Ладно, на самом деле их 41 — в заголовке 40 для красоты!
Сотрудники редакции DTF вспомнили картины, которые запомнились им в минувшем году больше всего — от блокбастеров до фестивального и авторского кино. Вкратце рассказываем о каждой из них.
Дополнить список своими любимыми фильмами, вышедшими в 2021-м, как водится, можно в комментариях.
«Дюна» (Dune: Part One)
Сняв «Дюну», Дени Вильнёв подтвердил свой статус одного из ведущих режиссёров современности. Ему удалось остаться верным роману Фрэнка Герберта и показать ключевые сцены книги. Правда, ради хронометража пришлось опустить подробности устройства вселенной и местной политики.
Но ко всему этому ещё можно вернуться в сиквеле. Сейчас «Дюна» показывает, что в Голливуде всё ещё можно снимать блокбастеры вне устоявшихся франшиз, и зрители пойдут на них в кинотеатры. А то, что фильм Вильнёва запомнился публике, понятно и так. Картина, например, стала лучшей за год по мнению пользователей нашего сайта. — Никита Ентус
«Петровы в гриппе»
Экранизация самого сложного романа Алексея Сальникова получилась противоречивой. Кто-то кривится, рассказывая, как Кирилл Серебренников лишил историю подтекстов и примет Екатеринбурга. Кто-то, напротив, самозабвенно расписывает, каким стильным получилось кино, каким эклектичным и по-хорошему безумным.
В принципе, недовольство первых не то чтобы понятно, но объяснимо — «Петровы в гриппе и вокруг него» штука уже культовая, поэтому с её адаптации особый спрос. Так и с любой культовой штукой, в общем-то. Поклонники расчленяют экранизацию, ищут несоответствия, находят их, разумеется, и остаются чем-то недовольны. Это нормально, привычно. Но если абстрагироваться от первоисточника (от которого фильм дистанцируется даже своим названием), «Петровы в гриппе» — мастерски сделанное, немного слишком «лобовое», но всё равно остроумное кино. А ещё это вполне себе новогодняя история, пусть и с Аидом вместо Деда Мороза. — Андрей Верещагин
«Злое» (Malignant)
Джеймс Ван («Пила», «Заклятие») на минуточку отошёл от производства студийных фильмов и, будто бы выдохнув, решил снять что-то для души. «Злое» — это небольшой старомодный экшен-хоррор в духе работ Джона Карпентера и других подобных фильмов конца прошлого века. Он даже не пытается казаться чем-то мудрёным, не пытается нагонять саспенс: это очень быстрое, хлёсткое и по-хорошему трэшовое кино. Чтобы вы не сомневались в его старомодности, тут даже трек самого Карпентера есть.
Он почти целиком завязан на одном сюжетном твисте, к которому Ван подводит зрителя весь фильм, чуть ли не прямо прогововаривая, что к чему. Но интересно «Злое» даже не этим, а фантастически поставленным, изобретательным экшеном — с расчленёнкой, потрясающей хореографией и активным использованием декораций. Пожалуй, один из самых неожиданных фильмов 2021-го. — Олег Чимде
«Не смотрите наверх» (Don’t Look Up)
Изначально фильм придумали как сатирическую комедию о глобальном потеплении. Адам МакКей просто взял и заменил изменения климата на комету, которая летит к Земле и с высокой вероятностью уничтожит всё живое.
Вроде бы угроза более чем реальна, а учёные опираются на факты и дают руководства к действию. Но их никто не слушает, потому что обычные люди слишком увлечены бессмысленным прожиганием своих жизней, а политики по старой привычке топят в бюрократии даже такое важное дело как спасение планеты.
«Не смотрите наверх» часто критикуют за то, что это буквально двухчасовой скетч SNL, и это действительно так. Ну и чёрт с ним. На фоне пандемии фильм стал ещё более актуальным: чем ближе неизбежный финал, тем меньше на нём хочется смеяться.
Может, это и не идеальное кино, но это определённо кино про… Ой, о чём это я? Отвлёкся на видео с котиком. — Вадим Елистратов
«Вестсайдская история» (West Side Story)
Очередная экранизация легендарного мюзикла с треском провалилась в прокате и, возможно, вновь поставит под вопрос существование этого жанра в большом кино. Но если это будет точка или точка с запятой, то как минимум невероятно красивая — этому фильму было бы странно не дать хотя бы номинацию на «Оскар» за лучшую операторскую работу.
