может сама содержанием стать.
35. Luz / «Луц»
В этом топе, как вы поняли, будет много всякой дичи, так что я продолжу малоизвестным фильмом «Луц» немца-дебютанта Тильмана Сингера. Хотя это очевидно просто растянутая до полного метра короткометражка, за какие-то 70 минут она предлагает достаточно увлекательного контента. В ней поместились закрученная криминальная история со сценами экспериментальной психотерапии, мистикой с потусторонними силами, а в главной роли замечена девочка-таксистка, подозрительно похожая на Вайнону Райдериз «Ночи на Земле» Джармуша. Всё это в эстетике грайндхауса и Кроненберга времён «Видеодрома».
Фильм вроде в прокате у нас скоро выходит под названием «Медиум», обязательно сходите и поглядите, если влом будет смотреть дома без русских субтитров (я не нашёл их).
34. Spider-man: Into the Spider-verse / «Человек-Паук: Через вселенные»
Окей, если «Мэнди» был один из самых известных фильмов топа, то «Через вселенную» уж точно самый известный! Я редко такое говорю, но вот он пример потрясающего использования комиксового франчайза. Мультфильм от талантливых авторов «Лего Фильма» и дилогии «Джамп Стрит» — самое настоящее визуальное торжество анимированного комикса, трибьют и реализация всех возможных стилей анимации в одном произведении.
*snob mode ON* Но сценарий посредственный, конечно, вторая половина фильма ну очень унылая. Благо мультфильм в основном про картинку и этим он вытягивает…
*supersnob mode ON* Хотя и визуал в финальной битве совсем какой-то кашеобразный, словно фантазии у аниматоров не хватило на весь фильм! *supersnob mode OFF*
Идём дальше.
33. Blindspotting / «Слепые пятна»
Фильм про расизм, который в 2018 году был лучше и «Зелёной книги», и «Чёрного клановца», но прошёл совершенно незаметно. А жаль! «Слепые пятна» клипмейкера Карлоса Лопеса Эстрады — уморительная комедия, навевающая ассоциации с сериалом «Атланта». Фильм такой же тонкий и юморной, так же убедительно говорит о проблемах через бытовые истории рядовых ребят с района, при этом Эстрада ни разу не скатывается в до пошлости Спайк Ли-стайл: всё у него получается предельно реалистично и без выставления зрителя дебилом.
Это история о чёрном чуваке, который отсидел и теперь хочет жить цивильно «как белый», а также его белом друге-семьянине, который живёт в чёрном районе и хочет стать крутым «как чёрный». Они просто пытаются пережить несколько дней до конца исправительных работ, но это у них нормально сделать не получается, они встревают в ряд нелепых конфликтов, вызванных как творящимся на районе трэшаком, так и неудачными решениями главгероев.
32. Eighth Grade / «Восьмой класс»
Помнится, как любитель стендапов (или музыкальных перформансов — тут как посмотреть) Бо Бёрнема, я с интересом ждал его кинодебют. Внезапно он сделал фильм с одним из самых реалистично показанных современных миров школьничков, постоянно торчащих в телефонах! «Восьмой класс» получился стильной, с чудесной (на самом деле очень бесящей, прям как школота IRL) главной героиней, с крутым саундтреком, и вообще весьма креативно и остроумно сделанной комедией. Вообще я не припомню, когда послдений раз использовал слово «креативный» по отношению к легким фильмам про подростков. Плюс, стоит отдать должное Бёрнему, что он уделил особое внимание отображению соцсетей и девайсов в фильме: всё выглядит достоверно и не вызывает кринжа. Казалось бы, это такая простая штука, ведь все пользуются телефонами и компьютерами — что трудного скопировать, но как правило накидать стандартных тропов в фильм для киноделов поважнее, чем показать реалистичный и убедительный мир.
31. Da xiang si di er zuo / «Слон сидит спокойно»
Первый и последний фильм китайского дарования Ху Бо, который покончил с собой, едва успев завершить съёмки. Я бы мог сколько угодно отрицать влияние этого факта в восприятии фильма, но он слишком уж грузящий и способный вогнать в хандру любого. Редко такое встретишь, если честно, и для меня это прям достижение! Видимо, это случилось с автором, который постепенно всё глубже и глубже осознавал бессмысленность существования. Четырёхчасовой «Слон сидит спокойно» перемешивает в себе несколько человеческих историй, и все они одинаково брутальны и депрессивны.
Ладно, хватит про этот фильм, он, конечно, блестяще сделан (особенно для дебюта), но мы не одобряем суицид, на всякий случай.
30. Sorry to Bother You / «Простите за беспокойство»
Вернёмся к марафону дичи (кому-то весь мой топ может показаться диким, но я предпочитаю выделять особо ярких представителей). Нашумевший дебют фильм рэпера Бутса Райли «Простите за беспокойство» — ну очень двинутое в хорошем смысле кинцо! Живущий в дядином гараже протагонист Кассиус Грин (Лакит Стенфилд из сериала «Атланта») устраивается телемаркетологом в крупную фирму, но контора не так проста, как кажется. Для получения повышения он осваивает т.н. белый голос, то есть скилл говорить с интонацией и тембром успешного и уверенного в себе белого гетеросексуального спермобака. В этих сценах персонажа озвучивает Дэвид Кросс, и это смотрится кринджово и очень смешно. Как водится, освоив полезный навык, Кассиус продвигается в верхушку менеджмента, и его посвящают в тёмные тайны компании.
«Простите за беспокойство» развлекает кучей внезапных поворотов, в том числе совсем уж диких и абсурдных, в стиле фильмов Мишеля Гондри (про которого в фильме даже есть классная шутка). И, как и водится в фильмах от чернокожих дебютантов, он затрагивает разные социальные проблемы. В нём есть немного про расовую дискриминацию в Штатах, немного про классовую борьбу, но главным образом фильм о том, как далеко человек может зайти в погоне за успехом. И остаться при этом человеком, разумеется.
29. Transit / «Транзит»
Кто о чём, а немцы — о войне. Кристиан Петцольд в который раз деконструирует Вторую мировую, в этот раз устроив её в декорациях современной Франции, в которую вступают современные же немецкие войска. Молодой человек пытается покинуть Европу на корабле из Марселя, для чего выдаёт себя за покончившего с собой писателя. Быстро это ему сделать не удаётся, чему виной становится то упрямая бюрократия, то семья писателя, то внезапно появившаяся роковая женщина. Георг постепенно теряет всякую надежду избавиться от оков и покинуть страну. Очевидная метафора современной Европы, где ныне идёт другая «война», от которой так просто не сбежать, очевидна.
