50 лет было бы Сергею Бодрову в декабре: лучшие работы и творческий путь «героя нашего времени»

Яркий путь кумира всей страны длиной в 30 лет.

50 лет было бы Сергею Бодрову в декабре: лучшие работы и творческий путь «героя нашего времени»

Режиссёр, телеведущий, журналист, актёр, историк — за свою недолгую жизнь Сергей Бодров успел попробовать себя в разных амплуа. Друзья любили его за верность, коллеги ценили за естественность, а публика сотворила из него кумира.

При всей своей популярности герой нашего времени Бодров оставил не так много интервью, где бы он говорил о себе, а истории других о нём всё чаще вызывают сомнения.

Рассказываем, почему Сергей Бодров-старший запретил сыну получать актёрское образование, а Олег Меньшиков взялся учить его профессии. Как Алексей Балабанов написал бандита Багрова по интеллигенту Бодрову и почему публика сделала его национальным героем. Повествование мы поведём от конца к началу.

Двадцатого сентября в 20:08 вниз по реке Геналдон сошёл ледник Колка, который потянул за собой слои грязи и камней. Скорость селевого потока, который накрыл Кармадонское ущелье за двадцать минут, приближалась к 200 км/ч. Жертвами трагедии стали 128 человек, в их числе 42 члена съёмочный группы фильма Сергея Бодрова-младшего «Связной».

По сюжету картины, только два основных персонажа, Катя и Армен, остаются в живых. И, по стечению обстоятельств, выжили именно два актёра, игравшие эти роли. Накануне трагедии Анна Дубровская улетела на спектакль в Москву, а Александр Мезенцев не был задействован в сценах в ущелье. Герой Сергея Бодрова Алексей в фильме погибал, также как и сам актёр.

Вечно связной

Работу в качестве режиссёра своего второго после «Сестёр» проекта Сергей Бодров-младший начал в июле 2002 года. Для съёмок нескольких эпизодов ему нужны были локации Владикавказа. Он точно знал, как должны были выглядеть кадры, поэтому, когда ему показали Кармадонское ущелье, он сразу «узнал» его.

Сценарий «Связного» Бодров написал сам. Он горел идеей снять мистический боевик, сюжет которого основан на якобы реальных событиях. С двумя выходцами из Дагестана Бодров познакомился ещё на съёмках фильма «Восток-запад». Истории, которые он услышал от них, произвели на него настолько сильное впечатление, что он делился услышанным по телефону в разговорах с женой Светланой.

Так вот, в Болгарии, где снимали «Восток — Запад», эти полубандиты рассказали ему, как они убегали, как прятались, про какую-то реально существующую колдунью, которая им повстречалась. И Серёга за ними всё записывал. Так возникла идея картины «Связной». Там даже героев зовут Армен и Ильяс — так реально звали тех ребят. Он писал очень долго, вымучивал этого «Связного». Он ему был дорог.

Светлана Бодрова

вдова режиссёра

Несмотря на то, что только в августе у четы Бодровых родился второй ребёнок — сын Саша, — молодой режиссёр спешил на съёмки. Он планировал закончить картину за несколько месяцев, и поездка во Владикавказ не должна была быть долгой. Разлучаться Бодровым было не привыкать, такая уж у него была работа. Даже когда Сергей уехал на съёмки «Последнего героя» на остров, им удавалось поддерживать отношения на расстоянии.

Последний герой

Мы и по телефону каждый день говорили, и всегда писали, всё время: записку на кухне, какое-то коротенькое письмо. Или длинное, если в разлуке. Когда он уезжал, допустим, на «Восток — Запад», я ему каждый день писала письма и он мне каждый день писал письма. И мы менялись, когда он приезжал. Читать невозможно сейчас.

Светлана Бодрова

вдова режиссёра

Когда Сергей Бодров уехал снимать первый сезон «Последнего героя», супругам пришлось смириться с мыслью, что на 39 дней они лишены какой-либо связи. Съёмки нового проекта проходили в полной секретности и никакие контакты с большой землёй не приветствовались.

Однажды Светлана узнала, что кто-то из телевизионной команды летит на «Последний герой», чтобы отвезти кассеты. Она быстро написала длинное письмо мужу и упросила коллегу передать его. Когда тот вернулся в Москву, то привёз для Светланы ответ от Сергея. Так супруги продолжали искать возможности общаться даже через весь земной шар.

