Здрасте, я Дима, и я много смотрю кино. В конце уже позапрошлого года я уже делал один «очень актуальный» топ фильмов 2017 года. Настало время продолжения банкета, при подготовке к которому я посмотрел (а некоторые ещё и пересмотрел) более двухсот картин.
Топ 2017-го года я делал даже два раза. В комментариях даже шутили по этому поводу:
Так вот, я пошёл ещё дальше и вернулся на год назад! Для топа я тщательно отобрал и отсмотрел 210 фильмов, из которых 39 влезли в список, и ещё 9 попали в honorable mentions. Лично мне очень понравился финальный состав: он оказался достаточно разнообразным, а я знаю, как на DTF любят diversity. В частности, в топе намного больше азиатских фильмов, чем в списке 2017-го, североамериканское кино не так доминирует, немного Южной Америки попало, а европейское представлено, помимо очевидных стран вроде Франции и Великобритании, солидной восточноевропейской группировкой. Жанрово год тоже выдался весьма разноплановым. Надеюсь, каждый найдёт себе интересное кино по духу, чтобы насладиться вечерком под любимую еду/алкоголь.
Если вам нравится, как я пишу (или вы просто разделяете мои вкусы), вот вам мой канал в телеграме и мой профиль на кинопоиске. А в конце я в текстовом виде выложу весь список фильмов, чтобы его можно было скопировать себе в блокнот или в сохранёнки в телеграме.
Часть 1. Honorable mentions
Bad Black / «Плохой чёрный»
Окей, начну с самого нетривиального кинца, угандийского боевика «Плохой чёрный» за авторством Nabwana I.G.G, который снял «Кто убил капитана Алекса» и который, судя по всему, единственный снимающий в Уганде кино человек. Фильм не только сделан полностью в традициях ныне уже классики Вакаливуда, но и изрядно стебёт её. Плюс виден прогресс за шесть лет: бюджет уже поболее двухста долларов, появились более-менее играющие актёры. И, что важно, его можно посмотреть на ютабе прямо сейчас на их официальном канале.
Divines / «Божественные»
Необычная драма про двух девочек из неблагоприятного района Парижа первое время успешно прикидывается фестивальной социальной драмой. Но довольно быстро совершает полицейский разворот и становится складным грамотным криминальным триллером с мощным финалом и классно играющими молодыми актрисами в главных ролях. Очень доступное кино, которое многим может зайти даже больше, чем мне.
Swiss Army Man / «Человек — швейцарский нож»
Про этот фильм знают все. Я не включил его в основной список, потому что ну очень уж дурацкая и кривая концовка у него, как по мне. Она не то чтобы совсем перечёркивает всю идею фильма, но слишком уж несерьёзно к ней относится. Но вплоть до этого «Человек — швейцарский нож» — и уморительнейшая чёрная комедия с говорящим трупом в главных ролях, и вполне состоятельная драма о внутренних конфликтах молодого человека.
Wo bu shi Pan Jinlian / «Я не мадам Бовари»
Очень необычная китайская картина, снятая в формате 1:1 и кадрированная в кружочек. И иногда ещё в квадратик. Это крепкая (хотя и не очень смешная) сатира на китайское общество и судебную систему, показывающая всё через историю пытающейся добиться развода женщины. Но главное в фильме всё же стиль, как не крути.
«Коллектор»
‘Member, когда Алексей Красовский не снял отвратительный «Праздник», и был подающим надежды режиссёром? А ведь это было всего три года назад! «Коллектор» оказался более чем достойным фильмом, который, пусть и слегка разочаровывает концовкой, но вышел намного более убедительным и адекватным, чем широко известные «Лок» и «Похороненный заживо».
Nagai iiwake / «Долгие оправдания»
Добротная японская драма о писателе, жена которого погибла в автокатастрофе, когда тот находился со своей любовницей. Далеко не сразу, но он начинает рефлексировать по этому поводу и пытается измениться и перестать быть мудаком, между делом сочиняя новую книгу. И вся эта, вроде как банальная, история рассказана по-японски тонко и без клише, встречающихся в похожих голливудских картинах.
American Honey / «Американская милашка»
Хорошая попытка попасть в мой топ, Шайа ЛаБаф, но не в этот раз! Шайа и правда очень недурен в этом трёхчасовом роад-муви, а сам фильм изумителен для просмотра в полуотвлечённом (в моём случае — полупьяном) состоянии благодаря своему настроению и легкомысленной атмосфере. Жаль только, что прекрасная девочка в главной роли, тащащая всю картину на себе, недавно всё запорола ролью в «Хеллбое».
Le fils de Joseph / «Сын Иосифа»
Нетипичная драма, спродюсированная братьями Дарденнами и исполненная ну очень в духе Михаэля Ханеке, Йоргоса Лантимоса и им подобных. Вы уже представляете себе, что это может из себя представлять, и скорее всего не ошибаетесь. Нарочито деревянная игра актёров. Кадры-омажи на шедевры живописи. Ну очень неуютная атмосфера. Фильм весьма хорош во всём этом и доставляет очень специфическое удовольствие.
Everybody Wants Some! / «Каждому своё»
Последним будет фильм одного из моих любимейших режиссёров, Ричарда Линклейтера. Очевидный духовный наследник великого Dazed and Confused, не настолько важный, но всё ещё сохранивший тот самый рок-н-ролльный teen spirit конца 80-х/начала 90-х.
Всё это, конечно, хорошо, но дальше будет прям очень хорошо! Вот вам тридцать девять фильмов 2016-го года, которые должен посмотреть каждый. Но это моё мнение, конечно, а вы уж сами для себя решайте — их таки много, и многие из них на любителя, вроде меня. Я решил распилить список на три группы. В первой — кинчики, которым я поставил 7 из 10 и которые дотянули до топа (всего семёрок я поставил раза в четыре больше), во второй — все с 8 из 10, а в третьей — 9 или 10 из 10, то есть самые впечатлившие и на мой взгляд близкие к шедевральным.
Часть 2. ОТЛИЧНЫЕ ФИЛЬМЫ
39. Fuchi ni tatsu / «Фисгармония»
Начнём с хардкорного стаффа, с японской драмы-триллера «Фисгармония». На вид это просто спокойная драма очередного японца, который снимает в традициях Ясудзиро Одзу, но в первые же минут пятнадцать атмосфера фильма начинает напооняться нешуточной тревога, не пропадающей вплоть до первой развязки ровно в середине.
В жизнь простой японской семьи (мама, папа и дочка семи лет) врывается старый друг отца, недавно вышедший из тюрьмы. Отец берёт его к себе на работу в мастерскую, но жена (да и зритель тоже) со временем начинает догадываться, что товарищ явился к отцу не просто так, и у них есть какая-то тайна из прошлого. То, к каким конфликтам героев между собой и с самими собой приведёт эта тайна — настоящая песня. Фильм очень методично, но не без поэтики, рассказывает мрачную и глубокую историю о преступлении и истинном наказании.
