To the Moon и не только.
За последние годы игровые конструкторы серии RPG Maker обрели немалую известность — и не лучшую репутацию. И на то есть причины. В 2014 году в Steam появилось 30 игр на RPG Maker. Через год — ещё 99. Потом ещё 135. В прошлом году библиотеку пополнило 180 релизов. 2018 год только начался, а в Steam уже добавлено 46 игр, сделанных на конструкторе. Большинство из них одинаково (плохо) выглядят, а в комментариях покупателей зачастую выделяется лишь одно достоинство: «купил ради карточек». Порой разработчики даже не скрывают свои амбиции.
Баловство в конструкторе — не плохая вещь сама по себе. За пару вечеров в нём можно сваять RPG, в которой Киану Ривз убивает прохожих ножом, продаёт детям наркотики и учит девочек пиратить тентакли-хентай. Именно такую игру в прошлом году опубликовали авторы The Stanley Parable и The Beginner’s Guide. Проблема в том, что многие «ленивые» игры публикуют в Steam. С куда более скудной фантазией, зато с ценником.
Вместе с тем RPG Maker — инструмент, который делает создание инди-игры максимально простым и доступным. Его первый прототип, Mamirin, появился тридцать лет назад. За это время конструктор обзавёлся большим сообществом по всему миру и позволил множеству энтузиастов рассказать собственные интерактивные истории.
Мы решили вспомнить самые значимые из них.
Corpse Party
RPG Maker — творение японского издательства ASCII (впоследствии — Enterbrain), и долгое время он не покидал пределы японского сообщества. Одна из самых старых игр, добравшихся до Запада, появилась в 1996 году на NEC PC-9801 и называлась Corpse Party.
Её создатель, двадцатидвухлетний студент Макото Кэдоин, ранее успел поработать на Nintendo: искал баги в EarthBound. Объединившись с композитором Мао Хамамото, он основал студию Kenix Soft. Дебютная игра принесла ему победу в ежегодном конкурсе ASCII и приз в пять миллионов йен. И это было лишь начало. В 1998 он переименовал команду в Team GrisGris и начал продавать свои игры. Поначалу — через электронную почту.
Игра рассказывала о группе подростков, которые после фестиваля пришли в школу рассказывать друг другу страшные истории. Внезапно их прерывает землетрясение, которое переносит школу в параллельное измерение, наводнённое трупами, призраками и чем-нибудь пострашнее. Разделённые на две группы, герои ищут способ выбраться из западни и избавиться от проклятия, которое напрямую связано с призраком девочки в красной одежде.
Corpse Party — хоррор-адвенчура. Макото проигнорировал изначальную концепцию конструктора: свёл игру к исследованию локаций, решению головоломок и увлекательному повествованию. В отдельных случаях нужно было спасаться бегством от монстров, а финальная битва обставлена в духе JRPG, но по большей части игра делала ставку на атмосферу.
Минималистичная графика RPG Maker не могла по-настоящему напугать, но придавала хоррору особого шарма. На контрасте с предельно мрачной жестокой историей и роскошной нервирующей музыкой она работала превосходно. История интриговала, а концовка зависела от того, сколько героев доживут до финала: игра предоставляла достаточно ситуаций, в которых можно недосчитаться одного из школьников.
С годами Corpse Party превратилась во франшизу: породила ремейки, сиквелы, спин-оффы, мангу, фильмы и даже аниме. И определила тренд в японском — а впоследствии мировом — сообществе RPG Maker.
C 2008 по 2011 год разработчики по главам выпускали ПК-ремейк Corpse Party: Blood Covered. Он на несколько порядков улучшил все аспекты оригинальное игры. История стала сложнее, и богаче, обновлённую графику украсили симпатичные анимешные иллюстрации, придав ей сходство с визуальной новеллой, а общая продолжительность выросла в несколько раз. Для пущей атмосферности весь звук записывался на бинауральный микрофон. Даже появилась озвучка, что для игр на RPG Maker — невидаль. Персонажей стало больше, а смерти — жёстче. Гибель персонажа в Corpse Party — ода садизму.
В 2010 вышел ещё один ремейк, Corpse Party: Blood Covered: …Repeated Fear, уже для портативных консолей и мобильных платформ. Он добрался до Запада в 2011 году и совершил ещё один технический рывок, став лучшей версией игры по сей день. На смену любительской графике и озвучке пришла настоящая профессиональная работа. Так из простенькой двухчасовой поделки Corpse Party превратилась в насыщенное многочасовое приключение, полное садисткой жестокости и мрачной интриги. Одновременно милое, жуткое, увлекательное и депрессивное.
В 2016 году ПК-ремейк тоже добрался до Запада. К сожалению, без поправок на достоинства портативной версии. Сама игра обзавелась чередой сиквелов, которые так и не повторили успех оригинала, а начиная с Corpse Party 2: Dead Patient перешли на примитивную трёхмерную графику, которая больно ударила по ностальгическому очарованию игры.
Впоследствии схожая участь постигла другой культовый японский проект.
Yume Nikki
Японская игра, сделанная в 2004 году таинственным пользователем с ником Kikiyama. Долгое время оставалась незамеченной, а разработчик спокойно дорабатывал проект. В 2007-м появилась финальная версия, и на неё обратили внимание пользователи японской имиджборды 2channel. Вскоре появился английский перевод, и Yume Nikki обрела всемирную славу. Она до сих пор остаётся самой влиятельной игрой на RPG Maker, и на то есть причины.
Yume Nikki (Дневник сновидений) — игра о девочке-хикикомори по имени Мадоцуки. Она отказывается покидать комнату, а заняться у неё в квартире особо нечем: разве что поиграть в примитивную игру на приставке. Но Мадоцуки видит необычные сны. Засыпая, она попадает в пространство с кучей дверей, каждая из которых ведёт в уникальный мир, просторный и пустынный. Он может напоминать лес, заснеженную пустошь, нагромождение блоков, граффити и что угодно ещё. Сны предельно абстрактны. Они взаимосвязаны и могут вести в ещё более глубокие и необычные локации. В любой момент можно щипнуть себя за щеку, проснуться и записать всё в дневник.
Мир снов Мадоцуки населяют странные существа и люди, но в игре нет диалогов, текста и какого либо явного сюжета. Нужно лишь исследовать миры и находить эффекты — особые предметы, которые так или иначе меняют облик Мадоцуки. Одни просто косметические, другие имеют практическую пользу и порой открывают доступ в новые участки снов. Когда Мадоцуки собирает все 24 эффекта, игру венчает трагическая развязка.
Игра без геймплея и сюжета — штука специфичная, но Yume Nikki ни то, ни другое не нужно. Она и не воспринимается как игра в привычном понимании: это интерактивный опыт, чистая атмосфера и шедевр минимализма. Её сюрреалистичный визуальный ряд и потрясающая музыка всё делают сами: хочется просто исследовать каждый закоулок подсознания Мадоцуки и попытаться понять, почему её сны именно такие. Минимальными средствами Kikiyama создал на редкость интересную и загадочную героиню. Сны Мадоцуки открыты для интерпретаций, и огромная фанбаза разработала множество теорий о том, что снится девочке и почему она стала затворником: от дорожной аварии до изнасилования.
Kikiyama вдохновлялся серией Mother (даже добавил прямые отсылки), но создал игру, у которой практически не было аналогов (ближайший — LSD: Dream Emulator). Вскоре ситуация изменилась. Yume Nikki задала тренд на сюрреализм и мрачные сказки со страшными намёками. Поклонники начали делать собственные фанатские игры. Сейчас их насчитывается, по меньшей мере, около трёх сотен, и у них есть отдельная вики.
Особенно хочется выделить три игры.
Yume 2kki (читается как Yume Nikki) — фанатский сиквел, созданный внушительным коллективом японских поклонников. Рассказывает о девочке Уроцуки. Он несоизмеримо больше и разнообразнее оригинала. Авторский состав сказался на стилистике: если в Yume Nikki сны сохраняют общие принципы дизайна, 2kki их игнорирует. Но когда речь идёт о снах, это не проблема.
