Age of Empires IV: о Столетней войне и истории через игровое повествование

Недавно — 28 октября 2021 года в свет вышла стратегия Age of Empires IV — игра, в лучшую сторону выделяющаяся своим подходом к историческим событиям и явно лучшая из игр, в которых действие происходит во времена Столетней войны.

Компьютерные игры, действие которых происходит не в вымышленных мирах, а в некой квазисторической обстановке — дело не редкое. Если говорить о Средневековье, то здесь сразу вспоминаются серия Total War, продукты от Paradox Interactive (в частности Crusader Kings), Mount and Blade, Kingdom Come: Delivirance и другие. Как правило, реальный исторический контекст в них становится лишь стилистическим обрамлением, схематизированным и легко искажаемым в угоду игровым условностям. Причин тому несколько: это может быть и стремление к зрелищности, необходимость дать аудитории легко понятную схему, упрощение в пользу игровых условностей или технических ограничений. В любом случае, даже если речь идет о таких хардкорных играх, как Crusader Kings или Europa Universalis историческая реальность в них — это лишь сеттинг, то есть оформление, которое с легкостью может быть заменено на вымышленные миры, фентези или фантастику. Героиня нашего обзора — «Age of Empires IV» — исповедует другой подход, при котором помимо основной развлекательной функции в игре содержится мощный просветительский компонент. «Эпоха империй» не побуждает игрока заглядывать в Википедию, не вплетает вымысел в реальные события, чтобы сделать сюжет интереснее, она напрямую показывает ему образовательные материалы, расширяющие кругозор.

Сразу оговорюсь. На момент написания данного обзора автор не завершил даже первой из имеющихся игровых компаний, однако даже увиденное на данный момент дает возможность сформировать крайне положительный отзыв. Переходя от общей хвалебной оды к рассмотрению игры по существу, мы схематически разделим обзор на две составных части: это игровой процесс и та самая образовательно-просветительская составляющая, а далее охарактеризуем каждую из них.

Итак, по жанровой принадлежности Age of Empires IV — стратегия в реальном времени, очередная представительница старой и весьма уважаемой геймерами серии. Следуя современным тенденциям, игра разрослась. Она содержит синглплеер и мультиплеер, а также реализована «социальная» составляющая. Отвлекаться на два последних пункта мы не будем, так как нас в большей степени интересует однопользовательский режим, состоящий из нескольких кампаний, а также отдельных матчей в формате битв и испытаний. Сражаться игроку предстоит за одну из восьми наций: англичане, французы, Русь, монголы, китайцы, Священная Римская Империя, Делийский султанат и династия Абассидов. А вот одиночных кампаний на момент релиза предусмотрено только четыре: «Норманны», «Столетняя война», «Монгольское завоевание» и «Возвышение Москвы». Остальное, как уже заведено сложившейся маркетинговой моделью, завезут в DLC.

Игровой процесс в Age of Empires IV весьма стандартен для жанра RTS и не содержит никаких революционных инноваций. Базовая модель его такова: у вас есть лагерь, в котором производственные юниты-«поселенцы» добывают ресурсы и возводят здания. Когда уровень добытых ресурсов переваливает через определенную планку, вы можете совершить «левел-ап», то есть перейти в следующую эпоху, открывающую доступ к новым постройкам, технологиям и юнитам. Высшая ступень — «Империя» — отсюда и название игры. Параллельно с этим боевые юниты под командованием игрока занимаются самым интересным — воюют. Уровень микроконтроля в сражениях умеренный, а также процветает система «камень-ножницы-бумага»: копейщики убивают конников, стрелки издали уничтожают копейщиков, а кавалерия топчет лучников. С некоторыми коррективами такой подход действует и дальше, когда конников заменяют рыцари-латники, а лучников сменяют арбалетчики. Кроме того, присутствует возможность строить осадные орудия и грабить корованы… ИИ юнитов демонстрирует достаточную степень вменяемости и не проявляет чудес тупости, иногда наоборот они излишне прытки: посланный отряд заранее строит маршрут с учетом препятствий, скрытых туманом войны. Описанная выше стандартная схема миссии может модифицироваться: например, в сражении сходятся два войска, не имеющие ни лагерей, ни ресурсов. Или Вы осаждаете крепость, распоряжаясь только боевыми юнитами, или же отражаете из-за стен волны атакующих… Все описанное хорошо знакомо игрокам еще со времен серииWarctaft. Еще больше добавляет сходства присутствие короля-«героя»: им может быть Вильгельм Завоеватель, Генрих II, Дмитрий Донской или кто-то еще. Полководец не имбует, зато имеет возможность накладывать на войска различные баффы. Каждая из наций («расы» в стандартной игровой терминологии) имеет какие-то сильные стороны, порой клюквенные: у англичан лучники могут укреплять позиции кольями, у французов самые сильные латники, монголы имеют конных стрелков, а у Руси откуда-то взялись боевые монахи… В общем, играть интересно, но при этом вы вряд ли найдете что-то новое.