Спилбергу уже стукнуло 75 лет, а он до сих пор снимает более резво и точно, чем многие его молодые коллеги, и на ключевые роли по традиции берёт только свежих и многообещающих актёров. В каком-то смысле «Вестсайдская история» может стать не менее мощной кузницей кадров, чем в своё время «Спасение рядового Райана».
Что касается самого исходного мюзикла, то в его повествование зачем-то добавили сильный акцент на трансгендерного персонажа, хотя особой необходимости в этом не было. «Вестсайдская история» и без того ощущается сейчас так, словно была написана вчера. Сюжеты о трайбализме, который бессмысленно и беспощадно губит людей, будут актуальны всегда. — Вадим Елистратов
«Кейт» (Kate)
Реактивный боевик в духе аниме вроде «Кайт — девочка-убийца» и иже с ним с великолепной Мэри Элизабет Уинстэд, что неуловимо напоминает молодую Эллен Рипли. Сюжета в фильме почти нет: наёмная убийца хочет выйти из игры, но её отравляют — скоро девушка умрёт. Ну а до тех пор нужно успеть отомстить.
На «Адреналин» фильм похож лишь завязкой: тут нет ни грамма комедии, это боевик старой школы, который в 90-х назвали бы хорошей такой «бэшкой». Именно так его и желательно воспринимать. — Олег Чимде
«Лига справедливости Зака Снайдера» (Zack Snyder’s Justice League)
Возможно, главное кинособытие года: четырёхчасовой героический эпос, не вписывающийся в рамки мейнстримных блокбастеров и вышедший благодаря усилиям сотен тысяч фанатов Зака Снайдера. Здесь есть всё, за что режиссёра любят и ненавидят: слоу-мо, библейские отсылки «в лоб», мрачная атмосфера и пафос во всём. Кто-то будет получать от этого удовольствие, а другие взвоют на двадцатой минуте.
Но важно тут другое. Снайдер раз и навсегда доказал, что он снимает уникальные авторские фильмы, которым студийное вмешательство только вредит, а не помогает. Театральная версия Джосса Уидона по сути была блёклой копией блокбастеров Marvel, а режиссёрская, наоборот, показывает, какими бескомпромиссными и смелыми могут быть фильмы по мотивам комиксов DC. Спасибо, Снайдер, ты у нас один такой. — Егор Аргунов
«Легенда о Зелёном рыцаре» (The Green Knight)
Назвать ленту Дэвида Лоури «экранизацией» рыцарской поэмы XIV века можно с натяжкой: тут куда уместнее будет слово «переложение». Детали сюжета и акценты изменились, значительную часть хронометража занимают события, упомянутые буквально в паре строф, но суть во многом остаётся прежней, а тема личностного роста никуда не делась.
Путешествие Гавейна, племянника короля Артура, отправившегося получать ответный удар от волшебного Зелёного рыцаря, в фильме пересказывают не как прямолинейную притчу. Теперь это настоящая фэнтезийная история с колдовством, говорящими животными и святыми мученицами, а главный герой в ней явно не отличается особенной доблестью. Кругом символы, метафоры и фрагменты народных преданий, разбираться в которых — такое же удовольствие, как и просто наблюдать за происходящим. Тем более что за счёт высококлассной операторской работы, костюмов и натурных съёмок кино выглядит в десятки раз дороже тех смешных по нынешним меркам 15 миллионов долларов, на которые его сняли.
Это определённо один из самых красивых фильмов года и прекрасная история о том, что рыцарство живёт, даже когда умирают рыцари. — Антон Самитов
«Титан» (Titane)
Аплодисменты в Каннах Жюлия Дюкурно получила заслуженно: «Титан» впечатляет даже не столько боди-хоррором (его, признаемся, в фильме не очень много), сколько необычной рваной динамикой повествования и богатыми паттернами смыслов. Он много сложнее предыдущего творения Дюкурно, каннибальского «Сырое», но точно так же повествует о женском теле. Впрочем, теперь тело это не только из плоти и крови.
