Этот фильм снят режиссёром, сделавшим “Безумного Макса”; в главной роли Тильда Суинтон; его стилистика в своем максимализме не сильно отстаёт от недавнего шедевра “Везде, все и сразу”; фильм представляет из себя сборник оригинальных историй о джинне, показанных с впечатляющей выдумкой; действие охватывает три тысячи лет. Если этого всего недостаточно, чтобы убедить вас посмотреть его, то дайте следующему тексту шанс
Не обманывайтесь названием текста, в этом фильме есть недостатки, но он точно не скучный. Первое, что хочется отметить, гигантоманию и размах. Миллер абсолютно не стеснялся добавлять в него всевозможных специй и необычных ингредиентов, балансируя на грани хорошего вкуса: музыкальный инструмент с маленькими ручками, паук выползающий из лопнувшей головы, изощренные способы казни и не менее изощренные способы развлечения, уравнения Максвелла, коллайдер, кадры переполненные мехом и золотом, а иногда и бюстами пышных турецких женщин. Лично меня очень радует тенденция последнего времени (“Титан”, Всё везде и сразу”, “Дюна”), когда фильмы все больше стараются воздействовать на зрителя практически на физиологическом уровне. Режиссеры понимают, что такие сцены как сцена убийства в душе из “Психо” в цифровую эпоху уже не вызывают те эмоции, что раньше. Поэтому многие из них уверенно повышают градус, увеличивают контрастность и прибавляют скорости. Именно этим и занимается в своих последних фильмах Миллер. Просмотр нового “Безумного Макса” напоминал чувство, когда ешь в детстве что-то сладкое и не можешь остановиться, а потом неожиданно для себя обнаруживаешь, что все закончилось. Фильм можно было спокойно пересмотреть еще раз, делая паузу только ради нового вдоха. Такие же ощущения были и в этом фильме, но, к сожалению, окончание праздника было не в конце фильма, а за 20 минут до его конца. Дальше, вместо того, чтобы открыть новую пачку конфет, приходится есть скучный, но полезный (!) суп. Так, фильм можно поделить на две неравные по объему части. И если первая представляет из себя килограмм разноцветного пуха, то вторая — сжатый килограмм металла. Миллер устроил нам яркое и громкое путешествие, в конце которого мы остаемся лишь с парой простых, но важных — особенно, в наши дни — мыслей. Тут стоит отметить вторую тенденцию, демонстрируемую этим фильмом: студийное кино, как и в эпоху нового Голливуда, начинает снова тяготеть к авторскому, кстати, тогда авторы тоже искали новые технические решения воздействия на зрителя (в частности, далеко шагнул звук).
Главная героиня Алитея в исполнении Тильды Суинтон — нарратологитска, она изучает способы повествования в целом. Алитея приезжает в Стамбул с лекцией, там она случайно находит сосуд с джинном. Далее джинн рассказывает свою богатую историю и просит освободить его, загадав 3 заветных желания. Фильм, как и его главный референс “Тысяча и одна ночь”, представляет из себя сборник историй, в которой одна из них рамочная — история джинна и Алитеи, которая обрамляет и соединяет все другие вместе. Рассказ джинна охватывает 3000 лет и обширную территорию: от дворца Иерусалима до одной из комнат османского аристократа, в которой будет произнесена важная для фильма фраза: “комната была для нас целым миром”. На секунду отвлекаясь от всего разнообразия, происходящего на экране, и оглядев зал кинотеатра, понимаешь, что он тоже иногда может быть целым миром. По фильму понятно, что истории как для Миллера так и для Алитеи не просто развлечение или передача опыта, а способ познания мира, что читается и в первой фразе, произнесенной с экрана: “моя история правдива, но вы поверите мне больше, если я расскажу её как сказку”. Алитея по долгу профессии много знает о джиннах, поэтому ему не доверяет и пытается обмануть, а потом из научного интереса завести в тупик. В конце концов она делает действительно неожиданный выбор, от которого фильм сворачивает в другую сторону. Тут начинается вторая часть, в которой сформулирован основной посыл Миллера.
То, что Алитея разбирается в историях, совсем не значит, что она их понимает. Ведь, все истории джинна и сам фильм были лишь об одном. В этот момент стоит вернуться к названию фильма, а точнее его переводу. Как мне кажется, слово “желание” не совсем точно, для этого лучше подходит слово “тоска”. Три тысячи лет тоски, так более понятно, что фильм о желаниях самого джинна. О чем же тоскует джинн? И тут стоит вспомнить самое начало фильма, в котором джинн был влюблен и свободен, и все 3000 лет сердце джинна жаждет вернуть любовь и свободу, которых он в свое время лишился. Как рамочная история, так и каждая внутри её посвящены любви по принуждению и заточению: принц и простолюдинка, мать и сын, старый богач и талантливая красавица, одинокая профессорка и объект ее изучений. По итогу фильма возникает хоть и очевидная, но невероятно важная мысль: любовь невозможна без свободы.
Пишем про кино: t.me/zerkaltce