Черти всех мастей, коварный джинн, злобные духи, потусторонние садомазохисты, плотоядный дом и даже одна демоническая давилка.
20 марта вышел DOOM Eternal, в котором Палач Рока безжалостно расправляется с ордами демонов. Но злостные бесы захватили не только видеоигры — они давно обосновались в кино и, кажется, совершенно не собираются никуда уходить.
Пытаясь разобраться с этим безобразием, мы решили составить список самых опасных тварей из преисподней, которые безнаказанно злодействуют в фильмах. Чертей мы разыскали не только в новых, но и в старых картинах, про которые, возможно, мало кто слышал. При создании подборки учитывались, в основном, только те демоны, которые имеют физическое обличье, чтобы, при встрече, их можно было распилить бензопилой.
«Зловещие мертвецы» (The Evil Dead), 1981
Объект: демоны из Книги Мертвых
Арендовав разваливающийся домик в глуши, группа молодых ребят приезжает туда отдохнуть, но найдя в подвале зловещую книгу и аудиозапись, они случайно будят древних демонов, которые не собираются никого отпускать.
Смешав в одном фильме трэш-хоррор, комедию и стёб над жанром, Сэм Рэйми снял один из самых самобытных фильмов 80-х, который не только положил начало полноценной трилогии, но и повлиял на огромное количество фильмов и игр (геймдиректор DOOM Eternal при разработке вдохновлялся «Зловещими мертвецами 2»).
Здесь злые духи вселяются в людей, овладевая их телами и, при этом, не забывают издеваться и дразнить тех, кто ещё остался в живых, а молодой Брюс Кэмпбелл с ружьем наперевес изо всех сил пытается дать им отпор.
Низко летящая над землей камера, восхитительный грим, съёмка от первого лица и оживший лес — всё это стало знаменитыми фишками серии, а демоны, благодаря дебютной картине будущего режиссёра «Человека-Паука», заполучили повышение в мировой поп-культуре.
Единственным способом уничтожения дьявольского создания является полное расчленение тела (Палач Рока одобрительно кивает) — Рэйми ухватился за идею, придуманную ещё Джорджем Ромеро, и довел её до безумия. Теперь недостаточно просто стрелять в голову — нужно разрубить чудовище на части, иначе оно оживет вновь. Микс из запредельного для того времени ультранасилия и чёрного юмора сделал картину уникальной, а режиссёру открыл дорогу в Голливуд.
Демоны из «Зловещих мертвецов» напугали в детстве не одну тысячу подростков, в ужасе сидевших ночью перед телевизорами, и стали такими же знаковыми иконами в истории кино, как и знаменитая хижина в лесу.
«Исполнитель желаний» (Wishmaster), 1997
Объект: коварный и очень хитрый восточный демон
При разгрузке корабля пьяный крановщик по неосторожности разбивает древнюю каменную статую, в которой хранился огромный опал. Этот камень попадает в руки к главной героини, ещё не знающей о том, что в нём заключён злобный джинн. Дух пробуждается от долгой спячки и начинает исполнять человеческие желания, подвергая всех, кого он встретил, кошмарным мукам.
«Исполнитель желаний» оригинально подходит к демонической теме – вместо очередного рогатого черта, тут могущественный дух, скованный в своих возможностях, который пытается устроить ад на земле. Однако его силы ограничены, так что для осуществления планов ему приходится служить людям. При этом все, кто загадывает желание джинну, не получают того, чего хотят — коварный демон делает всё по-своему, обманывая чужие ожидания.
Одной из отличительных особенностей картины является участие Грега Никотеро — именитый мастер грима, при явно небольшом бюджете, сумел создать несколько впечатляющих эпизодов. Дизайн джинна, жуткие сцены с трансформацией человеческого тела, литры крови и ожившие скелеты — практические эффекты в фильме выполненные на славу.
