Классический цикл на стыке фэнтези и постапокалипсиса
«Умирающая земля» представителя Золотого века фантастики Джека Вэнса — это четыре тома плутовских историй: рассказов и романов, сюжеты которых пересекаются, но лишь частично. Что их по-настоящему объединяет, так это сеттинг, оказавшийся не только новаторским, но и чрезвычайно влиятельным. Рассказываем, почему стоит обратить внимание на придуманный Вэнсом мир плутоватых волшебников, бандитов-трубадуров и искусственных женщин.
Малоизвестный в России классик
Середину XX века не просто так называют Золотым веком фантастики — именно в 1940-1960-е годы во многом сформировалась фантастическая литература, как мы ее знаем сегодня. Джек Вэнс, бывший моряк и поклонник традиционного джаза, был в те годы одним из ключевых представителей сплоченного калифорнийского сообщества писателей-фантастов. Его лучшими друзьями были Фрэнк Герберт и Пол Андерсон. Их объединял не только писательский талант, но и любовь к приключениям: летом 1962 года три писателя построили плавучий дом и отправились на нем в путешествие по дельте реки Сакраменто. Несмотря на то, что Вэнс оказал существенное влияние на англоязычную фантастику, в России он очень долго незаслуженно оставался в тени своих знаменитых друзей. Но недавно главный цикл Вэнса, «Умирающая Земля», снова начал выходить на русском, и на сей раз получил теплый прием у российских читателей. Стартовый тираж первого тома, «Сказания умирающей Земли» разошелся буквально за месяц.
Новаторский сеттинг
События «Умирающей земли» разворачиваются, собственно, на умирающей Земле — прошло много лет, знакомые нам цивилизации давно погибли, а потускневшее Солнце стало красным гигантом и, по всей видимости, скоро погаснет. Но в этом мире существует магия, пришедшая на смену забытой науке и даже частично основанная на ней.
До Вэнса писатели придумывали свои миры «меча и магии», опираясь на прошлое Земли, главным образом, европейское Средневековье, и предложенный им мир-«перевертыш» оказался революционной идеей. Перенесение фэнтезийного мира в будущее не только давало неограниченный простор для фантазии, но и позволяло порассуждать о современных писателю людях, сгубивших свою цивилизацию в глобальных катаклизмах или ядерных войнах. Идея «умирающей Земли» закрепилась не только в литературе, где его использовали, например, Джин Вулф и Джо Аберкромби, но в других областях искусства: достаточно вспомнить хотя бы мультсериал «Время приключений».
Гибридный жанр
Из необычного сеттинга вытекают и особенности жанра. «Умирающая земля» — представитель редкого в наше время жанра научного фэнтези, который, однако, был достаточно популярен в Золотом веке. Когда научная фантастика и фэнтези еще не ощущались читателями как два отдельных жанра, такие классики, как Роберт Хайнлайн или Эдгар Берроуз были не прочь поэкспериментировать на границе между ними.
Особенность научного фэнтези в том, что в нем сверхъестественным вроде бы вещам — магии и волшебству — находится научное или наукоподобное объяснение. Как известно, любая развитая технология неотличима от магии, а значит, и магию вполне можно объяснить наукой. Правда, Вэнс чаще предпочитает дать читателю самостоятельно пофантазировать, почему мир изменился именно таким образом, но в некоторых случаях он приводит весьма оригинальные и логичные, даже если не вполне научные причины для этого.
Плутоватые герои
Персонажи Вэнса хорошо знают, что живут на «умирающей Земле», и относятся к этому равнодушно и нигилистически. Если в любой момент Солнце может погаснуть, стоит ли беспокоиться о будущем или сковывать себя нормами морали? Вэнс признавался, что его во многом вдохновляли плутовские романы эпохи барокко, персонажи которых зачастую рассуждали так же — после того, как по Европе прокатилась кровопролитная Тридцатилетняя война, многие уже не придавали значения духовным ценностям отжившей эпохи.
И его герои — это действительно плуты, авантюристы и пройдохи. Чаще всего это волшебники, тщеславные и самоуверенные, жадные до знаний и готовые ради могущественного заклинания обмануть или убить друг друга. Они странствуют по миру, сталкиваясь в своих приключениях как с новыми гуманоидными расами, возникшими в этом мире, так и с совершенно нечеловеческими сущностями, которые, однако, имеют многие человеческие слабости.
Иронический стиль
Хотя может показаться, что книга о жизни на Земле, которая вот-вот погибнет, должна быть довольно мрачным чтением, Вэнсу удалось найти нужную интонацию — не слишком серьезную и поучительную, а в первую очередь ироничную. Рассказывая о приключениях своих героев, он сохраняет легкость, даже когда речь идет о не слишком приятных вещах. Это становится особенно заметно, когда от отдельных рассказов Вэнс переходит к романам про вороватого пройдоху Кугеля и его духовного преемника, Риальто Изумительного: они оба обладают непревзойденным умением попадать в неприятности и с достоинством из них выпутываться. На фоне мрачного кроваво-красного Солнца, повисшего в небе, только лучше проявляются их жизнелюбие и тяга к приключениям, также свойственные их создателю.
Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon. Следите за нашими новостями ВКонтакте и Телеграме.