Но метафоричный «Транзит» хорош не только этим: он увлекает с самых первых сцен особой манерой повествования. В фильме постоянно словно бы активны два слоя правды. История за кадром комментируется от лица рандомного бармена в местном кафе. А довольно шокирующая концовка не понятно, является ли настоящей концовкой, либо просто личные соображения ненадёжного рассказчика бармена. При всей вычурности, следить за ходом картины безумно увлекательно, чему способствуют и два главных молодых дарования современного европейского кино на главных ролях. Франц «немецкий Хоакин Феникс» Роговский и Паула Бир превратили «Транзит» из холодной околофантастической притчи в проникновенную нуарную околомелодраму.
Часть II. ПРЕВОСХОДНЫЕ ФИЛЬМЫ
28. Dogman / «Догмэн»
Начинает вторую главу довольно суровая картина! Очень люблюМаттео Гарроне, и по мне «Догмэн» — его лучшая на данный момент работа. Это довольно компактная криминальная драма про классического маленького человека Пушкина или Чехова. Человека, который является, по сути, никем, но стремящемся стать всеми сразу. Главгерой Марчелло, сыгранный Марчелло Фонте (совсем как Марчелло в «Сладкой жизни», сыгранный Марчелло Мастроянни, — я к этому ещё вернусь), мирный горожанин, который ухаживает за собаками и пытается поддерживать дружбу (читай: быть шестёркой) с местным здоровяком-бандитом Симоне. Это желание усидеть сразу на двух стульях играет с Марчелло злую шутку. Соседи мягко говоря не довольны его другом, а сам Симоне с каждым днём лишь жёстче эксплуатирует его преданность.
Я не зря упомянул «Сладкую жизнь». Когда я недавно пересматривал «Догмэна», то заметил это небольшое совпадение между этими фильмами. Вернее сказать, контрсовпадение. Эти фильмы — словно противоположности друг друга: критика гламура у Феллинипротив критики стремящихся к гламуру трущоб у Гарроне. И получается, что Гарроне, ранее скорее называемый новым Пазолини или Бертолуччи, теперь ещё и своеобразный новый Феллини курильщика! А если учесть концовку фильма, то и немного даже Антониони. Короче, это интереснейший режиссёр, за которым точно стоит следить.
27. Ruben Brandt, Collector / «Рубен Брандт, коллекционер»
Венгерский авторский мультфильм с рейтингом R «Рубен Брандт, коллекционер» (у нас в прокате названный совсем пошло «Ограбление по Фрейду»), прошёл совсем незаметно. А зря, ведь это настоящее сокровище для каждого любителя изобразительного искусства! Весь фильм — полная отсылок ода живописи от совершенно помешанного на ней человека. Каждый персонаж, все детали разнообразных интерьеров, всё преисполнено безумного желания автора собрать всё, что он ценит, в одном фильме. Даже сам сюжет намекает на любовь режиссёра и аниматора Милорада Крстича к искусству. Главгерой, психотерапвт Рубен Брандт, лечит пациентов при помощи арт-терапии. Но когда его самого начинают мучить кошмары, где его пытаются убить картины, он пытается воспользоваться своим же терапевтическим методом «чтобы побороть свой страх, нужно им обладать». И просто начинает красть из музеев оригиналы картин, что ему снились: «Рождение Венеры» Ботичелли, «Полуночники» Хоппера, «Два Элвиса» Уорхола и прочее классическое.
«Рубен Брандт» нарисован в завораживающей суперстильной смеси из персонажей с картин Пикассо, наложенных на реалистично прорисованных задников и цифровых спецэффектов. Вы такого не видели! Помимо эстетического оргазма, мультфильм предлагает динамичную историю с классными персонажами и отличным юмором. И четыре обалденных стёбных и полных отсылок экшн-сцены. Единственное, меня слегка смутила слишком резко обрывающаяся концовка, но хороших впечатлений фильм и без неё наваливает предостаточно.
26. Kona fer í stríð / «Женщина на войне»
Эта хипстерская (сделано в Исландии — хипстота неизбежна) драма про преподавательницу хора Халлу, которая нашла себе два дополнительных радикально несвязанных предназначения. Она пытается приютить девочку из Донбасса и победить местный «ставящий под угрозу экологию всей Исландии» алюминиевый завод, устраивая на него диверсионные атаки. Раз за разом Халле становится всё труднее сохранять инкогнито, так как полиция начинает за ней охотиться с помощью — о господи — всемогущих дронов!
Такую нарочито пафосную и преисполненную самоотверженности арку главной героини разбавляет общий тон фильма. Он ну слишком ироничный и наполненный очаровательным скандинавским юмором, чтобы всерьёз переживать за жизнь Халлы. С другой стороны, и поверить в то, что она способна победить в экологической войне, трудновато. Это колебание между серьёзным контентом и лёгкомысленностью формы можно счесть за неуверенность режиссёра, что вероятно имеет место. Но развитию сюжета такой диссонанс не мешает, даже наоборот, позволяет наиболее деликатным образом донести пару весьма интересных мыслей.
25. Di qiu zui how de ye wan / «Долгий день уходит в ночь»
У этого фильма очень интересная судьба. Молодой китайский режиссёр Би Гань снял 3D-мелодраму «Долгий день уходит в ночь», которая прошлась по западным фестивалям, но не стала особо известной в самом Китае. Для пробуждения зрительского интереса местный прокатчик назначил премьеру на 31 декабря, за два часа до Нового года, так, чтобы фильм закончился под бой курантов. Сопроводив афиши слоганами, что это, мол, идеальный выбор для влюблённых парочек, которые хотят встретить новый год, целуясь в объятьях друг друга.
Результат:
- Безумные 41 миллион долларов сборов за одну ночь.
- Средняя оценка 2.8/10 на китайском IMDB от разъярённых зрителей, которых обманом заставили смотреть медлительный выпендрёжный артхаус.
- Китайский твиттер захватил верхпопулярный хэштег “can’t understand Long Day’s Journey Into Night”.
В общем, поцелуй главных героев ровно в 12 ночи, мягко говоря, не зашёл, и рождения новой «Иронии судьбы» не произошло.
Эта история должна и вас сподвигнуть к просмотру. А если нет, то считайте себя умнее среднего китайца, купившегося на промо-кампанию красивого и технично снятого (последние 60 минут — один сложнейшей хореографии длинный кадр), но совершенно недружелюбого к массовому зрителю авторского фильма.
24. Suspiria / «Суспирия»
Секрет идеального ремейка классического фильма:
- Берёте кино, которое вроде бы культовое, но которое кроме задроченных фанатов джалло в XXI веке никому не сдалось.
- Доверяете работу над ним автору Луке Гуаданьино, который никогда не имел дел с подобным материалом, вообще клал на оригинальный фильм, и хочет сделать из оригинала что-то своё.
- Режиссёр в сценарии исправляет все очевидные проблемы оригинала: совершенно идиотский сюжет становится сложносочинённой притчей с остроумными метафорами; танцы из просто элемента сеттинга превращаются в действительно инструмент наведения ужаса; Берлинская стена из такого же элемента сеттинга обретает свою сюжетную арку, дающую фильму новое измерение.
