50 оттенков доброты: обзор фильма «В ритме ча-ча-ча» — потенциального номинанта на будущий «Оскар»

Драматическую комедию с Дакотой Джонсон уже можно назвать самым трогательным фильмом года.

В январе 2022 года вторая полнометражная работа молодого режиссёра и сценариста Купера Рэффа получила приз зрительских симпатий на фестивале «Сандэнс». После этого «В ритме ча-ча-ча» купил стриминговый сервис Apple TV+, заплатив за независимую картину аж 15 миллионов долларов.

Годом раньше похожая история произошла с фильмом «CODA: Ребёнок глухих родителей», позже получившим главный «Оскар». И есть подозрения, что работа Рэффа повторит судьбу предшественника. Эта картина, если и не заберёт главные статуэтки, то точно попадёт в список номинантов многих премий.

Причём «CODA» при всей своей душевности иногда всё же проваливался сюжетно, особенно в части, не посвящённой семье главной героини. А работа Рэффа старательно избегает всех клише. Это максимально искренняя история о влюблённости, родственных душах и взрослении, которая напомнит своей лёгкостью «Лакричную пиццу» Пола Томаса Андерсона.

Жизнь интересней, чем кино

В детстве Эндрю влюбился в девушку значительно старше его. Конечно же, после признания та улыбнулась, но сказала, что они не подходят друг другу. Так у ребёнка впервые разбилось сердце.

Но вот Эндрю (сам Купер Рэфф) уже 22, он отучился в колледже, так и не поняв, чем хочет заниматься. Поэтому юноша возвращается в дом, где живут его мать, отчим и младший брат. Эндрю работает в закусочной, но во время бат-мицвы одноклассницы брата раскрывает в себе талант организатора детских мероприятий. Теперь все родители зовут его на праздники.

Параллельно герой встречает 29-летнюю Домино (Дакота Джонсон), воспитывающую дочь Лолу (первая роль Ванессы Бергхардт) с расстройством аутического спектра. Эндрю удивительным образом легко находит общий язык с замкнутой девочкой и тут же влюбляется в маму. Да и та, кажется, чувствует себя максимально комфортно рядом с добрым юношей.

Самое удивительное и милое в фильме — то, как Рэфф постоянно обманывает зрителя, хоть и не стремится никого запутать. Если почитать описание или даже разобрать «В ритме ча-ча-ча» на составляющие, кажется, что картина неизбежно должна свалиться в клише романтического кино. Но раз за разом режиссёр обходит все ловушки, возвращая героев и зрителя к реальности.

Это история о том, как молодой энергичный юноша спасает мать-одиночку от депрессии и серых будней? Вроде бы да, но романа как такового здесь нет. Точнее, он будет разворачиваться в воображении Эндрю. И это самые чистые и искренние чувства, какие можно себе представить. В реальности же всё остановится на искренних разговорах и паре поцелуев.

«В ритме ча-ча-ча» на самом деле даже не совсем про любовь. Он просто о встрече двух человек с разным восприятием мира: Эндрю живёт моментом и не задумывается о будущем, а мысли Домино заняты только благополучием дочери и перспективами.

Поэтому юноша дарит своей новой возлюбленной внимание и эмоции, которых ей так не хватало. Она же заставляет его понять, что у каждого свои проблемы и способы их решения.

Ну ладно, возможно, хотя бы покажут любовный треугольник? У героини Джонсон есть суровый жених, за которого она выходит замуж по расчёту, а тут появляются искренние чувства. Снова мимо. Да, приятель Домино — суровый и занятой, но очень заботливый и понимающий человек.

Или, возможно, расскажут, как Эндрю защищает Лолу от травли? Это было бы банально. На самом деле её обижает лишь пара мерзких детей, которых не любят даже сверстники.

И так весь фильм. Как только зритель начинает ждать, что ему покажут банальность, режиссёр отбрасывает стереотипы и упрощает историю. Но что же тогда остаётся, неужели просто реалистичная драма? Вовсе нет. Именно уход от клише превращает «В ритме ча-ча-ча» в самую человеколюбивую картину.

Идея Рэффа, кажется, в том, что реальность ничуть не хуже, чем кино. Простые жизненные события не менее важны, чем надуманные страсти. Примерно так же Ричард Линклейтер в фильме «Перед рассветом» показал, что почти бессобытийная ночная прогулка по городу — самое интимное, что может произойти между двумя влюблёнными.

Следуя его примеру (авторов часто сравнивают), Рэфф раскрывает прелесть будничных мелочей. Самые чувственные моменты фильма — не редкие поцелуи, а, например, сцена, когда Эндрю и Домино едят замороженный сок и просто разговаривают. Их честность и уязвимость друг перед другом трогает больше секса или скандалов.