38. A Dragon Arrives! / «Приходит дракон!»
«Приходит дракон!» — ну очень нетривиальный фильм даже для разнообразного современного иранского кино. Начинается он как отлично снятый, крепко сыгранный и стильный детектив в иранской пустыне 60-х годов. Но быстро обрастает нетипичными для жанра деталями, всякими твистами, страннейшими персонажами, в существовании которых просто невозможно не сомневаться. В общем, становится диковатым. А когда во вроде бы художественную картину врываются говорящие головы очевидцев этих реальных (?) событий, как в какой-нибудь документалке, тут, простите, совсем уж теряешь доверие к этому «ненадёжному рассказчику». И на мой взгляд такая подача сделала простую детективную историю гораздо увлекательнее.
37. Hardcore Henry / «Хардкор»
Бам-бам-бам-бам-бам! Ну вы знаете Генри. Один из самых известных российских фильмов последних лет достоин всех обрушивших на него дифирамб. Это уникальный боевик, снятый полностью от первого лица настоящими мастерами своего дела: техническая команда «Хардкора», каскадёры, и лично Илья Найшуллер — это просто какие-то монстры. Да, сколько угодно можно пинять фильм за примитивную историю, но мы же не делаем это с «Рейдом» или «Джоном Уиком», так что и здесь стоит отнестись к этому фильму легкомысленнее, как к видеоиграм. Ведь это самая настоящая неинтерактивная видеоигра!
Кстати, в кинотеатре фильм многих укачивал, но вот дома на мониторе, и, как неудивительно, даже с телефона — он смотрится изумительно. Словно стрим no-death-прохождения какого-нибудь шутана.
36. Ang babaeng humayo / «Женщина, которая ушла»
Победитель Венецианского кинофестиваля 2016 года, один из самых коротких (четырёхчасовой) чёрно-белых фильмов уникального филиппинца Лава Диаса — кинцо, мягко сказать, на любителя. Однако, зрителя терпеливого и разделяющего подход режиссёра к медленному кино, способное погрузить с головой. Весь фильм мы следим за женщиной, которая отсидела три десятка лет в колонии, а по выходу отправилась искать своего сына, влипшего в неприятности. Этот её поход по филиппинским городам и деревням, как в истории про Одиссея, сопровождается встречами с десятками любопытных персонажей, представителей разных классов на селения и типов характера. Не знаю, что было у камрада Диаса (имя «Лав» — сокращение от «Лаврентий», if you know what I mean) первичным: история главгероини или своей страны, но обе части он реализовал очень грамотно. Без малого филиппинское «Сатанинское танго».
35. Aquarius / «Водолей»
Я один раз уж писал об этом фильме в своём посте про всякое кинцо. Так вот что я говорил о фильме Клебера Мендонзы Фильо, который снял в прошлом году ещё один прекрасный фильм, «Бакурау»:
В принципе, ничего с тех пор не поменялось!
34. Neruda / «Неруда»
Далее по Латинской Америке. Фильм, посвящённый попыткам поймать знаменитейшего чилийского поэта, коммунистического оппозиционера и лауреата нобелевки Пабло Неруды — кино насквозь политизированное, но от этого не ставшее сколь-либо плохим. И пусть я весь фильм был на стороне нуарного полицейского в исполнении одного из моего любимейших актёров, Гаэля Гарсии Берналя, но их противостояние не было бы таким увлекательным без харизматичнейшего Неруды. Мне очень понравилось, как нам в процессе переданы все детали сложных характеров обоих героев и вообще неспокойная атмосфера того времени (когда Августо Пиночет только начинал править страной), и это никак не мешает динамике картины и её качествам как жанрового фильма.
33. Kubo and the Two Strings / «Кубо и две струны»
Я рад, конечно, что такой уникальной студии как Laika каждый раз удаётся находить деньги на новые фильмы, несмотря на то, что они не окупаются. Но им бы ещё качество держать стабильно, а то оно из года в год двигается по синусоиде, и не угадать, насколько хороший мультфильм тебя ждёт. От «Кубо» ощущения… двойственные. Это до сих пор техническое достижение невероятного уровня: трудно поверить, что вся эта точная анимация и детальные модельки не на компуктере нарисовано, а куколки, но многочисленные видео making of развевают сомнения. Туда же (в достижения) можно отправиль дизайн и музыку. Но вот сценарий в целом и некоторые персонажи (Мэттью Макконахи) и их озвучка (снова Макконахи) в частности — надо бы Laika над этим работать поусерднее. Первое сильно перевешивает, и «Кубо» далеко не культовый мультфильм, но уж точно намного лучше «Потерянного звена» и «Паранормана». Потому и влез в список.
32. Inimi cicatrizate / «Истерзанные сердца»
Предлагаю вам начать загибать пальцы на руке каждый раз, когда в списке появится румынский фильм. Первый пошёл!
2016-й год был поразительным для тамошнего кинематографа, и каждый из попавших в топ фильмов совершенно не похож на другие. «Истерзанные сердца» Раду Жуде — что-то вроде, но не совсем, экранизация автобиографической книги поэта Макса Блехера. Тот, как и персонаж фильма Эмануэль, в 19 лет слёг с костным туберкулёзом и последующие 10 лет провёл в лечебнице с гипсом на торсе. Именно в этот период он сочинял стихи и книги, черпая вдохновение в общении с другими постояльцами и медиками лечебного санатория на Чёрном море.
Фильм был полностью снят на 35-миллиметровую плёнку, которая идеально передаёт не только визуальную атмосферу 30-х годов ХХ века, но и их дух, их звучание. Этому способствуют и строчки стихов, зачитываемые главгероем, и цитаты из книги, вставляемые между сценами фильма и наполняющие и без того прекрасно рассказанную историю деталями и глубокими личными переживаниями.
31. Don’t Think Twice / «Не думай дважды»
Довольно нетипичная комедия про стендаперов, точнее, того типа стендаперов, которые заняты испровизациями прямо на сцене. Майк Бирбиглия заделалсо своими коллегами драмеди о некой «Коммуне», где живут актёры театра импровизаций. Они пытаются взрастить максимальную синергию между собой, дабы эти самые ипровизации шли как по маслу.
Фильм любопытен тем, что делает упор не сколько на сам юмор (хотя он тут есть, как кринджовый, так и действительно смешной), сколько на анализ работы мозга артиста. На то, как это ему помогает или не работает в повседневной жизни. На отношения между участниками коллектива, в конце концов. А они очень непростые и постоянно норовят окончиться катастрофой.
