Первые «Пираты Карибского моря» — самый удачный фильм про пиратов и одна из самых качественных приключенческих картин. Его сколько угодно можно списывать в блокбастеры и чисто развлекательное кино, но отобрать 5 фильмов на тему приключений, сделанных на таком же сверхвысоком уровне, было непросто.
The Hidden Fortress («Три негодяя в скрытой крепости»)
Акира Куросава, известный по фильму «Семь самураев» и японским экранизациям Шекспира, Толстого, Горького и Достоевского, умел развлекаться сам и развлекать зрителя. В 1958 году, после «Трона в крови» и «На дне», он снял самый качественный приключенческий фильм в истории, без которого у нас просто не было бы современного развлекательного кино.
В сюжете «Крепости» вы без труда узнаете знаменитый американский аналог, так что я не буду комментировать эти параллели. Речь там о паре вечно препирающихся дурачков, которым нужно провести через раздираемую войной кланов средневековую Японию воз с золотыми пластинками, замаскированными под хворост. Помогают им в этом деле скрывающийся под видом простолюдина великий воин-самурай (Тосиро Мифунэ в лучшей своей роли) и изображающая простую крестьянскую девушку принцесса, а мешает — изуродованный злодей в черном шлеме.
По дороге героев ждут всяческие препятствия: боевые, социальные, философские. Только Куросава мог превратить столь незамысловатое «роуд-муви» в обличение человеческой жадности и демонстрацию бессмысленности погони за обогащением в этом бренном мире, где все рано или поздно обратится в пепел гигантского костра.
В одной из самых изумительных сцен фильма герой-самурай, увлекшись погоней, случайно попадает во вражеский лагерь и оказывается вынужден вызвать главного злодея на дуэль на копьях, в процессе которой противники пытаются заколоть друг друга через развевающиеся на ветру полотна.
В целом хвалить режиссуру и сценарную работу Куросавы — это все равно что говорить, что Библия «неплохо написана», лучше этого человека в истории кино никто не писал и не снимал, и раз уж нам посчастливилось увидеть его версию жанрового развлекательного фильма, то надо ее смотреть, пересматривать, а потом пересматривать снова.
Indiana Jones and the Temple of Doom («Индиана Джонс и Храм судьбы»)
Лучшая картина Стивена Спилберга, один из лучших приключенческих фильмов и лучшая часть трилогии (да! Трилогии!) об Индиане Джонсе не была оценена ни критиками, ни зрителями в год выхода (1984-й), да и по сей день остается преступно недооцененной.
Почему так получилось, мне не совсем понятно: кому-то кажется, что фильм слишком мрачный и недетский (именно для проката Temple of Doom в США был придуман возрастной рейтинг PG-13), но это же как раз хорошо, не правда ли?
Мы все-таки смотрим фильм-приключение, который обязан захватывать и увлекать зрителя любыми средствами, включая самые ужасные и кровавые.
Кто-то придирается к образу Уилли Скотт (Кейт Кэпшоу), называя ее худшей «девушкой Джонса». Но мне она кажется очень уместной: именно такая женщина нужна Индиане Джонсу (Харрисон Форд) в дикой Индии, чтобы оттенить его способность к быстрой культурной ассимиляции. Кому-то не нравится Коротышка (Short Round), приносящий в историю о душителях и человеческих жертвоприношениях очень странные и неуместные элементы детского кино, но на мой взгляд это далеко не самый раздражающий напарник Джонса (это не Джонс-старший и не Маркус Броди из третьего фильма).
В начале Temple of Doom Спилберг и его сценаристы, супружеская пара Уиллард Хайк и Глория Кац, сумели второй раз представить нам Индиану Джонса — и сделать это лучше, чем в открывающей секвенции Raiders of the Lost Ark, где сцена знакомства с героем вообще самая известная в истории кино!
Шанхайская фантасмагория с китайской версией мюзикла Anything Goes Коула Портера и охотой за противоядием не только прекрасно характеризует все основные действующие лица, но и прокладывает мосты между «Индианой Джонсом» и азиатским экшен-кино (тогда как в первом фильме цитировалась лишь западная классика приключенческого кинематографа).
Самое удивительное, что даже эта чудесная сцена не затмевает последующий экшен (чего никак не скажешь о Raiders of the Lost Ark). Тут и сцена с самолетом и надувным плотом, и сцена с конвейером, и сцена с вагонетками, и сцена с мостом…
Последовательность выносящих мозг приключений и трюков здесь нарастает к концу фильма, а не к середине, как это делается в первом фильме про Индиану и большинстве современных блокбастеров, где ко второй половине фильма у создателей кончаются и ресурсы, и фантазия.
