1 июня состоялась премьера «Чудо-женщины», первого сольного фильма о женщине супер-герое новой эры комикс-муви, и первой удачной картины по комиксам DC со времен трилогии Нолана. Если вы уже успели посмотреть фильм и у вас остались вопросы – давайте сравним списки и попробуем разобраться вместе. Если ленту вы еще не видели, лучше сначала прочитайте рецензию без спойлеров или просто сходите в кино, оно того стоит. Читать сразу эти вопросы я не советую – заспойлерите себе все, что можно, да и мало что поймете.
Так как формат неудобных вопросов оказался куда более востребованным, чем сами рецензии, мы продолжаем. Правда, на этот раз, я впервые буду придираться к фильму, который мне искренне понравился. С картинами вроде «Чужой: Завет» и «Пираты Карибского моря 5», конечно, было куда проще – там и желание разорвать фильм на куски есть и дыр куда больше.
Впрочем, как я отмечал в рецензии, «Чудо-женщина» далеко не идеальна и вопросов к ней все же набралось достаточно. Скажу сразу, что большая их часть будет касаться новой версии мифа о происхождении Дианы, амазонок, Ареса и других олимпийцев. Именно в этом аспекте фильм дает слабину – там сплошная путаница, нестыковки и недомолвки. Также много вопросов к странному супероружию Доктора Яд.
Поневоле вспоминаешь, что изначально студия наняла сразу несколько сценаристов, но не для совместной работы, а для того, чтобы каждый написал свою версию. Есть ощущение, что в итоговом фильме были использованы элементы сразу всех этих сценариев, потому что некоторые сущности сначала описываются как одно, затем оказываются чем-то совсем иным без объяснения перехода. Это не то что гармоничное слияние версий, скорее использование кардинально разных подходов в разных сценах, тут кусок от одной трактовки, тут огрызки другой.
Амазонки
1. Почему эти олимпийцы не походят на тех, которых мы знаем по мифам?
Версия греческих богов из мифов и из комиксов Чудо-женщины отличались всегда, причем версия комиксов тоже постепенно менялась, в фильме же мы видим абсолютно новую версию, и не могу сказать, что она хороша.
В мифах амазонки (с древнегреческого – безгрудые) были созданы как раз Аресом и Гармонией, богиней согласия, мужчин не терпели, были крайне воинственны и даже выжигали себе правую грудь, чтобы еще лучше стрелять из лука (отсюда, по одной из версий, и название). С мужчинами они встречались лишь для зачатия, родившихся девочек оставляли, мальчиков не то отдавали мужикам, не то убивали.
По версии фильма, Зевс создал людей добрыми и чистыми, затем Арес, ревновавший отца к его творению, привил людям ненависть, зависть и жестокость. Или не привил, а лишь изобличил.
Амазонки были созданы Зевсом, чтобы уравновесить влияние Ареса на людей. Они должны были защитить человечество от Ареса, вдохновить людей быть лучше. Затем Арес перебил всех богов, а Зевс перед смертью спрятал остров амазонок, Темискиру, от Ареса и людского взора.
Диана же была дочерью Зевса и Ипполиты, первой амазонки, и, так как являлась полубогиней, была единственной, кто мог убить своего брата, Ареса.
2. Если амазонки – музы добра, то почему тренируются драться?
Это одна из множества нестыковок версий, результат странной попытки объединить знакомые образы с новой трактовкой, закрывая глаза на противоречия.
Если амазонки должны были вдохновлять людей, то они не амазонки, а музы. Как именно это соотносится с островом воинственных одногрудых мужененавистниц из мифов? Зачем было делать их музами и при этом оставлять нетронутой их воинственность?
3. Зачем конкретно Зевс спрятал остров?
Амазонки должны были на время скрыться, чтобы вырастить и подготовить Диану, чтобы она его убила? Или они должны были накопить сил и вернуться к человечеству, чтобы продолжить вдохновлять и отвращать от зла?
4. Почему он спрятал амазонок, а не людей?
Ну, то есть ясно, что этих спрятать проще, но все же Зевс вроде любил людей, амазонки – вторичны, они были созданы как инструмент защиты тех же людей, он не мог перед смертью как-то больше о человечестве подумать? Зачем оставлять оружие против Ареса амазонкам, которые взяли и забили на свой долг – прятались и не парились о гибнущих людях?