Отказаться от участия в съёмках нового шоу Бодров не мог, ведь «Последний герой» был их общей идеей с продюсером программы Сергеем Кушнерёвым. Подружившись ещё на съёмках «Взгляда», они часто проводили время в доме Бодровых. Однажды Кушнерёв принёс кассету с американской версией шоу Survivor («Выживший»). В тот же день они устроили просмотр программы и не могли оторваться, пока не закончили последний эпизод.

После увиденного они загорелись идеей сделать подобную программу на российском телевидении. Тогда реалити-шоу было абсолютно новым форматом, до «Последнего героя» зрители успели посмотреть только «За стеклом» на ТВ-6. А тут — борьба за выживание на главном канале страны.

Рейтинги «Последнего героя» были запредельными — показатели превысили пятидесятипроцентный барьер. Программа стала самым успешным проектом на российском телевидении. Бодрову очень нравилась концепция игры, хотя он признавался, что сам бы никогда не стал принимать участие в таком шоу.

Мы просто захотели подумать о жизни и спровоцировать, соблазнить 16 человек совершить что-то такое, о чём они потом будут жалеть, или они будут гордиться собой. И, как в любой игре, была известная жестокость. Ты проигрываешь, тебя освистывают — ты сам это выбрал. Вышел на поле, значит, будь готов к тому, что тебя могут освистать. Важным казалось только одно: всегда есть соблазн, всегда есть выбор, всегда есть возможность принять что-то или отказаться.

Мы даже говорили между собой, что, в общем-то, неизвестно, кто же «последний герой» — тот, кто ушёл достойно, или тот, кто продержался до конца. Главное всё-таки, чтобы герои были людьми, а не просто героями. У американцев, к примеру, в подобной программе выиграл самый неприятный человек.

Сергей Бодров

Когда Бодров вернулся в Москву по условиям договора, он не мог делиться подробностями событий на острове даже с самыми близкими. Многие верили, что шоу идёт в прямом эфире и были даже разочарованы, когда встречали Бодрова в городе.

Сложно было найти человека, кто бы не слышал о «Последнем герое» — программу обсуждали на работе, с друзьями в компании и даже в общественном транспорте. Сейчас уже сложно представить, но сотрудники ГИБДД останавливали Бодрова, чтобы узнать, кто стал победителем. Но он держал слово и до самого финала не делился пережитыми эмоциями.

К тому моменту Бодров в качестве режиссёра снял свой первый фильм «Сёстры» и понимал, насколько важно оберегать свою работу до момента премьеры.

Сёстры брата

Идея «Сестёр» принадлежала его отцу, Сергею Бодрову-старшему, и казахстанской сценаристке Гульшат Омаровой. Когда молодой актёр гостил у отца в США, тот поделился с ним историей о двух девочках. Бодрову задумка понравилась и буквально за две недели он написал по ней сценарий.

Бодров-старший текст сына одобрил и в дальнейшем ни раз ещё помогал советами дебютанту. Помня о том, кому первоначально принадлежала идея, Бодров включил отца и Омарову в качестве сценаристов в титры картины.

Вернувшись с написанным сценарием в Россию, Бодров пришёл с ним к продюсеру Сергею Сельянову, с которым подружился на съёмках «Брата». И уже через несколько дней получил свой премьерный проект. Непрофессиональному актёру Бодрову предстояло выйти на новый этап и попробовать себя в режиссуре, но на удивление, он держался спокойно.

Паника наступила, когда у группы долгое время не получалось найти исполнительниц главных ролей. Бодров понимал, что весь фильм будет держаться на двух девочках, и его режиссёрский дебют зависел от этого выбора.

С младшей девочкой был очень смешной случай. Она пришла, села, не обращая внимания на камеру, положила ногу на ногу, открыла свою тетрадочку и стала что-то писать. Потом выяснилось, что она пишет романы про собак. Я говорю: «Как тебя зовут?» А она не обращает на меня внимания: «Меня зовут Рита. Я живу вместе с мамой и папой в загородном доме, у нас пятнадцать собак».