Пусть картина и выглядит, как чистокровный B-movie, ставка на исполнение человеческих желаний делает свое дело — каждый раз интересно, как же джинн повернет просьбы людей против них самих. Демон не скупится на необычные убийства на радость зрителям, но, кажется, если бы он встретил Думгая, то наверняка бы сто раз пожалел, что умеет вообще исполнять чужие мечты.
Джинн, в отличие от своих коллег по преисподней, не может просто так творить зло — его действия напрямую зависят от людей и, зная это, одолеть его не так уж и тяжело. Знакомый многим по «Аладдину», восточный дух предстаёт здесь совершенно в ином свете — это тот самый случай, когда смена жанра пошла персонажу только на пользу.
«Тыквоголовый» (Pumpkinhead), 1988
Объект: демон мести, который не остановится, пока не завершит начатое
Отец с маленьким сыном живут в захолустье и заведуют своей собственной лавкой у дороги. Во время приезда компании молодых мотоциклистов происходит несчастный случай, после которого убитый горем отец обращается к тёмным силам, чтобы они покарали его обидчиков.
Тыквоголовый, дизайн которого создавался явно с оглядкой на «Чужого», является демоном мести — призванное из ада существо действует по воле своего хозяина, расправляясь с теми, кого тот заказал.
Идея мстительного демона в кино не нова, но здесь злобный дух представлен не в виде завывающего ветерка или хлопающих дверей — адское создание обрело физическую форму, благодаря которой оно может теперь бродить по округе и пугать до смерти несчастных юнцов, просто приехавших отдохнуть. Всё-таки не в каждом фильме встретишь монстра, выглядящего одновременно и нелепо и страшно.
Мрачный дух американской провинции, щепотка мистики и уродливая тварь, утаскивающая визжащих подростков в темноту — «Тыквоголового», конечно, сложно назвать образцовым слешером, но это неплохой олдскульный хоррор про отчаяние, месть и искупление грехов.
«Демоны» (Dèmoni), 1985
Объект: злые духи, стремящиеся захватить мир
Дарио Ардженто, любящий творчество итальянского мастера ужасов Марио Бавы, не мог не помочь его сыну и спродюсировал инфернальных «Демонов», однако здешние монстры, по сути, недалеко ушли от обычных зомби. Очевидно, поглядывая в сторону успешных «Зловещих мертвецов», продюсеры из Европы решили по-своему взглянуть на вторжение с того света.
Шерил вместе с подругой получает необычное приглашение на премьерный показ нового фильма ужасов. Отправившись вдвоем в кинотеатр «Метрополь», они оказываются на сеансе жуткой картины. Но неожиданно кошмар начинает твориться не только на экране — зрители понимают, что демоны проникли в здание и завладели несколькими посетителями.
Поранившись о загадочную маску в фойе кинотеатра, одна из зрительниц обнаруживает, что заражение стремительно распространяется и вот уже красивая молодая девушка превратилась в исчадие ада, отгрызающее кому-то руку.
Как только несчастные посетители сообразили, в чём дело, двери кинотеатра захлопнулись, а события глупого фильма на экране переместились прямо в зал. Несколько героев пытаются дать отпор силам зла, армия которых стремительно растёт, слизь и рвотные массы заливают пол, кровь течёт рекой, а из людей начинают, в прямом смысле, вылупляться черти.
Потом будут безумные поездки на мотоцикле с самурайским мечом прямо среди зрительских кресел под энергичные рок-завывания, а в конце сверху просто упадет вертолёт — в те годы итальянские режиссеры умели качественно развлекать своих зрителей.
«Восставший из ада» (Hellraiser), 1987
Объект: сенобиты, путешествующие между реальностями и забирающие жертв в мир страданий и удовольствий
Воспользовавшись купленной на базаре шкатулкой, Френк оказался в аду, из которого он затем умудрился сбежать. Теперь, чтобы вернуть себе естественный облик, ему нужна человеческая кровь, а по его следам идут жестокие демоны.
Клайв Баркер снял фильм, основанный на его же рассказе, и это один из немногих случаев, когда автору действительно удалось сохранить атмосферу оригинала и даже кое в чём превзойти первоисточник.