Некоторые критики, разумеется, сравнивали «Титан» с творчеством Кроненберга (как будто боди-хорроры больше никто не делал), но это очень поверхностное впечатление. На самом деле это история об отрешённости и обретении новой человечности. Потерявшая всякую связь с людьми главная героиня проживает чужую жизнь и вдруг находит в ней новую себя. Потрясающее кино. — Олег Чимде
«Свинья» (Pig)
Фильм, по сюжету которого главный герой-затворник с загадочным прошлым отправляется на поиски своей похищенной свиньи, на словах может показаться чем-то безумным, и наверняка напомнит некоторым о «Джоне Уике». Особенно если речь о картине с Николасом Кейджем в главной роли. Но на деле «Свинья» — кино, пронизанное глубокой грустью, которое имеет не так уж много общего с боевиком о бывшем киллере. Да и «сумасшедшего» перформанса от Кейджа в духе «Поцелуя вампира» или даже недавней «Мэнди» тут ждать не стоит.
Эта история отнюдь не о мести, а о человеческом взаимопонимании, привязанности и тяжести утраты. События тут развиваются неспешно, но действие никогда не стоит на месте, а постоянно подкидывает зрителю что-то неожиданное — например, целый эпизод о подпольной организации ресторанных работников. За полтора часа вряд ли удастся заскучать, и в «созерцательное» кино фильм не превращается (хотя времени полюбоваться пейзажами Портленда здесь вдоволь). Авторы-дебютанты явно задавались целью рассказать увлекательную историю, а не привлечь внимание публики к себе и своему кинематографическому мастерству. И это получилось у них почти безупречно. — Антон Самитов
«Не время умирать» (No Time To Die)
За 15 лет с выхода «Казино Рояль» Джеймс Бонд в исполнении Дэниела Крейга заматерел, пережил (пусть не до конца) потерю, решил кое-какие семейные проблемы и, наконец, постарел. Старение — это центральный мотив «Не время умирать», финала похождений крейговского агента 007.
Фильм получился самым трогательным и надрывным из всей «бондианы», но лучшего конца для этой запутанной истории представить трудно. Джеймс Бонд здесь сгибается не только и не столько под бременем собственного дряхлого тела, сколько под изменившейся парадигмой, фантастическими технологиями, в свете которых сама идея агента с двумя нулями кажется абсурдной и ненужной. Да, эта тема поднималась и в «Спектре», однако тут новая реальность оказывается настолько жестокой, что Бонду попросту нечего ей противопоставить — как Снейку в MGS4. Умирать-то, может быть, ещё не время, но меняться давно пора. И фильм Кэри Фукунаги говорит об этом очень и очень красноречиво. — Андрей Верещагин
«Никто» (Nobody)
Семь лет назад «Джон Уик» встряхнул жанр боевиков, и многие фильмы попытались повторить его успех. Казалось, что «Никто» просто бесстыдно копирует его формулу, и да, это во многом так. Но Илье Найшуллеру удалось сделать более жёсткий, красивый и зрелищный экшен-фильм.
Это не эксперимент с формой, как то было с «Хардкором», а полновесная и цельная работа уверенного в себе режиссёра. Боб Оденкёрк прекрасен в образе бывшего киллера, а Алексей Серебряков сыграл свою лучшую роль за годы. И вообще, «Никто» — один из тех редких фильмов, которые смотрятся без всяких «но». Один из лучших боевиков современности. — Егор Аргунов
«Красное уведомление» (Red Notice)
Не стоит ожидать от этого фильма чего-то иного, кроме развлечения. Лёгкое, смешное приключенческое кино в духе «Индианы Джонса», «Красное уведомление» создано для просмотра в весёлой компании, с пивом и чипсами. И в своей нише ему в этом году, пожалуй, нет равных.
«Клюква», экшен, шутки и ужимки Райана Рейнольдса, харизма Дуэйна Джонсона, очарование Галь Гадот, предательства, поиск сокровищ — вот и всё, из чего состоит Red Notice. А на что-то большее авторы и не претендуют. — Олег Чимде
«Аннетт» (Annette)
Музыкальная фантасмагория о стендап-комике Генри Макгенри, который пытается понять, как быть мужем, отцом, артистом, и принимает несколько фатально неправильных решений.
Кино француза Леоса Каракса, явно рассказывающего о себе и своей дочери, несовершенно — в нём достаточно условностей, а хронометраж порой кажется изнурительным. Но по большей части фильм прекрасен, а местами и блистателен. Адам Драйвер, который исполнил главную роль, по обыкновению, выше всяких похвал. А финал у этой истории и вовсе невероятный. — Александр Омолоев (Сэм Спейд)
«Власть пса» (The Power of the Dog)
Эта драма о запутанных отношениях нескольких людей на ранчо в Монтане начала XX века вряд ли очень часто появлялась в инфополе массового зрителя. Хотя, пожалуй, даже человек, не следящий за кинофестивалями, мог видеть заголовки о Бенедикте Камбербэтче, который не выходил из образа ковбоя во время съёмок, не мылся по несколько дней и научился кастрировать быков.
