91 год существования цветного кино: сжатая не полная история

91 год существования цветного кино: сжатая не полная история

30 июля 1932 года, почти 91 год назад(не дотерпел 5 дней, но это к лучшему: по воскресеньям статьи никто не читает), вышел мультфильм «Цветы и деревья», в котором впервые была использована полноцветная съёмка с использованием Technicolor Process IV(three-strip). В Walt Disney Studios оценили перспективы новшества, и в дальнейшем все мультфильмы студии из серии Silly Symphonies выходили в цвете.

«Дисней» заключили эксклюзивный контракт на технологию до сентября 1935 года, поэтому конкуренты были вынуждены использовать более старый two-strip Technicolor(распространённое ошибочное название, на самом деле двухцветный процесс использовал одну полосу плёнки) и его конкурентов, таких как Cinecolor.

Изначально предполагалось, что срок действия эксклюзивного договора составит 5 лет, но после он был сокращён из-за возмущения других студий. Более старая двухцветная технология сильно уступала, хотя иногда могла выглядеть довольно уместно, например, в фильме «Доктор Икс» такая неестественность выглядит угрожающе и соответствует эстетике хоррора.

Распространению технологии цветной съёмки в художественном кино с живыми актёрами мешали некоторые её недостатки. Во-первых, размер камеры Technicolor образца 1932 года довольно внушительный. Камера получилась такой громоздкой из-за использования в ней светоотделительной призмы и сразу трёх плёнок(не то чтобы другие были маленькими, иначе откуда столько рир-проекции при съёмках людей в автомобилях вплоть до второй половины 60-х годов).

Некоторые режиссёры находили возможности обходить ограничения. Например, в музыкальном фильме «Сказки Гоффмана»(1951) звук и изображение были записаны отдельно, что позволило отказаться от использования звукоизоляционного короба и показать фантастическую операторскую работу и чистоту звука. Помогло практически полное отсутствие в фильме диалогов.

Теперь продолжим говорить об особенностях системы. Поскольку использовались сразу три плёнки: один чёрно-белый негатив улавливает свет в сине-фиолетовой части спектра, другой — в зелёной, третий — в красно-оранжевой, — затраты на плёнку и печать окончательного изображения с использованием соответственно цианового, пурпурного и жёлтого красителей высоки. Сложность монтажных склеек также многократно возрастала из-за использования трёх плёнок.

Но и это ещё не всё. Особенности камеры снижали скорость(«film speed», светочувствительность) плёнки до уровня всего около 5 по шкале ASA(чем больше это число, тем меньшее время требуется для экспозиции при прочих равных. К моменту «списания» трёхполосного «Техниколора» в 1955 году скорость увеличилась до примерно 30 ASA).

В современном кино скорость плёнки обычно от 100 ASA(slow film — хорошее освещение и отсутствие быстрого движения, например съёмки на воздухе при хорошей погоде) до 400(быстрое движение, плохая освещённость). Поэтому «Техниколор» требовал много света, а изображение получалось немного недоэкспонированным. Затраты на съёмку цветного фильма могли быть в полтора раза выше, чем на съёмку его бесцветного аналога.

Вишенкой на торте была необходимость арендовать не только камеру, но и съёмочную группу с тремя помощниками и консультантом по цвету. Этим консультантом была Натали Калмус, жена президента компании Technicolor, получившая репутацию стервы за постоянное вмешательство в решения режиссёра в выборе цвета костюмов, реквизита и т. д.. Винсент Минелли вспоминал: «Моё умение сочетать цвета получило высокую оценку, но только не от Натали Калмус, в глазах которой я ничего не мог сделать правильно».

Какое-то время считалось, что процесс Technicolor IV пригоден только для студийной звуковой сцены, где можно контролировать цвет и свет. Когда Paramount и режиссёр Генри Хэтэуэй сообщили Technicolor, что хотят снять фильм «Тропинка одинокой сосны»(1936) на открытом воздухе, им сказали, что это попросту невозможно. Тем не менее, результат оказался, на удивление, весьма приличным, и в дальнейшем было больше фильмов, снятых в цвете на открытом воздухе.

Были у цветной съёмки в «Техниколоре» и плюсы. Качество печати было очень высоким, при хранении в идеальных условиях плёнка может сохранять свои свойства на протяжении 500 лет(хотя со временем у изображения появляется небольшой красный контур). Также цвет был очень насыщенным и ярким, отсюда популярность процесса в мультфильмах и мюзиклах, таких как «Волшебник страны Оз».