История о соблазне, страсти и любви, совершенно нетипичная для подобного фильма ужасов, разбавляется впечатляющими сценами насилия. И пусть действие картины практически ограничено одним домом — благодаря шкатулке, адское измерение может проникать в наше, а вместе с ним — цепи, демоны, оживающие трупы и ощущение абсолютного кошмара, из которого невозможно выбраться.
В «Восставшем из ада» представлены, пожалуй, самые интересные демоны в кино. Сенобиты — это группа существ, когда-то бывших людьми, которые живут в аду и способны проходить в нашу реальность через специальные проломы. Эти проломы (схизмы) можно открыть с помощью старинной шкатулки-головоломки, из-за действия которой и начинаются события «Восставшего из ада».
Гости с того света тут выглядят совсем как люди и это выгодно выделят фильм на фоне других подобных картин. Изуродованные до безобразия, сенобиты, стремящиеся к страданиям и наслаждениям, действительно похожи на «садомазохистов из потустороннего мира». Они, конечно, не представляют никакой угрозы для Палача Рока, для которого как раз наслаждение — это муки адских созданий.
При этом, преисподняя здесь не наполнена лавой и рогатыми тварями, вместо них — бесконечные коридоры-лабиринты, тёмные комнаты и жуткие демоны, охраняющие проход. Баркеру удалось создать свою собственную уникальную вселенную, которая впоследствии стала культовой.
«Крепость» (The Keep), 1983
Объект: могущественный демон Моласар, питающийся человеческими душами
1941 год. Отряд немецких солдат прибывает в небольшую деревню в Карпатах и останавливается в древней крепости. Стремясь найти серебро, несколько военных выпускают на свободу злой дух, который начинает незамедлительно сокращать ряды армии третьего рейха. Одновременно с этим, из Греции в Карпаты направляется странный человек, который явно что-то знает про демона и его обитель.
«Крепость» — один из первых фильмов Майкла Манна, который, к сожалению, постигла сложная судьба. Из планируемого трёхчасового хронометража, в результате, по воле продюсеров, осталось только полтора и из-за этого картина кажется незавершенной.
Несмотря на рваный монтаж и сбивчивое повествование, в «Крепости» есть несколько ошеломляющих кадров, потрясающая музыка, а также гнетущая атмосфера, немного отдающая смесью Лавкрафта и Индианы Джонса. Дизайн Моласара не вызывает нареканий — светящиеся глаза, дымовые эффекты и костюм, отчего-то напоминающий скафандры Инженеров из «Чужого».
Разрывая немецких солдат на части, демон поглощает их души и обретает силу — теперь ему лишь нужно выбраться из своей гробницы. Старый еврей, в исполнении Иэна Маккеллена, мечтает о том, чтобы мировое зло фашизма было уничтожено и ради этого он даже готов подписать договор с дьяволом.
Манн затрагивает в своей картине темы нацизма, зла, выбора и жертвенности, но из-за малого хронометража не успевает полноценно высказаться по всем пунктам. Несмотря на это, «Крепость» остается, пусть и забытым, но интереснейшим историческим хоррором, стильной притчей о борьбе добра со злом, в которой действия адского духа выглядят невинно, по сравнению с тем, что творят обычные люди.
«Дьявол песков» (Dust Devil), 1992
Объект: загадочный демон, заманивающий своих жертв
Злой дух в человеческом теле совершает жестокие убийства, пока не встречает сбежавшую от своего мужа женщину. А в это время старый полицейский, расследующий серию преступлений, пытается отыскать демона среди пустынных просторов.
Удивительный гипнотический триллер Ричарда Стэнли, снявшего недавно «Цвет иных миров», был в свое время обойден вниманием публики – и очень зря. История о древнем демоне, который принимает человеческое обличье и бродит по пустыне в поиске страдающих жертв, ищущих покоя, пусть и не блещет драматургической красотой, зато погружает зрителя в состояние, когда уже не знаешь, где находится реальность, а где миф.