В центре сюжета — успешные скотоводы Фил и Джордж Бёрбэнк. Добродушный Джордж женится на вдове по имени Роуз, но его брату не нравится ни она сама, ни её сын, неприспособленный к физическому труду. Обозлённый Фил пытается выжить их с ранчо, и в ходе его тихой «войны» мы видим, как обнажаются человеческие пороки и вскрываются раны, узнаём о травмах и тайных желаниях, которые движут этими людьми.
Джейн Кэмпион, для которой это первая режиссёрская работа почти за 12 лет, уже пророчат второй в карьере «Оскар», и не просто так. Она не пытается ничего разжёвывать зрителю, и всегда показывает ровно столько, сколько нужно для понимания происходящего. Напряжение между центральными персонажами неумолимо нарастает, становится ясно, что ничем хорошим дело не кончится, но откуда именно и когда грянет трагедия, предугадать трудно. «Власть пса» — из тех фильмов, которые надолго оседают в памяти. — Антон Самитов
«Французский вестник» (The French Dispatch)
Ультимативный фильм Уэса Андерсона, в котором у режиссёра совсем не было тормозов. Это двухчасовой праздник для его фанатов, самая красивая и технически совершенная его работа. Но помимо этого — ещё и попросту увлекательный альманах почти без изъянов. «Французский вестник» оставляет после себя очень приятное и долгое послевкусие, за которое Андерсона и любят миллионы зрителей. — Егор Аргунов
«Матрица: Воскрешение» (The Matrix Resurrections)
По большому счёту, четвёртая «Матрица» не была нужна, и по фильму это очень заметно. Он практически не предлагает новых концепций, не дополняет лор, не переворачивает каноны, да и зрелищностью похвастаться не может. Но Лана Вачовски захотела закончить историю Нео и Тринити ещё раз, не так трагично, как в прошлый, и сделала это — почему бы и нет?
Причём эта «ненужность» заложена в сам фильм и даже становится его ядром. Война ИИ и человечества закончилась, теперь люди спокойно сосуществуют с некоторыми машинами и выращивают себе клубнику. Сами машины обновили Матрицу и, кажется, полностью «забили» на то, что там внутри происходит — даже вирус в лице Смита вычистить не потрудились. Люди-батарейки живут себе спокойно и в ус не дуют. Кому нужен Избранный и против чего ему теперь бороться? Титульное воскрешение происходит, но оно абсолютно бессмысленно. И как вот такая вот пост-ирония четвёртая «Матрица» даже смотрится интересно.
Совсем другое дело, что со временем эта вселенная стала культовой, изменила нашу реальность, целое поколение успело на ней вырасти. Слишком уж неуважительно вышло по отношению к многочисленным фанатам. Пропускать фильм не стоит в любом случае, но готовьтесь: скорее всего, он разобьёт вам сердце. — Олег Чимде
«Безумное кино для взрослых»
Раду Жуде, один из ярчайших представителей румынской новой волны, приложивший руку к великой «Смерти господина Лазареску», продолжает осмыслять происходящее и происходившее в родной стране. В центре сюжета учительница Эми, чьё секс-видео попадает в интернет и немало будоражит родителей школьников, которые требуют уволить нерадивого педагога, посмевшего попрать моральные устои.
Чётко разделённое на три части, «Безумное кино для взрослых» иронично (а иногда и уморительно) говорит о нормах и моделях социальных отношений, сложившихся в Румынии за последние 40 лет. Снобы-буржуа, появившиеся на фоне разрухи, декаданты-бедняки, всеми силами открещивающиеся от тоталитарного прошлого государства — Жуде рисует самые дикие, невозможные образы и одинаково беспощаден ко всем. «Безумное кино для взрослых» — это, как это принято, злая, но горькая сатира, которая высмеивает, что особенно важно, не только Румынию. — Андрей Верещагин
«Северный ветер»
Невероятной красоты сказка Ренаты Литвиновой о том, как вся жизнь проходит в ожидании. Два часа зритель наблюдает за скандалами в благородном семействе, чьё поместье постепенно ветшает и приходит в упадок, а деньги, закопанные в земле, гниют. Предновогодняя суета (а все события фильма происходят во время праздника) сменяется руганью, рассуждениями о природе любви, клановости и счастья. Последнее всегда где-то рядом с героями, но те, то ли из-за узколобости, то ли из-за амбиций, его не замечают, предпочитая уповать на будущее.
