6 фильмов, объясняющих метамодерн

Прежде всего давайте определим мою версию метамодерна – культурологически это период человеческой истории, связанной с появлением и развитием виртуальной реальности, с тем, как повлияли новейшие технологии на образ жизни и мысли современного человека. В направлении искусства проглядывает и более общая формула – «реалистический идеализм», что хорошо подчёркивает срединное положение между ориентирами модерна и постмодерна.

И, возможно, ещё проще понять новую веху будет на примере 7 фильмов, которые я отношу или связываю с метамодерном.

№1 – «Терминатор 2»

Можно пошутить, что сменивший роль злодея на роль героя добрый Терминатор с развитым Искусственным интеллектом – это и есть молодая в то время эпоха метамодерна. Новый этап, как написано в некоторых статьях, не о метаиронии, продолжающей дело постмодерна; метамодерн – о новой метареальности и, в частности, о реальном присутствии в мире цифровых сущностей и метаперсонажей: вроде терминатора, который и не человек и при этом чуть ли не лучший отец для ребёнка.

Также важна позитивная повестка фильма, поскольку цель метамодерна – не в стёбе, фриковстве или деконструкции (что может быть элементами картины), а в создании позитивной повестки, рассуждении о мире метабытия, где есть роботы, спасающие мир, виртуальная реальность или даже ставшие в реальном мире видимыми духи.

№2 – «Главный герой»

Фильм прекрасно показывает существование в пределах настоящей компьютерной игры, позволяя представить, как может измениться восприятие жизни с развитием технологий AR и VR. Лёгкая незамысловатая комедия позволяет ощутить бытийность на метауровне, показывая мироощущение человека во время общения с виртуальной реальностью захватывающей массовой игры. Кто-то скажет о прямолинейном раскрытии темы метамодерна, но мы и не гонимся за артхаусом. И сразу оговоримся, что «Первому игроку приготовиться» места в списке не нашлось, поскольку там основной смысл – в цитировании, свойственном постмодерну; хотя лента также не плоха и касается темы жизни в виртуальной реальности.

№3 – «Матрица 4»

Фильм, который многие не оценили, посчитав плохо снятой фанатской поделкой. Я же предлагаю посмотреть на картину как на важную веху метамодерна, где есть и заигрывания с механиками и вторичностью постмодерна, и позитивная повестка с одой победившим идеям мира, где у людей появились роботы-друзья, а мир Матрицы освобождается от тирании, и переход в мир метамодерна после периода постиронии и деконструкции. В ленте даже показано вполне себе неплохое будущее, в котором виртуальный и реальный мир переплетутся и какая между ними взаимосвязь. Больше о «Матрице 4» читайте в моей статье, вызвавшей самое серьёзное обсуждение: https://dtf.ru/cinema/1033662-pochemu-matrica-4-vazhnaya-veha-metamoderna

№4 – «Королевство полной луны»

Фильм значим своей мечтательной атмосферой и более чем заметными сказочными цветофильтрами, создающими эффект нереального метамира на стыке реальностей. Уэс Андерсон также показывает общее для детей и взрослых пространство, соединяет два принципиальных взгляда на жизнь, нащупывает общие основания для разностей: детских надежд и взрослого ни-во-что-неверия. При этом в ленте можно усмотреть метаиронию и даже насмешку, буфонадное состаривание качества картинки и съёмок, а также отсутствие искренности, что для метамодерна является просто запретным. В любом случае в сухом остатке будет ещё один важный переходный фильм на стыке эпох и приёмов.

№5 – «Город кошек»

Документальный фильм о жизни бродячих кошек Стамбула, позволяющий ощутить метареальность бытия и без новомодных технологий. Это тот метамодерн, который был доступен человечеству ещё с момента появления. Во время просмотра ты не просто понимаешь и ощущаешь жизнь кошек, это самое существование кажется тебе чуть ли не ближе и понятнее человеческого, даже толпы людей-иностранцев, говорящих на своих родных языках, начинают казаться менее родными персонажами.

№6 – «Левиафан»

И напоследок вариант посложнее – фильм Гарвардской лаборатории о судьбе наделённых жизнью рыб. История дискуссионного геноцида и уничтожения показана в том числе от лица животных, с перспективой из глаз. Что же это: жертвенность, глупость, вынужденная жестокость?.. В повестке метамодерна фильм ставит вопрос о реальности игровых NPC и персонажей – бойни, которые устраиваются на виртуальных просторах… не станет ли мир лучше, если мы начнём воспринимать виртуальное существование как форму бытия и продолжение нашей реальной жизни?

Да, многие персонажи и существа чуть ли не запрограммированы, чтобы умереть, и они не умирают в привычном нам смысле, но если вы хотите понять позитивную повестку метамодерна, то «Левиафан» поможет увидеть ту реальность, к которой стремлюсь, например, я, поможет понять, почему не все современные игры и киноленты стоит относить к метамодерну и почему так важно миролюбие и доброта, стремление создать сходное по качеству лабораторное мясо вместо продолжения истребления живых существ.

Метамодерн в том числе про экологию и ответственное, устойчивое существование, о том, что неуёмное потребление ни во что не верящих людей постмодерна пора заканчивать.

 

Источник

Читайте также