- При этом сохраняются основные преимущества фильма: фирменная цветовая схема оригинальной картины вплетена в новую и когда надо включается на всю яркость, брутальность хоррор-сцен остаётся на прежнем уровне.
- Зовёте Тома Йорка написать один из лучших саундтреков последних лет, уступающий только работам его коллеги по группе Джонни Гринвуду.
- Призываете Тильду Суинтон, которая сыграет в вашем фильме трёх основных персонажей (и это только из подтверждённых, а так кто знает, на что способна эта безумная женщина).
Получается «Суспирия», один из лучших ремейков в истории кино. Надеюсь, «Лицо со шрамом» Гуаданьино переделает в таком же ключе.
23. The Ballad of Buster Scruggs / «Баллада Бастера Скраггса»
Последний на данный момент фильм братьев Коэнов, который изначально планировался быть сериалом для Netflix, но в итоге был ужат до фильма-антологии. Названный в честь первого фрагмента, сборник новелл «Баллада Бакстера Скраггса» раскрывает знакомый всем дикий запад с необычных сторон: абсурдных, смешных, очень смешных, по-человечески грустных и житейско-философских. В общем, всех тех, что Коэны любят показывать в своих фильмах.
Несмотря на то, что мне понравились не все «баллады» (я не третьей второй и шестой), это определённо самый удачный фильм братьев со времён блестящего «Серьёзного человека». В «Бастере Скраггса» просто-напросто есть что-то для каждого, и он позволяет почувствовать себя грабителем банков, чья шея попадает в петлю дважды за сутки. 8.2/10.
22. «Человек, который удивил всех»
Я до сих пор не могу поверить, что мы отправили на Оскар отвратительный «Собибор», а не это!
«Человек, который удивил всех» — единственная попавшая в мой топ картина российского производства, которую при этом вполне можно назвать одной из лучших в десятилетии (в соответсвующем посте она тоже была!). По большому счёту, это очередная реалистично снятая суровая российская драма. Но есть нюансы! Егерь Егор узнает, что у него рак в терминальной стадии, и решает обмануть смерть так, как это сделал селезень из сибирской сказки — переодеться в женщину и научиться вести себя как женщина, чтобы мрачный жнец его не узнал и прошёл мимо. Но такой ход гусём в сибирской деревне незаметно не проходит — Егор моментально становится изгоем и жертвой харрасмента со стороны некогда друзей и добрых соседей. На вид это такой пытающий влиться в современную ЛГБТ-моду фильм, но на деле — это всё тоже трюки с переодеванием. «Человек, который удивил всех» просто о том, на что готов пойти человек и какие сложности претерпеть, чтобы банально выжить. И о том, как можно разочароваться в окружающих и начать сомневаться в том, стоило ли выживать в этом мире вообще.
Русский фильм, который удивил всех. Ну или не всех, но меня точно.
21. Shirkers / «Прогульщики»
В каждом топе я нахожу слот под одну документалку. Обычно я их смотрю совсем мало и вообще разделяю игровое и неигровое кино как разные медиа. Но под наиболее художественно интересные доки, которые максимально разделяют границы документального и игрового кино, место всегда найдётся. Вот тут как раз такой случай.
«Прогульщики» — удивительный док про одноимённый фильм, который был снят в начале 90-х группой сингапурских детишек-киноманов под руководством режиссёра из Голливуда. После долгих съёмок, надежды молодых киноделов были разрушены, когда режиссёр просто исчез, прихватив с собой весь отснятый материал. И вот спустя два десятка лет сценаристка, исполнительница главной роли и главный идейный вдохновитель «Прогульщиков» Сэнди Тан решила прорефлексировать главную трагедию детства и рассказать миру, что стало с её первым творческим достижением.
Документалка, помимо прекрасной и заражающей креативным взглядом на кинематограф истории, примечательна тем, что вся была выполнена в стилистике оригинального фильма. Она полностью передаёт ту атмосферу фильмов 80-х и 90-х, на которые ориентировалась тогда ещё совсем юная Сэнди. Сингапурский кинематограф так и не стал чем-то значительным, но ряд интересных историй, несомненно, породил.
20. First Reformed / «Первая реформаторская церковь»
Один из самых высоко оценённых критиками фильмов года, уступивший только «Роме» и «Пылающему». И тут даже как-то спорить трудно! Эта вдохновенная артхаусная драма Пола Шредера, известного всем сценариями к «Таксисту» и «Бешеному быку», рассказывает о священнике-алкоголике, который теряет веру в мир и встаёт на путь анархизма. Она безумно мощная, красиво снятая и — самое главное — блестяще сыгранная.
Я бы даже сказал, что роль преподобного Толлера — одна из лучших работ Итана Хоука, у которого лучших ролей с десяток наберётся, каждый может выбрать свою. Он сыграл в своём фирменном стиле, спокойном, но с колоссальной внутренней силой, и сумел буквально сковать себя со своим персонажем, словно он и есть страдающий от вороха проблем и болезней пастырь и испытывает сомнения в церкви и собственной вере. Классический герой Карла Теодора Дрейера получился, прям загляденье.
19. Teret / «Груз»
Суровая сербская драма о событиях, произошедших в 99-м году во время вторжения войск НАТО в Югославию. Водитель грузовика Влада берётся за работу доставить груз неизвестного (до поры до времени, разумеется) содержания из Косово в Белград, однако прямой путь оказывается перекрыт и ему приходится ехать в объезд.
Я был весьма впечатлён манерой подачи истории и атмосферы в фильме. «Груз» стартует как триллер в стиле какой-нибудь «Платы за страх» Клузо, но в один момент он смещает акцент, и вот фильм про дальнобойщика уже превращается в исследование войны глазами никак не связанных с ней людей. «Игрушечной войны», — говорит Влада, чей отец пережил Вторую Мировую. Концентрируясь на личности и небольшой одиссеи протагониста, камера периодически отпускает грузовик из кадра и отвлекается на мини-сценках из жизни местных жителей. В основном, что характерно, подростков.
Кое-что интересное о фильме я узнал уже после просмотра. Режиссёр Огнен Главонич двумя годами ранее снял по тем же событиям документальную картину «Второе дно». До чего же его самого впечатлила история, что он решил на этом не останавливаться и после этого заделал ещё и игровое кино! К сожалению, я не нашёл, где можно посмотреть документалку онлайн, потому более широкого взгляда на события не имею. Но факт подобной проработки материала автором слегка превозносит значимость фильма и волей-неволей заставляет доверять всем событиям, показанным в «Грузе».
18. Isle of Dogs / «Остров собак»
Уэс Андерсонпсиханул и бахнул идеологический сиквел своего выдающегося «Мистера Фокса», но не про лис, а про их главных врагов, пёселей. Десять лет не прошли даром: качество анимации возросло на порядки, она стала намного более плавной, а фигурки детальнее. Если недорогая кукольная анимация часто выглядит не очень привлекательно, то «Остров собак» бесконечно плавен и приятен глазу, почти как 3D-фильм. При этом модели и задники преисполнены шарма, присущего куклам ручной работы.