30. Christine / «Кристин»
Многие слыхали о Кристин Чаббак, репортёрше, которая в 74-м году застрелилась в прямом эфире. Этот фильм рассказывает о последних днях её жизни, о том, что привело к этому инциденту. И ещё очень лихо проходится по политике телевидения насчёт жестокости: уже тогда упор на ТВ был на показ чего-то вызывающего, шок-контента и насилия. А уж про нынешние лицемерные и падкие на инфоповоды СМИ вы и сами прекрасно знаете.
«Кристин» при этом снят совсем не на документальный манер, он местами прям художественно красив. Но смотреть его, особенно зная, чем закончится дело, без напряжения вообще невозможно. Фильм-нерв, фильм-тревога. Рекомендован всем, кто любит нестандартные байопики про необычных людей. А ещё тем, кто как я, не особо любит игру Ребекки Холл — тут она необыкновенно хороша.
29. Hail, Caesar! / «Да здравствует Цезарь!»
Вот вы все тащитесь от «Однажды в Голливуде», а Коэны ещё три года назад сделали примерно то же самое, с таким же количеством отличных актёров и отсылок к олдовому кинематографу. А, с моей точки зрения, не хуже в техническом плане, а сценарно смешнее и ироничнее. «Да здравствует Цезарь!» — это очаровательный сборник переплетённых между собой сюжетов, высмеивающих стереотипы и мифы Голливуда и с любовью и почтением возводящих их в абсурд.
Действие происходит в абсолютно мифической фабрике грёз с вымышленными персонажами, но несмотря на это, выглядит она не менее достоверно, чем у Тарантино. Видимо, дело в аутентичной 35-миллиметровой плёнке, а может быть просто это талант и опыт Коэнов, редко снимающих про наше время, и как правило берущихся за фильмы про прошлое.
28. Câini / «Собаки»
Один из последних виденных мной фильмов в этом списке, румынский триллер «Собаки», оказался очень внезапным открытием для меня. Начинается он с приезда молодого парня на землю на границе с Украиной, которая ему досталась от покойного деда. Чем занимался дед — загадка, которую парень хочется раскрыть и побыстрее продать ненужную ему землю. Однако, на этой территории (огромной, кстати, около 150 гектаров) местные активно что-то мутят. И они явно не заинтересованы в продаже участка, чтобы на нём что-то строили и вообще как-то привекали к нему внимание. События постоянно приобретают неожиданный поворот, а действующие лица постоянно меняют позиции на моральной шкале, показывая, насколько эта мораль неадекватна в таких далёких от румынской столицы местах.
Режиссёр Богдан Мирица — один из самых молодых представителей «румынской новой волны». Но «Собаками» он демонстрирует свой талант и заставляет ждать его новых работ.
27. The Nice Guys / «Славные парни»
Можно как угодно относиться к Шейну Блэку, но бадди-муви он снимать умеет. И «Славные парни» — совершенно безбашенная комедия с банальной, но забавной историей, уморительными Гослингом и Кроу, горой гэгов и панчами, которые повторяются из раза в раз, но становятся от этого только смешнее. Но не только комедийная часть в фильме хороша: над восстановлением эпохи 70-х Блэк поработал как надо. Фильм выглядит стильно, ярко, в нём приличное количество интересных каскадёрских трюков. Хотя о чём я. Конечно же, шутки в фильме это главное, смотрите ради них!
26. Umi yori mo mada fukaku / «После бури»
Если для вас триумф «Магазинных воришек» в Каннах был сюрпризом, и открыл для вас имя Хирокадзу Корээда, то я настоятельно советую ознакомиться с его предыдущими фильмами. В моём топе 17-го года заслуженно оказался его судебный детектив «Третье убийство», а в этот вот протиснулся «После бури», более спокойный, но не менее увлекательный семейный фильм.
Некогда успешный писатель ныне работает детективом. По иронии судьбы он, находять в разводе, занимается слежкой за изменяющими супругами, тем самым как бы способствуя увеличивая статистику разводов. Но сам при этом пытается вернуться к бывшей жене и дочери. И вот, совершенно случайно, ему предоставляется шанс сделать это. Чего тут интересного? Так вот, главгерой — тот ещё мудак. Не лишённый обаяния, конечно, но болеть за его успех не возникает никакого желания. Но вот идея использовать его не как действующее, а как наблюдающее (через бинокль сыщика) лицо, и взглянуть его глазами на его семью, проанализировав причины раздора, — Корээда в такое очень хорошо умеет и фильмом «После бури» демонстрирует настоящий мастер-класс.
25. Remainder / «Когда я был настоящим»
Официально самый странный фильм в данном топе — «Когда я был настоящим» (я почти без содрогания использую этот перевод названия, потому что так же была переведена оригинальная книга). Я бы хотел пробовать сказать, что наиболее привлекательно для меня в нём, но рискую сесть в лужу, потому что это может совершенно ничего не значить для другого зрителя. В двух словах расскажу, о чём он, а вы уж сами осмыслите.
В самом начале фильма на главгероя буквальном «обрушиваются небеса», то есть крыша торгового центра. Он теряет часть памяти, попадает в больницу, и получает огромную денежную компенсацию. Но потратить деньги он решает на восстановление своей памяти очень необычным способом — предельно детально воссоздавая IRL кусочки своих воспоминаний. Нуууу а дальше всё ещё более странно и спойлерно. У меня во время просмотра фильм активн ассоциировался со своим любимым Synecdoche, New York, так что если вам по душе такие зрелища, то очень рекомендую.
Часть 3. ПРЕВОСХОДНЫЕ ФИЛЬМЫ
24. Shin Gojira / «Годзилла: Воскрешение»
Почему кино про попсового монстра вообще оказалось в топе? Shin Gojira — это очень необычный представитель жанра, предлагающий нетипичный взгляд на глубоководное чудовище. Это, если можно так сказать, глубокая аналитика на тему того, что было бы, если бы гигантская ящерица подплыла к берегу Японии. Если вы думаете, что как только это случится, сразу все армии мира вышлют свои самолёты и крейсеры для его уничтожения, то фильм поставит вас на место. Большую часть времени мы следим за тем, как медленно двигается с места бюрократическая машина Японии, как всевозможные специалисты в диалогах Аарон Соркин-стайл размышляют о сути монстра, а политики пытаются снизить издержки и усидеть в своём кресле. Встаёт так же актуальный вопрос того, насколько сильно Япония прогибается под США и ООН.
Godzilla just does godzilla’s things, но, вместо того, чтобы наблюдать за разрушениями, нам предлагают сатиру в стиле «Доктора Стрейнджлава»? Так, да не так: когда наконец предпринимаются серьёзные попытки устранения монстра, начинается форменный «Евангелион»! Режиссёры фильма Хидэаки Анно и Синдзи Хигути — авторы «Евы» — развернулись в экшне на всю катушку. Эпичнейшего размаха сражения (см. прикреплённое видео) и отсутствие жалости к персонажам — именно то, что выделяет фильм на фоне всех «Годзилл». В особенности стерильных голливудских версий.