Дух, принявший образ мужчины в плаще, похож на героев Клинта Иствуда, правда вместо пригоршни долларов, здесь он будет забирать чужие души. Все персонажи фильма будто застряли посреди песков — в их жизни нет смысла, и только встреча со злом способна хоть что-то изменить.
Мистические пустынные пейзажи, умирающие городки, вездесущие изображения спиралей, отрубленные пальцы, заброшенный кинотеатр под открытым небом и бесконечный песчаный ветер — картина Стэнли наполнена странной и тревожной атмосферой, где легенды оживают, а человечество будто давно вымерло.
Далёкий закадровый голос киномеханика говорит метафорами, а герои едут на запад, пытаясь добраться до океана, ещё не зная, что из красной пустыни сбежать невозможно. Финальная сцена в уничтоженном песком городе, напоминает одновременно о вестернах и о конце света — но где ещё сражаться со злом, как не на руинах цивилизации?
«Крампус» (Krampus), 2015
Объект: злобный дух Рождества, приходящий к непослушным детям и их родственникам
Семья собирается вместе с родственниками на Рождество, но неожиданная снежная буря вместо праздничного настроения приносит в городок злобного демона Крампуса и его монстров-приспешников, которые не готовы дарить счастье и радость.
Когда вместо Санта-Клауса на Рождество приходит жуткий монстр с козьими ногами, трудно продолжать верить в доброго дедушку с санями. Основанный на австрийском фольклоре, «Крампус» пытается осовременить старую сказку — местами фильм начинает напоминать «Нечто» и «Мглу», а звон колокольчиков здесь звучит страшнее, чем рёв бензопилы (только если это не бензопила Думгая).
Помощники чудовища выглядят мило и жутко одновременно — ожившие человечки из печенья, прожорливый клоун и плюшевый зубастый медведь. Проникая в дома через дымоход, они пытаются забрать с собой как можно больше людей, заманивая их в ловушки. А сам демон оказывается хитрым и коварным — он любит прятаться и играть с верящими в чудо детьми, чтобы затем похитить их и сбросить прямо в бездну. Крампус опасен тем, что его проделки легко принять за добрые намерения.
Идея превратить рождественскую комедию в, путь и детский, но хоррор, достаточно оригинальна. Хоть в фильме проседает динамика, а вторая половина не совсем оправдывает ожидания, многое сглаживает отличный финал, в очередной раз доказывающий, что злых духов не стоит понапрасну злить.
«Ночь демона» (Night of the Demon), 1957
Объект: демон, который приходит в назначенный час и убивает свою жертву
Учёный Джон Холден прилетает в Великобританию, где узнает, что его друг – профессор Харрингтон, погиб. Объединившись вместе с племянницей покойного, скептично настроенный Холден начинает свое расследование, пытаясь разоблачить загадочного лидера культа Карсвелла.
Холден не верит в демонов и духов, но зловещий Карсвелл утверждает, что американец умрёт через несколько дней, если не прекратит лезть не в свое дело. Человек науки, Джон отрицает мистику, до тех пор, пока сам не столкнется с необъяснимым.
Появление демона в картине сейчас выглядит забавно, но всё остальное — это отменный детектив про тайные знания, руны и зашифрованные книги. Жак Турнёр совмещает в своей работе густую атмосферу нуара и мистику, получая на выходе удивительный симбиоз, который в 1957 году смотрелся по-новаторски.
Будто сбежавший со съемочной площадки «Там, где кончается тротуар», Дэна Эндрюс действительно напоминает полицейского или частного детектива — вечно в пиджаке и шляпе, с сигаретой в зубах, он неутомимо пытается разоблачить реальность, наивно веря, что иных сил не существует. Но здешний убийца не носит чёрных перчаток — он возникает прямо из ночного воздуха и разрывает свою жертву на части.
Спиритический сеанс, гром среди бела дня, демоническая кошка и сражение рационального с непознаваемым — Холдену предстоит не раз поставить под сомнение свою непоколебимую веру в реальность. Захватывающая финальная сцена в поезде, в которой учёный и колдун сойдутся в схватке, логично завершит противостояние и ответит на вопрос: сильнее ли наука магии?