Не так впечатляет мультфильм, увы, в плане сценария, который простоват и с кучей совсем уж стандартных для Андерсона сюжетных тропоп. Фильм ну очень увлекательно начинается, но практически не удивляет во второй половине и всю дорогу переполнен деталями и лишней информацией, которую зачем-то разжёвывают несколько раз. Второстепенной сюжетной арке про Японию уделено, на мой взгляд, слишком много времени. При этом, всё происходящее на собственно острове собак — идеально. Псы и главный герой, мальчюган Атари — душа этого фильма. Хорошо было бы больше про них и меньше не про них.
Но как вы понимаете, визуальная составляющая и ряд ну прям гениальных сцен (вроде выложенного фрагмента про суши или поездка собак по мусороперерабатывающему заводу) возносят картину на практически недосягаемый для большинства современных полнометражных мультфильмов уровень.
17. Lean on Pete / «Положитесь на Пита»
«Положитесь на Пита» снят довольно известным режиссёром Эндрю Хэйем, и потому мне особо удивительно, что фильм настолько малоизвестен даже рядом с другими его работами. Несколько лет назад он нашумел гей-драмой «Уикенд», потом целую сериальную гей-драму «В поиске» и его полнометражное продолжение. В 2015 он резко сменил курс и выпустил тяжёлую картину про престарелую пару «45 лет», а последний его фильм вообще не об этом всём, а о взаимоотношениях мальчика и его скаковой лошади по кличке Положитесь на Пита. Фильм представляет из себя одновременно лайтовый нео-вестерн и историю взросления, имеет несколько классных поворотов и прям сочится качественной драмой и атмосферой. В главной роли — молодой, но перспективный Чарли Пламмер, который прям невероятно хорош, я бы легко его на «Оскар» выдвинул. Ему удалось очень убедительно показать одинокого молодого человека, который в отчаянии находит себе друга в лице верной лошадки. Даже когда его персонаж совершает откровенно глупые ошибки, ему веришь полностью. Возможно дело в его молодости, я не знаю, но у него получился самый убедительный 15-летний подросток за долгое время.
16. Zimna wojna / «Холодная война»
Изумительная ретро-мелодрама Павла Павликовского в декорациях поствоенной Европы с просто таки ааааа какой роскошной парой актёров (Иоанна Кулиг и Томаш Кот) на главных ролях. Играют они польских певицу и композитора, которых раскидали по миру творческий путь и желание добиться большего, чем просто работа в народном хоре в социалистической Польше. Каждые несколько лет они умудряются встретиться друг с другом при разных обстоятельства и закрутить новый роман, но каждый раз судьба и собственные интересы вновь разлучают их. Эта необычная динамика отношений главгероев — главное, что держит внимание.
Однако и в художественно-техническом плане фильм — настоящий эталон современного авторского кино. При этом, в отличие от столь же прекрасной, но более сдержанной «Иды» того же Павликовского — фильм с необычной для жанра конструкцией, насквозь музыкальный, с чувственно поставленными сценами. Но зато, как и «Ида», технично и красиво снятый в формате 4:3 и в ч/б. Если вам интересны оригинальные истории любви, то пропускать этот фильм точно не стоит.
15. Lazzaro felice / «Счастливый Лазарь»
Если бы мне пришлось раздавать призы во всяких дебильных номинациях (предлагайте варианты в комментариях, кстати), то приз СВЯТАЯ ПРОСТОТА ГОДА достался бы Лазарю из фильма «Счастливый Лазарь». Живущий в маленькой итальянской деревне парниша с радостью выполняет любую работу, водит дружбу с хулиганистым хозяином-маркизом и ввиду своей невинности совершенно не замечает как окружающие эксплуатируют его во все дыры. Но в один момент, когда жизнь поселения переворачивается с ног на голову, приболевший Лазарь погибает. Чтобы вновь переродиться через много лет всё таким же молодым и простодушным, найти своих старых друзей и попытаться стать для них полезным уже в новых условиях.
Это безумно очаровательный, но невыносимо наивный и неразумный святой персонаж очень напоминает Мышкина из «Идиота». Но одна из самых талантливых итальянских режиссёров Аличе Рорвахер обладает оригинальным видением этой знакомой фабулы. В первой половине она поместила её в пасторальную Италию, на залитых солнцем ландшафтах которой как нигде очерчены мрачные тени коррупции, а во втором акте не забыв ввертеть актуальную социалочку на фоне грязных городских пейзажей. Получилось словно два фильма в одном, которые работают на контрасте друг с другом. А Лазарь при этом контрастирует с ними обоими.
14. The Sisters Brothers / «Братья Систерс»
Перед вами вновь представитель набившего всем оскомину жанра модернового (а точнее, постмодернового) вестерна, но, как и у Коэнов, у Жака Одиара вышла оригинальная, даже штучной выделки работа. И очень сильная. Не то, чтобы это внезапно, но у меня сомнения были: Одиара я не особо знаю, так как до сих пор только его «Пророка» смотрел, и он был фильмом весьма средненьким. Тут же фрацуз показал, как умеет работать с нетипичными для французского кино жанрами.
Роскошные актёры, диссонансный и намеренно как бы не до конца вписывающийся в антураж саундтрек, атмосферные съёмки (кстати, практически без так любимых мной длинных кадров, очень динамичные!), реалистично показанные перестрелки… В «Братьях Систерс» мне нравится буквально всё! А сама история — ну это, гайс, что-то совсем не ложащееся в стандартные рамки вестернов. И не только потому, что «Братья Систерс» довольно юморные — сейчас что ни вестерн, то комедия. Они ещё очень лирично пробегают копытами по всем привычным штампам. Каждый герой здесь — страдающая жертва дикозападного времени, идущая по-своему пути избавления. И эти пути пересекаются довольно необычным, даже антивестерным, образом. Из-за этого фильм смотрится ну очень свежо и оригинально.
13. Napszállta / «Закат»
Двух-с-половиной-часовой исторический эпик «Закат», который снят практически в том же стиле, что и оскароносный фильм венгра «Сын Саула». Камера весь фильм двигается за главной героиней, сыгранной прелестной Юли Якаб (a.k.a. венгерская Эмма Уотсон), пока её решительная, несмотря на инородность, героиня Ирис бродит по Будапешту и раскрывает тайны своей загадочной семьи. Следить за этим интересно не только глазами, но и мозгом. Фильм насквозь пронизан интригой и постоянно вызывает вопросы, типа «какого чёрта тут происходит?» и «зачем они это делают?». Это заставляет сидеть почти все два с лишним часа неподвижно и заворожённо — фильм очень хорош и как детектив, и как большая метафора приближающегося конца эпохи и Первой мировой войны.