23. Frantz / «Франц»
Очень внезапно понравившийся мне фильм Франсуа Озона, которого я не сказать чтобы сильно люблю. «Франц» — история о молодом человеке — ветеране Первой Мировой с французской стороны, который приехал в Германию на могилу к своему немецкому товарищу. Он знакомится с бывшей невестой друга, и в процессе их общения закрадывается подозрение, что он не тот, за кого себя выдаёт. Вдобавок ко всему иностранец сталкивается к недоверием со стороны местных, которые до сих пор считают его врагом. Атмосфера фильма напоминает «Белую ленту», так же посвящённую бурлениям в Германии времён Интербеллума. Во «Франце», конечно, не всё так тягостно и жёстоко как у гиперреалиста Михаэля Ханеке, но всё же.
Плюс ко всему, вроде бы снятый в ч/б фильм несколько раз окрашивается в яркие цвета, когда вся эта гнетущая атмосфера рассеивается, и у персонажей появляется возможность почувствовать жизнь. В общем, достаточно впечатляющая антивоенная драма о потере и прощении, да ещё и с непривычными для такого рода фильмов (да и для всего творчества Озона, что скрывать) визуальными решениями.
22. Manchester by the Sea / «Манчестер у Моря»
Одна из самых надрывных драм, что я видел. Можно сказать, «Манчестер у Моря» полностью состоит из страданий и нытья, переживаний и унылых лиц глубоко опечаленных персонажей. Они мучаются флэшбеками и не могут найти своё место в мире после внезапной трагедии. Эта прекрасная картина заставит сопереживать даже самого чёрствого сухаря или человека, который страданий в жизни не испытывал. И Кеннет Лоннерган добивается этого не примитивной манипуляцией, а максимально достоверно переданными эмоциями и скрупулезно поддерживаемым тоном картины все два часа хронометража. Фильм не рекомендован вам только в одном случае: вам не нравится актёрская игра ноющего Кейси Аффлека, и вы не понимаете, как за такое можно давать «Оскар».
21. The Neon Demon / «Неоновый демон»
Фильм, в честь которого я назвал свой телеграм канал! На самом деле нет, но пусть будет так.
У меня странные отношения с Николасом Виндингом Рефном. Я не люблю его ранние фильмы, но обожаю его позний неоновый период (ну, разве что «Только бог простит» интересен идеей, но сомнителен реализацией), в особенности за то, что он пришёл к созданию блестящего сериала «Слишком стар, чтобы умереть молодым», определённо лучшей его работы. Ещё мне нравится его проект byNWR, и я уважаю его мемность. «Неоновый демон» — яркий пример этого «нового» Рефна, работающего с американским мифом и деконструирующий его через показ самых разных культурных и социальных явлений. Индустрия моды полна мифов и легенд, и идея сразу все их воплотить в одном фильме, в одном винегрете из насилия, эксплуатации, фанатизма, заговоров, таинственных символов, неона и музыки Клиффа Мартинеса — одновременно и гениальна, и лишена смысла. Таков и сам фильм. Лишённый смысла, но по-своему гениальный.
20. Ostatnia rodzina / «Последняя семья»
Это фильм попал в список фильм последни, и я садился его смотрел, понятия не имея, о какой семье вообще будет идти речь. А он, как оказалось, о жизни Здислава Бексиньского, известного художника-сюрреалиста, написавшего одну из моих любимых картин. Уверен, многие из вас её видели:
33-летний режиссёр Ян П. Матушинский поработал на славу. Он не следует канонам байопиков и практически избегает тем кризиса творчества и всего прочего привычного для жанра. Он фокусируется на жизни и отношениях внутри семьи Бексиньских, очень уважаемой в Польше 80-х годов. Сам Здзислав был весьма эксцентричен и откровенен на всякие альтернативные мнения. А его страдавший маниакальной депрессией нелюдимый сын Томек и того хлеще: он буквально своими выходками не давал продохнуть своим родным ни дня. При этом работал на радио и считался главным меломаном страны. Динамика отношений между ними, неровная, полная нюансов, недо- и перемолвок, ведёт к неминуемо трагическому финалу. Всё это в фильме показано действительно мастерски, красиво, чутко, с чёрным юмором и потрясающим околодокументальным (а где-то и мокьюментарным) киноязыком бывшего документалиста, кем и является Ян П. Матушинский.
19. Nocturama / «Ноктюрама»
Этот крайне необычный фильм открыл для меня существование режиссёра Бертрана Бонелло. Он очень необычно смешивает несмешиваемое в своих фильмах, и его «Ноктюрама» начинается как напряжённый реалистично снятый триллер про малолетних террористов, а потом превращается в часовую тусовку в супермаркете с ожидаемой, но очень эффектной концовкой. Мне совсем не охота много рассказывать о нём, чтобы не раскрыть какой-нибудь из нескольких сюжетных твистов, так что вам придётся просто поверить! Это оригинальный по структуре фильм с качественными работами малоизвестных молодых актёров и интересно раскрытой темой адекватности радикальных методов привлечения внимания к проблемам.
18. Tower / «Башня»
Внезапная одиночная документалка посреди топа. История с топом 17-го повторяется (тогда в него я включил только польский док «Все бессонные ночи»), пусть это станет традицией. И в этом году фильм «Башня» влезает по той же причине: это один из самых художественно впечатляющих документальных фильмов, который только можно себе представить.
В принципе идея замены в документалке недостающего футажа анимационными вставками очевидна и была использована много где. Но в «Башне» оно сделано особо грамотно. Аниматорами были созданы персонажи, которые выглядят как молодые версии ныне уже состарившихся свидетелей стрельбы в Университете Техаса в 66-м году. Они сыграны и озвучены актёрами, которые зачитали интервью своих прототипов и затем были ротоскопированы (такое слово вообще есть?) в мультфильм. Эффект потрясающий. Он одновременно погружает в историю и разграничивает кино-пространство и реальность, чего обычно не свойственно реалистичным документалкам.
17. Operation Avalanche / «Операция «Лавина»»
Да, я не скрываю, что немного недолюбливаю документалки, но вот что я по-настоящему люблю, так это мокьюменталки! Поговорим про Мэтта Джонсона, канадского гения и достойного последователя Саши Барона Коэна. Я узнал о нём благодаря феерически смешному сериалу Nirvanna the Band the Show, но до того у него вышло два фильма, немного уступающих шоу в плане творящегося там безумия, но всё ещё отличных.
Представьте себе фильм в жанре found footage, в котором команда киношников снимает высадку американцев на Луну, используя оборудование Стенли Кубрика. Вот это и есть «Операция «Лавина»», и он восхитителен!
Походу, нужно будет забацать отдельный пост про работы Мэтта Джонсона, а то я тут могу долго распинаться.