«Северный ветер», кино, безусловно, формалистское, но в конце декабря оно способно отрезвить, заставить удержаться от пошлой мантры «в следующем году будет лучше» и посмотреть на то хорошее, что есть уже сейчас. — Андрей Верещагин
«Последняя дуэль» (The Last Duel)
Фильм Ридли Скотта носит такое название, потому что рассказывает о последней официально санкционированной дуэли в истории Франции, но после релиза оно обрело и второй смысл. Исторический блокбастер провалился в прокате, потому что с началом пандемии в кинотеатры вернулись в основном подростки, а кино для зрителей постарше и с возрастными актёрами в главных ролях оказалось никому особо не нужным. И Ридли Скотту ничего не остаётся, кроме как «кричать на облако» — как типичному деду, который чувствует, что мир в очередной раз безвозвратно меняется.
И тем не менее «Последнюю дуэль» стоит смотреть, даже если вы терпеть не можете рыцарей и исторические драмы. Действие картины разворачивается в далёком прошлом, но она получилась актуальной. Скотт рассказывает историю одного изнасилования с точки зрения трёх разных людей. В каждой из трёх глав акценты расставлены по-разному, а в одинаковых сценах меняются мелкие детали — чтобы показать, что у каждого персонажа своя правда.
В каком-то смысле «Дуэль» — фильм-побратим «Не смотрите наверх». Скотт тоже в довольно жуткой манере рассказывает о том, как людям трудно договориться о самых простых вещах. А как же они могут найти общий язык, когда дело доходит до глобальных конфликтов вроде войн, санкций, и столкновений не отдельных людей, а целых стран и культур? Да никак. И именно поэтому в финале тут прав тот, кто был сильнее и ловчее, а лучшим аргументом становится холодная сталь. — Вадим Елистратов
«Отряд самоубийц: Миссия навылет» (The Suicide Squad)
Политика Warner Bros. в отношении фильмов по комиксам DC, кажется, круто изменилась: компания больше не гонится за Marvel и не пытается жёстко контролировать вселенную. Как результат, мы имеем новый «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна — яркий, смешной, кровавый и по-хорошему дикий. В общем, такой, каким должен был быть первый фильм.
Ганн с развязанными руками натворил дел: поубивал кучу злодеев третьего эшелона, разнёс в щепки целый город гигантской морской (на самом деле, космической) звездой и даже дал по голове Аманде Уоллер, как бы намекая нам, что всё, хватит этого пафоса и напыщенной серьёзности. Кино по комиксам DC может и должно быть разным. И это здорово. — Олег Чимде
«Гнев человеческий» (Wrath of Man)
Гай Ричи доказал, что успех «Джентльменов» не был случайным: в «Гневе человеческом» он раскрылся как очень талантливый драматический режиссёр. Сценарий «Гнева» приятно удивляет проработанными персонажами и правильно расставленными акцентами.
У любого другого режиссёра такая история могла стать основой для заурядного боевика, но у Ричи это история почти что библейских масштабов — с интересными выводами в конце. — Егор Аргунов
«Холодный расчёт» (The Card Counter)
Пола Шредера, сценариста «Таксиста» и «Бешеного быка», часто обвиняют в самокопировании. Из раза в раз он рассказывает об одном и том же персонаже — ветеране войны, который не может смириться с несовершенством общества. Но в «Холодном расчёте» эта формула слегка поменялась.
Главный герой — профессиональный игрок в покер Уильям Телл — не социопат, а потерянный человек, почти что призрак, блуждающий в мире живых. И в отличие от Трэвиса Бикла и священника Эрнста Толлера, он отчаянно хочет стать обычным человеком. Но как это бывает у Шредера, этой цели он не добьётся. Это очень чувственный и нежный фильм о людях без будущего, мечтающих забыть о прошлом. — Егор Аргунов
«Прошлой ночью в Сохо» (Last Night in Soho)
Эдгар Райт, известный прежде всего своими комедиями, решил ещё дальше выйти из зоны комфорта и поупражняться в жанрах хоррора и мистики (хотя существовала ли для режиссёра в творчестве эта самая «зона комфорта» — ещё спорный вопрос). Пусть «Сохо» вряд ли станет одной из его лучших работ, назвать фильм полным провалом язык не повернётся: настолько мастерски Райт применяет доступные ему кинематографические приёмы.