В плане оказываемого эффекта и обращения с историческими сеттингами я бы сравнил Немеша с Алексеем Германом. Он одновременно очень бережно передаёт атмосферу и довольно вольно распоряжается ей. Этому способствуют и видеоряд со звуком, которые одновременно аутентичны и технологичны. «Закат», пожалуй, один из самых аудиовизуально гармоничных фильмов года. Чувствуется, что каждая сцена, каждая роль, каждое движение камеры в нём важны и связаны со всем остальным. Атмосфера пыльного Будапешта 1913 года изумительна. Вокруг постоянно что-то происходит, всякие мелкие звуки, фоновые разговоры, в кадре постоянно мельтешит толпа — работа проделана нечеловеческая.
Часть III. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
12. Îmi este indiferent daca în istorie vom intra ca barbari / «Мне плевать, если вы войдём в историю как варвары»
Один из самых самобытных и талантливых режиссёров румыноского кино, Раду Жуде, уже несколько лет берётся за историческую тематику и вскрывает всё новые язвы из прошлого родной страны. Фильм «Браво» был посвящён румынским князям XIX века, в попавших в мой топ 2017-го года «Истерзанных сердцах» экранизированы произведения скончавшегося в 30-е годы от туберкулёза поэта, а следующий его фильм будет про всё ещё свежий в памяти коммунистический режим Чаушеску. При этом Жуде не перестаёт расти в своём мастерстве, придавая каждому фильму свой неповторимый облик. И картина с говорящим названием-цитатой «Мне плевать, если вы войдём в историю как варвары» — его топовая на данный момент работа, ставящая его в ряд лучших режиссёров Европы.
Фильм посвящён событиям Второй мировой войны, когда румыны под руководством маршала Антонеску (цитата в названии — его слова) вступили в ряды нацистской армии и напали на Одессу, устроив там геноцид евреев. Мы наблюдаем процесс подготовки шоу-реконструкции этих событий, которое планируют провести на площади в центре современного Бухареста. Главная героиня — режиссёр свободных взглядов Марианна хочет напомнить своим согражданам о преступлениях их дедов. Но местный цензор и некоторые нанятые актёры (среди которых оказываются даже евреи, которые не хотят играть вместе с цыганами) всячески саботируют процесс, прямо или косвенно стремясь выгородить маршалла-мясника. И вот уже вопрос об общей ответственности за злодеяния прошлого перестаёт иметь такой уж очевидный ответ. Нужно ли это представление собственно людям?
В конце зрителям будет дан на это ответ, когда им вместе с румынами на площади выдастся насладиться готовившимся спектаклем и лично понаблюдать реакцию простого народа на сцену сжигания евреев в деревянном сарае «Иди и смотри»-стайл. Реакция эта, если честно, шокирует больше, чем сама расправа. И можно подумать, то это весьма и весьма подлый приём — так влоб показывать зрителю, по сути, его же лицо в подобной гипотетической ситуации. Но, как мне кажется, в таких вопросах либо применять максимальную фантазию по выворачиванию наизнанку действительных настроений общества, либо просто помалкивать.
11. La Casa Lobo / «Дом волка»
Продолжаем тему нацизма. Об этом фильме, как мне кажется, можно либо рассказать совсем немного, либо лучше молчать и дать потенциальному зрителю самому погрузиться в творящееся на экране. «Дом волка» — это самый нетривиально сделанный мультфильм, из тех, что я в принципе видел. По многим параметрам: от нарративного метода до вызывающего жуткий дискомфорт гибрида пластилиновой, кукольной и рисованной анимации. Если бы я пытался с кратко его описать, то это сказка «Три поросёнка», но снятая как смесь из сцены в избе из «Падал прошлогодний снег» с жутким мульфильмом «Потец». Кого-то это предупредит, но кого-то может и заинтригует!
В двух словах, «Дом волка» — безумно метафоричный рассказ-рефлексия на тему холокоста и диктаторских режимов послевоенного мира, отсылающий, в частности, к знаменитой чилийской колонии Дигнидад. Её основали бежавшие из нацистской Германии немцы, и там творился сущий кошмар. Именно для передачи этой гнетущей атмосферы и был, судя по всему, выбран такой стиль анимации. Мультфильм короткий, всего 70 минут, но одного просмотра вам будет явно мало, чтобы выловить все идеи и заметить все аллегории, заложенные в этой блестящей по задумке и реализации картине.
К слову, у фильма есть хороший перевод и озвучка на русском, можете посмотреть по ссылке. А так его довольно трудно достать. А ещё я узнал, что мультфильм изначально показывался в музеях в виде постоянно покадрово меняющейся экспозиции — такую жуть в реале увидеть, наверное, совсем крышей поедешь.
10. Thunder Road / «Дорога грома»
Кстати о крышах. Выросший из одноимённой короткометражки фильм Джима Каммингса «Дорога грома» — это очень компактное и аккуратное character study о полицейском из небольшого техасского городка, который медленно начинает сходить с катушек после смерти матери. Сначала его психозы приводят к уходу от него жены с ребёнком, а затем к увольнению с любимой работы. Вообще весь фильм смотрится как набор связанных общим сюжетом короткометражек, он словно распилен на главы, в каждой из которых зритель погружается всё глубже в жизнь и мозг теряющего самообладание Джима. Оригинальная короткометражка, к слову, в полном метре превратилась в самую сцену похорон, которая умудрилась меня одновременно рассмешить, довести до слёз, нагнать непередаваемого кринжа и впечатлить техническим исполнением.
«Дорога грома» — самый бюджетный игровой фильм в этом топе (он был снят всего за 300 тысяч долларов) и беспрецедентный пример того, как, распоряжаясь финансами с умом и выполняя значительную часть работы самостоятельно, молодой режиссёр может создать по-настоящему выдающуюся киноработу.
09. You Were Never Really Here / «Тебя никогда здесь не было»
«Тебя никогда здесь не было» — нуарный триллер, который критики обзывали то «Таксистом» XXI века, то «Драйвом» 2018-го года. Лично я бы лично сравнивал фильм с «Гневом» Тони Скотта, да и то сходства затрагивают лишь сюжетную фабулу. Во всём прочем «Тебя никогда здесь не было» — оригинальнейшая картина, изобретательно снятая и предлагающая под уникальным углом взглянуть на классическую историю наёмника, вызволяющего девочку из плена политиков-педофилов. Потому я настаиваю при просмотре откинуть все эти бессмысленные эпитеты, произнести про себя Epstein didn’t kill himself и просто погрузиться в завораживающее действо.