А ещё сиквел гораздо смелее ступает на территорию хоррора. Оригинал был жутким и загадочным, но не пытался откровенно пугать. 2kki пытается. Порой даже успешно. Скачать игру можете здесь.
Среди самостоятельных фанатских игр лучше всех себя проявила .flow. История девочки Сабицуки — путешествие в подсознание через виртуальную реальность, поэтому её любят сравнивать с аниме Serial Experiments Lain. Её разработал забавный японский парень с ником lol, но сама игра отнюдь не смешная. Система образов чуть более конкретная, чем в Yume Nikki, поэтому позволяет лучше интерпретировать происходящее в голове Сабицуки. И ничего приятного там нет.
Если Yume Nikki исследовала сны в целом, .flow сосредоточилась на кошмарах. Она умеет нагнать жути визуальным дизайном и трансформацией окружения, а явная метафоричность и блёклая цветовая палитра заставляют вспомнить о Silent Hill.
Скачать последнюю версию можно здесь.
Отдельного упоминания достойна Miserere, созданная западным разработчиком SnowOwl. Главный герой годами заперт на космической станции, а от одиночества сбегает в собственные сны. Игра во многом отличается от Yume Nikki: в ней нет эффектов, графика более реалистична, а эстетика фантастична. Герой безымянный, но умеет разговаривать и любит отпускать саркастичные комментарии. Сам Owl впоследствии настолько устал от однотипности фанатских игр по Yume Nikki, что сделал пародию на них: Dickme Dicki про девочку Faggotsuki.
Автор выложил Miserere здесь. Это крупнейший сайт западного сообщества RPG Maker.
Некоторые особенно любопытные фанатские игры так и остались незавершёнными, но им тоже стоит уделить внимание. Особенно Yume Nisshi, которая отдельно интриговала именем героини Усоцуки («лгунья»). И Fleshchild, в которой предлагают играть куском мяса и собирать себе части тела, чтобы стать человеком.
Сама же Yume Nikki недавно появилась в Steam. Она бесплатна, поэтому ознакомиться стоит всем.
А ещё недавно вышел коммерческий ремейк YUMENIKKI -DREAM DIARY-, созданный с позволения Kikiyama. Разработчики решили, что будет хорошей идеей превратить Yume Nikki в клон Limbo. Оказалось, что нет. Игра неплохая, но она растеряла почти всё очарование оригинала, а место изящного минимализма заняла просто дешёвая графика.
Ao Oni
«Пятница 13-е» от игр на RPG Maker. Появилась в 2008 году усилиями японского разработчика noprops. Впоследствии автор выпускал новые версии, каждый раз меняя многие элементы, включая сюжет. Но основа всегда одна. Школьник Хироси со своими друзьями приходит в проклятый особняк. Двери сами собой запираются, и нужно исследовать здание в поисках выхода.
Игра состоит из решения головоломок и попыток сбежать от монстра-людоеда, который обитает в особняке. Он периодически появляется на уровне и под жуткую музыку гонится за игроком.
Ao Oni примитивна и неказиста. Как и большинство хорроров на RPG Maker, она не пугает: разве что нервирует. Знаменитой её сделал нелепый дизайн синего демона. Но не упомянуть её нельзя: игра обрела огромную популярность по всему миру, а в Японии по её мотивам пишут книги, снимают плохие фильмы и плохое аниме. Воспроизвести Ao Oni несложно, поэтому фанаты сделали немало собственных поделок. Особенно стоит обратить внимание на пародию Heta Oni с персонажами из Hetalia.
Ссылки на скачивание можно найти здесь. Для ознакомления советую последнюю версию, 6.23. Из неё, в числе прочего, убрали головоломки, рассчитанные на японскую аудиторию.
Ib
2012 год окончательно сделал хоррор самым популярным жанром среди любителей RPG Maker: вышло сразу несколько японских игр, ставших культовыми. Всемирную славу они обрели благодаря разработчице с ником vgperson, которая переводит японские инди-игры и публикует у себя на сайте. Некоторые японские авторы с её помощью в итоге выложили платные версии своих проектов в Steam.
Первым хитом 2012 года стала Ib, созданная на RPG Maker 2000 художником kouri. Игра рассказывает историю маленькой девочки Иб, которая с родителями посещает выставку одного известного художника. Заблудившись, Иб попадает в альтернативную версию галереи, в которой творения художника ожили — и оказались не очень дружелюбными к чужакам. Иб объединяется с парнем Гарри и девушкой Мэри, чтобы найти путь домой.
Разработчик понял главное преимущество примитивной графики: она милая. Поэтому Ib — жуткая, мрачная, но трогательная сказка об искусстве. Она не уповает на скримеры и жестокость. Вы решаете простенькие головоломки, убегаете от монстров, но большую часть времени наслаждаетесь приятным сюрреалистичным дизайном галереи и маленькой, интересной историей: на прохождение Ib уйдёт от силы час, но за это время вы успеете влюбиться в персонажей и захотите увидеть все концовки. А их тут много. Игру стоит перепройти хотя бы раз, потому что открывается дополнительная локация.
Скачать Ib можно здесь.
Mad Father
Японский разработчик Sen любит призраков и психопатов, а работает в WOLF RPG Editor, бесплатным аналоге RPG Maker. В 2011 году он выпустил игру Misao, нечто среднее между клоном Corpse Party и пародией на неё. Misao рассказывала очень похожую историю, а выделялась огромным количеством способов умереть. И проигрывать в ней было весело: почти все смерти героя внезапны, нелепы и ироничны.
Попробовать оригинальную версию можно здесь, но в прошлом году коммерческий ремейк Misao появился в Steam. Он намного красивее, концовку венчает крупный эпилог, а смертей стало ещё больше. Провалиться под пол и приземлиться головой в унитаз — далеко не предел местного веселья.
Но куда интереснее оказалась его следующая игра, Mad Father.
Она появилась в 2012 году. Главная героиня — маленькая девочка Ая Дрэвис, дочь безумного учёного. В годовщину смерти её матери Ая просыпается от криков отца и обнаруживает, что жертвы его экспериментов сбежали из лаборатории. Чтобы найти отца, девочке предстоит исследовать особняк и узнать всю правду о его исследованиях. Придётся решать головоломки, спасаться от монстров и помогать дружелюбным призракам. В большинстве подобных хорроров всё сводится к прогулкам и взаимодействию с предметами, но геймплей Mad Father разнообразнее. Здесь есть даже стелс-эпизоды.
Как и большинство аналогичных игр, Mad Father не пугает, но радует. У неё приятный дизайн и прекрасная музыка, а история вращается вокруг любопытной идеи. Главный монстр здесь — отец Аи. Девочка изначально понимает, что он занимался в лаборатории чем-то нехорошим. Но по мере прохождения через флешбеки нам показывают, почему она доверяет отцу и любит его, даже когда видит результаты его работы. Всё это выливается в увлекательную трёхчасовую историю о семейной трагедии.
Оригинальная версия игры бесплатна, скачать можете здесь. Как и в случае с Misao, разработчик изрядно доработал Mad Father и выпустил в Steam. С изрядно похорошевшей графикой и расширенным сюжетом.
The Witch’s House
Она же Majo no ie. Разработчик Fummy выпустил её осенью 2012. Впоследствии адаптировал в мангу.
Многие хорроры на RPG Maker хочется сравнить с милыми мрачными анимешными сказками. Но The Witch’s House — сказка братьев Гримм.
Белобрысая девочка Виола не может выбраться из леса и приходит в особняк. За ней увязывается говорящий чёрный кот, который раздаёт советы и выполняет функцию точки сохранения. Виола исследует особняк и узнает всё больше о жизни хозяйки дома — главной ведьмы Эллен. Постепенно мы узнаём, почему Виола попалась в её западню.