16. Indignation / «Возмущение»
Снятый по одноимённому роману Филипа Рота, фильм «Возмущение» очень старается стать новой классикой. Во многом ему это удаётся: режиссёр Джеймс Шеймус, сценарист пачки фильмов Энга Ли (включая «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), делает всё абсолютно по канонам, не пытаясь в 55+ лет изобретать велосипед. И это идёт фильму на пользу. Шеймус в духе старой школы делает акцент на актёрах: «тихоня» Логан Лерман (особенно в мощнейшей сцене спора в середине фильма) и его напарница Сара Гадон показывают одну из самых убедительных химий в кино последних лет. Шеймус дотошно создаёт атмосферу американского колледжа 50-х годов, с нравами и характерами, антисемитизмом и ханженством. Наконец, Шеймус превосходно переносит чисто книжную драму в киноформат. История студента еврейского происхождения, который игнорирует старомодные порядки своего колледжа, но вовсе не потому что он еврей, а потому что у него мозги повёрнуты немного не так (комплексующий бунтарь он, короче) — в ней прекрасно всё. В том числе невообразимой красоты саундтрек.
15. Jackie / «Джеки»
Редко, когда меня привлекают такие на первый взгляд топорные байопики, но «Джеки» же снял Пабро Ларраин, а значит о топорности не может быть и речи. Вообще, это второй фильм Ларраина в этом топе — такой он молодец!
Среди сильных сторон «Джеки» хочется отметить сразу много чего. Во-первых, блистательную игру Натали Портман, которая воспринимается исключительно как Жаклин Кеннеди и ни секунду как Портман. При этом она хоть слегка оттеняет, но не скрывает полностью исполнителей второго плана: Джон Хёрт, Грета Гервиг, Питер Скарсгаард — они весьма убедительны. Во-вторых, поразительный уровень проработки временного периода фильма. Ларраин собаку съел на фильмах о 60-70-х годах (их у него четыре штуки было до «Джеки»), но то всё было про Чили. Однако, с США он справился не хуже! Я обожаю ненавязчивую ларраиновскую подачу примет времени: без саундтрека из популярных тогда песен, без вывесок, плакатов и отсылок — только скупой минимум из декораций, предметов одежды, постановки речи актёров и тонкой настройки цветовой схемы. Наконец, нельзя не отметить совершенно чумовой электронный саундтрек от Мики Леви. Он звучит слегка анахронично и немного контрастирует с визуалом. Тем самым, при всей реалистичности и детальности фильма, заявляет об исключительно авторском взгляде на события.
14. Bacalaureat / «Выпускной»
Третий румынский фильм в моём списке, «Выпускной» Кристиана Мунжиу, лауреата «Золотой пальмовой ветви» за прекрасный «4 месяца, 3 недели, 2 дня». В «Выпускном» фильме он продолжает разбираться общества современной Румынии, как всегда технически безупречно и с вниманием к малейшим деталям препарируя острый вопрос коррупции и кумовства. При этом стержнем фильма выступает история о выпускнице школы, подвергшейся попытке изнасилования прямо накануне сдачи экзаменов. Девушка получила травму, и морально не очень готова к тестам. Её же отец, уважаемый врач в местной больнице, готов использовать все свои связи, чтобы разобраться в ситуации и отправить дочь учиться за границу, где её ждёт более счастливая, чем в этой стране, жизнь.
И вот уже в самом этом синопсисе можно разглядеть конфликт фильма. Он не между государственной машиной и рядовыми гражданами, а в самих гражданах, которые не замечают абсурдности в том, что для побега из несправедливых условий, человек готов сам стать частью этой несправедливости! Превосходный фильм с блестящей идеей и концовкой.
13. Poesía sin fin / «Бесконечная поэзия»
Але-але-хандро, Але-але-хандро! Я обожаю Ходоровски, этого гения сюра и психомагического реализма. Пожалуй, самая грустное событие в истории кино для меня — отмена его «Дюны», который обязан был стать самой нетрадиционной экранизацией книг всех времён, но в итоге просто не стал. Однако, фантазия уже 90-летнего деда никогда не переставала работать, а в 2016-м он вообще выпустил один из своих лучших фильмов.
«Бесконечная поэзия» — это анти-«Неруда». Если Ларраин проявляет свою гражданскую позицию и не полностью, но выступает на стороне коммуниста, то Ходоровски Неруду всегда терпеть не мог. В этом автобиографическом фильме он показал молодого себя самым авангардным поэтом в истории. Который всячески боролся не с государственным строем, а со всем не понимавшим его гениальности человечеством. В первую очередь, своим отцом. Как водится, визуально фильм — бенефис раскрашенных во все цвета городов, ярких костюмов, абсурдного юмора, ведущих себя на грани адекватности персонажей и непонятно-это-метафора-чего-то-или-нет образов. Безумно увлекательный и искренний фильм, передающий весь внутренний мир настоящего художника Алехандро.
12. Silence / «Молчание»
Блестящая религиозная картина, которую совсем не хочется обсуждать с позиции религии, и это хорошо. История двух миссионеров-иезуитов, засаживавших ростки христианства в Японии, наполнена событиями как метафизического толка, так и более материального, потому за три часа хронометража каждый найдёт для себя и героя для сопереживания, и пример для подражания. А как живописно снят фильм на плёнку, как прекрасна Мексика, которую пытаются выдать за Японию! Как хороша идея использовать преимущественно эмбиент в качестве саундтрека! Для меня «Молчание» — что-то вроде реабилитации Скорсезе за совсем слабый и уже сильно устаревший фильм «Последнее искушение Христа» (в котором кроме крутой игры Уиллема Дефо смотреть особо нечего). Хотя о чём это я, я же посмотрел «Христа» несколько позже…
А вот что я, увы, так и не посмотрел, так это старую экранизацию «Молчания» от режиссёра Масахиры Синоды, хотя она уже с год у меня скаченной лежит. Думаю, исправлюсь, посмотрю и забацаю пост про все фильмы Скорсезе (я видел почти все, и в принципе мне есть что рассказать). Но я не уверен, что адаптация 71-го года впечатлит меня сильнее. Больно уж качественно проделал свою работу Марти.
P.S. Отдельный респект японцу, который весь фильм косплеит Иуду — один из самых одновременно гипертрофированных и суперреалистичных персонажей в истории кино.
Часть 4. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
11. Hunt for the Wilderpeople / «Охота на дикарей»
«Охота на дикарей» — парадоксальное кинцо. Если его описать словами, то это такая неимоверно клишированная и наивная чушь, что я даже не буду это пытаться делать. Никакой синопсис не передаст главных достоинств этого фильма: фирменный феерический новозеландский юмор Тайки Вайтити; очень к месту использованные отсылки и деконструкция штампов как бадди-муви, так и фильмов о взрослении; не подводящее Вайтити чувство вкуса даже в самых, казалось бы, трэшовых сценах и провинциальная смелость и ДИКОСТЬ фильма. Которые совсем улетучились, как только Тайка отправился работать в США.