Конечно, режиссёр-сценарист-актёр слишком часто перетягивает внимание на своего героя. Но всё же он с такой любовью показывает остальных персонажей, что в них легко узнать себя. И даже не в одном, а сразу в нескольких.

Если немного пофантазировать и додумать за автора, все герои отражают определённый этап взросления: от Дэвида — младшего брата героя, который просит совета о первом поцелуе, до его резкого отчима, который повидал больше остальных.

Вопрос только, какие из этих периодов уже успел пережить зритель. Для 30-40-летних это взгляд назад и возможность вспомнить о юношеской влюблённости. Для ровесников главного героя — дружеское напоминание, что такие трогательные встречи важны как раз своей мимолётностью.

В поисках родственной души

Центральная линия, посвящённая Эндрю и Домино, — типичная coming-of-age драма. Хотя нет, тоже необычная. Снова очень хочется загнать героев в стереотипы и сказать, что их небольшой роман — столкновение то ли юности и зрелости, то ли беззаботности и ответственности.

Но на самом-то деле героиня Дакоты Джонсон — такой же ранимый ребёнок, в душе она не сильно старше своей дочери. Ей просто пришлось повзрослеть под влиянием обстоятельств.

Основу сценария и главных персонажей режиссёр взял из своей же жизни: мать Рэффа растила дочь с инвалидностью. Но с приходом Джонсон (она выступила и продюсером картины) и Бергхардт, действительно живущей с расстройством аутического спектра, сюжет сильно изменился.

Домино стала моложе, Лола — чуть старше. Актрисы зачастую сами придумывали свои реплики и черты характера героиням. Поэтому иногда создаётся полное ощущение, что обе они не играют, а просто ведут себя максимально искренне. А меньшая, чем в изначальной задумке, разница в возрасте помогает почувствовать, что они на самом деле очень похожи.

Так что дело здесь даже не в разном восприятии мира у влюблённых. Это просто встреча родственных душ: у каждого из героев есть то, чего не хватает другому.

Именно поэтому режиссёр ставит в центр сюжета совершенно открытого и чистосердечного человека. Домино сближается с Эндрю из-за того, что тот понравился её дочери. Как легко было бы показать, что герой всё это устроил, чтобы соблазнить мамочку.

Но нет. Он и правда хочет поддержать Лолу. Химия между Рэффом и дебютанткой Ванессой Бергхардт просто невероятная. Замкнутая девочка здесь нужна далеко не только для репрезентации, хотя Рэфф говорит об особенностях героини так, что многим сценаристам Netflix стоило бы поучиться.

Лола здесь выступает зеркальным отражением главного героя и даже поставщиком мудрых мыслей. Только она в этой истории чётко знает, чего хочет. И именно Лола произносит одну из важнейших фраз за фильм.

Эндрю: Хотелось бы мне тоже уметь наслаждаться пустой комнатой.

Лола: А ты пробовал ей наслаждаться?

Неужели не только в «Камон камон» показали юного героя полноценным персонажем, а не сделали его фоном для истории взрослых? Представляете, да. Даже юный Дэвид важен. Кажется, он весь фильм только напоминает о той самой детской чистоте и открытости. Но в финале именно ребёнок напомнит, что сердце может разбить не только несчастная любовь.

Ведь побочно в фильме раскрывают и драму поколений. Причём снова не акцентируя внимания именно на конфликте. Конечно, режиссёр явно больше симпатизирует своему герою. Но он не делит мир на чёрное и белое, а просто заставляет зрителя вместе с Эндрю осознать, что у каждого своё представление о счастье, ответственности и комфорте.

Странным образом «В ритме ча-ча-ча» иногда хочется сравнить с «Тэдом Лассо», хоть жанры и принципиально разные. Купер Рэфф, как и Судейкис с Лоуренсом, показывает, что злых людей не бывает (пара мелких хулиганов не в счёт, они получат по заслугам).

Некоторые просто запутались, застряли в буднях и боятся двигаться дальше. Им нужен не герой-любовник или спаситель, а просто открытый человек, который выслушает с искренним интересом. Да, в этом фильме и сам герой — подросток, который не думает о будущем. Но зато он умеет любить без оглядки и хочет помогать другим.

Это совершенно беззлобная история, которая делает чуть лучше и героев, и зрителя. Возможно, она не откроет каких-то важных истин. Но после неё просто захочется лишний раз обнять близкого человека и позвонить родным.

Понравилось

  • Простота и доброта истории
  • Искренние эмоции от Рэффа, Джонсон и Бергхардт
  • Разрушение клише жанра
  • Правильно поданная репрезентация

Не понравилось

  • Слишком сильный акцент на одном герое

Подсайт развивается при проддержке Кинопоиска

#Вритмечачача #мнения #Appletv #обзор.

 

Источник

Читайте также