5. Body Bags («Мешки для трупов»), сегмент «Глаз», 1993
Прекрасная хоррор-антология от пары величайших режиссеров этого жанра — Джона Карпентера и Тоуба Хупера, — долгое время не получала широкого распространения и только в 2013 году была издана на Blu-ray c приличным изображением. До этого фильм был наиболее известен по пародии в одном из хэллоуинских эпизодов «Симпсонов», где Гомеру пересадили волосы преступника Честера Снэйка.
В оригинале тоже есть сегмент «Волосы» (про Стэйси Кича, который слишком радикально борется с облысением), но в «Симпсонах» пародируется именно сегмент с Хэмиллом. Марк играет бейсболиста, потерявшего глаз в автомобильной аварии. Ему пересаживают глаз покойного серийного убийцы-насильника. Сначала герой начинает видеть жуткие вещи во время секса с женой, а потом — все больше напоминать старого владельца органа своим поведением.
Режиссер Тоуб Хупер на 100% использует специфическую внешность и выкаченные глаза постаревшего Люка Скайуокера, да и сам усатый Хэмилл отчаянно развлекается в роли «маньяка поневоле». Если бы не «Звездные войны», он наверняка мог бы сделать себе карьеру характерными ролями подобных мерзких типов (см. также: трэш-хоррор Midnight Ride с Майклом Дудикоффом).
В свое время Mask of the Phantasm перевернула все мои представления о мультипликации — во всяком случае о западной. Настолько жестокие драки, красивые взрывы и сочетание стилизованных персонажей с реалистичными бэкграундами я ранее видел только в аниме. А тут вот они — в ни на что, казалось бы, не претендующем американском мультфильме по комиксам!
Конечно же, за «Маской» возвышается огромная глыба Batman: The Animated Series, о котором я на момент знакомства с полнометражкой не слышал (интернета в России тогда еще просто не существовало). Этот фильм — квинтэссенция сериала с его очень своеобразными взглядами на Бэтмена, его отношения с героями и злодеями и степень насилия, которое можно показывать в детском мультике.
Бэтмен зверски бьет врагов в кровь, они теряют зубы и получают рассечения, Кевин Конрой и Марк Хэмилл вкладывают душу в своих персонажей, а сценаристы и режиссеры делают все, чтобы Бэтсу и Джокеру было, где развернуться.
Картина начинается как самостоятельная, обособленная история про потерянную любовь Бэтмена и таинственную фигуру в маске, убивающую воротил готэмского криминального мира (ох, ну кто бы это мог быть?!). Но в итоге мульт посвящает себя тому же конфликту старейших врагов вселенной Бэтмена, что и первый фильм Бертона и второй фильм Нолана.
И, вы знаете, решает все не хуже этих признанных (в том числе и «Канобу») киношедевров. «Маску» до сих пор иногда называют лучшим фильмом о Бэтмене. Я с этим не совсем согласен (я очень люблю Бертона)…, но это точно лучший мультфильм о Бэтмене.
В оригинале опубликовано в материале «Лучшие полнометражные мультфильмы DC»
Лучший американский фильм про войну (не только про Вторую мировую), который смело можно ставить в один ряд с «Проверкой на дорогах», «Иди и смотри» и A Bridge Too Far.
Картину написал и снял по собственным воспоминаниям один из самых нестандартных и недооцененных режиссеров, сценаристов и писателей США. Сэм Фуллер реально прошел Африку, Италию и Францию (а также Бельгию и Чехословакию) рядовым пехотинцем. И даже главный подвиг героя — самоубийственный пробег с важным сообщением через весь простреливаемый немцами пляж Нормандии — тут лично фуллеровский.
Основной сюжет рассказывает о герое-писателе и его троице закадычных друзей, которых абсолютно не берут вражеские пули. Все остальные новобранцы погибают за 3 кампании-мясорубки, но наша четверка, которой помогает бывалый сержант (Ли Марвин), оказывается такой неуязвимой, что их начинают называть Всадниками апокалипсиса.
Сценарий казался бы детской сказочкой… если бы речь не шла о совершенно реальных, неуязвимых для немецких пуль, прошедших всю Вторую мировую товарищах режиссера. Несмотря на скромный бюджет и натуру (все снято в Израиле), The Big Red One — один из самых многоплановых фильмов про войну, тут есть и потрясающие боевые сцены (причем высадка на Омаха-бич — еще не самая масштабная!), и душераздирающие эпизоды вроде сцены с освобождением сумасшедшего дома.
Роль у Хэмилла сравнительно небольшая, но яркая: самый трусоватый новобранец, который, например, отказывается ползти вперед под вражескими пулями в Нормандии. Тогда Сержант берет винтовку и хладнокровно стреляет по песку рядом с Хэмиллом. Немного подумав, герой Марка начинает ползти дальше.
