Так уж исторически вышло, что я никогда не фанател на Эминеме. Даже в далеком 2002 году, когда MTV крутил Lose Yourself практически на повторе. Вот и фильм, за который Маршалл получил «Оскар» за лучшую песню, прошел как-то мимо меня. Разумеется, я слышал о том, что есть такой фильм, и даже что он очень даже ничего, но всегда в списке желаемого к просмотру были фильмы, перебивающие «Восьмую милю». Вчера же я случайно наткнулся на него на Netflix и подумал — черт подери, а почему нет?
Так как же выглядит, звучит и смотрится в 2021 году фильм 2002 года о событиях 1995 года? Спойлер: удивительно актуально.
Во-первых: к черту дубляж и любую форму озвучки. Это касается не только «8 мили», но и в принципе любого фильма о музыке (все помнят лютый кринж от Ричарда Гира, поющего в «Чикаго» голосом Киркорова?). Тут, конечно, не пытались переозвучить Децлом речетатив Маршалла, но если неозвученные рэп-баттлы в дублированной версии не пугают, то дежурную болтовню перевести самостоятельно еще проще.
Во-вторых, это удивительно актуальное — и настолько же неудобное — кино в эпоху BLM. Несмотря на то, что весь фильм вертится вокруг белого парня, который настойчиво идет к успеху (ОК, пытается идти), каждая сцена буквально кричит о том, как хреново живется среднестатистическому черному в бедном районе.
И, тем не менее, главным антагонистом тут выступает Клэренс — персонаж Энтони Маки, который закончил престижную частную школу и только корчит из себя «дитя улиц». Как любят нынче говорить, «сейчас бы такое не сняли», хотя такое кино куда лучше работает с позиции сопереживания тяжелой судьбе простых черных парней, чем очередная «лобовая атака» с рассказами про расизм и тяжелую судьбу афроамериканцев от актера с семизначным гонораром.
Если же говорить о постановке, сюжете и общем посыле, то фактически этот фильм примерно настолько же безыдейный, как плюс-минус любой из его родственников на музыкально-танцевальную тему. Загибаем пальцы: хулиганистый протагонист, путь к успеху, ссора с другом, примирение накануне решающего ивента — все это мы видели сто раз. Единственное, чем выбивается из сомна подобных фильмов «8 миля» — это крутые баттлы с участием Эминема. Но даже их преступно мало за пределами последних 20 минут, да и в целом фильм мало чем может заинтересовать человека, далекого от хип-хопа.
Так чем же цепляет этот фильм тогда? Безнадегой. Атмосфера 90-х — пускай даже не отечественно-постсовковых, а буржуйско-американских — давит почти физически ощутимым грузом. Это — и то, что фактически в фильме нет положительных персонажей. Тот же Би-Рэббит в исполнении Эминема — эгоистичный пацан, который черт разбери почему бросает свою девушку, а корни конфликта с группой Клэренса толком даже не объяснены и остаются за пределами фильма.