А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

Пока у разработчиков получается симулятор политической изоляции.

У Victoria 3 ещё даже нет даты релиза, — но один из её играбельных тестовых билдов недавно слили в сеть. Настолько масштабные утечки встречаются крайне редко, а по этой бете ещё и можно увидеть, как Paradox Interactive собирается реализовать некоторые идеи, которые вызвали шквал дискуссий у поклонников серии.

А я сейчас вам покажу: впечатления от слитой тестовой версии Victoria 3

В предыдущих сериях

Серия Victoria — нишевая даже по сравнению с другими глобальными стратегиями, её запутанной экономической системой часто любят пугать новичков жанра. Так что сперва лучше немного напомнить, чем всё-таки эти игры прославились.

Не будем особо вспоминать первую часть: её можно считать скорее пробой пера. Потому переносимся сразу ко второй Victoria, вышедшей в 2010-ом. По сути это самая целостная историческая глобальная стратегия от Paradox Interactive. И не только потому, что разработчикам потребовалось только три года и два дополнения, чтобы довести её до ума.

В других играх студии по ходу кампании сильно нарастает рутина, которая заслоняет самые интересные части игры. В Europa Universalis игрок крайне осторожно ведёт экспансию так, чтобы его не задавили возмущённые соседние страны. Но на поздней стадии игры всё превращается в «покрас» — завоевание как можно большого числа земель. Просто к тому моменту подопечная держава прокачивается настолько сильно, что у неё не остаётся достойных соперников.

В Hearts of Iron приходится внимательно следить за фронтами, тщательно продумывать свою стратегию и тактику. Но как только одолеваешь главных противников, всё опять сводится к «покрасу». Crusader Kings — практически ролевая игра с придворными интригами, грызнёй наследников престола, инцестом и возможностью лишиться ноги во время лечения простуды. Но на поздних этапах кампании практически всегда удаётся обуздать своих родственников и вассалов, отчего снова начинается «покрас».

Каждая партия в Victoria 2 с самого 1836-го, когда начинается кампания, играется как симулятор злобного империалиста, который занимается хищническим капитализмом и боится революций — и она также заканчивается в 1936-ом. Конечно, некоторые умудряются заниматься «покрасом» — но он в этой игре практически невозможен. И не только из-за больших долгих «штрафов» за развязывание наступательных войн, от которых на вас ополчится весь мир.

В Victoria 2 война и дипломатия не важнее внутренней политики и экономики. Без нормальных доходов не будет средств на армию, с плохим финансированием административного аппарата люди будут чаще восставать. Если не проводить вовремя реформы, то рано или поздно пройдёт целая цепочка революций, на подавление которой не хватит и всей мобилизованной армии.

В свою очередь престиж (который проще всего заработать в сражениях) и размер армии вместе в промышленностью выводят страну в категорию великих держав — и это подстёгивает экономику. Так государство получает приоритетный доступ к разным рынкам, возможность инвестировать в другие страны и подминать их ресурсы под свою экономику.

Все эти системы проработаны примерно на одном уровне и требует к себе одинакового внимания. И все они со временем трансформируются — игра же про эпоху, когда прогресс начал менять жизни людей с безумной скоростью. В 1840-х по Европе прокатывается волна либеральных революций, в 1870-х все делят Африку, с 1890-х мировые войны превращаются в мейнстрим — и это только пара примеров событий, сильно меняющих игру.

Именно такая связь разных сфер управления государством и их постоянные изменения превратили Victoria 2 в одну из лучших глобальных стратегий.

Будни разработки

Слитая бета запускается без проблем, и в ней, пускай с вылетами, можно наиграть пару десятков лет за практически любую страну. Но судить о ней по будущей игре нужно с большой осторожностью. Да, там есть все механики и интерфейсы — но многое из этого практически не работает.

ИИ стран практически отключён. Ваши соседи иногда могут прислать предложения о торговле и оборонительном союзе — но больше ничего не делают. В игре пройдёт хоть двадцать лет — все страны будут сидеть в своих границах. По бете не получится нормально оценить дипломатию.

Из-за ИИ международная торговля тоже толком не работает. Никто практически ничего не производит. От этого царит полный абсурд. Уровень жизни в Люксембурге хуже, чем в беднейших африканских странах. Тувинцы живут богаче, чем жители Нью-Йорка. Российская империя экономически поджала под себя Германию.

Внутри каждой страны есть политические партии, во граве которых стоят разные лидеры. Но их можно и не заметить, потому что они почти никак не проявляют себя. Хотя при этом весь мир в бесконечных революциях — никто ничего особо не требует, просто всюду дефицит всего.

На месте и классическая проблема глобальных стратегий — названия старых городов. С одним вообще случилась двойная ошибка. Возле Днепра в игре стоит город Korovohrad — судя по всему, это опечатка в названии советского Кировограда. Который до 1924 года вообще назывался Елисаветградом.

Так что не будем дальше обращать на эти части игры особого внимания — всё это однозначно будут перерабатывать.

Домики и огороженный лес

Разработчики выкинули на помойку старую систему промышленности — и представили гораздо более интересный и глубокий подход к производству ресурсов.

Вот, например, в Victoria 2 садишься сыграть за какую-то бедную страну в стороне от всех главных конфликтов — и первые тридцать лет нужно в основном просто ждать. Приходится как-то выправлять дела в государстве, чтобы появились хоть какие-то рабочие, которых можно отправить на заводы. А без них всё остальное производство проходит без какого-либо участия игрока.