Погружение достигается сразу несколькими эффектными и эффективными методами. Во-первых, в «Тебя никогда здесь не было» атмосферная операторская техника и общий визуальный стиль. Камера старается не выпускать из кадра Джо, показывая все события через призму его мироощущения. Именно поэтому здесь такое безумное количество крупных планов и откровенно абсурдных и даже авангардно поставленных сцен (с камерами видеонаблюдения и перестрелка с наёмниками) — Джо нестабилен эмоционально, и фильм заражает этой нестабильностью зрителя.
Во-вторых, само мироощущение главгероя пропущено через флэшбеки. Каждый из них врубается совершенно внезапно и длится не более пары секунд, но они складываются в яркую и картину прошлого героя. Довершает всё третий слон — саундтрек от гитариста Radiohead Джонни Гринвуда. Не случайно первый и последний треки называются «Tree Synthesizers» и «Tree Strings» — Гринвуд помещает слушателя в ветвистую вакханалию из синтов и скрипичных запилов, которые сочетаются на первый слух очень неохотно, но всё ту же картину хаоса подчёркивают идеально. И всё это многообразие звуковых и визуальных контрастов, доведённых до диссонанса, служит одному — раскрытию внутреннего мира наёмника Джо и его ощущения себя в мире внешнем.
08. Nuestro tiempo / «Наше время»
Куколд-драма «Наше время» от главного артхаусного мексиканца Карлоса Рейгадаса — фильм для очень больших любителей так называемого «медленного кино». Но фильм блестящий. Центральный герой фильма в исполнении самого режиссёра, поэт Хуан, живёт со своей семьёй на ранчо, где содержит быков и лошадей. Внезавно он узнаёт, что его жена Эстер (которую в свою очередь играет жена режиссёра) изменяет ему с его другом-гринго, на что реагирует странным образом. Он, словно герой классического романа, пишет приятелю письмо, в котором даёт ему разрешение спать с женой, когда им вздумается. Эстер, поначалу принявшая такую щедрость, по ходу дела начинает подозревать, что становится просто пешкой в извращенских экспериментах мужа. Сам же Хуан не настолько честен с ней, и не чуждая ему ревность то и дело проявляется в его токсичном поведении.
Все эти семейные распри наводят в первую очередь на мысли о значении интеллигенции в современности. Столкнувшись с несоответствием реальности с собственными взглядами, будучи униженными реальностью, умные мира сего зачастую пытаются сгладить углы и придать ситуации новый взгляд. И, если они достаточно влиятельны, навязать его миру. Иногда это выливается в модные социальные и культурные тренды. Иногда — как в случае с бедолагой Хуаном — всё ломается о естественные животные слабости человека.
А ещё, если вдуматься, Рейгадас сам поставил себя на место Харламова, сняв несколько эротических сцен со своей супругой, которые были на порядки откровеннее, чем в «Тексте» — и ничего! Получается, извращения интеллектуалов вполне могут восприниматься как искусство, если те обволакивают их в достаточно художественную и метафоричную форму? Ну да ладно, продолжаем.
07. Museo / «Музей»
Мексиканское нашествие продолжается фильмом «Музей» молодого режиссёра Алонсо Руиса Палашиоса. Он вышел на YouTube Premium, и с тех пор ничего лучше там в принципе не появлялось. Это очень нестандартно рассказанная история об ограблении исторического музея в Мехико 80-х годов, которое было совершено якобы с целью вернуть сокровища предкам и помешать музеям наживаться на них. Преисполненный антиглобалистских взглядов и презирающий всё американское Гаэль Гарсия Берналь и его друг строят из себя эдаких Индиан Джонсов наоборот, и заявляют всему миру, что «это не принадлежит музею!». Впрочем, мир отвечает им привычным «как и вы сами» и быстро ловит преступников. Ну, просто потому что физически невозможно для парочки хулиганов спрятать столь уникальные экспонаты одного из самых известных музеев мира.
Фильм, по факту, не имеет ничего общего с реальностью, вернее, он очень вольно интерпретирует широко известное ограбление: это что-то вроде описания событий с точки зрения самих грабителей, и вы сами можете представить, какой дичи они имели возможность нам наплести. Но не очароваться ими невозможно. Такой уникальный вайб благородного ограбления во имя справедливости, которое пошло не так, я нигде не встречал. В фильме нет привычного для жанра затхлого пафоса «Друзей Оушена» с их пресытившимися жизнью богатенькими героями. Только свежие как морской бриз помыслы и знойные как пальмовые джунгли порывы!
При этом всём «Музей» ну очень умело снят для такого местечкового кино. В нём играют превосходные актёры, в нём тонны красивых кадров с музейными экспонатами, изобретательно поставленных и лихо смонтированных сцен (обратите внимание на сцену собственно ограбления: это одна из моих самых любимых сцен в году вообще). А музыка-то какая! Всё это заставляет в какой-то мере заразиться любовью главгероев к наследию индейцев Мезоамерики и вместе с этим от всего сердца переживать за их историей. Пусть и перевранной чуть менее, чем полностью.
06. Quién te cantará / «Кто будет тебе петь»
Когда два года назад я посмотрел «Волшебную девочку» Карлоса Вермута (не название порно, если что), она стала одним из крутейших открытий последних лет пяти точно. Это самый нетривиальный фильм 2014 года с безумным сюжетом про на вид тривиальных людей, но с кучей скелетов в шкафах и находящихся друг с другом в катастрифически нездоровых отношениях. Последний на даннный момент фильм Вермута во многом отличается от предыдущего, но мастерство и стиль автора остались на месте. Если в «Волшебной девочке» Вермут тонко выписывает своих персонажей, потом медленно и аккуратно сплетает их арки в тугой узел, чтобы рубануть по нему топором, то в новом фильме у него всё чуть более деликатно и практически без травмирующих моментов.
Главная героиня фильма, популярная певица Лила Кассен, внезапно теряет память. Она не помнит ни своих песен, ни своего прошлого, и её менеджер в попытке подготовить её к запланированному туру, нанимает Виолетту, певицу из караоке-бара на пляже. Та идеально исполняет все шлягеры Лилы, двигается как она и вообще является её самой большой фанаткой. Виолетта тем временем терроризируема своей чересчур избалованной дочерью-подростком, и музыка для неё — способ уйти от реальности. В процессе работы Лилы с Виолеттой раскрываются подробности жизней обеих, и в итоге всё это приводит к череде событий, как приятных для героинь, так и ну вообще ни разу не клёвых.
«Кто будет тебе петь» уникален методом подачи зрителю информации и поражает сдержанной, но полной нюансов актёрской игрой и красотой музыкальных номеров, сочинённых поп-исполнительницами в содействии с Альберто Иглесиасом, постоянным композитором Альмодовара. Настаиваю на том, чтобы вы попробовали фильмы Карлоса Вермута, внезапно ставшего одним из моих любимых режиссёров. Должно зайти любителям кино с необычными персонажами.