Графическая составляющая при этом выглядит весьма архаичной: на фоне более старых игр серии заметен прогресс, а вот от стандартов 2021 года Age of Empires IV отстала лет на десять. При этом при скачивании игры вес файлов достигает порядка 37 ГБ. Дело в том, что львиную долю дискового пространства в этом объеме будут занимать не текстуры сверхвысокого разрешения, а та самая «образовательно-просветительская компонента», о которой шла речь в самом начале обзора. Перейдем, наконец, к ней.

Самым первым бастионом в «боях за историю» в рамках Age of Empires IV служит сюжет миссий. Перед их началом игроку дается подробная вводная в контекст исторических событий, которые ему предстоит инсценировать на экране монитора. Здесь напрочь отсутствует вымысел: лаконично рассказывается об исторических деятелях, отношениях между ними, происходящих событиях. Формат изложения очень сжатый, не подробный. Зато игроку быстро становится понятно, что это за осада Йорка (событие совершенно не известное среднему российскому геймеру) или битва на Калке (аналогично непонятное сражение для западной аудитории). Основные ивенты в рамках миссий также связаны с ходом реальных исторических событий. Часто сочетание заявленного масштаба и его игровой реализации выглядит забавным: например, при фразе «герцог Роберт выступил из замка Теншбере с войском» мы видим десяток всадников и пару десятков пехоты. Остается только усмехнуться: «Ничего себе сражение! Хе-хе!». Зато после победы в каждой виртуальной баталии нам открывается доступ к самому лучшему, что есть в «Эпохе империй» — к дополнительному контенту. Как правило, это короткие, продолжительностью от трех до пяти минут образовательные ролики, снятые в реальном мире с участием реконструкторов или исследователей, занимающихся экспериментальной археологией. Качество съемки очень высокое: нормандские и английские замки или русские леса здесь предстают во всей красе. Иногда возможностей студии для масштабных кадров не хватает: разорение деревень Вильгельмом Завоевателем иллюстрируют рассекаемые мечом мешки с пшеницей, зерно из которой красиво падает в режиме слоу-мо. Образно и красиво.

Но ролики служат не только инструментом для сюжетного повествования. Каждый раз они дают игроку узнать что-то новое: как строились средневековые замки, как появились и развивались арбалеты, как изготовляется кольчуга или зажигательные стрелы, как устроен требуше и т.д. Помимо «милитаристских» рассказов, есть и «мирные», например, о соколиной охоте. За короткое время игрок может узнать, как возникла традиция охоты с хищными птицами, как дрессировали соколов, как ухаживали за ними, чем сокол отличается от ястреба и т.д. Когда речь идет о кольчуге, процесс создания плетеного полотна попадает на камеру целиком: от вытягивания проволоки до проклепки колец миниатюрными заклепками. Материал снят на высоком уровне, красив и прост для усвоения.

Таким образом, Age of Empires IV выполняет очень полезную функцию — она обучает истории, играя. Обычно под этим понимают вплетение познавательных компонентов в игровой процесс, когда обучаемый вроде бы должен усваивать «месседж» на подсознательном уровне. Правда, на практике результаты такого усвоения могут уйти далеко от поставленного плана, и внезапно окажется, что Чезаре Борджиа был убит Эцио Аудиторе. Разработчики «Эпохи империй» не стали улучшать исторически процесс и показали все, как есть. Кому-то это может показаться скучным, но используемый подход кажется единственно верным.

Автор: Дмитрий Сувеев

Оригинал

 

Источник

Читайте также

Меню