Игра не уповает на анимешный арт и диалоги: в ней мало персонажей, а большая часть истории подаётся через записки. Прохождение занимает от часа до двух. Геймплей стандартный: нужно решать головоломки и стараться не умереть. Поскольку дом проклят, убить вас пытаются почти все предметы: от мебели до книг. Даже плюшевый медведь. The Witch’s House обставляет смерть не настолько жестоко, как Corpse Party, или креативно, как Misao — но за терпение вознаграждает роскошным, кошмарным финалом истории. Правда, есть подвох.
Если вы просто пройдёте игру, получите хорошую концовку. Чтобы узнать настоящий финал, нужно не забыть выполнить одно действие ближе к концу. А если хотите узнать как можно больше, просто игнорируйте чёрного кота. То есть, не сохраняйтесь всю игру. Очевидно, последний вариант лучше оставить на повторное прохождение. Или посмотреть на YouTube: больше нервов сэкономите.
Скачать игру можно здесь.
Mogeko Castle
И снова 2012. Японский художник Deep-sea Prisoner выпускает хоррор-адвенчуру Mogeko Castle. Не самую известную в своём роде, но точно одну из самых интересных. Deep-sea Prisoner прекрасно понимает, что анимешные хорроры обречены быть милотой, которую сложно воспринимать всерьёз. Поэтому с Mogeko Castle решил уйти в отрыв.
Йонака Курай — обычная японская школьница, которая очень любит своего брата. Сегодня он как раз возвращается после долгой разлуки. Но Йонака случайно засыпает в поезде, а выходит на незнакомой станции Могеко. Там её встречают похожие на кошек существа — могеко. Они похотливые и хотят сделать со школьницей нехорошие вещи. Йонака спасается бегством, но единственная тропа приводит её прямо в замок могеко. Чтобы вернуться в родной мир, героине предстоит забраться на верхний этаж замка и не стать при этом добычей для его обитателей.
Это чёрная комедия и сатира на культуру отаку. В замке могеко творится много всяких ужасов, а с каждым новым этажом Йонака узнаёт всё больше об истории и иерархии замка. Она заводит врагов и союзников, даже участвует в войне за власть. Сюжет в Mogeko Castle насыщенный и на редкость безжалостный, но всё это подаётся с нарочито несерьёзной миной и нарастающим абсурдом.
В 2014 году вышел ремейк с улучшенной графикой, но полностью вырезанной боевой системой: теперь игра состоит только из исследования замка и попыток сбежать от орд похотливых могеко. Но фантазии у автора хватает, чтобы история развлекала и удивляла все три часа.
Просто посмотрите скриншоты. В конце сюрприз.
Скачать можете здесь.
Также можете попробовать другие игры разработчика: Wadanohara and the Great Blue Sea и The Gray Garden. Они не заигрывают с хоррором, но эксцентричный стиль повествования никуда не делся.
Angels of Death
Она же Satsuriku No Tenshi. Адвенчура за авторством Stardust KRNKRN. Крайне популярна в Японии: более миллиона скачиваний. В 2016 году она вышла в Steam. Разработчик окрестил игру Psycho Horror Adventure, но на самом деле это помесь чёрной комедии с кичливым, но кровавым триллером о серийных убийцах. Автор явно любит Ib, Mad Father и Danganronpa.
Главная героиня, тринадцатилетняя Рэйчел Гарнер, просыпается в незнакомом заброшенном здании. Без воспоминаний и малейшего понятия, что происходит. Она исследует помещения и прячется от Зака — забинтованного психопата с косой. Но воспоминания понемногу начинают возвращаться, и Рэйчел осознаёт, что её родители мертвы. При следующей встрече с преследователем она сама просит убить её.
Зак теряет к ней интерес: он больше занят попытками выбраться из здания. Но девчонка оказывается на редкость смышлёной, и герои дают друг другу обещание: Рэйчел помогает Заку спастись, а тот взамен убьёт её.
У здания несколько этажей, и на каждом обитает свой вычурный психопат, который соревнуется с Заком за право убить Рэйчел. Так Angels of Death генерирует интересные ситуации, подбрасывает несложные головоломки и развлекает контрастом между хладнокровной девчонкой и импульсивным убийцей. Главной звездой оказался сам Зак. Тупой, упрямый и по-своему харизматичный. Нечто среднее между героем подросткового аниме и карикатурой на маньяка из слешера.
Angels of Death делится на четыре эпизода (примерно по часу каждый), а ближе к финалу становится всё интереснее: комедия органично перетекает в нечто более жуткое и серьёзное. Чем больше мы узнаём о прошлом Рэйчел и Зака, тем сильнее акцент смещается в сторону триллера.
Как и многие японские адвенчуры, Angels of Death получила манга-адаптацию, в которой каждый персонаж обрёл собственную предысторию, а общий тон стал более слезливым и мелодраматичным. Но интересно другое: это первая игра на RPG Maker, которая удостоилась полноценного аниме-сериала. Corpse Party довольствовалась посредственными OVA. Аниме по Ao Oni нарочито дешёвое и трешовое.
Но по Angels of Death этим летом выйдет сериал, в который явно вложено немало усилий и амбиций. У него есть все шансы стать хитом и создать прецедент, который может повлиять на судьбы других японских игр на RPG Maker.
Seraphic Blue
Большинство японских игр на RPG Maker, переведённых на английский, относятся либо к приключениям с налётом хоррора, либо к визуальным новеллам. И это объяснимо: мало кто возьмётся переводить большую любительскую JRPG, которая пытается подражать классике жанра. Ведь с ресурсами энтузиаста получится лишь дешёвая копия того, что все много раз уже видели.
Seraphic Blue нашла золотую середину. Это большая (порядка 60 часов) JRPG, выпущенная в 2004 году кем-то под ником Tempura. Она обрела культовый статус в японском сообществе.
Это помесь фантастики с фэнтези. История вращается вокруг борьбы белокрылых ангелов с чернокрылыми демонами, которые терроризируют людей. Многие элементы сюжета будут знакомы поклонникам JRPG и аниме: источники вдохновения порой легко считываются. Но довольно скоро понимаешь, в чём подвох.
На старте вы — юный парень-сирота Лэйк, который охотится на демонов. Звучит знакомо. Но мать Лэйка умерла при родах, поэтому отец сдал его в приют, из-за чего юноша копит в себе обиду. Побеждая очередного монстра в начале игры, Лэйк наслаждается от всей души. Ведь это единственный способ выместить на ком-нибудь злобу и остаться хорошим парнем.
Однажды ему попадается на редкость сильный монстр, но парня спасает серафима Венэ — главная героиня. Использовав свою силу, она теряет память, и теперь Лэйк помогает ей восстановить воспоминания. Так начинается большая, комплексная история, в ходе которой Венэ предстоит исполнить своё предназначение, узнать правду о мироустройстве и спасти всех от могущественного демона. Но сама Венэ не имеет ничего против уничтожения мира. Она и сама жить не хочет.
Seraphic Blue — жестокое место, населённое сломленными людьми. Здесь есть радостные моменты и даже приятные персонажи, но это не их история. В Seraphic Blue сама ценность жизни постоянно стоит под вопросом, а главный враг героини — её собственный нигилизм, депрессия и суицидальные наклонности. Tempura рассказывает стандартную, на первый взгляд, историю для жанра, но извращает её сказочный посыл наизнанку.
Многие ролевые игры на RPG Maker смещают акцент на повествование, игнорируя геймплей. Базовая боевая система конструктора проста и бесхитростна, поэтому кастомизировать её и сбалансировать сложность — самый серьёзный вызов. Но Seraphic Blue справилась.
Разработчик внедрил систему природных элементов, а боевые арены наделил статусами. Для победы нужно заряжать поле боя выгодными элементами: это открывает героям доступ к особо мощным умениям. То же касается и противников, поэтому нужно сражаться за контроль над полем. Tempura смог привнести в эту систему множество нюансов и сбалансировать игру так, чтобы каждый противник воспринимался как серьёзная угроза, но схватки не казались нечестными.
Для бесплатной любительской работы Seraphic Blue — на редкость амбициозная и качественная игра. Tempura вдохновлялся классическими JRPG, но начинил историю посылом и мотивами, которые редко встретишь в коммерческих проектах. Особенно это касается концовки.