Словом, она нам понравилась, мы записали её телефон. А когда стали по нему звонить, оказалось, что там такой девочки нет. Как её искать? Только чудом выяснилось, что вместо девочки Риты есть девочка Катя, которой не 11 лет, а 8, живёт она не в загородном доме, а в коммуналке и никак не может из-за тесноты завести собаку… В результате на съёмочной площадке мы так и звали её Ритой.

Сергей Бодров

Вторую сестру сыграла Оксана Акиньшина, которая подростком занималась в модельном агентстве и пошла на кастинг только потому, что руководитель студии обязала всех девочек показаться Бодрову. К прослушиванию юная Акиньшина не готовилась, считая пробы ненужной формальностью.

Возможно, именно отсутствие желания понравиться и заискивания перед уже популярным артистом и сыграло ключевую роль. Именно её Бодров и выбрал, подарив путёвку в кинематограф.

Крохотную роль сыграл и сам начинающий режиссёр — по сценарию в эпизоде должен был сниматься черноглазый блондин. Бодров так и не смог найти подходящего кандидата и сам решил исполнить этого персонажа. Ему хватило и пары фраз, чтобы запомниться зрителям.

Конечно, название «Сестра» было бы самым удачным рекламным ходом для фильма. Но я же понимаю, что засмеют. У нас, кстати, рабочее название было «Сёстры», и многие думали, что это про женский монастырь.

Сергей Бодров

Общий брат

Название обеспечило пристальное внимание публики к единственной, как оказалось, режиссёрской работе Сергея Бодрова. Но перебить славу «Брата» новый фильм так и не смог. Даже в 2020 году, спустя 18 лет после гибели актёра, культовый Данила Багров, согласно опросам россиян, был назван «самым родным» киногероем.

Когда Алексей Балабанов предложил Сергею Бодрову поработать, история для «Брата» у него была только на уровне идеи «про бандитов и музыкантов». Режиссёр не просто пригласил актёра на роль, он предложил Бодрову делать кино вместе. А когда тот согласился, специально под него написал персонажа Багрова.

Именно природное обаяние актёра и стало ключевым, сделав героя фильма любимцем публики. По популярности его сравнивали со Штирлицем. Пресса писала, что все девушки страны хотели встречаться с таким, как Багров, а юноши — дружить.

Первый «Брат», вышедший в 1997 году, сделал Данилу Багрова национальным героем, но абсолютная народная популярность на актёра свалилась после сиквела. «Брат-2» мгновенно растащили на цитаты.

Сразу после первого фильма режиссёр Алексей Балабанов почувствовал, что история не закончена и придумал продолжение, которое, по его задумке, должно было отличаться по подаче и даже по жанру. Несмотря на всю жестокость на экране, «Брат-2» изобилует комедийными моментами. Ни до, ни после Балабанов больше никогда не снимал сиквелов.

«Брат 2» совсем не фестивальный. Если первый фильм, условно говоря, это авторское кино, то второй — зрительское. Когда выходил второй «Брат», в стране было кинотеатров 30, и он собрал очень серьёзные по тем временам деньги, миллион с чем-то долларов. Это было много, он по итогам года вошёл в первую пятерку (не помню, правда, на каком месте). Среди американских блокбастеров он был в первых рядах…

Сергей Сельянов

продюсер «Брат», «Брат-2»

Если на съёмки первого фильма было потрачено около 100 тысяч долларов, то бюджет второго составил более миллиона. Картина была полна сюрпризов: так, Балабанов неожиданно пригласил в пару к Бодрову поп-певицу Ирину Салтыкову, которая сыграла саму себя. Девушка выступила только как актриса, музыку к фильму Балабанов выбрал совершенно другую.

Подобрать саундтрек к фильму режиссёр попросил земляка Юрия Шевчука, он же должен был появиться в картине и спеть заглавную песню (в последствии это сделала группа «Би-2»). Но познакомившись поближе со сценарием, музыкант от сотрудничества отказался и никогда об этом сожалел.

Тогда, по совету Ивана Демидова, который сыграл в фильме эпизодическую роль, за помощью Балабанов обратился к Михаилу Козыреву — главе «Нашего радио».