«Ночь демона», конечно, сейчас трудно назвать полноценным хоррором, это скорее смелая и крайне удачная попытка освежить нуар, поместив классического героя в совершенно не классическую ситуацию.
«Синистер» (Sinister), 2012
Объект: демон Багул, похищающий детей
Писатель вместе со своей семьёй переезжает в новый дом, где за год до этого было совершено ужасное убийство. Найдя странные видеозаписи на чердаке, герой понимает, что он получил доступ к уликам, которые могут раскрыть тайну произошедшего. Сразу после этого, его семью начинает терроризировать зловещая потусторонняя сущность.
Трудно назвать «Синистер» выдающимся хоррором, но главный злодей здесь вышел на удивление интересным — вавилонский демон Багул, питающийся детскими душами, заставляет ребят убивать своих родственников и снимать всё это на пленку.
Итан Хоук крайне убедительно смотрится в фильме ужасов — ему идет образ писателя, отчаянно глотающего алкоголь и пытающегося понять, откуда взялись рисунки на стенах и призраки детей.
«Синистер» — это мистический детектив и, благодаря хорошей игре актеров и нестандартной истории, он выделяется на фоне бесконечных «Астралов» и «Заклятий». Изредка появляющийся в кадре демон способен пару раз напугать неискушенного зрителя, а концовку в ужасах можно в кои-то веки назвать удачной.
С помощью архивных видеозаписей, Скотт Дерриксон умудряется придать фильму достоверности, а псевдодокументальная съёмка делает убийства ещё более жуткими. Багул законно занимает место в списке лучших демонов 2010-х — во времена постхорроров и издёвок над жанром, Думгай будет рад встретить хоть одного внятного и опасного противника из преисподней.
«Дом» (Hausu), 1977
Объект: дом-демон, пожирающий своих гостей
Семь школьниц решают отправиться на каникулы к тёте одной из них. После прибытия в дом, девочки обнаруживают, что доброжелательное с виду место, на самом деле, таит в себе множество опасностей.
Снятая в 1977 году, эта культовая японская картина основана на страхах дочери режиссёра. «Дом» — сюрреалистичный фильм ужасов, в котором мистика смешивается с комедией и мелодрамой.
Отсутствие логики, клиповый монтаж, анимации и совершенно безумные сцены превращают «Дом» из ещё одной картины про приведения в яркое и удивительное зрелище. Летающая голова, голодное пианино и ожившие подушки — девушки начинают исчезать одна за другой в глубинах комнат и до концовки доживут точно не все. Несомненно, если Палач Рока заглянет в это здание на чаепитие, то прихватит с собой для надежности BFG, но, наверное, даже его способны удивить местные способы умерщвления гостей.
У зла здесь определенно имеются фольклорные корни, а снующий туда-сюда кот не предвещает ничего хорошего, но это всё остается практически за кадром — в фильме гораздо важнее форма, нежели чем содержание.
Ожившая на экране безумная детская фантазия, выполненная с ярким режиссёрским видением — «Дом» является искренним кинематографическим хулиганством, диким коктейлем разных стилей и жанров, который удивляет даже спустя почти сорок лет.
«Врата» (The Gate), 1986
Объект: маленькие, проворные твари, которые нападают толпой
На заднем дворе своего дома Глен обнаруживает огромную дыру в земле и таинственное яйцо. После того, как его родители уезжают на несколько дней, оставив мальчика под присмотром его старшей сестры, он, вместе со своим другом, обнаруживает, что яма — это портал в ад, который очень скоро должен открыться.
«Врата» — стандартный детский ужастик из 80-х, в котором трое героев находят дверь в другой мир, и через неё начинают пробираться маленькие злобные монстры. Те, при этом, выглядят довольно забавно и не особо похожи на жестоких чудовищ из преисподней.