5. Против кого там восстали амазонки после смерти Зевса?
В легенде упоминается, что амазонки восстали против гнета и освободились. Их кто-то захватывал? Уводил в рабство? Как, если они уже на тайном острове и туда никто не приходит? От чего освобождались-то? В чем суть этого освобождения? В том, что они плюнули на долг защиты человечества? Это произошло до смерти Зевса или после?
6. Если амазонки – музы добра, то почему тренируются драться?
Это одна из множества нестыковок версий, результат странной попытки объединить знакомые образы с новой трактовкой, закрывая глаза на противоречия.
Если амазонки должны были вдохновлять людей, то они не амазонки, а музы. Как именно это соотносится с островом воинственных одногрудых мужененавистниц из мифов? Зачем было делать их музами и при этом оставлять нетронутой их воинственность?
7. Зачем конкретно Зевс спрятал остров?
Амазонки должны были на время скрыться, чтобы вырастить и подготовить Диану, чтобы она его убила? Или они должны были накопить сил и вернуться к человечеству, чтобы продолжить вдохновлять и отвращать от зла?
8. Почему он спрятал амазонок, а не людей?
Ну, то есть ясно, что этих спрятать проще, но все же Зевс вроде любил людей, амазонки – вторичны, они были созданы как инструмент защиты тех же людей, он не мог перед смертью как-то больше о человечестве подумать? Зачем оставлять оружие против Ареса амазонкам, которые взяли и забили на свой долг – прятались и не парились о гибнущих людях?
9. Против кого там восстали амазонки после смерти Зевса?
В легенде упоминается, что амазонки восстали против гнета и освободились. Их кто-то захватывал? Уводил в рабство? Как, если они уже на тайном острове и туда никто не приходит? От чего освобождались-то? В чем суть этого освобождения? В том, что они плюнули на долг защиты человечества? Это произошло до смерти Зевса или после?
10. Каковы все же супер-способности Дианы?
Пули ее царапают, правда раны заживают быстро (но не мгновенно, как на Дэдпулле/Росомахе), при этом пальцами она пробивает камень.
11. Взрывную волну она пускает наручами или это внутренняя сила, а наручи, как красиво повернули в комиксах Азарелло, на самом деле лишь сдерживают ее истинную силу?
12. Молния?
Молния в наследство от Зевса в конце, конечно, была странным ходом, особенно учитывая, что метал их Арес, а Диана просто вернула накопленный заряд и сожгла его. Если они оба от папы могут управлять молниями, как те могли навредить Аресу?
13. Почему открытию и развитию этих способностей уделено так мало времени?
Как заметили в комментариях к рецензии, это хлеб любого супер-геройского фильма – Паркер, впервые карабкающийся по стене, бесконтрольно прыскающий паутиной, рисующий костюм. Супермен, двигающий камешки силушкой духа перед полетом. Здесь мы видим бой с Антиопой и взрывную волну, затем улыбку Дианы, когда она понимает, что может вгрызаться в камень руками – это здорово, но маловато.
Арес
14. В чем роль Ареса?
Он все же наделил человечество ревностью и злостью или лишь хотел открыть Зевсу настоящее лицо его творения, то есть высветить пороки, которые в людях были изначально?
15. Зачем Арес перебил братьев и убил папу-Зевса?
Если он и впрямь бог правды и олимпийцы отказались принимать ее – это реально причина всех их перебить? И маму тоже?
16. Как Арес вообще смог перебить всех олимпийцев? Всю кодлу с Зевсом – один?
Ясно, что перебить богов вселенной DC нужно было для того, чтобы их больше не было и они не влияли на события Лиги и так далее, не с бивали градус псевдореалистичности. Поэтому они их как бы ввели, но тут же всех вывели. Ловкость рук. Но выглядит бредово.
17. Как тогда Диана смогла одолеть Ареса?
Он один убил 11 полноценных богов, плюс, возможно, кучу муз, сатиров, прочей мелкой шушеры и толпу полубогов вроде Геракла, Персея и так далее, которых настрогал Зевс, которые могли прийти к нему на помощь. И как одна полубогиня могла его в итоге так легко ухайдокать?
18. Почему олимпийцы вообще отказались принимать правду о людях?
