5 миллиардов рублей только за март и закрытия кинотеатров: российская индустрия кино оценила потери от мирового бойкота

А продюсеры и режиссёры поддержали кинематографистов из России, заявив, что запреты на участие в фестивалях сделают ситуацию только хуже.

5 миллиардов рублей только за март и закрытия кинотеатров: российская индустрия кино оценила потери от мирового бойкота

Российский прокат

1 марта четыре студии «большой пятёрки» Голливуда — Warner Bros., Disney, Sony Pictures и Paramount — объявили, что временно прекратят выпускать свои фильмы в российский прокат в связи с военными действиями в Украине. Как долго продлится эта ситуация, пока неясно, однако ряд картин, включая «Бэтмена», «Морбиуса» и «Я краснею», в местных кинотеатрах не выйдет.

При этом для многих фильмов в СМИ уже были запущены рекламные кампании, а предпродажи билетов на «Бэтмена» к моменту отмены релиза превысили 19,5 миллиона рублей.

Как рассказали журналистам РБК представители компаний-игроков российского кинорынка, включая «Каро» и объединённую сеть «Синема Парк» и «Формула кино», они не могут дать даже приблизительную оценку ситуации в марте, не говоря уже о долгосрочных прогнозах.

Однако эксперты утверждают, что отсутствие кинорелизов от студий-мейджоров в России серьёзно скажется на индустрии, так как на фильмы «большой пятёрки» приходится около 80% рынка страны. По словам главного редактора «Бюллетеня кинопрокатчика» Александра Нечаева, ситуация может оказаться катастрофической.

Это должны были быть самые кассовые релизы месяца. Их совокупный потенциал — более пяти миллиардов рублей. Это больше, чем весь российский кинопрокат заработал в феврале. […] [Если студии отзовут релизы вплоть до мая], кинотеатры попросту начнут закрываться. Невозможно прожить на российском контенте и релизах независимых компаний. Это ставит Россию в условия культурной изоляции.

Александр Нечаев

главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»

Кинофестивали и кинорынки

Однако бойкот распространяется не только на прокат. Отдельные европейские кинофестивали уже заявили, что исключат из своей программы все фильмы российских кинематографистов в знак солидарности с жителями Украины и членами киноакадемии страны, призвавшими принять подобные меры.

Среди тех, кто отказался сотрудничать с представителями индустрии РФ в ближайшем будущем:

  • Международный кинофестиваль в Глазго;
  • Международный кинофестиваль в Стокгольме;
  • Series Mania, организаторы международной презентации телевизионных проектов во французском Лилле;
  • RX, организаторы телерынка MipTV, который пройдёт в Каннах;
  • Pact, британская компания, занимающаяся торговлей в сфере кино;
  • Европейская киноакадемия, отказавшаяся рассматривать российские фильмы в качестве претендентов на свою кинопремию.

Тем временем организаторы Каннского кинофестиваля заявили, что если конфликт в Украине не завершится на условиях, которыми будет довольна украинская сторона, они откажутся принимать «официальные российские делегации и кого бы то ни было, кто связан с правительством России». Однако они не сказали прямо, будут ли включать в свои программы фильмы от российских кинематографистов.

Представители фестиваля в Локарно, в свою очередь, опубликовали заявление о том, что не поддерживают бойкот и выступают «за свободу самовыражения и свободу киноискусства во всех его формах».

Что говорят режиссёры и продюсеры

Кроме того, несколько кинематографистов из России заявили в беседе с журналистами Variety, что категоричный бойкот навредит всем сторонам и мировому кинобизнесу в целом.

То, что Европа хочет сделать чёткое антивоенное заявление можно понять, ведь такая необходимость правда есть. Однако запрет на участие в крупных культурных событиях для всех русских не только ничему не поможет. Он только навредит.

Сотни, тысячи российских культурных работников открыто выразили своё несогласие с решением государства развязать войну. Они осуждают эти действия, они выходят на протесты, поддерживают Украину, рискуя оказаться приговорёнными за госизмену. И почти ни один из них не голосовал за Путина.

Если Европа запретит этим людям участвовать в международных событиях, она заглушит русский голос протеста. Она изолирует тех, кто хочет остановить войну, заодно с теми, кто хочет эскалации конфликта.

анонимный продюсер

Многие российские компании лишились возможности продолжать работу над своими кинопроектами, так как потеряли связи с зарубежными деловыми партнёрами. Руководитель Metrafilms Артём Васильев, работавший в том числе над фильмом «Дело» Алексея Германа-младшего, назвал ситуацию в Украине «кошмаром», отметив, что уважает позицию европейских продюсеров, однако не может игнорировать последствия для собственной компании.

Копродукция, особенно совместно с Европой, была одним из наших главных инструментов, а теперь её в России, по сути, не существует. Всё, что было как-то связано с Европой, сейчас либо поставили на паузу, либо отменили. […]

Всё, о чём я мечтал последние 15 лет, теперь отменили.… А мы просто держимся и пытаемся понять, что нам делать дальше.

Артём Васильев

генеральный продюсер Metrafilms

Мнения о том, что повсеместный бойкот России и местных кинематографистов не поможет положению, придерживаются и многие другие.

Кинематографисты и художники из России не несут ответственности за то, что происходит в Украине. Это культура. Это искусство. Я не понимаю, почему, например, каждый фестиваль должен вносить русское кино в свой чёрный список. Мы должны поддерживать голоса и таланты этой страны.

Дэн Векслер

сотрудник Bord Cadre Films, сопродюсер «Петровых в гриппе»

В поддержку российских режиссёров, продюсеров и сценаристов высказался и украинский постановщик Сергей Лозница («Счастье моё», «Донбасс»). Он подчеркнул, что далеко не все в России поддерживают действия своего правительства, отметив в частности документалиста Виктора Косаковского («Гунда») и режиссёра Андрея Звягинцева («Елена»), с которыми поддерживает дружеские отношения.

Когда я слышу эти призывы запретить российские фильмы, я думаю об их авторах. Это хорошие люди, как и мы, ставшие жертвами этой агрессии.

В феврале 2022, когда российские солдаты начали вторжение в Украину, первое же сообщение я получил от моего друга Виктора Косаковского, который сказал: «Прости меня. Это катастрофа. Мне стыдно». А позже Андрей Звягинцев, до сих пор восстанавливающийся после тяжёлой болезни, записал мне видеосообщение.

То, что происходит сейчас перед нашими глазами — ужасно, но я прошу вас не поддаваться безумию. Мы не должны судить людей по их паспортам. Мы должны судить их по поступкам. Паспорт привязан к месту, в котором нам выпало родиться, а поступки человек совершает по собственной воле.

Сергей Лозница

режиссёр

#новости

 

Источник

Читайте также