1. Эпичный женский ансамбль
Николь Кидман, Риз Уизерспун, Лора Дерн, Шейлин Вудли, Зои Кравиц — пять передовых звезд Голливуда на одном экране и уже пять весомых причин взять сериал на заметку. «Большая маленькая ложь» не абстрагирует актрис друг от друга, не оставляет кого-то за кадром и не выводит одну-двух на передний план — шоу делает ставку непосредственно на синергию между всеми героинями.
Это успешные калифорнийки из самой высшей прослойки американского среднего класса, за фасадом семейного благополучия которого скрываются ссоры, измены и насилие. «Большая маленькая ложь» уходит от привычной жанру мелодраматичности и отражает нечто пугающе приземленное, реальное.
Селеста (Кидман) воспитывает близнецов, живет с идеальным, на первый взгляд, мужем (Александр Скарсгард) и ежедневно прячет синяки за длинными кофтами. Мадлен (Уизерспун) движет мания создать что-то социально значимое и важное, в то время как мысли о бывшем муже не дают сконцентрироваться хотя бы на своей новой семье. Рената (Дерн) — пробивная бизнесвумен, чей ребенок периодически подвергается буллингу, который мать никак не в силах пресечь. Джейн (Вудли) в одиночку воспитывает сына, а в свободное время выпускает по несколько обойм на стрельбище. Бонни (Кравиц) — единственная, кто хоть как-то пытается держаться нейтралитета в токсичном обществе мамаш, чем, собственно, только выводит всех из себя.
Вместе — пожалуй, самый эпичный женский состав на современном (да и не только) телевидении. С точки зрения как образов, так и воплощающих их актрис.
2. Семейная драма, переходящая в триллер
Свет полицейских мигалок, испуганные взгляды, разговоры об ужасающем преступлении — о том, что семейной идиллии ожидать не стоит, «Большая маленькая ложь» заявляет с первых же минут. Милые сцены проводов детей в школу пресекаются полными насилия флэшбэками, когда сам сериал с каждым эпизодом все больше клонит в триллер с замахом на детектив.
Расследование непонятного убийства остается за кадром, но оно постоянно витает в воздухе: пока кто-то на заднем плане следит за героинями, назойливые учителя и родители других детей бросаются грязными фактами на допросе. А сериал в очередной раз намекает, что не стоит верить радужной обложке: ведь благопристойные соседи в любой момент могут стать главными разносчиками сплетен, а драма о матерях и детях оказаться историей о жестоком убийстве и психологических травмах.
3. Психологизм, который пугает
Противоречивый формат шоу перекликается с его же ключевой идеей: «Большая маленькая ложь» показывает обратную сторону идеализированных браков. Конфликты бывают не только в неблагополучных семьях: в доме с двумя блондинистыми близнецами и видом на море муж может до полусмерти избивать жену, а мать-одиночка с не менее милым и воспитанным сыном испытывать ПТСР и прокручивать в голове мысли о самоубийстве.
«Большая маленькая ложь» плюет на стереотипы, препарируя персонажей, у которых, казалось бы, никогда не было и не может быть проблем — они живут в достатке, занимают солидное положение в обществе и воспитывают милейших детей. И, вместе с тем, также подвергаются психологическому и физическому абьюзу — несмотря на деньги, власть и статус. А сериал в очередной раз намекает, что проблема существует и способна задеть каждую женщину — вне зависимости от ее положения.
4. Один из главных сериалов эпохи MeToo и Timeʼs Up
«Большую маленькую ложь» можно причислить к главным сериалам новой волны феминизма — шоу вышло прямо в разгар движения против харассмента. И попало в самую его сердцевину: с открытыми разговорами о домашнем насилии, статусе женщины в современном обществе и важности сплочения.
Главным вдохновением для написания оригинального романа «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти стало интервью девушки о токсичных отношениях родителей, которую авторша услышала по радио. И это история породила своеобразный художественный гид по видам семейного насилия и способам ему противостоять. Разбавленный, разве что, побочной криминальной аркой — для пущего эффекта на читателя/зрителя.
5. Авторский сериал с уникальным стилем
Используя рваные немые кадры и символизм под броский саундтрек, режиссер Жан-Марк Валле («Острые предметы») придал «Большой маленькой лжи» именно тот темп и стиль, в которых сериал нуждался. Игра в догонялки с детьми и мужем — эпилептическое слайд-шоу с избиением — дети весело бегут встречать маму после школы. Поцелуй ребенка перед сном — немые флэшбэки с изнасилованием — крик посреди ночи.
Даже визуально «Большая маленькая ложь» соответствует заложенному посылу: проблемы замалчивают, а жертвам приходится жить с постоянными мимолетными страхами и воспоминаниями. Которые Валле передал, наверное, в лучшей из возможных форм.
6. Второй сезон не уступает первому
По крайней мере — пока. События нового сезона развиваются спустя несколько месяцев после финала предыдущего: начался новый учебный год, родители (почти) оправились от произошедшего, а к звездному стаку прибавилась Мэрил Стрип в роли матери мужа Селесты, Мэри Луиз.
Первый эпизод разгружает развязку прошлого сезона, параллельно намекая на больший упор на детектив и жизнь с эмоциональным абьюзером. За второе отвечает героиня Стрип; уже за одну серию персонаж заставляет себя ненавидеть и одновременно жалеть, хотя последнее дается труднее — безобидная внешность старушки, ее пассивно-агрессивное поведение и неловкие вопросы создают, мягко говоря, противоречивый образ, уже за 50 минут производящий внушительное впечатление.
Помимо Стрип к сериалу присоединилась Андреа Арнольд — режиссер сменила Жан-Марка Валле, однако сильно на визуальной части шоу перемена не сказалась. В чем-то стиль Арнольд перекликается с приемами Валле: у неоднократной лауреатки Каннского кинофестиваля на счету «Американская милашка» с не менее характерной подачей.
Начало второго сезона не бросается клиффхэнгерами или хотя бы мелкими твистами — убийство уже совершено, свой отпечаток оно оставило, а героиням теперь нужно как-то перевести дыхание. Которое персонаж Стрип навязчиво сдавливает — потому что борьба с насилием продолжается даже после избавления от его очага. И именно об этом всегда была «Большая маленькая ложь».
Источник