Зевс так был чувствителен к критике? Греческие боги вообще были очень своеобразными, они были мудаками и отморозками, которые не чурались убийств, подстав, инцеста и изнасилований. Никакой особой морали у них не было, и от людей, соответственно, они ее не требовали. Заповедь была одна: почитай богов, все на этом.
Я не верю в Зевса, который бы горевал о пороках людских. Фильм явно путает его с Иеговой, это христианский бог весь про чистоту души и добродетель. Арес тут явно срисован со змия-искусителя, с Люцифера – и это дурно пахнет. Брать мифических богов и перекраивать под скучное христианство, причем криво до того, что концы не сходятся даже в своей короткой версии.
19. Зачем Аресу более мощное оружие?
Вне зависимости от того, бог ли Арес правды или войны, ему не выгодно уничтожение человечества. Зачем он нашептывал идеи все более страшного оружия?
Если Арес все же бог войны, то прогресс вооружений ему по идее только вредит – если всех перебьют, некому будет воевать, и он ослабнет. Если оружие эволюционирует до атомных бомб, то либо человечество исчезнет, либо возникнет паритет, где масштабно и открыто воевать будут бояться, как сейчас.
Если Арес – бог правды, его цель – открыть суть людей, показать, как они ужасны, но для этого нужно, чтобы остались те, кто будет этому ужасаться.
20. Зачем Арес вообще вмешивался в войну?
Он же должен был просто открыть правду, а не повлиять на нее, это же как вмешательство в эксперимент и подтасовка результатов.
21. Почему, если Арес – бог правды и войну затеяли сами люди, после его смерти они все типа проснулись от наваждения и заулыбались?
Так влиял или нет? И если да, то откуда Вторая мировая и все последующие конфликты? Ладно бы она убила его в конце Второй мировой – тогда получилось бы, что он все же раздувал пламя и после его смерти войны остались, но уже без мировых, более мелкие и локальные.
22. Дэвид Тьюлис отказался сбривать усы?
Арес с телом качка и усами в шлеме смотрится не то смело, не то комично. Бюджета на фотошоп-депиляцию уже не было, все потратили на подмышки Дианы?
23. Почему, когда Арес надел доспех, он стал говорить другим голосом, строить фразы пафоснее и глупее?
24. Почему бог правды так одержим лишь одной ее стороной?
Вообще сама фраза «Я не бог войны, я бог правды» мне ужасно понравилась. Это отличный твист, к сожалению, они не осмелились сделать его реально богом правды и выжать из этого максимум. Он по-прежнему заковывается в броню и дерется, сильно смахивая все же на бога войны во всех вышеперечисленных деталях.
Насколько круче было бы, если бы он не превращался в спецэффект, не собирал доспехи, а так бы и остался скучным мужичком с усами и в костюме. И этот почтальон Печкин спокойно объяснил бы Диане, показал бы ей через виртуальное лассо, что люди действительно полны жестокости, лжи и ненависти – и это бы опустошило ее. И Стив с его прекрасной речью «Может и не в Аресе дело, может, мы действительно такие – неидеальные» добил бы мысль.
А дальше они с Аресом могли просто разойтись – и тогда его образ получился бы куда глубже, почти тот самый Люцифер из комиксов Геймана и дальнейшего спин-оффа, которому я пою дифирамбы уже давно (лучший комикс, что я читал). Не зло, не искуситель, просто свободолюбивый правдоруб, не приемлющий компромиссы и самообман.
Диане не за что было бы его убивать – это как на зеркало пенять, зачем убивать правду?
Она от его смерти не изменится. Да, Доннера бы не вышло, получился бы снова мрачняк Снайдера, но в кои-то веки оправданный, прошибающий. Диана бы лишилась своей наивности и ушла устраивать переоценку ценностей.
Либо она могла убить Ареса – без боя, и он бы позволил ей, улыбаясь в усы. Убей меня – и увидишь, ничего не изменится, дело не во мне, люди просто такие. Она бы убила, так как непоколебимо верит в людей, как верил Зевс, и увидела бы, что он прав – Арес мертв, но снова ничего не изменилось.