05. Roma / «Рома»
Пятый (и последний) в этом блоке испаноязычный фильм. Лента «Рома» Альфонсо Куарона победила на Венецианском кинофестивале, отхватила пачку оскаров, и о ней уже было сказано немало слов. Я не хочу в сотый раз хвалить фильм как калейдоскоп (или если угодно, фотоальбом) воспоминаний из детства Альфонсо — мне это кажется черезчур банальным и даже пошлым. Вместо этого я рассмотрю «Рому» как взгляд Куарона на эти воспоминания.
Одной из самых важных особенностей фильма — оператором в нём выступил сам Куарон. Сначала я считал, что это было изначально в планах режиссёра, но детали производства расставили всё на свои места: смена оператора была вынужденным решением, принятым за пару недель до начала съёмок, когда Эммануэль Любецки покинул проект. Куарону ничего не оставалось, кроме как косплеить стиль Любецки с его бесконечно тянущимися кадрами и ювелирным управлением ручной камерой. И справился он с этим превосходно, при этом добавив в картинку незамутнённого личного взгляда. Мне кажется, это очень сильно влияет на контекст восприятия «Ромы». Например, чёрно-белая гамма при таком взгляде работает не как приём передачи атмосферы временного периода, а как взгляд на воспоминания, которые отцвели, словно старые фотографии. А расположение камер всегда в точках помещений, откуда возможен максимальный обзор, действительно создаёт ощущение просмотра в голове какого-то далёкого воспоминания, отполированного годами и многочисленными прокручиваниями его в голове.
При этом об откровенной эксплуатации Куароном ностальгии грешно и заикаться. «Рома» — это всё ещё один из самых мастерски поставленных и зафиксированных на камеру фильмов года с поразительным вниманием к деталям и проработкой всех, даже самых незначительных второплановых актёрских работ. Так что даже если вам не придётся по душе история и «личный» аспект фильма, то уж атмосферу и техническое совершенство вы оцените по достоинству.
04. The Favourite / «Фаворитка»
Йоргос «Один из нескольких Кубриков 21-го века» Лантимос замахнулся, ни много ни мало, на «Барри Линдона», которого я считаю лучшей работой маэстро. И у него получилось не только выдержать художественный стиль применением широкоугольных объективов (в ряде кадров вплоть до fish-eye) при исключительно естественном освещении, но и сохранить тот забавный эффект «Барри Ландона». Ну знаете, когда смотришь вроде бы пафосную костюмную драму, а тебе рассказывают не о чём-то исторически важном, а о каких-то малозначительных и очень неприятных людях. И показывают их с до того неочевидных сторон, что это доходит до уморительной нелепости. Вместо прохвоста Барри нас в данном случае развлекают аж три божественные актрисы Оливия Колман, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун: между их героинями образуется такой прелестный любовно-политический треугольник, что за их отношения переживаешь больше, чем за свои. XVIII век, Англия погрязла в войне за испанское наследство, а две фаворитки королевы Анны воюют между собой за право делать петтинг своей госпоже перед сном.
Несмотря на то, что я считаю и «Клык», и «Лобстера», и «Убийство священного оленя» безумно смешными фильмам, именно «Фаворитка» — первая тру комедия Лантимоса. Юмор в этот раз у него немного менее абсурдистский, его даже можно назвать доступным. Практически каждый будет очарован юморным противостоянием Эммы Стоун и Рэйчел Вайс, перлами страдающей биполяркой Анны и британскими министрами, в свободное от политики время шутящими как старшеклассники из американских комедий, танцующими нижний брейк и занимающимися прочими анахронизмами.
03. Ahlat agaci / «Дикая груша»
Для меня Нури Бильге Джейлан стал самым мощным отрытием прошлого года. Да, весь мир давно его обожает, он обладатель горы каннских призов, в том числе золотой пальмовой ветви, но я всегда скептически относился к турецкому кино как таковому. Как оказалось, огромный почитатель творчества Чехова, Толстого и Достоевского, Джейлан — лучший на данный момент интерпетатор русской классики в киношной форме. Даром что турок. В своих фильмах он в по-гениальному простой форме рассказывает об основополагающих и важных для каждого вещах, при этом не нравоучая и не выставляя своих героев в строго позитивном или негативном свете. Это свойственное русским авторам отношение к материалу удивительно ложится на быт современной Турции.
«Дикая груша» — пожалуй, наиболее актуальный для современной молодёжи фильм режиссёра (хотя я не уверен, что подросткам интересны трёхчасовые турецкие картины). Когда неприятной наружности и характера молодой писатель Синан, отучившись и отслужив, возвращается домой и готовится издать свой первый роман, он ещё не представляется, в какой водоворот негативной ностальгии он попал. И ладно дело было только в многочисленных неудачных попытках найти финансирование для книги. Каждая встреча Синана с другом детства, бывшей любовью, рандомными местными знакомыми или же с отцом-неудачником — оборачивается спорами на житейские или религиозные темы, непониманием или очередным слоем осадка на душе. Неровным отношениям с отцом уделено особое внимание. Полное несовпадение образов жизни представителей поколений, не даёт найти им обший язык, но по иронии, именно отец косвенно проспонсирует Синану его дебют.
В деликатных руках Джейлана классическая одиссея превращается из пути по недружелюбному миру в поисках дома в путь по дому в поисках своего личного Дома. Всё в этом доме может иметь разное значние для путешественника. Как колодец, символ одновременно жизни и смерти, в зависимости от того, залез ты в него, чтобы копнуть поглубже в поисках воды или же повесился в нём.
02. Climax / «Экстаз»
Если и был смысл у возниновения такого сомнительного явления в кино как «новый французский экстрим», то он в открытии миру усатого гения Гаспара Ноэ. А если и был смысл у всего его двадцати-с-чем-то-летнего творческого пути, то он в создании «Экстаза». Это кульминация и апогей его фирменного стиля, фильм с пятью страницами сценария, рандомно распределёнными по хронометражу титрами, наплевательским отношением к психическому здоровью зрителя, бордово-красной как свежая сангрия цветовой палитрой, идеальной гармонией музыки с танцами и умопомрачительной операторской работой.
Простая история о танцевальной труппе, собравшейся отметить своё участие в международном турне, оборачивается массовой поимкой изменённого состояния, которая в свою очередь перерастает в полёт по кругам ада. Как «Необратимость», «Экстаз» предлагает вашему вниманию топовую подборку авторского шок-контента. Как «Вход в пустоту», он организует культурно-познавательный наркотический трип, после которого теряешь ориентацию в пространстве. Как «Любовь» — бросает по социально-морализаторским темам, отчаянно пряча их за ширмами эксплуатейшна. Но всё это возведено в абсолют и в компании двух десятков профессиональных танцоров, не прекращающих свой перформанс все полтора часа хронометража.
Если вы видели что угодно от Гаспара Ноэ и умудрились это выдержать целиком, то непременно попробуйте климакснуть под «Экстаз»: это одновременно самый феерически поставленный, самый жанровый (жанр: экзистенциальный хоррор), и самый понятный для максимально широкой аудитории фильм французского хулигана. Единственное в своём роде кино, не обалдеть от которого очень трудно.
