Когда разговор заходит про фильмы и сериалы о любви, я стараюсь максимально дистанцироваться — на мой взгляд, это слишком личная и субъективная вещь, чтобы можно было прийти к согласию с большим количеством читателей. Каждый видит в художественном произведении что-то свое, чаще всего проецирует отношения героев на собственный опыт, именно поэтому я предпочитаю оставлять эту тему при себе. Иногда я делаю исключения и сегодня как раз такой случай.
The Affair от Showtime — сериал, о котором стоит поговорить. “Примерить на себя” — это как раз о нем, потому что шоураннер Сара Трим и ее команда сценаристов удивительным образом четыре года подряд давят на самые чувствительные точки, о которых не хотелось бы рассказывать никому. Иногда даже самому себе.
В центре сюжета The Affair история двух семей. Известный писатель Ноа и его жена Хелен переживают кризис отношений: дети уже выросли, быт поглотил романтику, но связанные многими обстоятельствами они вынуждены оставаться вместе — не чужие друг другу, но все равно несчастные. С другой стороны простой работяга Коул и его супруга Элисон. Год назад у них трагически погиб маленький ребенок, и с тех пор они зависли в перманентном и опасном состоянии безразличия — в первую очередь к самим себе.
Конфликт разгорается, когда уставший от рутины Ноа встречает Элисон в кафе, где девушка работает официанткой. Слово за слово, и скоро эти двое оказываются в постели, а все, что будет после, можно назвать неспешным исследованием природы счастья, смятения и чувства вины. За четыре года шоу никогда не скатывалось до выжимания эмоций на пустом месте. Во главе угла в The Affair всегда наблюдение со стороны и правильная постановка неудобных вопросов, в этом помогает необычная структура повествования.
Каждый эпизод разделен на две части. В первой половине события показаны от лица Коула или Ноа, а во второй те же самые моменты ты переживаешь вместе с Элисон и Хелен. В этом дуализме кроется одно из важных достоинств The Affair, когда у тебя есть возможность увидеть проблему с разных перспектив. В этом отношении Сара Трим почти волшебница и обращает внимание на мелкие детали. Например, герой в глазах своей возлюбленной может выглядеть более мужественным, а когда историю покажут его глазами становится очевидно, что не такой уж он мушкетер, каким его видела девушка. По-началу эти мелочи могут показаться незначительными, но именно на них строится картина, в которой авторы ненавязчиво намекают: для каждого человека жизнь выглядит по-своему, а одни и те же вещи имеют разное значение. Он сказал, она сказала. Где правда? Правда всегда посередине. Тем интереснее наблюдать, как герои несут на себе груз одинаковых проблем.
Для поднятия неудобных вопросов (Почему ты изменяешь своему партнеру? Что ты при этом чувствуешь?) авторы всегда используют тонкие и точные метафоры. Одна из самых потрясающих — во втором сезоне, когда Ноа и Элисон обедают с другой семейной парой. Там муж в тайне от жены подкармливает собаку, которую та ненавидит. В финале собака утащила цыпленка соседки и женщина вынуждает старика убить своего четвероного друга. Мужчина стреляет в воздух, возвращается в дом и лжет супруге, чтобы сохранить с ней хорошие отношения. К сожалению, люди не всегда честны с теми, кого любят, а ложь лишь способ поддержать гармонию и не потерять какую-то часть жизни — важную и понятную только тебе.
За четыре года The Affair менял перспективу, исследовал все новые области человеческих отношений, но неизменно оставался беспощаден к своим героям. Все они — вроде обычные люди, но не в состоянии достичь личного счастья. Оно видоизменяется, ускользает от них и лишний раз напоминает нам с вами о том, что любовь между двумя людьми не константа, не конечная точка, а текущее состояние и путь, который двое проходят вместе. К концу четвертого года, например, раскрылся Коул и научился говорить вслух о пережитом несчастье, об измене любимой женщины и о том, чего ему хочется на самом деле.
Впереди финальный сезон, и на перерыв The Affair ушел в точке максимального надрыва. Я не возьмусь говорить о будущем героев, но сейчас это самое емкое и сильное высказывание о поиске счастья, неудаче в его обретении и большом разочаровании, когда получив желаемое, герой так и не находит того, что искал — гармонию с самим собой.
Источник