Так работать — это самый кайф для человека, который помогает режиссёру сделать саундтрек. Как правило, приглашают подумать о музыке, когда фильм уже смонтирован. Но Балабанов, как и Тарантино, подбирал саундтрек в процессе монтажа, подрезал эпизоды под музыку, оставлял себе такую возможность. Я был совершенно упоён этим процессом!

Потом финальная версия картины, тот момент, когда ты понимаешь, что всё получилось. Музыка придала ещё больше динамики, мурашки идут у тебя по телу, и ты думаешь: ***** [блин], как ******** [круто] мы всё сделали, это же порвет всё!

Михаил Козырев

бывший генеральный продюсер «Наше радио»

Аналитики рынка советовали сильно не ставить на продажи кассет с саундтреком и заказать тираж в 2-3 тысячи экземпляров. Реальность превзошла самые смелые ожидания — только предзаказ составил одиннадцать тысяч. Спустя время, по словам Козырева, их были уже миллионы. Впервые саундтрек российского фильма стал не менее популярен, чем сама картина.

Одновременно с народной любовью на «Брата» вылилось и много критики. Основными претензиями была нетолерантность, циничность, жесткость главного героя. Фильм ругали за ту лёгкость, с которой Багров расправляется с неугодными. Кинокритики апеллировали к молодёжи, которая хотела быть похожей на «брата».

Нужно проводить границу между кино и жизнью. Выстрел на экране — в настоящей жизни равняется нашему поступку, слову или мнению, которое мы не боимся высказывать. Из этого и состоит жизнь. А кино, как правило, состоит из выстрелов и погонь. Только нездоровый человек может посмотреть кино, а потом взять в руки обрез. […]

Бывает, что кто-нибудь посмотрит «Бэтмена», потом наденет плащ и прыгнет с 16-го этажа. Потому что «Бэтмен» в кино летает. Тогда надо вообще все эти вредные фильмы запретить. А также роман «Анна Каренина» и передачу «В мире животных».

Сергей Бодров

Удивительно, но фильм «попал» не только в молодую аудиторию. Оказалось, что Балабанову удалось довольно точно отразить реалии 1990-х годов и рассказать о наболевшем для всей страны. Тема лишнего человека всегда была близка публике. А тут герой, вернувшийся с Чеченской войны, не найдя для себя лучшего применения, впутывается в криминальные разборки.

Но это был не обычный бандит, Багров исполнял некую миссию: он вступался за оскорбленного контролёра в трамвае, за униженную женщину, за родного брата, а во второй части фильма — за близнеца своего друга. Всё это придало истории совершенно иной оттенок и сделало из персонажа защитника слабых и обманутых. Сам Бодров говорил, что люди соскучились по справедливости, проблески которой они и увидели в поступках Данилы Багрова.

Зрители молниеносно стали ассоциировать персонажа с актёром, считая что Бодров вообще ничего не играл, а был собой на экране. Бодров сознавался, что не имеет профильного образования, поэтому, действительно, многое передал своему персонажу от себя.

У меня вообще странное к нему отношение. Он и похож на меня, и не похож. И проще в чём-то, и взрослее. Но в общем, действительно, — брат.

Сергей Бодров

Именно эта особенность — естественность, и привлекала к Бодрову зрителей. Он был новым лицом, с которым публика не хотела встречаться только время от времени в кино. Закономерно, что ещё до Балабанова, Бодрова приметило для себя телевидение.

Взгляд изнутри

За природную харизму и ненаигранное обаяние в 1996 году Сергея Бодрова пригласили вести программу «Взгляд». В первый раз актёр вместе со своим отцом побывал в студии в качестве гостя после премьеры «Кавказского пленника». То, как Бодров-младший держался в кадре, приглянулось главному редактору «Взгляда» Сергею Кушнерёву, и он рискнул предложить ему место соведущего.

Он как-то почувствовал, что Бодров станет глотком свежего воздуха, что он из нового поколения, он — герой этого поколения: вот это Кушнерёв в нём разглядел. У него был этот потрясающий талант — сразу видеть человека. Серёга не сразу решился. Ну как-то, он говорил, не готов. Но Кушнерёв же умеет заводить своими идеями, он же страшно увлечённый! В общем, уговорил. И Бодров сам загорелся.