Скачать игру можно здесь.
A Blurred Line
Enterbrain долго затягивали с выпуском RPG Maker за рубежом. В 2000 году их поторопил российский студент с ником Don Miguel. Он сам перевёл RPG Maker 95 и 2000 на ломаный английский и выложил в сеть, дав начало западному сообществу. Вскоре Enterbrain заметили это и попросили Мигеля прекратить распространение программы. Он послушался, но было уже поздно: о конструкторе узнали, его распространяли, а последующие релизы пиратили уже другие доброхоты.
В сообществе долго царили фанатские поделки по чужим играм и ворованная из классических JRPG графика. Без доступа к готовым складам скриптов и ассетов игроки выкручивались как могли. Многие некогда известные игры остались на свалке истории, но несколько ранних проектов выдержали проверку временем и стали локальной классикой.
A Blurred Line — главная из них. Выпущенная в 2001 году человеком под ником Lysander86, она вдохновляла первую волну энтузиастов.
A Blurred Line рассказывает историю Талана, молодого раздолбая, который работает в мегакорпорации киберпанкового будущего. Однажды героя отводят в кабинет директора, самого влиятельного человека в мире. Тот даёт Талану указание добраться до Рая, после чего спокойно подходит к окну — и умирает от снайперского выстрела. Из разговора очевидно: он знал, что сейчас случится. Но герою от этого не легче, ведь его обвиняют в убийстве и разыскивают по всему городу.
Графика A Blurred Line кошмарно устарела даже по меркам RPG Maker. К тому же, Lysander86 — далеко не лучший левелдизайнер. Но у него получилось рассказать захватывающую, живо написанную и разветвлённую историю, в которой от выбора игрока могут зависеть целые уровни.
В A Blurred Line прекрасный юмор и харизматичные герои. История подаётся с разных ракурсов: отдельные эпизоды даже посвящены противникам Талана. Так A Blurred Line позволяет увидеть противостояние с разных ракурсов и показавает, насколько размыта грань между добром и злом.
Есть лишь один подвох. A Blurred Line задумана как трилогия. Первые две части объединены в версии 2.1. Третья, Line’s End, превратилась в сообществе в эдакую Half-Life 3: ждут её уже больше десяти лет. Саму же игру хочется сравнить с Anachronox. История не закончена, но она того стоит.
Скачать можете здесь.
The Way
RPG Maker создан для фэнтезийных JRPG старой школы, в нём вполне можно вылепить игру уровня первых частей Final Fantasy. Многие новички попались в эту ловушку и начали разрабатывать собственные проекты мечты, зачастую так и не доводя дело до конца. Другие, вроде Indinera Falls (основатель Aldorlea Games), лепили огромные RPG одну за другой, не особо заботясь о качестве — и продолжают этим заниматься по сей день. Более добросовестные энтузиасты полировали свои проекты долгие годы, чтобы довести до коммерческого релиза.
Среди первооткрывателей конструктора был Lun Calsari. Он тоже взялся делать амбициозную фэнтезийную игру по образу и подобию классических JRPG. Но вместо копирования забронзовевших сюжетов рассказал ту историю, которой хотел поделиться. Во многом поэтому его The Way в начале нулевых была главной звездой сообщества и получила более 25 наград Misao Awards. Это такой местечковый «Оскар» в сообществе RPG Maker. Назван в честь этой девы из аниме «Бродяга Кэнсин».
The Way поделена на шесть глав общей продолжительностью больше двадцати часов. Каждую главу разработчик публиковал отдельно, с 2002 по 2006 год. Файлы сохранений со всеми принятыми игроком решениями переносились в последующие главы.
В сказочном мире Путь живут люди-странники. Они скитаются, согласно высшей цели. Местная религия запрещает оседлый образ жизни и борется с подобным богохульством. Главный герой, Рю, уже несколько лет путешествует в поисках утраченной возлюбленной. На Пути он знакомится с другими странниками, заводит друзей и врагов, попадает в разные приключения. А где-то на фоне орудует таинственный убийца, с которым Рю рано или поздно предстоит встретиться лицом к лицу.
The Way начинается как романтичное, вполне весёлое приключение. В первом эпизоде Рю объединяется с другими странниками, сражается с бандитами и участвует в кроличьих бегах. В конце герои сидят у костра и рассказывают истории. Угрюмый Рю нехотя начинает.
Графика меняется, мы играем мальчиком в типичном вступлении к JRPG, а на фоне собеседники раздают рассказчику советы. Вскоре мальчик оскорбляет маму за отвратительную еду, а та убивает его ножом. Подруга Рю, Лирра, в ужасе вмешивается и на ходу меняет ход событий. Так они по очереди рассказывают то абсурдную трагедию, то слащавую романтическую сказку. После этой сцены влюбляешься в игру. Понимаешь, что уже вовлечён с головой. Lun Calsari прописал ярких, контрастных героев с собственной предысторией и целями на Пути.
Но главная роль в The Way отведена именно Рю. А его судьба трагична. Игра намекает на это с самого начала, и с каждой главой тучи постепенно сгущаются. Разработчик не щадит персонажей, а смерть здесь бывает кровавой и мучительной. Да и сам Рю — далеко не святоша. Его приключение оборачивается полной нигилизма притчей. Шокирующей, не безупречной, но честной и хорошо написанной. Для сообщества это была «Игра престолов» своего времени.
Такими и должны быть инди-RPG. Недостаток средств и опыта они могут компенсировать только смелостью и фантазией. В The Way предостаточно и того, и другого. Поэтому в неё влюбились как новички жанра, так и его давние поклонники.
А ещё The Way не уповала на встроенные ассеты и механики. Разработчик добавил в игру трёхмерные локации, множество мини-игр и дополнительную механику дуэльных поединков. В ней соперники вставали по краям поля, выбирали действия по принципу «камень, ножницы, бумага» и скрещивали мечи в большом прыжке. Система постепенно обрастала дополнительными нюансами, а выглядела очень эффектно. Многие дуэли привязаны к важным сюжетным событиям, поэтому добавляют The Way драматизма.
Впрочем, Lun Calsari понимал, что боевая система, головоломки и мини-игры — далеко не главные достоинства The Way. Поэтому игрок волен отключить бои и паззлы, а дуэли поставить в читерский режим. Помешать наслаждаться историей может только устаревшая, стилистически неровная графика.
Скачать The Way можно здесь.
Впоследствии автор создал дилогию Crestfallen, которую отовсюду удалил. А недавно стал частью студии Something Classic. В прошлом году в Steam вышла их коммерческая игра Shadows of Adam. Она не экспериментирует с сюжетом, но отлично играет на ностальгии по ретро.
Alter A.I.L.A. Genesis
Другой амбициозный киберпанк-проект, Alter A.I.L.A., появился в 2003 году усилиями пользователя Neok. Почти на старте игра ветвилась на три сюжетные арки за разные фракции, а после прохождения всех открывался четвёртый, истинный маршрут. В 2011 году Neok выпустил ремейк, Alter A.I.L.A. Genesis. Сюжет стал линейным, но проект от этого только выиграл по всем фронтам: игра на порядок красивее, боевая система обросла недостающими нюансами, история стала подробнее, а персонажи — сложнее. Alter A.I.L.A. вдохновляла энтузиастов первой волны, но на Genesis равняются до сих пор.
Alter A.I.L.A. Genesis рассказывает о постапокалиптичном мире будущего, где по указу местного тирана преступники сражаются на арене. Играть предстоит одним из гладиаторов, Леоном. Вскоре борьба за выживание и свободу перерастает в схватку с диктаторским режимом и даже миссию по спасению человечества от могущественного древнего существа. История не безупречна, но увлекательна. Neok сумел создать интригующий мир с выдержанной эстетикой и населить его яркими героями.