В Victoria 3 никто не производит ничего просто так — для всего нужны здания. Они здесь под каждый ресурс, которых теперь намного больше. Благодаря этому даже если начать игру за какую-то сплошь аграрную страну, всегда есть, чем заняться в её экономике.

Причём недостаточно просто построить какую-то фабрику или ферму и получать с неё выгоду. Благодаря техническому прогрессу и новым законам появляются новые способы производств и организации собственничества, на которые можно перевести предприятия. Но это вполне может быть и не выгодно, так что приходится постоянно прикидывать издержки.

Благодаря таким нововведениям ещё интереснее развивать экономику государства. Ещё больше рычагов влияния на неё, больше занятных мелочей. Даже в слитой версии 0.1.0. приятно отстраивать свою страну и наблюдать, как потихоньку устремляется вверх ВВП (наконец-то этот показатель доступен без сторонних программ).

Социальная сторона жизни государства вызывает больше вопросов. Теперь общество поделено на фракции со своими идеологиями, в которые входят разные группы населения. Каждую из них можно либо прессовать, либо продвигать. Но в бете вообще не ощущается влияние на них.

Не совсем понятно, работает ли вообще сейчас система продвижения и подавления групп населения: она не влияет на лояльность и численность. Проблема ещё в том, что интерфейсу не хватает наглядности изменений разных показателей, связанных с населением.

Но вот что действительно вызывает недоумение, так это торговая система. Несмотря на то, что ИИ почти ничего не производит, она в целом действует так, как и описывали разработчики в своих дневниках.

Во многом автоматизированный глобальный рынок, бывший в прошлых частях, исчез. Вместо него нужно выстраивать каждый отдельный торговый маршрут, если вам нужны товары за пределами вашего национального рынка. Народ требует пшеницы — в пару кликов организуй импорт из какой-нибудь страны. Экономика требует древесину — сделай импорт всё от того же соседа. Хочешь продать излишки кофе — найди какую-нибудь страну и проложи торговый маршрут для экспорта. И так с каждым ресурсом.

Получается полный абсурд. Эта система крайне проста, никакого вызова в ней нет. Это добавляет целую кучу микроконтроля. Если кто-то организует покупку нужного ресурса у вас, то вам, чтобы не случился дефицит, придётся его выкупать обратно. Можно организовать эмбарго на какой-то товар, но тогда его никто не сможет у вас купить — запрета на торговлю с какой-то одной страной не существует. Предпочтительней почти целиком изолировать свою страну от торговли, даже если это какая-нибудь Голландия.

Ещё хуже оттого, что новая торговля в текущем виде попросту скучная и утомительная. Вас ставят перед необходимостью сделать какое-то действие — например, купить уголь. Это необходимо для промышленности, нет никаких причин не делать этого. А добиться результата можно очень быстро и без проблем.

Продолжение политики иными средствами

Разработчики планировали, что война будет продолжением политики, и это в некоторой степени удалось: теперь каждый конфликт превращён в небольшой аналог кризиса из Victoria 2. Игрок кидает претензию на территорию — и на это реагируют страны региона. Они могут поддержать вас, проигнорировать или помочь вашему врагу. Всё может закончиться дипломатическими уступками — если это не удастся, то начинается война.

Такая система только углубляет геймплей. Она усложняет каждый конфликт, заставляет вести более острожную дипломатическую игру, улучшая отношения со всеми соседями и предлагая им награду за поддержку.

Ещё на стадии дневников разработчиков больше всего споров вызвало то, что авторы отказались от привычной боевой системы. Исчезло прямое управление армиями — теперь нет фигурок солдат, которые можно отправить куда заблагорассудится. Просто выбираешь генерала с армией и отправляешь на нужный фронт. А дальше он как-нибудь сам.

Есть лишь три команды, которые можно дать генералам: бездействовать в тылу, атаковать и обороняться. Если встречаются равные по силе армии, всё решает только бросок внутриигровых кубиков. Игрок не в силах повлиять на то, как именно будет вестись наступление или оборона во время военной кампании.

Конечно же, фортуна на стороне больших батальонов — для победы лучше собрать большую армию. А если её не обеспечить оружием, то любая маленькая победоносная война обернётся полным конфузом. Но такое было и раньше в серии. Только при этом был целый ворох механизмов, с которыми игрок мог хотя бы попытаться вывести свою страну даже из самой безвыходной ситуации.

Да, в Victoria 2 из-за ручного управления каждой армией было много назойливого микроконтроля. Новая система его убрала — и следом ушло практически всё остальное, связанное с войной. Это не добавляет новые нюансы в управление экономикой, дипломатией, социальной политикой.

Боевые действия из прошлых игр часто обвиняли в том, что там не слишком хорошо показывали разницу между войнами середины XIX и начала XX веков. Здесь же, кажется, вообще не будут ощущаться какие-то изменения. Разве что придётся дольше ждать и смотреть на большие цифры потерь. (И почему-то в бете убитых всегда больше, чем раненных — хотя логика подсказывает, что должно быть наоборот.)

Слитая бета Victoria 3 не претендует на то, чтобы адекватно показывать, что будет на релизе. По ней невозможно увидеть многие важные вещи для серии — к примеру, то, как будет изменяться мир по ходу кампании.

Но увиденное заставляет ждать релиза с большим недоверием. Торговля превращается в странную рутину. Разработчики углубили экономическую систему, но при этом почти целиком убрали вмешательство игрока в войну и подталкивают его к большему изоляционизму. Получается скорее стратегия про промышленного магната, а не всесторонний симулятор злобного империалиста викторианской эпохи.

Остаётся надеяться, что разработчики успеют перекроить все спорные механики и доработать игру.

#victoria #мнения

 

Источник

Читайте также