Радовал и небольшой уровень зернистости. С другой стороны, существовало предубеждение о цвете, как о чём-то отвлекающем и «женском», поэтому картины в жанре «нуар» практически все до единой снимались чёрно-белыми. Редкие исключения — «Ниагара»(1953) и «Бог ей судья»(1945, один из самых любимых фильмов Мартина Скорсезе).

Кроме Technicolor, существовали и другие компании, занимающиеся цветной печатью: kodak представила свой Kodachrome в 1935, а немецкая Agfa адаптировала свою цветную печать для кинопроизводства в 1939. Kodachrome была предназначена скорее для журналистики и в кино использовалась редко, обычно в тех случаях, когда камера «Техниколора» была слишком большой. Kodachrome с момента её появления на протяжении как минимум нескольких десятилетий отличалась непревзойдённой цветопередачей.

Agfa же широко и успешно использовалась в немецком кино для создания фильмов, призванных отвлечь население Нацистской Германии от войны. Снимались как пропагандистские, так и обычные развлекательные фильмы, некоторые из которых представляют художественную ценность(большинство из них не доступны на видео, но иногда появляются на кинофестивалях).

После начала Второй Мировой войны американский филиал Agfa был захвачен. После войны этот филиал предлагал технологию Ansco Color, по которой были сняты некоторые известные фильмы того времени, такие как «Семь невест для семерых братьев» Стэнли Донена, «Бригадун» Винсента Минелли и другие.

Один из заводов Agfa оказался в зоне советской оккупации, его разработки(точнее, процесс Agfacolor Neu 1937 года) легли в основу цветового процесса, называемого на западе Sovcolor. Эта технология подарила цвет «Войне и миру» и большинству фильмов Андрея Тарковского. Преимущество Agfacolor Neu и производных советского Sovcolor и американского Ansco Color заключалось в его высокой скорости, поэтому съёмка могла без проблем проходить не только в хорошо освещённых помещениях и на улице в яркий день.

Но главным хитом стал Kodak Eastmancolor, представленный в 1950 году. Как и Agfacolor Neu, он использует одну полосу из трёх слоёв(«Интегральный трипак», Integral Tripack). Её можно использовать в обычной чёрно-белой камере, также не требуется высокий уровень освещения.

Процесс печати также намного проще, но долговечность и качество печати немного ниже. Возможно, с этим процессом цвет потерял «изюминку», но именно с Eastmancolor(Warnercolor) индустрия полностью перешла на цвет(примерно к 1967 году. Но уже в конце 50-х крупнобюджетное американское кино зачастую было снято в цвете).

Если раньше цветное кино снималось в основном в США(две лаборатории Technicolor к 1930, в Бостоне и Лос-Анджелесе), Великобритании(лаборатория Technicolor в Лондоне появилась в 1935) и Германии(Agfacolor Neu), то теперь цветные фильмы снимали и в Японии(с 1953), и в Индии, и в Южной Корее.

РАННИЕ ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬМЫ(сам не знаю, зачем здесь этот раздел. Обозревать всё это добро лень, остались одни картинки).

«Доктор Циклопус»(Dr. Cyclops, 1940, США).

Безумный учёный, работающий в джунглях Южной Америки, уменьшает своих коллег, когда чувствует угрозу своей мании величия.

«Развод леди Икс»(The Divorce of Lady X, 1938, Великобритания).

Из-за сильного тумана в Лондоне молодая леди Лесли вынуждена остаться в гостинице. Ей предоставляют половину номера, который снимает молодой адвокат Логан Эвергард. Утром она уезжает из отеля, даже не назвав своего имени, а днём к Логану является клиент, требующий развода со своей женой из-за того, что та провела ночь в гостинице с мужчиной.

«Багдадский вор»(The Thief of Bagdad, 1940, Великобритания).

Будучи обманутым и изгнанным из Багдада злым Джафаром, король Ахмад объединяет свои усилия с вором по имени Абу, чтобы вернуть свой трон, город и принцессу, которую он любит.

«Место назначения — Луна»(Destination Moon, 1950, США)

«Жизнь и смерть полковника Блимпа»(The Life and Death of Colonel Blimp, 1943, Великобритания).

Кстати, по ходу написания статейки наткнулся на сайт, где собраны ранние цветные фотки 30-40-х годов из Библиотеки Конгресса, правда, в основном там ничего интересного.

Некоторые из источников:

http://www.widescreenmuseum.com/oldcolor/technicolor1.htm

 

Источник

Читайте также