Игра использует кастомизированную ATB-систему боя с повышенным вниманием к типам урона и изменениям статуса. Враги делятся на три основные категории (гуманоиды, роботы, мутанты) и гибриды. У каждого типа противников своя предрасположенность к разным типам атак, поэтому нужно подстраиваться под ситуацию и с умом подбирать снаряжение. Случайных схваток можно избегать: автор добавил условную стелс-систему. Сами бои увлекательны, в меру сложны и красиво оформлены.
Единственный серьёзный недостаток игры — дизайн уровней. Neok с нуля создал собственную графику изменил стандартную перспективу на вид сбоку, но переходы между локациями контринтуитивны, а дизайну часто недостаёт деталей. В остальном это образцовая инди-RPG, на которую равнялись многие энтузиасты.
Скачать ремейк можете здесь. Оригинал тоже доступен.
Super Columbine Massacre RPG!
Дэнни Ледонн — режиссёр, который выпустил всего одну игру, но прославился на весь мир. Массовое убийство в школе «Колумбайн» потрясло его в своё время, потому что в школьные годы Ледонн терпел издевательства и видел много общего между собой и убийцами. В 2004 году он узнал про RPG Maker и решил сделать игру про Эрика Харриса и Дилана Клиболда. Через год выложил в сеть.
Это была короткая RPG, поделённая на две логические части. В первой воссоздаются реальные события, во второй герои попадают в ад, где убивают монстров из игры Doom, от которой так фанатели. А заодно общаются с известными людьми, вроде Фридриха Ницше.
Проходит время, и о SCMRPG уже пишут все профильные издания. Её обсуждает CNN, обвиняют в романтизации бойни и призыву к убийству. Называют вдохновителем стрельбы в колледже Доусон и худшей игрой в истории. С другой стороны, SCMRPG обсуждают как произведение искусства и социальный комментарий. Хвалят за фактологическую скрупулёзность, попытку разобраться в мотивации убийц и донести верные мысли. Защищают и оправдывают.
Super Columbine Massacre RPG! не нужно оценивать как игру. Да и играть не обязательно. Но она оставила след в игровой культуре, привлекла внимание к RPG Maker и стала ярким примером того, что игры не обязаны сводиться к развлечению. Поэтому имеет историческую ценность.
Игра лежит здесь.
Clock of Atonement
Эта игра 2007 года займёт у вас меньше времени, чем чтение моей статьи. Двадцать минут от силы. И она прекрасно иллюстрирует, что можно сделать на RPG Maker, если есть фантазия.
Главный герой — неуравновешенный парень. Он убил девушку, которой был одержим. Вскоре незнакомец даёт ему «часы искупления». Они позволяют останавливать время и возвращаться в прошлое в форме эдакого призрака. Герой использует их, чтобы помешать себе самому совершить преступление.
Clock of Atonement — эдакий прототип Ghost Trick. Всё происходит в одной комнате, а вы можете замораживать время и манипулировать предметами, чтобы изменить ход событий. Часы позволяют экспериментировать и наблюдать, к чему приводит то или иное вмешательство.
Скачать игру можно здесь. Также она доступна для мобильных устройств.
Dhux’s Scar
Одна из самых знаменитых игр в испанском сообществе RPG Maker. В 2009 году её перевёл на английский сам автор, Erilex. Он — большой любитель аниме. Потому что Dhux’s Scar хочется сравнивать не с JRPG, а с каким-нибудь Hellsing. Это исключительно жестокое, кичливое, смешное и трогательное приключение на десяток часов. Оторваться от него очень сложно.
Дело происходит в фэнтезийном мире, где благородные паладины истребляют демонов. В нём есть особо могущественный монстр Дьюкс, у которого Бог когда-то отнял силу и проклял особым шрамом на лбу. Дьюкс перерождается каждые 500 лет, но по отметине люди могут узнать и уничтожить его. Монстр вновь пришёл в этот мир, и церковь назначила за его поимку огромную награду. Алчный купец-неудачник Элайджа находит в лесу раненую девушку Селлиан с печатью Дьюкс. Он притворяется доброхотом и решает тайком сдать её в столицу церкви.
Но Селлиан и самой туда хочется попасть. Ведь к ней вернулась часть силы. Она — кровожадное чудовище, которое хочет истребить человечество. Но пока ей самой выгодно путешествовать с подлым балбесом Элайджей и притворяться невинной девушкой, которая не понимает его мотивы.
История Dhux’s Scar великолепна. Игра не тратит время впустую, постоянно подсовывает новую интригу и сюжетные повороты. Углубляет образы героев и меняет отношение ко всей ситуации. Здесь всё не то, чем кажется, а грань между добром и злом просто не существует: каждый герой и злодей рано или поздно удивит. Dhux’s Scar упивается жестокостью убийств и рассказывает драматичную историю с религиозными мотивами, но до поры до времени развлекает хорошим анимешным юмором.
А ещё в Dhux’s Scar стандартная боевая система, но уникальный баланс. Ваша партия состоит из купца Элайджи, его подруги Фэй и девочки Селлиан. Драться умеет только Фэй: у неё огромный меч и нечеловеческая сила. Элайджа приносит пользу только благодаря расходным магическим амулетам и умению торговаться в магазинах. У Селлиан до смешного мало здоровья, но она может тайком использовать силы Дьюкс. И здесь начинается самое интересное.
Dhux’s Scar держит вас на счётчике. Путешествие по локациям отнимает невосполнимые очки терпения Селлиан. Если запас упадёт до нуля, она медленно и мучительно убьёт Элайджу. Если очков под конец игры будет мало, вы получите плохую концовку. И игра постоянно искушает вас расходовать их.
В Dhux’s Scar вы никогда не шикуете: магазины и монстры в разных локациях, поэтому гриндить и возвращаться к торговцам себе дороже. Монстры на редкость сильные и наносят огромный урон, поэтому расслабляться тоже нельзя. Боссов много, и у них подлые атаки. Как итог, вы всегда недокачаны и стараетесь избегать рядовых противников. Но у Селлиан есть навык, который опускает здоровье всех врагов до единицы и позволяет моментально победить любого босса. Он тратит не ману, а очки терпения.
Примерно в середине игры вам всё же попадётся торговец, возле которого можно погриндить монстров и наверстать уровень. Но общий тон игры это не сильно меняет: бои в Dhux’s Scar мучительно сложные, нарочито несправедливые. Они такими задуманы. Но даже если вы не в восторге от подобной идеи, сюжет того стоит.
Скачать игру можно здесь.
Star Stealing Prince
Ролевая игра, выпущенная дуэтом Star Cadets в 2012 году. Авторы проделали огромную работу над графикой, иллюстрациями и работой с освещением.
Star Stealing Prince повествует о сказочном заснеженном королевстве, которое унаследовал принц Сноуи. Несмотря на бесконечную зиму, сельское хозяйство волшебным образом процветает, а люди беззаботны, почти не чувствуют холода и не знают, что можно жить иначе. Но однажды принца посещает тревожный сон, в котором некое существо угрожает убить незнакомую девушку.
Вскоре принц выясняет, что его благородные родители несколько лет назад заточили девочку в отдалённой башне. Чтобы узнать семейные тайны, Сноуи отправляется освободить узницу, звёздную принцессу Астру. Но спасение прекрасной дамы — лишь начало его приключений.
Star Stealing Prince — очаровательная сказка с милыми персонажами, в которых сложно не влюбиться. Поэтому когда идиллия снежного королевства рушится на глазах у принца, его хочется привести к счастливой концовке, которая не заканчивается кошмарной бойней. А это будет не так-то просто.
Несмотря на ребяческий вид, игра требует внимательности в исследовании локаций и тактики в бою: вы довольно быстро освоите местную систему магии, полюбите эффективно использовать предметы, усиливать партию и ослаблять врагов. Ведь первый же серьёзный противник развеет безмятежный настрой пролога: игра сложная и взыскательная.
Star Stealing Prince занимает примерно десять часов и за это время успевает рассказать насыщенную, извилистую историю в интересном сеттинге. Если понравится, можете прочитать несколько рассказов и новеллу, которая продолжает и плохую, и хорошую концовки. Всё это, включая саму игру, можно скачать здесь.