История о приехавшей в Лондон девушке, которая начинает видеть в своих сновидениях далёкие шестидесятые и жить чужой жизнью, захватывает, несмотря на относительно предсказуемый сюжет. Чуть ли не в каждом кадре тут уйма сюжетных деталей, а то и дело встречаются типично «райтовские» эпизоды — с быстрым, но выверенным монтажом, с невероятной хореографией.
Пусть этот фильм и не идеален, но за задумку, техническое исполнение, визуальный ряд и достойные партии обеих ведущих актрис — Томасин Маккензи и Ани Тейлор-Джой — ему можно простить почти все недочёты. — Антон Самитов
«Случайность и догадка»
Фильм из трёх новелл, помещённых в современную и будущую Японию. В одной девушка выясняет, что её лучшая подруга, ничего не подозревая, влюбляется в её бывшего парня. В другой студентка решается скомпрометировать своего профессора, написавшего популярный роман. В третьей женщина встречает, как ей кажется, одноклассницу, в которую она когда-то бесповоротно влюбилась.
Маленький триумф японца Рюсукэ Хамагути, очень трогательная, многословная, но ни разу не скучная и не претенциозная работа. Действия вроде бы нет совсем, одни разговоры, но режиссёр использует ровно столько движений камеры и диалогов, сколько нужно, чтобы разбить нам сердце вдребезги и собрать его обратно. — Александр Омолоев (Сэм Спейд)
«Недобоги» (Undergods)
Режиссёрский дебют испанского клипмейкера Чино Мойи, странная сюрреалистическая басня о двух мирах: серой альтернативной реальности и постапокалипсисе, в котором людей забивают на мясо, а выживших заставляют работать в кошмарных условиях.
Вязкое, зловещее кино с тремя поучительными историями о слабой человеческой природе. Снято в знакомых постсоциалистических руинах — Эстонии, Сербии — но ближе всего находится к Гофману и Кафке. В том смысле, что от «Недобогов» не удастся отмахнуться, этот фильм рождает чувство нарастающей, липкой тревоги, засасывает, как болото. Ничего подобного в этом году не выходило. — Александр Омолоев (Сэм Спейд)
«Майор Гром: Чумной доктор»
Нравится вам это или нет, но «Майор Гром» — главный российский блокбастер года. Да, он получился слишком противоречивым: в нём увидели наглую политическую агитку с антиоппозиционным посылом. Но если рассматривать его исключительно как самостоятельное произведение без отсылок к реальности, «Майор Гром» хорошо развлекает. Это простое, понятное и зрелищное кино с отличной режиссурой и интересными персонажами. Надеемся, в сиквеле, если он будет, все ошибки исправят. — Егор Аргунов
«Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home)
До выхода вокруг фильма возникло очень много слухов: такого не было даже перед последними «Мстителями». Но Marvel и Sony удалось оправдать если не все, то многие надежды. Да, в картине много фансервиса и шуток «для своих». Но авторы не забыли, что главный герой всё-таки Питер Паркер.
Для Питера это оказалось эмоциональное приключение, которое здорово встряхнуло его привычную жизнь. Том Холланд же выдал свой лучший перформанс в роли Человека-паука. Пока неясно, что случится с персонажем дальше, но концовка намекает, что Паркер будет больше похож на персонажа из комиксов. — Никита Ентус
«Шан-Чи и легенда десяти колец» (Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings)
В прокате США «Шан-Чи» прошёл успешно, но в России фильм почти никто не заметил — настолько вялой была рекламная кампания. А это без сомнений самый удачный блокбастер Marvel Studios в 2021 году («Нет пути домой» принадлежит Sony).
Если «Вечные» и «Чёрная вдова» получились откровенно рыхлыми, то «Шан-Чи» в этом обвинить трудно. Во время его просмотра даже вспоминаешь про картины первой фазы Marvel.
Фильм использует давно знакомые жанровые тропы, но не ощущается заезженной пластинкой. У главного героя в этот раз вообще нет любовного интереса — только лучшая подруга, в роли злодея выступает его отец — обезумевший от горя и любви, а боевые сцены сняты так, будто это и не Marvel вовсе.