Арес ни на что не влиял, она убила невиновного, защищая порочное человечество. Это бы знатно ошарашило как ее, так и зрителя – и на фоне этого в небе взрывается Стив, так же жертвуя собой ради тех, кто неизвестно, заслуживает ли спасения. Вот это было бы круто. А Арес бы улыбался перед смертью, потому что знал, что победит в этот момент, докажет свою правоту равному – наконец-то, и смерть для бессмертного не показалась бы слишком высокой платой.
Но мы имеем то, что имеем, и вопрос в том, почему бог правды циклится лишь на пороках, а не на полной картине – на светлой стороне людей?
25. Кому именно Арес так хочет открыть правду о людях?
Допустим, Зевс не желал верить в то, что его творение с гнильцой, слепо игнорировал факты, обвинял во всем козни дьявола, то есть сына. Но Зевса Арес уже убил, как и всех остальных – кому он пытается доказать, что люди порочны? Нам? А то мы не знаем. Да и какое ему дело до нашего мнения о себе? Это как доказывать пузырьку с БАДом, что он – не лекарство, а разводка. Он оценит.
Супер-оружие
26. Почему супер-секретную книжку так просто было украсть?
Доктор Яд так запросто выпускает из вида единственный экземпляр записей об оружии, от которого зависит исход войны и лично ее карьера?
27. Почему она не сделала дубликатов?
Да, сведения сверхсекретные, но книжку можно случайно в лаборатории сжечь, проесть самим газом, ее могут – сюрприз – украсть, почему она не делала копии, хотя бы одной самой важной формулы, не зашила в подушку или не положила в сейф, почему Людендорфф этого не сделал?
28. Почему в дневнике, в рабочих записях для себя, Доктор Яд писала какие-то экспозиционные пассажи, которые потом вычитывает Диана на собрании военным?
«Они планируют использовать этот яд!». Это написано среди схем и формул – «мы его используем» – оружия, которое еще не готово? Или Диана вообще не читала, а просто выдумала это все, чтобы застращать военных? Прочие фразы из дневника Яда тоже были столь же мало похожи на рабочие записи, словно она специально все это вставила для шпионов, которые его украдут.
29. «Противогаз же не поможет! А они этого не знают! Ахаха!» Серьезно?
Это просто выглядело как сцена из мультика с хохочущими над проделкой злодеями – вроде как набили горчицей тюбики с зубной пастой, а они только что комнату генералов перемочили.
30. Горчичный газ, но на основе водорода, а не серы? Конечно!
Она читает это и Тревор мгновенно понимает, о чем речь, представляет себе убойный потенциал газа и так далее. Серьезно? Он – химик? Если все так просто, что ж его давно не изобрели-то тогда, почему формулу пришлось нашептывать Аресу? Люди не только злобные, но и в пень тупые?
31. А этот газ вообще тянет на супер-оружие?
Химическое оружие запрещали на многих конвенциях, но не потому, что оно такое офигеть эффективное, а потому что чересчур жестокое и часто ставит под удар мирное население.
Допустим, это газ, убивающий даже сквозь противогаз, разъедающий ткань и стекло (как минимум) – этого хватит, чтобы перевернуть ход войны?
Этот газ, во-первых, прекрасно виден, во-вторых – жутко горюч, что превращает его почти во взрывчатку, причем вряд ли эффективную, взрывается же там водород. Будь он эффективен в этом плане, его бы и использовали, хотя эта формула делает его тяжелее воздуха или около, и он стелется, а не улетучивается мгновенно.
Да, они сбросили огромную канистру на деревню, и там все умерли – полезная и эффективная бомба, убивающая противника, но оставляющая инфраструктуру почти нетронутой. Если только каким-то образом там не возникнет ни одной искры. Отсюда вытекает следующий вопрос…
32. В деревне не горело ни одной свечи?
Не били искры? Огромное количество горючего газа растекается по деревне – и его нечему поджечь?
33. На Диане не было ничего, что мог бы съесть газ?
Это вполне возможно – ее гефестовские шмотки вполне могут быть устойчивы к коррозии, просто было бы красиво, если бы сожрало хоть пальто или флягу, возможно даже волосы, чтобы напомнить о свойствах газа и дать драматичный кадр с лысой ошалевшей Гадот, шатающейся среди трупов, но пять же – мрачняк, Снайдер вместо Доннера, нельзя. Волосы бы быстро регенерировали, поэтому… Эх!