Также стоит попробовать их игру Homework Salesman, навеянную Rune Factory и серией Atelier.
The Amber Throne
Жила была девочка, которая хотела дотянуться до звёзд. Однажды её желание исполнилось, и звезда сама упала с неба. К чему это привело, рассказывает одна из самых красивых ролевых игр на RPG Maker. Обычно ролевые игры на конструкторе ставят на ностальгию и минимализм, но The Amber Throne эти компромиссы не нужны. Она красива даже на фоне игр, сделанных на настоящих движках.
The Amber Throne — грустное и мечтательное путешествие по пустынному миру с богатой предысторией. Главная героиня, Арра, пытается добраться до воздушного замка и уничтожить загадочный Янтарный Трон. Её история — притча. На пути к воздушному замку Арра узнает о поучительных судьбах разных народов и встречает харизматичных спутников, у которых есть собственное богатое прошлое. В конечном счёте, спасает мир от зла.
История увлекательная, но вполне привычная, а боёвка стандартна и ненавязчива. Но антураж и визуальный ряд The Amber Throne ценны сами по себе: этот песчаный мир завораживает, и исследовать его — отдельное удовольствие.
Купить игру можно здесь.
Pokémon Uranium
Фанатские игры на RPG Maker — обычное дело. Можно найти поделки по мотивам чего угодно. Final Fantasy? Много их. Dragon Quest? Конечно. Super Mario? Легко. Touhou? Держите шедевр. Metal Gear Solid? Почему бы и нет. JoJo’s Bizarre Adventure? Пожалуйста.
Больше всего внимания получают классические JRPG, и особенно Pokémon. Например, Pokémon Zeta/Omicron собрала всех 649 покемонов пяти поколений и не только.
Но особого внимания заслуживает Pokémon Uranium.
Она вышла в 2016 году после девяти лет разработки. Уникальный регион Тандор, 150 уникальных видов покемонов, появившихся под воздействием радиации от ядерного взрыва. Новые анимации и умения. Три играбельных персонажа. Увлекательная история с сайдквестами, опциональный хардкорный режим с необратимой гибелью покемонов и в целом более сложный, требовательный к тактике геймплей.
В конце концов, превосходная графика и мультиплеер. Всё это — от чистого фанатского сердца и без жажды наживы. Чего ещё можно желать?
Игру номинировали на The Game Awards 2016 как лучший фанатский проект, но вскоре сняли с конкурса, а разработчики удалили ссылки на скачивание: Nintendo пригрозила разбирательством. Но было слишком поздно. Игру на тот момент успели скачать более 1,5 миллиона раз — и это самая скромная цифра.
Pokémon Uranium ушёл в подполье, но не умер. Сообщество продолжило поддержку игры, и её всё ещё можно попробовать здесь.
Beautiful Escape: Dungeoneer
Бразильский студент-психолог Николау Шауд (он же Сalunio) сделал эту игру в 2010 году за пару недель. Он не ожидал, что её переведут на несколько языков (включая русский), будут обозревать в игровых журналах и даже книгах о геймдизайне.
Сам Calunio уверен, что игры на RPG Maker принципиально не могут соперничать с коммерческими проектами, поэтому обязаны быть необычными. Beautiful Escape: Dungeoneer эту философию отлично иллюстрирует. Это игра о любви и пытках.
Главный герой, Вердж, безответно влюблён в девушку Дэйли. Оба они состоят в подпольном клубе по интересам. Только Дэйли — звезда, а Вердж — посредственность. Члены клуба заманивают людей в специально обустроенные пещеры, пытают на камеру и делятся своими снафф-видео на специальном сайте. Высший пилотаж — извести жертву морально и физически, но сохранить ей жизнь. Это и называется «Красивый побег»: психика гостя настолько травмирована, что он не обратится в полицию и мысленно никогда не покинет подземелье.
Beautiful Escape состоит из двух элементов: знакомства на улице и пытки. Первое обставлено как симулятор свиданий, в котором нужно узнать о будущей жертве побольше и заманить её в гости. Пытки — мини-игра, в которой нужно грамотно разложить по лабиринту ловушки, после чего — освободить жертву и наблюдать, как она пытается найти выход. Инструменты для каждого гостя нужно подбирать индивидуально, в зависимости от его страхов. По мере продвижения разворачивается основной сюжет о непростых отношениях Верджа с его музой.
Инди-игры про убийц и садистов — обычное дело, но Beautiful Escape: Dungeoneer неспроста привлёк внимание и обзавёлся поклонниками. Это сырая, но эффектная игра с удачно выбранной эстетикой, хорошо подобранной музыкой и органично вписанной историей. Не эксплуатация, а самобытный артхаус.
Игра лежит здесь.
Dreaming Mary
Западные любители RPG Maker делали хорроры задолго до того, как Япония задала тренд. Зачастую копировали Silent Hill. Когда японские анимешные адвенчуры обрели славу, подражать начали уже им: удачно и не очень. Бал стали править сюрреалистичные сказки.
Особенно хочется выделить Dreaming Mary. Это миловидная игра, навеянная Ib, Yume Nikki и аниме Mahou Shoujo Madoka Magica.
Dreaming Mary на редкость красива: и пиксельная графика, и арт одни из лучших в сообществе. Дизайн нарочито карамельный и сказочный. Даже музыка не отстаёт. Ведь это история о снах невинной маленькой девочки. В них она общается со своими друзьями-зверушками, выполняет поручения и решает незамысловатые головоломки.
Полное прохождение со всеми концовками занимает меньше часа, поэтому вдаваться в подробности я не буду. Поверьте на слово: оно того стоит. Dreaming Mary потрясающе использует дизайн и образы, чтобы вызвать нужные эмоции и раскрыть историю через метафоры и намёки. В кульминационный момент даже играет мелодия со скрытым посланием (следите за аккордами).
Скачать игру можете здесь.
Actual Sunlight
В 2013 году Уилл О’Нил из Торонто выпустил небольшую бесплатную игру Actual Sunlight. Потом собрал две тысячи долларов на доработку, и его творение появилось в Steam. Это игра о депрессии. Создана по образу и подобию собственной жизни разработчика.
Главный герой, Эван Уинтер, работает клерком и не хочет жить. Он с трудом встаёт из постели, почти не контактирует с людьми, а в свободное время тонет в грёзах о лучшей жизни. Эван ненавидит мир, людей и себя. Депрессия пропитала всё его мировоззрение.
Это линейная, но отлично написанная история всего на час прохождения. По большей части, текстовая новелла, которая подаётся через диалоги, записки и даже прямое обращение к игроку. Actual Sunlight — замкнутая, минималистичная игра. Такая же, как жизнь Эвана. А её посыл не вдохновляет, но он честен. Эвану веришь, ведь его картина мира целостна и убедительна. В отличие от какой-нибудь Depression Quest, игра О’Нила действительно отражает, каково это — жить с депрессией. И в этом — её главная заслуга.
Space Funeral
Стивен Гиллмёрфи по прозвищу thecatamites любит делать странные игры. Он решил наведаться в RPG Maker и сделать свою ролевую игру с ужасами и данью уважения EarthBound. Получилась Space Funeral. Безумная двухчасовая RPG о крови и не только.
Вот её главное меню.
Игра не врёт. Крови будет много. Вы даже встретите графа Дракулу. Он любит кровь и курить траву.
Вы начинаете уродливым мальчиком Филлипом, которому предстоит грандиозное путешествие. Прямо в пижаме.
Очевидно, с миром Филлипа что-то не так. Ему нужно добраться до Города Форм и привести мир в порядок. В пути ему поможет верный и очень гордый друг с культёй лошадиной ноги вместо головы. Это ему, впрочем, не мешает улыбаться. Или выглядеть так, будто улыбается.
Вместе они будут сражаться с монстрами и крутыми бандитами, нажимая одну кнопку: игра до смешного простая.