Давайте на чистоту. Вайтити молодец, что добился успеха вне Новой Зеландии, но с точки зрения качества фильмов это потеря для авторского кино. И фильм «Охота на дикарей», особенно если сравнивать его с третьим «Тором» и «Кроликом Джоджо» (хейтером которого я официально являюсь) — лучшее тому доказательство. Потому что это просто-напросто его лучший фильм, и у меня есть сомнения, что работая в Голливуде он сможет снять что-нибудь столь же аутентичное, свежее и личное.
10. Kimi no na wa / «Твоё имя»
Разумеется, сейчас местные виабушники налетят на меня, обвинят в том, что для того, чтобы аниме попало в мой топ, оно должно собрать полмиллиарда долларов в прокате, что я им не увлекаюсь и просто пытаюсь подсосаться к величайшему искусству, и что мой дилетантский список не достоин чести включать в себя шедевры Макото Синкая.
Даже спорить не буду с этим! Я посмотрел вроде бы всего три или четыре полнометражных анимехи 16-го года, и действительно понравилась мне лишь одна. Пожалуй, лучшая работа Синкая, «Твоё имя» — ну очень остроумный взгляд на классические жопно-сортирные американские комедии, в которых мальчик и девочка меняются друг с другом телами. Но тут есть нюанс, о котором я не буду говорить, ведь именно он насыщает этот шедевр сценарной банальщины столь необходимой для серьёзного восприятия глубиной и возносит его над подобным шлаком (включая, кстати, анимешным, благо его предостаточно). Плюс, Синкай как всегда безумно красиво делает. Да, приёмы его уже известны даже тем, кто аниме в жизни не смотрел, а его реактивные шлейфы самолётов/ракет/метеоритов — меметичны, как блики на объективе Джей Джей Абрамса. Но всё равно выглядит мультфильм роскошно!
09. La La Land / «Ла Ла Ленд»
«Ла Ла Ленд» — идеальный мюзикл современности. Смотрите его много-много раз. Конец.
Ну а если по-серьёзному: ну это самый известный из всех фильмов в топе (я узнал это, подглядев число оценок на «Кинопоиске»!), что я могу нового рассказать о нём? Что в нём самые цепляющие песни (я почти все из наизусть знаю, что не случалось ни с одним другим мюзиклом)? Что в нём самая крутая химия между главными героями (Гослинг со Стоун в третий раз играли вместе и идеально притёрлись друг к другу)? Наконец, это самый технически впечатляющий мюзикл, что я видел, со всеми этими бесконечно длинными кадрами, няряющей в воду камерой (в приложенном видосе этот момент), прекрасными декорациями и светом, сумасшедшим монтажом…
А вот всё, что в фильме сделано не идеально, ну примером, не идеально поставленный голос у персонажей, лишь добавляет ему шарма. Потому что Дамьен Шазелл уже в третьем своём фильме понял, как умело использовать сильные и слабые стороны своих подопечных и превращать недостатки в достижения.
08. Arrival / «Прибытие»
Знаете, я редко схожу с ума по концепциям, подобным той, что легла в основу рассказа «История твоей жизни», а позже и фильма «Прибытие». Но она оказалась прям глотком свежего воздуха для кинофантастики в том виде, какой она является сейчас. Самое исключительное в «Прибытии» — полнейшая деконструкция сразу нескольких жанровых штампов. И если нетипичные истории про контакт с инопланетянами были и ранее («Близкие контакты третьего вида», опять же, «Контакт»), то вот увязать эту завязку с лингвистикой и философией пространства и времени таким образом — это прям новый уровень. Нависшие в кораблях-фасолинах пришельцы с тентаклями выходят на контакт с землянами, но смысл их появления скрыт языковым барьером. Для его разгадки намерений прибывших были созваны лучшие лингвисты всего мира.
На фоне искупающей всё и возвышающей фильм над аналогами задумки о технической стороне даже и говорить не хочется. (Умеренный) перфекционизм Дени Вильнёва, его мастерство создавать сеттинги, синергия с оператором, композитором и звукорежиссёром, длинные вдумчивые планы Тарковский-стайл… Вообще это вильнёвское следование не абстрактным «канонам Голливуда», а ориентирование на конкретных гениев кино — всё это идёт фильму и роднит его с великой классикой. Когда в 2016-м году канадец ступил на территорию сай-фая, мы все вошли в прекрасную эпоху фантастических фильмов нового поколения. И пусть она рискует жить только в пределах работ этого режиссёра, но мне уже даже этого будет достаточно.
(К слову, в интернетах есть блестящий разбор фильма на русском языке, способный не только дать пищи для ума любителям фильма, но и поубавить скепсис у его хейтеров.)
07. Hell or High Water / «Любой ценой»
Пожалуй, самый доступный и жанровый фильм из всего списка. Который, однако, не лишён глубины и просто-напросто мастерски сделан. Малоизвестный режиссёр Дэвид Маккензи вытянул счастливый билет в виде крепко сбитого сценария Тэйлора Шеридана, и снял по нему «Любой ценой», криминальный боевик с очевидной, но оттого не менее волнующей идеей.
Есть два брата. Один только откинувшийся из тюрьмы, второй более примерный, с детьми и бывшей женой. Что не мешает ему разработать план по ограблению нескольких отделений местного банка, дабы вернуть этому же банку большой долг за землю. Дело происходит в Техасе, и помимо очевидного по сюжету вопроса классового неравенства, коим пользуются банки, поднимаются темы места индейцев в нынешнем устройстве США, появления устаревших в современном мире профессий, и даже чуть философские, вроде спора о реальной преступности преступлений.
Фильм очень аккуратно касается всех задумок, не впадает в нравоучения, всё показано ненавязчивыми образами и через лаконичные и реалистичные диалогами. Экшн-сцены, в частности несколько ограблений и финальная погоня, поставлены мастерски. А изощрённая операторская работа и вообще визуальная составляющая выдают в жанровом «Любой ценой» штучную работу.
06. «Рай»
«Рай» Кончаловского — один из самых недооценённых фильмов про Холокост. Меня он впечатлил несколькими своими особенностями. Начать с уникальной подачи истории не только через сюжет, но и через что-то вроде интервью с основными действующими лицами. Каждый из них отчитывается перед апостолом Петром за совершённые дела и раскрывает все свои мысли и переживания. Мы как бы смотрим фильм с закадровым голосом, но в то же время и без него! Очень удачная идея: комментарии не наложены поверх плёнки, а вплетены в историю.