34. А тот препарат, который вдыхал Людендорфф, он не круче всего этого газа?
Может, доктор Яда сама не поняла, какая из ее разработок ценнее? Все же хотели суперсолдат – ну вот вам кратковременная, но сыворотка. Возможно, в будущем именно она ляжет в основу газа Бэйна. Нафиг вам отрава – просто отправьте на врага сотню Халков и разнесите все.
35. Зачем Стив жертвует собой?
Они хотят не дать самолету взлететь, правда, почему-то не пытаются по нему стрелять – видимо не хотят погибать от взрыва все вместе. Он взлетает, Стив на борту – сажать самолет нет времени так как на бомбах таймер? Но ведь вряд ли на нем мало времени – самолет же должен был долететь докуда-то на этом таймере, не три же там минуты, можно вполне успеть его уронить куда-нибудь или посадить и взорвать издалека. Водород – не плутоний, дальше чем на 300 метров не думаю, что он может что-то разнести в таких количествах.
Драматургическая причина смерти ясна – актер по имени Крис, играющий героя по имени Стив должен пожертвовать собой в самолете с супер-оружием в коне фильма. Где-то это мы уже видели… Спасибо, что не упал в океан и не замерз на 70 лет, чтобы потом свеженьким выйти к Диане в наше время.
Логика хромает, совершенно не обрублены другие опции – поленились или не хватило времени объяснить, почему это единственный вариант и насколько вообще страшен этот груз.
Прочее
36. Почему за самолетом плыли корабли?
Стив Тревор украл блокнот, сел в удобно подвернувшийся заведенный самолет и улетел. Преследовать его стали на кораблях. Окей, самолеты он как умный мальчик вернулся и расстрелял – молодец, но каким чертом они вообще смогли его выследить и догнать? Просто патрульная группа, уже находившаяся неподалеку от Темискиры, вовремя заметила беглеца, о котором ей радировали, и начала преследование незадолго до падения?
37. Куда потому делись эти корабли?
Ведь на пляж приплыла всего горстка солдат, их расстреляли – остальная армада просто взяла и ушла? Забыла про чудо-остров?
38. Как они доплыли до Лондона так быстро?
Где именно находится Темискира мы понятия не имеем, но они успели доплыть за ночь – Диана проспала весь путь. Даже с учетом подхватившего их буксира (он же тоже не посреди океана на них наткнулся, уже поблизости от нагруженных маршрутов) – очень быстро. Если остров так близко, на него бы давно набрели вслепую, Колумб бы его случайно открыл по пути в свою Индию.
39. Зачем нужны были помощники: снайпер, конрабандист, актер?
Помимо того, что они были у Капитана Америки (где были так же бесполезны и не запоминались), а значит и мы вставим? В принципе, «Чудо-женщина» выжимает из этих приятелей больше человеческих моментов, чем «Первый мститель», и по логике Стив и впрямь нуждался в их услугах, они нужны для вылазки, но логика – не указ в таких сценариях, нужна причина драматургическая, и я ее особо не вижу. Задумка не оправдала себя так как должна была, возможно часть сцен с ними просто вырезали.
Видеообзор Паши Пивоварова
40. Почему снайпер так и не выстрелил ни разу?
В недавней «Великолепной семерке» тоже был такой персонаж, если помните (а это нелегко, так как фильм пуст и вымывается из памяти запросто), и он в конце-таки пострелял. Здесь снайпер похож на чеховское ружье, которое забыли зарядить.
Да, можно сказать, что в этом сила Дианы как источника вдохновения – она повлияла на него, он снова стал петь, еще дальше уходя от того, чего больше не хотел делать – убивать. Но все это как-то недокручено, на полноценную внятную арку не тянет. Жаль, тоже ведь хорошая идея для дополнительной линии.
41. Как Диана, прорвавшись в конце в лагерь, моментально вычислила, где Людендорфф? Супер-чутье?
42. Много ли осталось на полу монтажной?
Говорили, что у фильма была куда менее вменяемая версия рабочего монтажа и как раз грамотной нарезкой удалось сделать из истории нечто приличное. Но шрамы от нее заметны – очевидно, что сцен в Лондоне с секретаршей и спорами о правах женщин, о нравах человечества должно было быть больше, остались какие-то огрызки.