2. Slipstream («Поток»), 1989
Режиссер и сценарист гениального «Трона» Стивен Лисбергер написал и снял еще один совершенно потрясающий фантастический фильм, который, к сожалению, никто не смотрел. На Blu-Ray, насколько я знаю, картина до сих пор не вышла, на DVD долго время были доступны только ужасные обрезанные полноэкранные версии. Мне в свое время посчастливилось достать широкоэкранную копию с японского лазерного диска — и с тех пор я считаю Slipstream лучшим недооцененным научно-фантастическим фильмом после «Салюта Джаггера».
Дело происходит на постапокалиптической Земле, которую можно всю облететь на одном мощном воздушном потоке из-за изменившихся климатических условий. Главный герой — симпатичный бродяга-контрабандист Билл Пэкстон, — похищает у пары местных силовиков важного преступника, решив самостоятельно получить награду за его голову.
Преступник (Боб Пек из «Парка юрского периода») оказывается роботом-андроидом, и между героями постепенно налаживаются сложные и неоднозначные отношения. Хотя в пересказе сюжет напоминает сразу все ваши любимые аниме про постапокалиптик, это превосходный сценарий и изумительно поставленный фильм с крутейшими экшен-сценами с использованием глайдера. А еще там один из лучших саундтреков в истории кинематографа — от Элмера Бернштайна.
Хэмилл играет чистого антагониста — одного из законников, у которых Пэкстон умыкнул робота. В нашем интервью Марк жаловался на то, что его никогда не позовут в кино играть Джокера из-за низкого роста. Так вот, в Slipstream (как и в «Глазе») можно убедиться, какую угрозу умеет излучать Хэмилл, несмотря на скромные физические данные.
1. Star Wars («Звездные войны»), 1977
Первые «Звездные войны» — это и самурайский фильм, и вестерн, и британское военное кино (об этом же говорит и Хэмилл в интервью, — ред.). Почему атака на Звезду Смерти — единственная в истории франчайза реалистичная боевая сцена, переговоры пилотов в которой звучат настолько аутентично? Да потому, что вся эта сцена, реплика за репликой и кадр за кадром, позаимствована из британской военной драмы The Dam Busters, которая предельно реалистично рассказывала о настоящей операции времен Второй мировой. Вот откуда в «Звездных войнах» взялись первое, неудачное попадание торпедой в вентиляционную шахту реактора и спокойное, сдержанное самопожертвование идущих на смерть взрослых мужчин.
Это же касается и сцен на Татуине: они настолько прекрасны потому, что это классика Куросавы и Джона Форда, пусть в ней теперь и участвуют роботы, пришельцы и имперские штурмовики. Цитаты заложены в Star Wars на уровне сценария, режиссерских и монтажных приемов, саундтрека… Но вместо с тем Лукас — достаточно талантливый и самобытный режиссер (смотрите его THX 1138 и «Американское граффити»), чтобы все это талантливо и творчески переосмыслить.
Фильм производит одинаковое впечатление на маленьких детей, подростков и взрослых людей, что само по себе — научная фантастика.
Кого-то привлекает эскапизм истории, кого-то наоборот — бескомпромиссная жестокость сюжета (Альдераан) и реализм батальной сцены, в этом фильме одинаково цепляют ярко отсвечивающая поверхность и спокойная холодная глубина, очевидные и неочевидные моменты.
О финале, в котором все сюжетные линии увязываются воедино, завершаются все арки героев, и мы переходим от ситуации полнейшего отчаяния к ликованию самой светлой победы в истории кино за считанные СЕКУНДЫ экранного времени, читают лекции. Я серьезно: именно лекциями о финале Star Wars Майкл Арндт, сценарист бюджетной комедийной драмы «Маленькая мисс Счастье», в свое время привлек внимание Disney и получил место сценариста седьмого эпизода «Звездных войн».
Трилогия в целом имеет весьма отдаленное отношение к кино, даже к развлекательному. Empire Strikes Back — утренний субботний мультик, главный герой которого проводит большую часть фильма, общаясь с куклой-маппетом в фальшивой пещере. Return of the Jedi, за исключением пары гениальных, шекспировских сцен с Императором, Вейдером и Люком, — это вообще детский утренник, создателям которого не хватило денег даже на нормальные куклы и кукловодов (вместо этого на роль эвоков пригласили актеров-лилипутов). Но оригинальные, не тронутые цифрой и подзаголовками Star Wars 1977 года выпуска — великолепный авторский фильм и одна из важнейших работ в истории кинематографа.
В оригинале опубликовано в материале «Топ 100 фильмов „Канобу“. Часть 10»
Премьера 1 серии 2 сезона «Падения Ордена» состоится 25 марта. Смотрите сериал в онлайновом кинотеатре ViP Play
Источник