Светлана Бодрова

вдова режиссёра

Руководство никак не ограничивало Бодрова, не придумывало ему образ, поэтому зрители поверили новому ведущему, который стал для них «своим парнем». А он хотел не просто говорить, но и действовать. Ему важно было совершать какие-то поступки, обладая определённой властью и популярностью.

Бодров любил вспоминать сюжет про семилетнего мальчика, который написал письмо Деду Морозу. На Новый год он попросил у волшебника духовой инструмент — трубу для старшего брата. Тот потерял её и не мог больше заниматься любимой музыкой. Ребёнок просил подарок не для себя, а для близкого человека — это настолько тронуло Бодрова, что он решил исполнить желание мальчика.

Сюжет начинается с того, что во двор въезжает автобус, из которого выходит и начинает играть оркестр. Оркестр привезли мы. Из дома, услышав музыку, выходят жильцы. Среди них и мой мальчик, с которым я должен поговорить. Но я не могу подойти к нему и сказать: «Ты написал письмо Деду Морозу, и вот я от его имени приехал». Поэтому снимаю потихонечку мальчика, делая вид, что снимаю духовой оркестр. Потом мы начинаем вроде бы просто так с мальчиком разговаривать, и выясняется, что у него есть брат, который потерял трубу и…

Сергей Бодров

Конечно, всех ждали долгожданные подарки. Ради таких моментов Бодров и сидел в кресле ведущего. Появление нового лица во «Взгляде» вдохнуло в программу жизнь.

После яркого взлёта в конце 1980-х годов, закрытия в 1991 году, перезапуска в 1994 году, Бодров буквально возродил «Взгляд», подняв передаче рейтинги.

С момента появления нового героя, как писали телекритики, изменилось само направление программы — теперь она уже выступала не только «против» коррупции, произвола, несправедливости, а ещё и «за» доброту, хорошие поступки.

При полном отсутствии опыта телеведущего, интервьюера, Бодров мгновенно покорил абсолютной естественностью и неподдельностью интереса к собеседникам. Юноша не занимался «работой в эфире», а на чистом глазу, словно нет никакой телекамеры, просто и по-свойски общался с людьми.

А поскольку Господь и папа с мамой наградили парня удивительным природным обаянием, его интерес, его любопытство не могли не передаться нам. Это — одна из самых ярких заявок телевидения на творческое обновление жанра.

Григорий Симанович

телекритик «Новой газеты»

Программа «Взгляд» стала судьбоносной для Бодрова — именно благодаря участию в ней, он встретил свою любовь.

Впервые Светлана Михайлова — сотрудница телекомпании «Вид», — увидела Бодрова на монтаже. Девушка пришла монтировать «Музобоз», в котором тогда работала, а студия была занята. Сотрудники «Взгляда» постоянно затягивали с монтажом, и Михайлова решила посмотреть, в чём причина.

Увидев на экране Бодрова, девушка вынесла строгий вердикт: «Кого вы взяли вообще? Он как-то так говорит, что его не смонтируешь, вот вы и сидите так долго». Сам молодой человек не произвёл на неё тогда никакого впечатления.

Чуть позже Михайлова была признана одним из лучших сотрудников компании «Вид». В качестве бонуса ей предложил путёвку в любую точку мира. Девушка выбрала Ниццу, но с Францией как-то не сложились, и, чтобы загладить впечатление, ей предложили поехать вместе со съёмочной группой «Взгляда» на Кубу. Им предстояло там работать, а ей — отдыхать.

Именно на острове в домике Хэмингуэя начитанные, образованные молодые журналисты разговорились и так не смогли остановиться. Им было настолько интересно друг с другом, что, влюбившись, Бодров написал своей возлюбленной: «Мы с тобой как два брата-близнеца, которых разлучили тридцать лет назад».

Михайлова, в свою очередь, была более осторожной. За её плечами был первый брак, и девушка не спешила бросаться в новые отношения.

Я-то привыкла жить одна, я была взрослая — 30 лет, мне казалось, что я никогда уже не выйду замуж и никогда у меня не будет детей; я была уверена: в моей жизни есть и будет только одно — работа. И я как-то этим защищалась. Но Серёга не отпускал. После Кубы мы с ним практически не расставались.