Голосов этих несколько, каждый со своей ролью в истории Второй Мировой войны и точкой зрения на происходящее. Главная героиня, русская иммингантка, укрывала от фашистов еврейских детей. Французский коллаборационист ловит её и пытается воспользоваться своим положением с выгодой для себя. А присягнувший Гитлеру немецкий аристократ натыкается на неё, уже заключённую, когда он служит ревизором, следящим за работой концлагерей. Каждый из них считает, что жил по правде и достоен лучшего после смерти. Но, как довольно просто догадаться зрителю, в рай берут далеко не каждого.
Это очень сильная и убедительная картина, не только о героизме и неоднозначности поступков, но и о собственно героях. И грустной идее, что настоящим героям невозможно найти место в мирной жизни.
05. Forushande / «Коммивояжёр»
Многие утверждают, что Асгар Фархади получил второго «Оскара» за лучший международный фильм исключительно по политическим причинам (в конце 2016 года Трамп ограничил въезд иранцам в Штаты, и Фархади решил бойкотировать церемонию, не явившись на неё). Но такое может сказать только человек, совершенно не разбирающийся в кино, или просто не смотревший «Коммивояжёра»! Эта блестящая психологическая драма (и немного ещё и триллер) не просто чрезвычайно увлекательная и артистично поставленная, но богатая на интерпретации. Её сценарий заимствует элементы не только из актуалочки про средний класс в Иране, но и из западной культуры. Это по-настоящему международный фильм Фархади, который после «Оскара» за «Развод Надера и Симин» стал снимать кино с сильной оглядкой на Запад.
Главный герой — театральный режиссёр. Он готовит постановку «Смерти коммивояжёра» Артура Миллера, и постепенно начинает проявляет всё больше схожести с Вилли Ломаном, главным героем одной из величайших американских пьес. Почему именно этот персонаж? Просто очень уж удачно и для современного Ирана, и для США 40-х годов актуальна проблема безмерной гордости, повышенной самооценки и требований к себе и окружающим у мужчин. Оба произведения наглядно демонстрируют, как это может приводить к катастрофам, разрушать жизни и семьи, причём сами главы семейств даже не будут давать себе отчёт о том, что виноваты в этом в первую очередь они. А как «Коммивояжёр» снят! Фильм пытается усидеть не только на двух тематических, но и на двух визуальных стульях. Как и в «Разводе» у Фархади получилось насытить реализм красивыми метафоричными кадрами и напряжёнными крупными планами.
Я настоятельно рекомендую предварительно ознакомиться со «Смертью коммивояжёра», посмотрев, например, экранизацию 85-го года с Дастином Хоффманом и Джоном Малковичем. Это не критично, но поможет поглубже проникнуться задумкой и оценить её реализацию.
04. Sieranevada / «Сьераневада»
«Сьераневада» — последний фильм румынской новой волны, и одновременно с этим самый амбициозный по задумке фильм в этом топе. Если вкратце, то это своеобразная повесть о Вавилонской башне, показанная в масштабах румынской семьи, собравшейся на похоронах. Но вот детали… Кристи Пуйю настолько напичкал ими все три часа «Сьераневады», что хватит на десяток внимательных просмотров.
Всё просто: умер отец семейства. Все его близкие, от жены и детей до дальних родственников и друзей-соседей, собираются на проводы в одной трёхкомнатой квартире. И зритель, вселившись в дух скоропостижнувшегося (прям в стиле «Входа в пустоту» Ноэ), двигается по этому помещению (иногда выбираясь наружу) и наблюдает за происходящим действом. А происходит в процессе приготовления к похоронам всякое. Гости бесконечно спорят на политические темы; опаздывает священник, чем вызывает у некоторых сомнений по поводу нужности религии; вспоминаются старые обиды всеми на всех; старики бухтят на молодёжь; молодые в ответ нарушают все табу и, чуть что, выходят за рамки приличия; один из сыновей вообще фанат конспирологии, и за его теориями очень смешно следить… В общем, обычное застолье знакомое жителям постсоветского пространства! Все эти плавно перетекающие один в другой диалоги блестяще сняты длиннющими кадрами, которые передают ощущение непрерывности, вневременности, бесконечности и необратимости.
Кино показывает в миниатюре человеческую цивилизацию, со всеми неизбежными конфликтами, спорами и плюрализмом мнений. Люди не готовы понимать друг друга, даже если они прожили бок о бок всю жизнь. Кино пропитано цинизмом, но всё же предполагает, что преодолеть разногласия можно, надо только как следует постараться. Если оценивать по грандиозности задумки, то «Сьераневада», конечно же, лучший фильм года. Но это же мой личный топ, и есть ещё целых три фильма, которые, как я считаю, с лихвой компенсируют более скромный масштаб увлекательностью, актуальностью и глубиной погружения.
03. Nocturnal Animals / «Ночные животные»
Когда-то много лет назад Сьюзан, заведущая галереей современного искусства, вах какая богатая и успешая леди, рассталась со своим парнем. Внезапно, как раз в период творческого кризиса и одиночества она получает по почте книгу за авторством бывшего, в которой он метафорично рассказывает о своих старых переживаниях. На протяжении всего фильма мы наблюдаем попеременно за жизнью читающей роман Сьюзан и событиями этой самой книги. События же очень странным образом переплетаются в тугой узел, и не до конца понятно, обвиняет ли молодой человек её в чём-то, или она всё воображает.
«Ночные животные» носят по по волнам не только эмоциональных, но интеллектуальных американских горок одновременно. Причём, фильм выстроен таким образом, что душераздирающая история подаётся в виде книги внутри фильма, то есть чего-то нереального для главной героини и её мира (а нас с ней разделяет аж два слоя реальности). А вот загадочная, неоднозначно трактуемая часть фильма, интеллектуальная задачка — это жизнь самой Сьюзан. Несколько слоёв реальности в итоге накладываются друг на друга, заставляя разбираться и прикидывать комбинации того, что реально в фильме, а что нет.
Модельер Том Форд снял всего два фильма, но оба — выдающиеся работы. Он настоящий уникум. Без профильного образования, Форд просто взял и начал делать авторские кино высочайшего качества и уровня проработки всех его компонентов, беря за основы нетипичные книги и даруя новую волну популярность недооценённым писателям (жаль, уже умершим). Он поступил очень умно, сразу начав работать с топовыми специалистами. Кассовые актёры, джорайтовский оператор и композитор Абель Коженёвски способны и без его помощи первоклассно выполнить свою работу, оставив Форда концентрироваться на концепции и сценарии. А его безукоризенный вкус помог сделать «Ночных животных» ощущаемыми не только глазами и ушами, но практически всеми органами чувств. Произведение искусства!
02. Paterson / «Патерсон»
[Здесь должен был быть очередной текст про поэтичность фильма и важность поэзии в работах Джима Джармуша]
Но я воздержусь. О Джармуше, называющем себя «малозначительным поэтом», даже книги пишут, что тут нового могу сказать я? Расскажу лучше о своих ощущениях и мыслях, ведь именно они привели фильм на такую высокую строчку в списке.