Смерть здесь иллюзорна, в музыкальных альбомах прячутся зловещие послания, а древних богов может победить наивная вера в чудо. При всей своей примитивности, во «Вратах» есть некий ностальгический шарм – это такое идеальное кино для потрепанной видеокассеты, забытой в детстве где-то на чердаке.
Несмотря на все недостатки, «Врата» всё же выглядят любопытным артефактом своей эпохи, ведь это фильм, в котором игрушечная ракета может спасти мир, а лучший способ воспользоваться Библией — это метнуть её прямо в ад.
«Собор» (La chiesa), 1988
Объект: древние демоны, способные влиять на сознание людей
В Средние века орден тевтонских рыцарей вырезал целую деревню жителей, подозреваемых в колдовстве. На месте захоронения построили собор, в котором спустя столетия библиотекарь Эван обнаруживает древнее подземелье. Открыв его, он выпускает на свободу злобных духов, стремящихся вырваться за пределы церкви.
Ещё один итальянский хоррор про демонов, снова спродюсированный Дарио Ардженто. Режиссер Микеле Соави в 1987-м снял отличный триллер «Водолей» про маньяка и театральную постановку, и вот, год спустя, он обратился к демонической теме.
Отличительной особенностью «Собора» является то, что тут нет главного героя и почти отсутствует сюжет. Повествование сначала ведётся от лица тевтонского рыцаря, а затем переключается на библиотекаря, потом на реставратора, а в конце эстафета передаётся юной дочери ризничего, которую играет Азия Ардженто.
Вырвавшиеся демоны сразу же вселяются в нескольких людей и начинают методично уничтожать невинных посетителей собора. Идея того, что демоническая одержимость подобна заражению, видимо, прочно засела в головах итальянских хоррормейкеров вплоть до того, что и тут зло передается через царапины и укусы.
Несколько впечатляющих сцен убийств, неплохой дизайн демонов и готическая атмосфера — «Собор» вобрал в себя почти все модные тенденции итальянских хорроров того времени.
«Давилка» (The Mangler), 1994
Объект: демонический давильный пресс
В старой прачечной творится что-то странное — работница погибает в скоростном давильном прессе. Расследуя это дело, детектив Хаттон вскоре понимает, что в механизм вселился демон, а владелец заведения скрывает какую-то тайну.
Созданный при участии трёх мастеров ужаса (Тоуб Хупер, Роберт Инглунд и Стивен Кинг), этот фильм представляет самого безумного демона в нашей подборке. Пожирающая людей адская давилка, выглядит, без шуток, устрашающе — сцены с ней сделаны натуралистично, а затягивающих несчастных так и хочется попробовать вытащить из пасти жуткой машины. Конечно, если Палач Рока встретится с такой махиной, то одной бензопилы для победы будет маловато, но мы уверены, что он сумеет справиться. Если уж наш герой одолел Икону Греха, то и демоническая давилка будет ему нипочём.
В помощники к детективу запишется местный начинающий оккультист, рассказывающий о зле, энергиях и крови девственниц. Вдвоём они начнут раскрывать нависший над городом заговор, и, по началу не верящий в мистику коп, к концу фильма уже будет одним из первых, кто схватится за крест.
Главу прачечной, Билла Гэртли, играет Роберг Инглунд и, надо сказать, его персонаж вышел отличным. Лишенный одного глаза и передвигающийся с помощью сразу двух тростей, он олицетворяет собой одержимость властью и деньгами.
Проведя расследование, герои разберутся, в чем же тут дело, а финальный обряд экзорцизма, во время которого прозвучит абсолютно логичная в данном контексте фраза: «Аминь, черт побери!», закончится совершенно дикой сценой, от которой хочется то ли хохотать, то ли хлопать от восторга. «Давилка» — это странная, трэшовая и во многом неудачная экранизация Кинга, которая, тем не менее, способна порадовать парочкой жестоких сцен и общей концепцией, где адский механизм готов слопать каждого зеваку, не соблюдающего простую технику безопасности.
Естественно, мы нашли не всех демонических сущностей, проказничающих в кино, так что оставляйте в комментариях свои примеры.