Светлана Бодрова

вдова режиссёра

Вскоре пара расписалась, и Светлана забеременела дочкой Ольгой. В 1999 году Бодров решил уйти из «Взгляда» — ему хотелось снимать фильмы, писать сценарии, а телевидение занимало всё время, не пуская дальше. Кушнерёв долго не мог отпустить его из программы, уговаривал остаться. Но Бодров твёрдо стоял на своём и с благодарностью вспоминал свой телевизионный опыт.

Я познакомился со столькими людьми, услышал столько историй, прочёл столько писем – на другой работе это просто невозможно. В этом был очень правильный заряд. Помоги двум-трем людям – и передача уже существует не зря. Но этим тоже надо заниматься ответственно. Например, читаешь письмо. И понимаешь, что, по идее, сейчас ты должен всё бросить и заниматься только этим.

Сергей Бодров

Несмотря на непростой уход, Бодрову удалось навсегда остаться близким другом Кушнерёву. Тот даже стал крёстным детей Бодровых и после гибели Сергея до конца своей жизни поддерживал Светлану.

Телевидение, дружба с Балабановым, Сельяновым и Кушнерёвым, жена Светлана и двое детей — всего этого могло бы и не случиться, если бы однажды Сергей Бодров случайно не снялся в фильме у своего отца.

Пленник Кавказа

В середине 1990-х годов режиссёр Сергей Бодров-старший задумал снять фильм по рассказу Льва Толстого «Кавказский пленник». Действие драмы режиссёр перенёс в 90-е. Когда картина вышла на экраны, оказалось, что, по сути, от первоначального сюжета осталось только одно название.

На съёмки в Дагестан режиссёр взял в качестве ассистента сына, который не был актёром и просто помогал отцу, с интересом наблюдая за происходящем на площадке. Главную роль должен был играть знаменитый Олег Меньшиков, и по сюжету ему требовался партнёр.

Бодров-старший понимал, что мало кто из российских актёров может встать в пару к мэтру и достойно смотреться рядом, поэтому изначально искал от обратного — противоположность Меньшикова. Как это часто бывает, поиски затянулись, ставя под удар весь съёмочный процесс.

Я был в безвыходным положении и не мог найти напарника Меньшикову. Много актёров прошло и я не мог найти. И это действительно правда, мы долгое время не рассказывали, что он [Сергей] подошёл ко мне и сказал: «Пап, попробуй меня». Я удивился, всегда думал, как это режиссёры снимают своих детей, неужели нет никого другого. С другой стороны, я сказал: «Ну давай попробуем». И пару дней мы порепетировали дома. Он пришёл потом на пробы и очень хорошо попробовался.

Сергей Бодров-старший

режиссёр

На площадке Олег Меньшиков тепло встретил неопытного Бодрова, великодушно взявшись ему помогать. Мэтру ничего не стоило «перетянуть одеяло на себя», тем более, что партнёром ему привели сына режиссёра, но Меньшиков увидел в Бодрове желание учиться и умение спрашивать. Это настолько подкупило профессионалов — Меньшикова и оператора картины Павла Лебешова, — что они стали его наставниками и первыми учителями в актёрстве.

Свободное время троица тоже проводила вместе, как правило, играя в кости. Азартный Меньшиков постоянно проигрывал Бодрову и всё время хотел отыграться. А тот — стеснялся своей везучести и пытался остановить игру.

Против был и сам режиссёр, который заметил, как профессиональный Меньшиков с лёгкостью входит в кадр после развлечения, а его сын ещё какое-то время мыслями остаётся в игре, а не на площадке. Не всё гладко складывалось в отношениях отца и сына на съёмках.

Работать с родственниками тяжело, нервы беречь не приходится. Был момент, что я собрал рюкзачок и собрался ехать в Москву. Был какой-то скандал и я почти рванул на шоссе, думал поймать такси до Махачкалы, а там уже билет на самолёт. Потом я остановился и понял, что нельзя так, это же дело серьёзное. Есть же десятки людей, которые в процессе, и я не имею права так сделать.

Сергей Бодров

Съёмки проходили в тяжёлых походных условиях в старых аулах, поэтому, помимо нервного напряжения, накладывались и бытовые трудности. Оператор Лебешев шутил, что они попали даже не в прошлый, а в позапрошлый век. Уже почти в конце съёмок жизнь решила повторить сюжет картины.