Space Funeral — деконструкция JRPG. Она обыгрывает расхожие тропы жанра, но извращает его эстетику и задаёт всему другой контекст, раздувая знакомые образы до абсурда. А концовка превращается в очень меткий комментарий о проектах на RPG Maker: чем больше вы играли в однотипные поделки с базовой графикой, тем остроумнее будет послание Space Funeral. Она уродлива и потому прекрасна.
И саундтрек у неё замечательно подобран.
Если любите необычную эстетику и просто странные игры со специфичным юмором, можете скачать здесь.
OFF
В 2008 году француз с ником Mortis Ghost выпустил игру с безумным визуальным дизайном и пренебрежением к четвёртой стене. В OFF вы управляете парнем с бейсбольной битой (Batter), который должен исполнить священную миссию: очистить мир от скверны. Он — ваша марионетка. Он о вас знает. И не только он.
Вот, например, местный чеширский кот. Ваш проводник по миру OFF.
В 2011 году OFF наконец перевели на английский, и она обрела поклонников по всему миру. А когда оглушительный успех Undertale привлёк внимание к серии Mother и её наследникам, OFF заработала славу одной из главных Mother-like игр. Как ни странно, Mortis открыл для себя эту серию уже после выпуска OFF. Сам же он фанател от Killer7 и пытался сделать свою Final Fantasy, только с оглядкой на стиль Suda51.
Визуально OFF нарочито простая. Её локации сводятся к примитивным силуэтам, а персонажи чёрно-белые, нарисованные от руки. Это торжество минимализма: игра цепляет глаз и провоцирует любопытство. Как и все аспекты игры.
OFF делится на несколько разноцветных зон, по которым Баттер путешествует со своей священной миссией, попутно узнавая о местном мирке, странном и сюрреалистичном. Например, здесь всё завязано на четырёх природных элементах: дым, металл, пластик и мясо. Есть и пятый, искусственный, но я вам о нём не расскажу.
Эстетику и сеттинг подкрепляют потрясающая музыка и всякие мелочи. Например, при общении с местными, вы слышите тяжёлый хриплый вдох: Один из элементов, дым, здесь используется вместо воздуха. А ещё местное население — народец жалкий и угнетённый, и этот звук прекрасно дополняет образ. Из совокупности мелочей рождается атмосфера. Мощная, уникальная, гипнотизирующая. OFF постоянно напоминает, что всё это — лишь игра. Но в её странный мир охотно веришь.
Тем более, что населяют его харизматичные персонажи с броской внешностью и яркими характерами. А в конце игра переворачивает всё представление о происходящем с ног на голову и оставляет вас наедине с одинаково безумными и прекрасно дополняющими друг друга концовками, которые задают новый контекст всему путешествию Баттера.
Уникальный дизайн и провокационная, тогда ещё новаторская история OFF повлияли на многих разработчиков, включая создателя Undertale. Но даже сейчас игра сможет вас покорить, а много времени всё равно не займёт. Обязательно поиграйте.
Русскую версию можете скачать здесь. Английскую здесь.
А если будет мало, попробуйте фанатскую игру Home и самостоятельную Suits: A Business RPG. Она сильно навеяна визуальным стилем OFF, наполнена отсылками и уморительна сама по себе.
Middens
Абстрактная пародия на ролевые игры, навеянная OFF, Space Funeral и Yume Nikki. Появилась в 2012 году усилиями myformerselves.
Вы — странник в рыцарских доспехах. Попадаете в некий Разлом, на помойку ненужных вселенных. Говорящий пистолет предлагает вам помощь в путешествии. Разлом болен, и его спасёт уничтожение пары-тройки обитателей. Сюжета как такового нет: путешествуйте как хотите, убивайте кого хотите. Нужно просто накопить карму. Когда наубиваете достаточно, собственный пистолет начнёт издеваться над вами, заводить разговоры о смысле жизни и этике убийства.
Middens дезориентирует и сумасшедшим дизайном, и геймплеем. Вы никогда не знаете, насколько силён очередной противник и кто заслуживает смерти (никто не заслуживает смерти, что за варварство?).
Это специфичная игра, но интересный опыт: игровой и эстетический. Скачать его можно здесь. Впоследствии разработчик выпустил своеобразный сиквел, Gingiva.
Hylics
Художник Мэйсон Линдрот тоже обратил внимание на RPG Maker и в 2015 году выпустил что-то невообразимое. Вся графика в Hylics состоит из фотографий пластилиновых фигурок. Музыка — на удивление приятная какофония. Это не сюрреализм, а полный абсурд. И он прекрасен.
Вы играете рогатым парнем Уэйном, который должен остановить злого тирана. Больше ничего знать не надо: сюжет простой и условный. NPC говорят загадками, потому что их реплики сгенерированы на компьютере. Если найдёте еду в унитазе, съешьте, пожалуйста. Не пожалеете.
Боевая система проста во всех смыслах, но все действия щедро анимированы и подаются в прямом смысле от первого лица: вы видите руки героя, пока он выполняет действие.
Просто посмотрите трейлер.
В Hylics играешь просто чтобы увидеть, что ещё там налепил автор. Это чистая эстетика, уникальная и прекрасная в своём безумии. Ничего подобного вы не найдёте. Игра лежит здесь.
Сиквел уже на подходе.
Hello Charlotte
Талантливая русскоговорящая художница из Эстонии etherane объединила анимешный дизайн японских хорроров с идеями OFF и дала волю собственной богатой фантазии. Получилась трилогия Hello Charlotte. Пародия на RPG, визуальная новелла, психологический хоррор, безумный сюр, отражение современной культуры, высказывание на ворох самых разных тем, игра о себе самой, очень личная для автора история и много что ещё.
Каждая часть трилогии не похожа на остальные: неизменны только персонажи и общий безумный концептуальный сеттинг. Вы принимаете роль кукловода из реального мира и управляете виртуальной марионеткой Шарлоттой, которая прекрасно осведомлена о вас; она вообще очень любознательна.
А ещё в её доме водятся инопланетяне, кот превратился в личинкота, а по всем телеканалам показывают только рекламу. В мире Шарлотты всё настолько странно, что сюрреализм перетекает в очаровательный абсурд, который работает по какой-то собственной логике, но долго её скрывает. Этому хаосу способствует и визуальный стиль: анимешный арт подан в стиле скетчей, а локации минималистичны и абстрактны.
Первая глава напоминает Ib. Самая легкомысленная и простая. Инопланетный друг поручает Шарлотте последить его племянником, но однажды тот исчезает. В поисках парня вы путешествуете по телеканалам, а в итоге узнаёте о печальной судьбе неведомых существ со странными глазами и попадаете в кровавый кошмар.
Вторая глава начинается с похода школу и попыток социализироваться (обставлены как JRPG-боёвка), но оборачивается опустошающей трагедией об изоляции и всех пороках общества. Вы узнаете несоизмеримо больше о мире Шарлотты, а поймёте ещё меньше.
Третья глава появилась в январе. Она раскрывает все карты, служит одновременно эпилогом и прологом, саморефлексией, историей о болезненной утрате, отношениях творца с творением. И финалом, который так и тянет сравнить с The End of Evangelion.
В конечном счёте, Hello Charlotte — игра о самой etherane. Будто автор придала своему противоречивому, постоянно меняющемуся внутреннему миру облик. Поэтому игру сложно критиковать и оценивать: она слишком самобытная.
Первая глава бесплатна, можете скачать здесь. Там же найдёте небольшой спин-офф Delirium. Если вам понравится местная эстетика, атмосфера хаоса из ярких образов и сама Шарлотта, обязательно попробуйте вторую и третью главу. В них фантазия автора по-настоящему разыгралась.
И да. Вся серия есть на русском языке.
OneShot
Изначально эта игра появилась в 2014 году. Элиза Веласкес и Кейси Гу сделали её всего за месяц для участия в конкурсе. OneShot вращалась вокруг одной смелой идеи, вынесенной в название. У вас всего одна попытка.