01. Beoning / «Пылающий»
Если вы помните уже упоминавшийся тут мой текст про самые значимые фильмы прошлого десятилетия, то сразу догадались, что именно «Пылающий» выдающегося корейского режиссёра Ли Чхан-дона окажется на вершине этого топа. Этот фильм стал самым высокооценённым критиками в истории Каннского фестиваля. И, несмотря на то, что не получил наград от жюри, я вручаю ему высшую награду прямиком от моего сердечка и падкого до сложных концептуальных картин вкуса.
Основанный на коротеньком рассказе Харуки Мураками «Сжечь сарай», «Пылающий» не просто повторяет его основные идеи, а продолжает и развивает его до полноценного киноромана. Там, где внезапно обрывается рассказ, начинается самое интересное: реальность, фантазии и самообман протагониста перемешиваются, и основная идея Мураками, которую произносит его подруга, становится основным ключом к расшифровке событий фильма.
Главный герой, (очередной в этом топе) молодой писатель Джон-су, в какой-то момент жизни сталкивается с кучей проблем. У него творческий ступор, не дающий ему начать писать первую книгу. У него проблемы с нарушившим закон отцом, из-за чего он вынужден вернуться из города домой и вести хозяйство в деревне на границе с Северной Кореей. У него кризис личности, вызванный уходом из семьи матери. Но при переезде он встречает свою старую подругу Хэ-ми, и у них завязывается что-то вроде романа. Та знакомит его со своим приятелем Беном, сеульским красавчиком, который не пойми как зарабатывает огромные деньги. Они весело проводят время, но в какой-то момент возлюбленная Джон-су пропадает, и он теряется догадках, что стало тому причиной. Самой очевидной кажется версия, что её похитил и убил друг Бен. Но наблюдая за главгероем, можно подумать, что он проклятый параноик, который навыдумывал теорий и пытается подогнать под неё все «улики». А если подумать ещё глубже: была ли вообще эта девочка, так удачно появившаяся рядом в неприятный момент жизни? И существует ли Бен, который выбрал идеальный тайминг, чтобы сообщить Джон-су о терапевтическом эффекте при сжигания теплиц?
«Пылающий» работает одновременно на трёх уровнях: жанровом, социально-политическом и как character study. На первый взгляд это жанровое кино, мистический детектив про расследование пропажи девушки, главный герой которого самостоятельно всё распутывает. Но копнув глубже, можно заметить, до чего бывший министр культуры Южной Кореи Ли Чхан-дон плотно набил социальными, экономическими и политическими отсылками свою картину. Примером, в протагонисте проглядывается портрет современных выпускников гуманитарных колледжей, не способных дать определение слову «метафора», но мечтающих стать великими писателями. При том подверженных левым идеям (помните про границу с Северной Кореей?) и готовых сваливать все смертные грехи на своих богатых товарищей. На третьем, самом глубоком уровне, это изучение психических девиаций Джон-су. И вот этот слой открывает нам целый ворох переменных, за которые можно ухватится при анализе картины.
«Пылающий» — фильм с бесконечным числом возможных трактовок. Буквально. Каждую сцену, каждый кадр фильма можно разбирать с позиции «это реально» или «это нереально». Вернее сказать, «видит ли Джон-су это на самом деле» или «ему это мерещится». И ваше решение при этом будет иметь разное влияние на другие сцены. Да, вплоть до шокирующего финала — в фильме неоднозначно вообще всё! В этом отношении Ли Чхан-дон даёт прикурить даже классику Алену Рене. Великий «В прошлом году в Мариенбаде» был главным образом блистательным авангардым упражнением. «Пылающий» же демонстрирует, как результаты этого эксперимента можно применить для создания сюжетного жанрового фильма с глубокими социальными, политическими и психоаналитическими подтекстами. К тому же совершенно выдающегося в визуальном плане благодаря участию ответственного за «Паразитов» оператора Хон Гён-пхё, с гнетущим минималистичным саундтреком композитора Mowg, с шикарными работами талантливых актёров, среди которых особо выделяется популярный в Голливуде Стивен Ян… «Пылающий» — безусловный шедевр кинематографа. Во всех аспектах, без исключения.
That’s all, folks! Спасибо за внимание. Надеюсь, вы отобрали себе несколько фильмов в вотчлисты, и вам будет что посмотреть в это коронавирусное киношное затишье.
СПИСОК ФИЛЬМОВ
1. Beoning / «Пылающий»
2. Climax / «Экстаз»
3. Ahlat agaci / «Дикая груша»
4. The Favourite / «Фаворитка»
5. Roma / «Рома»
6. Quién te cantará / «Кто будет тебе петь»
7. Museo / «Музей»
8. Nuestro tiempo / «Наше время»
9. You Were Never Really Here / «Тебя никогда здесь не было»
10. Thunder Road / «Дорога грома»
11. La Casa Lobo / «Дом волка»
12. Îmi este indiferent daca în istorie vom intra ca barbari / «Мне плевать, если вы войдём в историю как варвары»
13. The Sisters Brothers / «Братья Систерс»
14. Napszállta / «Закат»
15. Lazzaro felice / «Счастливый Лазарь»
16. Zimna wojna / «Холодная война»
17. Lean on Pete / «Положитесь на Пита»
18. Isle of Dogs / «Остров собак»
19. Teret / «Груз»
20. First Reformed / «Первая реформаторская церковь»
21. Shirkers / «Прогульщики»
22. «Человек, который удивил всех»
23. The Ballad of Buster Scruggs / «Баллада Бастера Скраггса»
24. Suspiria / «Суспирия»
25. Di qiu zui how de ye wan / «Долгий день уходит в ночь»
26. Kona fer í stríð / «Женщина на войне»
27. Ruben Brandt, Collector / «Рубер Брандт, коллекционер»
28. Dogman / «Догмэн»
29. Da xiang si di er zuo / «Слон сидит спокойно»
30. Transit / «Транзит»
31. Sorry to Bother You / «Простите за беспокойство»
32. Eighth Grade / «Восьмой класс»
33. Blindspotting / «Слепые пятна»
34. Spider-man: Into the Spider-verse / «Человек-Паук: Через вселенные»
35. Luz / «Луц»
36. Laissez bronzed les cadavres / «Пусть трупы загорают»
37. Manbiki kazoku / «Магазинные воришки»
38. Beautiful Boy / «Красивый мальчик»
39. Gräns / «На границе миров»
40. The Endless / «Бесконечное»
41. Mandy / «Мэнди»
42. Under the Silver Lake / «Под Сильвер-Лэйк»
43. Fuga / «Фуга»
44. Den skyldige / «Виновный»
45. Las herederas / «Наследницы»
46. Gangbyeon hotel / «Отель у реки»