Еще на стадии запуска первых оригинальных проектов в 2013 году Netflix двинулся в трех направлениях. Сервис выпустил серьезную политическую драму («Карточный домик»), криповый хоррор-триллер («Хемлок Гроув») и совсем легкую, даже невесомую, семейную комедию о женской тюрьме («Оранжевый — хит сезона»), которая, как и «Домик», по итогу вылилась в флагманский долгострой Netflix.
Основанный на одноименных мемуарах реальной заключенной Пайпер Керман, «Оранжевый — хит сезона» отразил, наверное, почти все возможные аспекты жизни в тюрьме для женщин. За 7 сезонов в сериале накопилось свыше десятка персонажей, каждый из которых получил отдельную (развитую!) сюжетную ветку, а некоторые из арок так и вовсе тянулись на протяжении всего 91 эпизода.
Да и в целом шоу оказалось крайне богато на разносортные темы: от акклиматизации ни к чему не приспособленной белой девушки в неволе и драматических лесбийских романов до межрасовых конфликтов и спорах о несовершенстве тюремной системы (в данном случае — США). Новый сезон делает особый акцент на последнем моменте, стараясь отобразить и судьбу бывших заключенных. О внутренней кухне женских тюрем мы уже узнали более чем, теперь создатели сериала решили поговорить о том, что происходит за пределами клеток. И там все не менее страшно.
«Оранжевый — хит сезона» очень не любит отпускать своих персонажей: девушкам надбавляли сроки, тасовали из одной тюрьмы в другую, только чтобы шоу продолжало существовать. Со временем некоторые герои даже начинали вызывать жалость: попытки коснуться свободы пресекались (вспомнить побег Пенсатуки, Морелло, подставу Алекс, которая стоила Пайпер дополнительного срока и т. д.), а герои в конце концов вновь оказывались за решеткой.
В седьмом сезоне «Оранжевый» перестает издеваться над заключенными девушками (да и зрителями), плотно берясь за вопрос об освобождении — который, конечно же, сплошь кишит подводными камнями.
Причем настолько, что из комедии сериал превратился в мрачную драму — не просто депрессивную, но совершенно беспросветную. В новом сезоне мало шуток, здесь нет привычной легкости, а героини все глубже и глубже проваливаются в яму судебной несправедливости. Закончив шестой сезон на светлой ноте (свадьба Алекс и Пайпер), «Оранжевый — хит сезона» возвращает к реальности — где нет сглаженных углов, а есть только стальные решетки, психологические травмы и царящая бесчеловечность.
После изоляции Рэд начинает сходить с ума, треть героинь впали в тяжелую депрессию (Тести, Пенсатуки, Синди…), кто-то думает о самоубийстве, кто-то его уже совершил, охранники все также страдают ПТСР после бунта, а в тюрьме для иммигрантов условия оказываются в разы хуже, чем в той же колонии строго режима.
На латиноамериканских заключенных «Оранжевый» делает особый акцент: арка Флаки, Бланки и Марицы стала куда более выразительной, если не вообще второй самой сильной за всю историю сериала (конечно, после истории с Пуссе и бунтом Black Lives Matter).
Впрочем, белой привилегированной Пайпер дается не лучше: даже после условно-досрочного героиня оказывается под надзором, не способная ни устроиться на нормальную работу, ни сделать глоток алкоголя, ни пересечь дорожный пешеход на красный свет без опаски, что ее снова не упекут обратно.
«Оранжевый — хит сезона» в целом никогда не был сериалом об одних только меньшинствах или слепом следовании трендов. Шоу не перетягивает одеяло, но сухо занимается выявлением фактов: например, рассматривая тот же феномен MeToo (в новом сезоне Капуто обвинила в сексуальных домогательствах бывшая подчиненная) с обеих сторон, наглядно доказывая виновность даже, казалось бы, сугубо положительного и симпатичного персонажа — причем как ему самому, так и зрителям.
Финал оказывается совсем не тем, чего от него ждешь после концовки предыдущего сезона. Шоу отказалось следовать телевизионным канонам и рисовать красивый хэппи-энд, как это делает большинство сериалов перед закрытием. Новый сезон — это 13 чуть ли не невыносимых эпизодов, где с каждой новой серией градус депрессивности стремительно растет, в то время как судьбы персонажей на экране одна за другой обрываются.
Персонажей не случайных, но тех, которые были с нами на протяжении всех шести лет — за чьими жизнями мы так пристально следили и переживали. Чьи истории оборвались на меланхоличной ноте или которых попросту больше не стало. Как, собственно, теперь не стало и самого «Оранжевого — хит сезона».
Источник