«Шан-Чи» можно поругать только за то, что он слегка заваливается в третьем акте — когда бои в стиле Джеки Чана резко сменяет неудачная компьютерная графика. Однако за зрелищность первых двух третей и великолепную музыку фильму можно простить многое. — Вадим Елистратов
«Общага»
Очередная экранизация романа Алексея Иванова и, по совместительству, режиссёрский дебют Романа Васьянова, оператора фильмов Дэвида Эйра. Беспросветно злое кино о самоубийстве студентки в общежитии и мытарствах человека, знающего, что толкнуло девушку на суицид. Во враждебном микромире «Общаги» все всех предают и подставляют, используют и угнетают. Мерзкое зло копошится, чинит козни и, в конце концов, торжествует. Здесь почти нет положительных героев, а те, что есть, за своё благородство расплачиваются смертью и унижением.
«Общагу» бы заклеймить «чернухой», но это было бы несправедливо. Фильм Васьянова, при всей мрачности идеи, — это весьма чёткое высказывание о зле. С ним можно не соглашаться, но обратить на него внимание определённо стоит. — Андрей Верещагин
«Райя и последний дракон» (Raya and the Last Dragon)
Этот фильм похож на несуществующую экранизацию видеоигры с открытым миром. Главная героиня должна собрать древний артефакт, который разделили на осколки и растащили по разным регионам постапокалиптического фэнтезийного мира. И в этом нелёгком деле ей помогает команда друзей.
У «Райи» по большому счёту нет одной ярко выраженной фишки, которой фильм можно было тут же «продать». Здесь всё работает в комбинации. Классического злодея нет, а центральный конфликт строится на недопонимании между двумя девушками с добрым сердцем, но очень разными родителями. Картинка великолепна, а экшен поставлен так, что «Райю» можно посмотреть уже только ради него.
Но прежде всего фильм запоминается своей финальной сценой, когда выясняется, что справиться со злом, разделившим людей, сможет только доверие. — Вадим Елистратов
«Лука» (Luca)
«Лука» — далеко не лучшая работа Pixar. Да и в самом «Диснее» явно это почувствовали, когда решили отдать фильм в подписку Disney+. Однако «не лучшая работа» этой студии — это всё равно очень высокий уровень.
Картина рассказывает о двух морских монстрах, которые, перевоплотившись в людей, отправились на поиски приключений в прибрежный итальянский город, где жители особенно кровожадны по отношению к обитателям глубин. И хоть Pixar всё отрицает, но критики тут же увидели в сюжете метафору того, как два гея оказываются в гомофобной среде, преодолевают страхи и понимают, насколько круто и важно быть собой, а не кем-то другим.
Впрочем, при желании на этот контекст можно закрыть глаза — тем более, что оба главных героя ещё и влюбляются в рыжую девочку. Этот фильм стоит смотреть как минимум ради ярких красок солнечной Италии. Только осторожнее: после финальных титров вам очень сильно захочется навернуть тарелочку пасты с песто. Это, пожалуй, единственная реальная «пропаганда» в «Луке». — Вадим Елистратов
«Энканто» (Encanto)
Если в «Райе» злодея нет, но есть как минимум монстры, то в «Энканто» нет даже условного воплощения зла. Весь фильм — красочный мюзикл о том, как невылеченная психологическая травма из прошлого может постепенно разрушить целую семью, если с ней вовремя не разобраться.
Главная героиня «Энканто» — единственная в семье волшебников, кто родился без каких-либо способностей, но именно поэтому она умеет не только слушать своих родственников, но и по-настоящему их слышать. И обставлена такая «терапия» в форме ну очень красивых музыкальных номеров. — Вадим Елистратов
«Дом на другой стороне» (The Night House)
В 2017 году Дэвид Брукнер выпустил «Ритуал» — один из лучших полнометражных хорроров Netflix, а спустя четыре года вернулся уже с «Домом на другой стороне» — полноценным кинотеатральным релизом. Оба фильма объединяет умение режиссёра пугать зрителя статичными кадрами, на которых не сразу замечаешь подвох, и привязка кошмара к психологическому состоянию главных героев.