Как ни странно, но именно с «Патерсона» я по-настоящему полюбил Джармуша и иначе стал смотреть на многие его старые вещи, примером, на «Мертвеца» и «Пса-Призрака». Возможно, у фильма это получилось благодаря ну совсем уж в лоб поданной метафоре, что «жизнь это постоянное повторение одной и той же рутины, и для каждого важно прочувствовать в ней свой ритм (или размер) и следовать ему». Иногда такой как раз не хватает такого хорошего, но топорного кино, чтобы оказаться важным для понимания всего творчества автора.
Герой Адама Драйвера, Патерсон из городка Патерсон — простой водитель автобуса и стихоплёт-дилетант — воплощает собой как обыденность жизни, так и любовь режиссёра показывать в кино то, что обычно остаётся за кадром. Он ищет в этом красоту и романтику. И чёрт возьми, у него это здорово получается! Так здорово, что после «Патерсона» даже на свою тривиальную жизнь начинаешь смотреть с куда большим любопытством, ловить интересные совпадения, а повторяющююся изо дня в день рутину ценить как рифмы в стихотворениях. Хоспаде, что-то это совсем уж ванильно прозвучало, извиняюсь.
01. Agasshi / «Служанка»
В прошлый раз первое место в моем списке заняла картина про двух извращенцев из Британии, а в этот — про четырёх фетишистов (ну типа того) из Кореи. Значится, «Служанка». С самого первого просмотра фильма в августе 2016 года, я так много писал и рассказывал всем подряд о нём, что мне трудно начать с чего-то, что я не ни разу ещё говорил. Так что, с вашего позволения, я считерю и для старта воспользуюсь обожаемым мной вступлением к рецензии Мэтта Цоллера Зейтца.
«Его существование необъяснимо» — вот сочетание слов, идеально описывающее этот фильм, до которого я был бы счастлив догадаться сам. Как можно вообще объяснить существование «Служанки», или «Госпожи», как она зовётся в оригинале: корейского фильма по роману английской писательницы, снятого в стиле Хичкока? В голову приходит, конечно, Куросава, экранизировавший Достоевского и Шекспира в самурайском сеттинге. Но Пак Чхан-ук переработал исходный материал настолько, что знание оригинальной книги Сары Уотерс вообще ничего не добавит этому фильму. Ему помог в этом мультикультуралистский подход: ещё с самых ранних работ Пак (в отличие от того же Пона Джун-хо, который, снимая на Западе, не забывает о своей корейской идентичности) много заимствовал из классики как азиатского, так и европейского кино. «Служанка» явно создана под влиянием сразу всех: Бергмана, Полански, Куросавы и опять же Хичкока.
От них «Служанка» получила выдающийся сапсенс, преисполненную вкуса и символизма операторскую работу и навороченную схему отношений между персонажами. В том числе и лесбийско-феминистического плана. Обе эти нетипичные для корейского кино темы проходят сквозь всю картину тонкими красными шнурками и затягивается к финалу в тугой узел с бубенцами на конце. Начинающаяся довольно классически драма в исторических декорациях превращается в невообразимый, невозможный комедийно-эротический криминальный триллер-головоломку, удивляющий не одним и даже не двумя твистами. Что же в фильме от самого Пака Чхан-ука? Ни с чем не сравнимый корейский колорит, который год не покидающий помй плейлист саундтрек, написанный Чо Ён-уком (с которым они сотрудничают ещё с «Объединённой зоны безопасности»), как всегда безупречная работа с актёрами (особенно с девушками, ух!), дотошность и любовь к насыщению картинки деталями, которым позавидует любой современный режиссёр.
«Служанка» — это безупречный многожанровый фильм, попутавший всякие границы, как между этим самыми жанрами, так и за их пределами. Безумно увлекательный, безумно глубокий и безумно красивый, даже после пятого за три года пересмотра не выходящий из головы и удивляющий новыми обнаруженными деталями. Смотреть и пересматривать вы, кстати, можете, как театральную, так и режиссёрскую версию. Во второй эротические сцены ещё длиннее и подводка к ним показана более детальна. И кажется, что театральная версия это больше криминальный триллер, а режиссёрка сильнее акцентируется на отношениях главных героинь. Но в любой из версий «Служанка» is love, «Служанка» is life.
Часть 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
That’s all, folks! Мой топ 2018-го года выйдет когда-нибудь весной. Мне к нему нужно успеть посмотреть ещё около 70-80 фильмов, за что я прямо сейчас возьмусь. Спасибо за внимание! Вот список фильмов в компактном виде:
* * *
1. Agasshi / «Служанка»
2. Paterson / «Патерсон»
3. Nocturnal Animals / «Ночные животные»
4. Sieranevada / «Сьераневада»
5. Forushande / «Коммивояжёр»
6. «Рай»
7. Hell or High Water / «Любой ценой»
8. Arrival / «Прибытие»
9. La La Land / «Ла Ла Ленд»
10. Kimi no na wa. / «Твоё имя»
11. Hunt for the Wilderpeople / «Охота на дикарей»
12. Silence / «Молчание»
13. Poesía sin fin / «Бесконечная поэзия»
14. Bacalaureat / «Выпускной»
15. Jackie / «Джеки»
16. Indignation / «Возмущение»
17. Operation Avalanche / «Операция «Лавина»»
18. Tower / «Башня»
19. Nocturama / «Ноктюрама»
20. Ostatnia rodzina / «Последняя семья»
21. The Neon Demon / «Неоновый демон»
22. Manchester by the Sea / «Манчестер у Моря»
23. Frantz / «Франц»
24. Shin Gojira / «Годзилла: Воскрешение»
25. Remainder / «Когда я был настоящим»
26. Umi yori mo mada fukaku / «После шторма»
27. The Nice Guys / «Славные парни»
28. Câini / «Собаки»
29. Hail, Caesar! / «Да здравствует Цезарь!»
30. Christine / «Кристин»
31. Don’t Think Twice / «Не думай дважды»
32. Inimi cicatrizate / «Истерзанные сердца»
33. Kubo and the Two Strings / «Кубо и две струны»
34. Neruda / «Неруда»
35. Aquarius / «Водолей»
36. Ang babaeng humayo / «Женщина, которая ушла»
37. Hardcore Henry / «Хардкор»
38. A Dragon Arrives! / «Приходит дракон»
39. Fuchi ni tatsu / «Фисгармония»
Вне списка:
• Bad Black / «Плохой чёрный»
• Divines / «Божественные»
• Swiss Army Man / «Человек — швейцарский нож»
• «Коллектор»
• Wo bu shi Pan Jinlian / «Я не мадам Бовари»
• Nagai iiwake / «Долгие оправдания»
• American Honey / «Американская милашка»
• Le fils de Joseph / «Сын Иосифа»
• Everybody Wants Some! / «Каждому своё!»