Когда мы приехали в Дагестан, нам выделили охрану из трёх человек, местных. И вот однажды в руки этих охранников попала одна московская газета, в которой было написано, что на фильм Бодрова потрачено полтора миллиона долларов. Они пришли ко мне и потребовали выкуп в 50 тысяч. Иначе, сказали, живым никто из вас отсюда не уедет.

Сергей Бодров-старший

режиссёр

Кое-как группе удалось сторговаться на пяти тысячах. Приехавшая милиция шантажистов так и не нашла, а Сергей Бодров-старший долго ещё с ужасом вспоминал те угрозы. Это событие сделало картину ещё более реалистичной.

Правдивости фильму придавала и война в Чечне, которая шла всего в нескольких часов езды от съёмочной площадки.

По сценарию в «Кавказском пленнике» тоже был бой, но техника подвела, и съёмки сорвались. Однако режиссёр не расстроился, позже он признавался, что с трудом себе представлял, как это — имитировать войну, когда настоящая была совсем рядом. Но и без несостоявшегося эпизода фильм получился драматичным.

Бодров-старший боялся, что его обвинят в кумовстве и картина получит плохой приём из-за того, что он снял в ней своего сына. Страхи режиссёра оказались напрасны — фильм ещё монтировался, а Бодрову-старшему предложили показать ленту на Каннском фестивале.

«Кавказский пленник» попал в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на премиях «Оскар» и «Золотой глобус», но в обоих случаях проиграл чешскому «Коле». Сергей Бодров-младший за актёрский дебют получил свою первую награду — премию «Кинотавра», разделив её с Олегом Меньшиковым.

Он был интереснейшая личность сама по себе, Сергей, независимо от его профессии, интересов. Он представлял собой фигуру, что само по себе трудно, многие люди жизнь на это кладут, грызут стену, чтобы их в конце жизни назвали фигурой.

А Серёжа ничего для этого не делал, он таким уже был сразу. Ему не надо было существовать в режиме доказательства в актёрской профессии, потому что актёры всё время что-то выясняют, доказывают, всё время чем-то недовольны, ищут на кого свалить вину. А у него не было этого, потому что он был не актёр, ему не надо было ни с кем спорить. От этого он был шикарен, потому что это давало ему такую свободу.

Олег Меньшиков

актёр

Дипломированный историк

Удивительно, но всю свою актёрскую карьеру Сергей Бодров всегда подчёркивал, что не имеет профессионального образования. Он не стеснялся, что пришёл на площадку из другой области и обещал никогда не выходить на театральные подмостки. По его мнению, играть в кино могли непрофессионалы, но на сцену идти любителям было нельзя.

Такое позиционирование себя уберегло его от разочарований в карьере — он сам себя страховал на случай, если не получится. Ведь это не его профессия, поэтому провал в ней не мог ударить больно по самолюбию.

Я всегда и везде говорю: «Я не артист». А мне: «Нет, вы артист!». А я: «Артист — это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня — это не профессия, это поступок, который совершаешь».

Сергей Бодров

На самом деле, когда Бодрову было 14 лет, он задумывался об актёрской карьере и даже хотел поступать во ВГИК. Неожиданно, категорически против такого образования выступил отец — Сергей Бодров-старший. Режиссёр не замечал особого таланта в сыне, а актёрскую профессию хорошо знал изнутри, поэтому сразу объяснил ему свою позицию.

Через мой труп будешь актёром. Потому что актёр — это такая уязвимая профессия. Чтобы быть им, надо быть гениальным актёром. Ты не выбираешь, выбирают тебя. Огромная уязвимая профессия особенно для мужчины — тебя выбирают. Ты не принимаешь решение сам. Тогда он послушал и сказал, что пойдёт на сценарный. Я ему сказал: «Я научу тебя писать за день, это легко — просто ты начни писать, когда у тебя будет то, о чём хочется написать». Потом мы решили, что он пойдёт учиться в МГУ.