В конце есть красивый кадр, где Диана тянется к мечу за спину и пальцы хватают пустоту – это здорово, так как она думала, что все закончилось, меч сослужил свою службу, убил бога, и не стала даже его забирать. Но от этого кажется, что сейчас Арес помешает ей до него добраться. Вместо этого в следующей сцене Диана спрыгивает уже с мечом – нам не показали, как она за ним бегала, причем пропущено=то по сути секунды 3-4, он был в паре метров, на крыше – два прыжка туда и обратно, но отсутствие этих кадров нарушает связность повествования.
То, что меч – пустышка, который просто превращается в труху от прикосновения Ареса, тоже круто, поэтому он и не пытался помешать за ним сходить, но из сцены можно было выжать больше напряжения.
43. Последний, главный вопрос: как при всем этом фильм все же вышел хорошим?
Учитывая через какой производственный ад прошлось пройти экранизации комиксов «Чудо-женщины», результат поражает еще больше – по всем признакам он должен был оказаться месивом. Фильм про Диану хотели снять давно, Уидон написал сценарий, хотел брать на роль Коби Смолдерс (агент Мария Хилл в «Мстителях» и Робин из «Как я встретил вашу маму»).
Помимо нее на роль присматривали Люси Лоулесс (Зена собственной персоной, но ей уже 49 как бы), Анджелину Джоли, Сандру Буллок, Кэтрин-Зета Джонс, Элизу Душку («Кукольный дом» Уидона), Меган Фокс (нет, спасибо) и Бейонсе. Снайдер же смотрел в другую сторону и думал о более субтильных дамах: Элоди Юнг (новая Электра в «Сорвиголове» Netflix) и наша Ольга Куриленко, они с Гадот чем-то похожи.
Ранние слухи утверждали, что сюжет скручивается в такую же фигу, как в «Бпс», затем были скандалы с подмышками и закрытыми показами только для женщин, бан фильма в Ливане. Чудо-женщину выбрали послом ООН (!!!) как символ сильных женщин, а затем сняли назначение, так как феминистки начали жаловаться, что поднимать на знамя белую бабу нереалистичных пропорций в откровенном костюме с темой американского флага они не готовы.
Короче, я правда хотел бы узнать, как DC смогли преодолеть все это – особенно после того, как с треском провалили куда более легкие задачи, чем создание первого вменяемого женского супер-геройского фильма.
Картина по-прежнему мне нравится – даже после того, как я прошелся по ней с лупой и нашел множество нестыковок. Но я готов их простить за то, насколько человечной и внимательной к своей героине вышла история.
Удачные находки вроде Ареса-Печкина, бога правды, а не войны, меча-пустышки, и красивой отмотки времени в конце, когда мы поначалу не слышим последний разговор Стива и Дианы, он открывается лишь потом – все это запоминается и чуть перевешивает вышеописанный чан минусов.
Уверен, что на некоторые мои вопросы вы сможете ответить сами, заметив в фильме то, что я упустил, и сможете добавить своих собственных дыр и нестыковок. Я жду ваших комментариев!
Новости:
- Как «Чудо-женщина» связана с киновселенной DC? «Чудо-женщины», которых не сняли: какие еще были проекты об амазонке Спойлеры! Разбор концовки фильма «Чудо-женщина» Кузнецы сделали реплики меча и щита Чудо-женщины. Выглядит очень круто Разбираем сюжет фильма «Чудо-женщина» «Чудо-женщину» все-таки запретили в Ливане [обновлено] Галь Гадот уверена, что Чудо-женщина победит Супермена (но с трудом) Режиссер: «Чудо-женщина» не про Первую мировую, а про современность! Спасибо критикам: «Чудо-женщине» обещают $175 млн за первый уикенд «Чудо-женщина» — кино для маленьких девочек (считает режиссер) Настоящий великий фильм по комиксам! Финальные оценки «Чудо-женщины» Критикуете костюм Чудо-женщины? Возможно, вы сексист! «Чудо-женщина» объяснит тупым мужчинам, что к чему (считает Крис Пайн)
Статьи:
- Кто такая Чудо-женщина? Очень субъективно: лучшие и худшие женщины-супергерои в кино Как девушки из разных стран мира косплеят Чудо-женщину
Цикл «Неудобные вопросы»:
Источник