«Дом» рассказывает о женщине средних лет, чей муж внезапно покончил с собой. Она страдала от депрессии, а он никаких склонностей к суициду не демонстрировал. История начинается как своего рода детективный триллер, в котором покойный является к главной героини в реалистичных снах, но потом…
Рассказывать, что происходит дальше, было бы преступлением. Финальный твист тут действительно удивляет, а держится картина во многом не только на центральной интриге, но и на традиционно приятной Ребекке Холл. — Вадим Елистратов
«Митчеллы против машин» (The Mitchells vs the Machines)
В этом году мультфильмам, которые выпускает не Disney, не повезло: многие зрители их попросту пропустили. То же самое, к сожалению, случилось с «Митчеллами против машин», но они этого точно не заслуживают. Это яркая, весёлая и ироничная анимационная лента, в каждом кадре которой видны старание и любовь её создателей. По изобретательности сюжета у «Митчеллов» в этом году почти не было конкурентов, как и по качеству анимации. На этом «Оскаре» хочется болеть именно за этот мультфильм — сколько можно уже давать награды одному только Disney? — Егор Аргунов
«Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife)
Быть может, новые «Охотники за привидениями», как и «Нет пути домой», слишком сильно полагаются на ностальгию, но после «Охотниц» сильно придираться к этому не хочется. Тем более, что Джейсон Райтман особо и не скрывал того факта, что снял фильм-памятник для покойного Харольда Рэмиса.
По большому счёту для франшизы это примерно то же самое, что седьмой эпизод для «Звёздных войн». Райтман вводит новых молодых героев с помощью истории в духе «Очень странных дел», а потом осуществляет акт передачи наследия от одного поколения к другому.
Даже если вы не фанатеете от старых «Охотников», смотреть новых более чем интересно и смешно (спасибо, Пол Радд!). А вот финал в таком случае вам может показаться слабым — под занавес Райтман сдаётся и включает совсем уж откровенное «ностальгическое порно». — Вадим Елистратов
«Пара из будущего»
В 2021 году российский кинематограф внезапно порадовал сразу несколькими зрительскими фильмами об отношениях, и «Пара из будущего» от режиссёра «Я худею» Алексея Нужного — именно такое кино.
Фильм рассказывает про супругов, чей брак в 2040 году зашёл в тупик. Любви нет, секса тоже, а социальный рейтинг мужа (Сергей Бурунов) упал до уровня плинтуса. К счастью, в героев попадает молния, и они через временную воронку попадают в 2020-й — прямо в тот же день, когда Женя сделал Саше предложение.
В первой половине картина оказывается неожиданно остроумной пародией на «Терминатора», и даже экшена тут на удивление много, но в финале герои, между которыми как будто бы образовалась непробиваемая стена, всё-таки приходят к единственно возможному выводу. — Вадим Елистратов
«Круэлла» (Cruella)
До релиза фильма казалось, что сама его идея обречена на провал, однако в реальности у Disney получился чуть ли не лучший сказочный приквел за всю историю студии.
Кого за это благодарить? Во многом — Эмму Стоун, которая играючи вдохнула жизнь в спорного персонажа. Но и остальные аспекты хороши. В «Круэлле» блестяще работает и антураж (Лондон семидесятых!), и дикая смесь жанров — это одновременно кино о высокой моде и фильм-ограбление. — Вадим Елистратов
«Без резких движений» (No Sudden Move)
Очередное содерберговское высказывание о капитализме, на сей раз прикинувшееся фильмом о мелких гангстерах, которые ввязались в крупные неприятности в Детройте 1950-х. Великий режиссёр, впрочем, не только критикует систему, но и показывает, как можно создавать напряжение из воздуха, одними только ракурсами, широкоугольными объективами, геометрией кадра. Кино в чистом виде. — Александр Омолоев (Сэм Спейд)
«Кислород» (Oxygène)
Талантливый режиссёр хорроров и боди-хорроров Александр Ажа снял для Netflix практически идеальный стриминговый фильм. «Кислород» идёт чуть больше полутора часов, но держит в напряжении и удивляет почти каждые несколько минут. За это время история проходит путь от тривиального рассказа про человека в заточении до чего-то действительно грандиозного. Больше вам лучше и не знать. — Вадим Елистратов
Inside Бо Бёрнема
Гений музыкального стендапа Бо Бёрнем уж не раз успешно показал на своём примере, что талантливый человек талантлив во всём. Inside — это не просто несколько скетчей, записанных в домашних условиях во время самоизоляции, а потрясающее кино о столкновении творческого человека с самим собой.
Несколько лет назад Бо начал страдать от регулярных панических атак и был вынужден прервать свою сценическую карьеру, а потом началась пандемия, которая, как казалось, может его окончательно добить. Но не тут-то было. Inside — одновременно депрессивное, уморительно смешное и к финалу всё-таки жизнеутверждающее произведение, после которого автора и главного героя хочется чисто по-человечески обнять.
И чёрт подери. Эти песни. Как перестать их слушать? Трек про Джеффри Безоса — по-хорошему одна из главных поп-песен 2021 года. — Вадим Елистратов