Сергей Бодров-старший

режиссёр

И он пошёл. Закончив, московскую школу с французским уклоном, Бодров поступил на исторический факультет столичного университета, где изучал венецианскую культуру. Возможно, с выбором направления помогла определиться мама Бодрова, искусствовед по профессии.

Университет он окончил с красным диплом и с успехом поступил в аспирантуру. Уже снимаясь в кино, он защитил диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».

О своём решении учиться на историка Бодров никогда не сожалел, рассказывая, что образование научило его, в первую очередь, видеть прекрасное в простом. В 1991 году, благодаря учёбе в университете, ему удалось поехать на практику в Венецию. Двадцатилетнему юноше очень хотелось посмотреть всю Италию, но денег на путешествие просить у обеспеченных родителей Бодров не хотел.

Тогда он придумал устроиться спасателем на местный пляж и, подработав, накопил необходимую сумму, чтобы прокатиться по стране. Схема понравилась Бодрову, поэтому он ещё три лета подряд приезжал работать спасателем, чтобы иметь возможность путешествовать по Италии.

Это был не первый трудовой опыт ради новых впечатлений — ещё в школе класс Бодрова ездил на фабрику «Ударница» упаковывать конфеты. За это школа получала деньги, на которые возила учеников на разные экскурсии.

Интеллигентная семья, хорошая школа, склонность к иностранным языкам и природное любопытство сформировали в мальчике качества, которыми позже восхищались, как его звёздные коллеги, так и простые зрители.

Он никогда не был инфантилен, даже в самые ранние годы. Он очень рано стал взрослым, думающим человеком. И дело тут в том, наверное, что Серёжа рос в исключительно дружелюбной среде, в прекрасной семье. Никто с ним не сюсюкал, каждый был занят своим делом, но атмосфера была настолько тёплой, что он рос абсолютно свободным.

У него рано сформировался свой вкус и взгляды. Ну где вы ещё найдёте ученика, который к окончанию школы знал бы три языка в совершенстве, который проводил бы большую часть времени в Библиотеке имени Ленина? Причём он никогда не был отличником.

Юрий Данилин

журналист, друг семьи

Несмотря на все эпитеты, которыми Бодрова щедро одаривала пресса, называя его «кумиром поколения» или «героем нашего времени», сам он стеснялся этих титулов. Когда публика признавалась ему в любви, а одно его появление на стадионе заставляло замолчать многотысячную толпу, он по-прежнему считал, что нравится всем невозможно.

На этот счёт у него была даже теория, подкреплённая собственным опытом. Однажды ребёнком он поехал в пионерлагерь. В прошлый раз ему настолько не понравилось там, что он сбежал домой. Но влюбившись в пионервожатую, Бодров решил проверить себя опять. На этот раз его даже назначили знаменосцем, что его очень воодушевило.

Мне очень нравились белые перчатки, красная лента через плечо и пилотка, но выяснилось, что в конце церемонии передачи знамени его надо будет целовать. Это показалось мне немного противоестественным, тем более, сказать честно, к тому моменту я ещё ни разу не целовался.

В общем, назначение не состоялось. Кроме того, я не вёл общественную жизнь, мне не нравилась игра «свечка», и я так и не научился играть на барабане. Ничего дурного я не делал, но активисты меня возненавидели. Пришлось снова уехать. Тогда я понял, что даже если ты хороший человек, это не значит, что все тебя будут любить…

Сергей Бодров

Когда Сергей Бодров был маленьким, его родители много работали, поэтому мальчик с детства привык оставаться подолгу дома один. Когда-то он увлечённо играл сам с собой, а когда-то — задумчиво молчал. Эта привычка — молчать, — осталась с ним навсегда.

Ребёнком он как-то загадал, что, когда вырастет, будет управлять ярко оранжевым мусоровозом. Но не всем его мечтам удалось сбыться.

27 декабря Сергею Бодрову исполнилось бы 50 лет.

Дочь Сергея Бодрова — Ольга, — пошла по стопам отца. После ГИТИСа её взяли служить в театр «Мастерская Петра Фоменко». В 2020 году девушка вышла замуж, а в 2021 году состоялся её кинодебют — она снялась в главной роли в фильме «Море волнуется раз», за которую получила премию «Кинотавр». Также, как когда-то её отец.

#гениикино #истории #брат

 

Источник

Читайте также