Почему писатель Брайан Стейвли перенёс действие книг в Азию, чем ему помогает классическая поэзия и как на «Хроники Нетесаного трона» повлияла обычная кухонная духовка
«Клинки императора» снова в деле: «Азбука» выпускает фэнтези-цикл Брайана Стейвли «Хроники Нетесаного трона», который ещё не был полностью издан на русском языке! Сюжет у книг закрученный, а мрачная атмосфера не даст витать в облаках: император убит, и теперь его сыновья, послушник монастыря Каден и боец Валин, а также дочь-чиновница Адер, должны разобраться с произошедшим и не упустить из рук государство.
Первый роман трилогии уже вышел из типографии, поэтому самое время напомнить кое-что о Стейвли и его книгах с помощью нескольких фактов!
1. Поэзия помогла Брайану Стейвли в написании эпической фэнтези
Брайан Стейвли не просто писатель по зову сердца – он, на минуточку, бакалавр изящных искусств! Или, говоря простым языком, несколько лет учился работе с текстами, в частности, с поэтическими, и всерьёз занимался поэзией даже после учёбы, пока не оказалось, что прожить на копеечные доходы от публикаций стихов просто невозможно.
Кажется, что переход от поэзии к эпической фэнтези выглядит очень странно, но сам писатель считает по-другому: по его словам, поэтические приёмы оказалось легко применять и в его новом жанре. Например, в фэнтези некоторые вещи, как в поэзии, лучше читаются между строк, а упоминаемые детали должны играть роли, а не служить просто декорацией. Технические ограничения поэтического метра помогают приноровиться к ограничениям прозы: как в ямбе должно быть два слога, так в романе нужно придерживаться правил и логики повествования. А ещё поэзия предполагает динамичность, которой Стейвли, судя по всему, научился и у поэтов, и у одного из своих любимых писателей Джо Аберкромби.
2. На «Хроники» повлияла жизнь писателя в Азии
Не только поэзией занимался Брайан Стейвли: поняв, что ничего дельного из стихов не выйдет, он ушел в преподавание – благо, образование позволяло. В старшей школе он был учителем истории, литературы, религиоведения и философии, но какое-то время провёл на совсем другой преподавательской должности: учителя английского в азиатских странах, от Китая до Лаоса.
Именно в это время Стейвли и написал большую часть романа «Клинки императора», в котором можно разглядеть отсылки к истории Древнего Китая. Когда начинающий писатель понял, что в раннем Средневековье, в антураже которого и разворачивается действие «Хроник Нетесаного трона», Азия была гораздо интереснее Европы, выбор китайской династии Тан вместо франкских Меровингов показался очевидным. Видимо, исторический материал очень вдохновил Стеевли на описание дворцовых интриг, потому что в «Хрониках» они закручены не хуже, чем в «Игре престолов».
3. Карты для «Хроник Нетесаного трона» рисовал художник, работающий с Брендоном Сандерсоном
Как учитель истории, Стейвли по опыту знал, что карты – важнейший вспомогательный элемент, который может сказать внимательной аудитории гораздо больше, чем любые факты. И не просто потому что с её помощью легче запомнить, насколько далеко друг от друга расположены столица империи и горный монастырь, где живёт наследник престола, но и потому что хорошая карта помогает принимать во внимание факторы вроде защищённости города пустыней с юга или морем с запада.
Именно поэтому Стейвли в ходе работы над «Клинками императора» сам рисовал черновики карты параллельно с развитием сюжета – финальным скетчем позже и воспользовался художник Айзек Стюарт, с которым постоянно сотрудничает Брендон Сандерсон. В соответствии с азиатским колоритом «Хроник Нетесаного трона», при создании карты Стюарт вдохновлялся японскими картами начала XVIII века – в первую очередь, в изображении гор и морских волн.
4. В работе над историей Стейвли помог случай, когда его жена «уткнулась лицом в фаербол»
Как любой писатель, Стейвли проводит некоторое количество исследований, чтобы события в книгах выглядели более правдоподобными: к примеру, о здоровье гигантских птиц, на которых летают воины в «Хрониках», он консультировался с ветеринаром. Но некоторые детали добывает, скажем так, менее конвенциональными путями. Например, ощущения от полета на всё тех же птицах он описывал, скрестив два собственных ощущения: взлёт/посадка на самолёте и адреналиновый всплеск во время скалолазания.
Но самый опасный случай для «исследования» представился писателю, когда у его жены Джо… загорелась голова. Без паники, с Джо всё хорошо, никаких серьёзных травм она не получила, но ситуация и напугала, и кое-чему научила супругов: оба были на кухне, жена открыла духовку, откуда ей в лицо вырвался огненный шар – потом больница, огромное количество мази от ожогов, заживающая кожа… И вот спустя какое-то время в The Providence of Fire, втором романе «Хроник», появляется достоверное описание ожогов и их лечения.
5. Стейвли однажды подкараулил поклонника ночью на глухой парковке
Брайан Стейвли любит общаться с читателями, и особенно любит конструктивную критику: его любимый тип писем – это что-то в духе «профессиональный врач написал мне, что такая травма не может быть нанесена таким образом, они со студентами даже не смогли её повторить на занятиях по патологоанатомии, поэтому лучше было описать её вот так» (реальный случай).
Но иногда он сам находит новые способы связи с аудиторией, в том числе, что греха таить, в рамках продуманных маркетинговых кампаний. После выхода «Клинков императора» он написал рассказ из этой же вселенной, который стал публиковать по частям на своём сайте. Но ларчик открывался не просто так: с публикацией рассказа был связан масштабный квест, в ходе которого читатели из разных стран должны были с помощью подсказок найти тщательно спрятанные экземпляры «Клинком императора». Найдена очередная книга – опубликована очередная часть рассказа. В финальном раунде квеста победил читатель, который 5 часов ехал до нужной локации, и в итоге в ночи оказался на парковке в глуши, где его поджидала не только книга, но и невозмутимо попивающий пиво Брайан Стейвли. Сколько пришлось выпить в ожидании, история умалчивает…
Конечно, это далеко не все истории, связанные с созданием «Хроник Нетесаного трона»: по блогу Стейвли складывается впечатление, что его жизнь однажды превратилась в коллекцию анекдотов. Что особенно интересно, учитывая, насколько мрачными выходят его книги – а в этом вы можете убедиться своими силами, ведь «Клинки императора» уже на полках книжных!