В одном из фильмов про Индиану Джонса, чтобы победить, герою приходится пройти огонь, воду и вырывание сердца из груди на висящем над рекой с крокодилами куске веревочного моста. В другом — вовремя зажмуриться. Вот и скажите мне, какой из этих фильмов — настоящая классика приключенческого кино, а какой — интересно задуманный, но недотянутый до совершенства боевик с непомерно раздутой репутацией.
Raiders of the Lost Ark («Искатели утраченного ковчега»)
Обратите внимание, что слов «Индиана Джонс» в названии нет и быть не может: мы рассматриваем вышедший в 1981 году оригинал, еще не ставший частью какой-то там серии или, боже упаси, «франчайза» (это ведь все-таки кино, а не «Макдоналдс»).
Профессиональные американские сценаристы в Twitter часто пишут, что Raiders of the Lost Ark — идеальный фильм жанра «экшен». Это, конечно, не так: и в сюжете, и в режиссуре тут хватает недостатков, самый очевидный из которых — полностью заваленный финал.
Все дело в том, что на съемки лихой гонки на вагонетках с участием Инди и нацистов у Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса не хватило денег (она потом была использована в каком-то другом фильме), так что сценарист Лоуренс Кэздан спешно придумал им сцену со вскрытием ковчега: одну из самых нелепых и смехотворных концовок вообще!
Почему эта сцена настолько нелепая, вам прекрасно объяснила Эми Фаулер в сериале The Big Bang Theory: с нацистами и Ковчегом все прекрасно решилось бы и без участия Индианы Джонса, главный герой в кульминации фильма выступает в роли привязанного к столбу манекена. Но и помимо концовки у Raiders of the Lost Ark хватает проблем: как, например, Мэрион Рэйвенвуд попала из корзины во взорвавшемся грузовике в палатку в центре немецкого археологического лагеря?
Этот фильм — триумф режиссуры молодого Спилберга, сумевшего сделать захватывающую историю из серии импровизированных экшен-сцен, связанных условными сюжетными мостиками и музыкой Джона Уильямса.
Romancing the Stone («Роман с камнем»)
У Raiders of the Lost Ark очень много клонов: от «Сокровища четырех корон» до «Мумии» с Бренданом Фрейзером. Но самый удачный из них снял американский «Спилберг-младший», Роберт Земекис, по сценарию Дайан Томас.
Если фильмы про Индиану Джонса (и все остальные их клоны) выстроены по классической формуле «героиня — друг человека», то в Romancing the Stone на первом плане — писательница Джоан Уайлдер (Кэтлин Тернер), автор женских приключенческих романов из Нью-Йорка, ненароком попавшая в гущу смертельно опасных приключений в Колумбии.
Объективируется тут не она, а местный вариант Индианы Джонса, профессиональный охотник Джек Колтон, в роли которого неожиданно-блестяще и уместно смотрится Майкл Дуглас. Это идеал мужчины из женского бульварного романа, ступивший в реальную жизнь в сапогах из крокодиловой кожи. Смесь Индианы с Кристианом Греем и Робертом Кинкейдом из «Мостов округа Мэдисон».
Сюжет лихо закручен вокруг охоты за особо крупным изумрудом, обстановка яркая и экзотическая, издевающиеся над худшими штампами дамских романов вставки «из книг героини» — дико смешные. Омрачает картину только одно: трагическая судьба сценаристки Томас, простой официантки, сумевшей заинтересовать своим сценарием Майкла Дугласа, и погибшей в автокатастрофе в 1985 году, всего через год после выхода фильма.
The Good, the Bad, the Weird («Хороший, плохой, долбанутый»)
Перед нами современная (2008 г.) корейская вариация на тему всех приключенческих фильмов сразу, включая «Индиану Джонса», «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне и даже «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова.
Для режиссера и сценариста Ким Чжи Уна (известного по гангстерскому боевику A Bittersweet Life) все эти фильмы — просто повод всласть поснимать гоняющихся друг за другом по поездам и стреляющих из «Маузеров» и «наганов» корейцев.
Формально в основе сюжета тут — охота за картой, показывающей маршрут к некому «сокровищу», которое может спасти «всю японскую империю». Но в какой-то момент (кажется, на великолепно задуманной перестрелке под дождем на Призрачном рынке с использованием водолазного шлема) про карту забывают и зрители, и герои: они слишком увлечены обменом пулями друг с другом, китайскими бандитами и всей японской армией.
Существует две версии картины: одна ужасная, американская, которая заканчивается трехсторонней перестрелкой с участием авантюриста, наемного убийцы и охотника за головами. Другая — правильная, корейская, в которой после этой сцены нас ждет еще добрых 10 минут экшена и удивительных сюжетных поворотов, полностью меняющих представление о том, на что способен один из персонажей.
Еще о «Пиратах Карибского моря»
Киномарафон всех частей «Пиратов Карибского моря»
Источник