Игрок управляет ребёнком с кошачьими глазами по имени Нико, которому судьбой предначертано спасти умирающий мир. Но Нико — не из этого мира, и он хочет вернуться домой. Что ему делать, решает игрок: Нико считает вас богом этого мира. И не без причины. Ведь если вы закроете окно, он умрёт навсегда. Переустановка игры или манипуляции с файлами сохранения не помогут: OneShot не блефует. Когда игра ставит вас перед сложным выбором, последствия необратимы. Второго прохождения не будет.
Конечно, настолько смелый эксперимент продавать за деньги — дело сомнительное. Поэтому изрядно доработанная и расширенная Steam-версия не уничтожит игру, если у вас случайно закроется окно. У неё немало других трюков в рукаве, ведь OneShot — о разрушении четвёртой стены. И она заходит в этом настолько далеко, что единственный близкий аналог — Imscared.
Разработчики вдохновлялись знаменитым боем с Psycho Mantis из Metal Gear Solid, поэтому OneShot использует самые разные способы удивить вас. Игра манипулирует файлами на компьютере, заставляет играть за пределами окна, меняет изображение на рабочем столе, а под конец делает вещи, которые лучше увидеть самому.
Но прелесть OneShot не только в заигрывании с четвёртой стеной. Игра рассказывает прекрасную и очень грустную историю об умирающем мире, где уже давно не сияет солнце. У Нико есть возможность зажечь новое. Это лампа, которую ему предстоит бережно нести всю игру. На своём пути он повстречает много интересных обитателей этого мира и узнает о его богатом и печальном прошлом.
Нико — ребёнок и чужак в этом мире. Он на вас надеется и частенько обращается за советом. Учитывая обстоятельства, к нему привязываешься с огромной силой. Игра по большей мере состоит из головоломок с поиском и комбинированием предметов, но за жизнь Нико всё равно достаточно поводов переживать.
Скачать бесплатный оригинал можете здесь.
Купить большой ремейк можете здесь.
To the Moon
Кан Гао начал работать в RPG Maker в середине нулевых. Несколько лет даже обитал на RMN под ником Reives и делился своими музыкальными шалостями. И был одним из тех новичков, которые сразу принялись за свой magnum opus. Его первый проект — большая ролевая игра Quintessence — The Blighted Venom. Она до сих пор не закончена. Параллельно с ней автор сделал маленькую сюрреалистичную зарисовку The Mirror Lied и полностью лишённую управления историю Do You Remember My Lullaby.
А в 2011 году он выпустил To the Moon. Возможно, единственную игру, слава которой вышла далеко за пределы сообщества RPG Maker. Мало кто о ней не слышал, но наверняка не все поиграли. Даю лишний повод это исправить.
To the Moon началась с идеи рассказать историю внутри истории. Главные герои — доктора Ева Розалин и Нил Уоттс. Они работают на корпорацию, которая предлагает необычную услугу: с помощью специального устройства герои могут проникать в сознание клиента и манипулировать его воспоминаниями. Устройство используют с одной целью: облегчить участь людей перед смертью, исполнив их заветную мечту.
Очередной клиент, старик Джонни, пожелал полететь на Луну. Героям предстоит увидеть самые печальные моменты его жизни, выяснить источник этой мечты — и найти способ воплотить её.
Кан Гао любит RPG Maker не просто так: старомодная графика вызывает ностальгию. To the Moon она подошла безупречно. Игра исполнена сожаления по утраченной юности, трагичной любви и разрушенным мечтам. Автор написал невероятно красивую музыку, а каждую сцену подал с тонким чувством ритма. Поэтому To the Moon отлично справляется с главной своей задачей: вызывать искренние, сильные эмоции. К её истории сложно остаться равнодушным.
За To the Moon несправедливо закрепилась слава «слезодавилки». На самом деле, игра очень тактична и многогранна. Герои постоянно спорят, доктор Нил обожает дурачиться и отпускать шутки. Во многих воспоминаниях Джонни попадает в неловкие ситуации, а сюжетная интрига нарастает как в хорошем детективе. To the Moon — просто интересная, отлично написанная история со взрослым посылом. Она обезоруживает легкомысленным настроем, а остальное получается само собой.
Кан превратил игру в полноценный сериал, который продолжается до сих пор. Началось с малого: он выпустил два маленьких праздничных эпизода из жизни Евы и Нила. Потом вышла A Bird Story, маленькая сюрреалистичная зарисовка о том, как одинокий мальчик приютил раненую птицу. Она была прологом к полноценному сиквелу, который вышел в конце прошлого года под названием Finding Paradise.
Слезоточивая слава To the Moon сказалась на восприятии сиквела: многим игра показалась слабее первой части. Кан даже предсказал это. История нового клиента, Колина Ридза, не настолько мелодраматична. Он не хочет полететь на Луну. Он вообще не знает, чего хочет.
На самом деле, Finding Paradise во многом лучше оригинала. Это более глубокая и взрослая история об утраченном детстве. И она не игнорирует социальные тонкости сеттинга: семья Колина не в восторге от того, что он хочет изменить воспоминания, и это выливается в побочную арку. Ведь старик встречает смерть счастливым, состоявшимся человеком. Он сам воплотил свою мечту. Его проблема сложнее, потому что она не связана с внешними обстоятельствами.
Finding Paradise закончилась намёком на продолжение. Мы ещё увидим Еву и Нила. Присоединяйтесь и вы.
Rakuen
Лаура Cигихара — профессиональный композитор и прекрасная певица с нежнейшим голосом. Она успела поработать над множеством игр, включая Plants vs. Zombies. И подарила свой голос песням в играх Кана Гао. В прошлом году Лаура выпустила собственную игру на RPG Maker. Дружба с автором To the Moon даром не прошла: Rakuen рассказывает историю совсем другого толка, но делает это не менее талантливо. По духу она куда ближе анимационным фильмам Хаяо Миядзаки.
Главный герой — безымянный мальчик, который лежит в больнице. Вместе с мамой он находит путь в сказочный мир, где живут миловидные существа, которые напоминают других пациентов.
Rakuen производит впечатление доброй детской сказки, но это верно лишь отчасти. Мальчик путешествует с мамой по волшебной земле, помогает сказочным созданиям и решает головоломки. Но мир книги тесно переплетается с реальностью больницы — места, где сосредоточено всё горе мира.
Ребёнку предстоит узнать трагичные истории других пациентов, взрослых и детей. Каждая — предельно жизненная и потому болезненно печальная. Все они контрастируют с беззаботным миром грёз, знакомят героя с недетскими проблемами.
Чередуя фантазии с реальностью, Rakuen дарит самые разные эмоции, заставляет рассмеяться и всплакнуть, а в конце оставляет со светлой грустью в душе. И конечно, у Rakuen невероятно красивая музыка.
Купить игру можно здесь.
LISA
В 2012 году Остин Йоргенсен с весёлым ником Dingaling выпустил игру LISA The First. Она во многом напоминала Yume Nikki, только была вполне конкретна в своих образах. Главная героиня, Лиза Армстронг, пыталась сбежать от насильника-отца Марти, но всё глубже погружалась в галлюцинации.
Она видела Марти в каждом встречном, на её пути появлялись монстры с его лицом, а сама реальность превращалась в сюрреалистичный кошмар, где психологический ужас как-то уживался с издевательским чёрным юмором. Скачать игру можно здесь. Она короткая.
Через год Остин пошёл на Kickstarter с проектом LISA: The Painful RPG и собрал вдвое больше, чем просил. В 2014 году LISA вышла в Steam. Вскоре её дополнил большой эпилог LISA the Joyful.
Это игра о выживании, жертве и извращенцах. Возможно, лучшая игра на RPG Maker.
Саму Лизу вы увидите в главном меню, повешенную на столбе. Главный герой — её повзрослевший брат Брэд Армстронг. Он живёт в постапокалиптичном мире, где не осталось женщин, а мужики справляются как могут: порножурналы стали местной валютой.
Однажды Брэд находит младенца-девочку. Он не смог уберечь сестру от Марти. Возможно, это буквально его последний шанс искупить вину и доказать, что он лучше своего отца. Брэд называет девочку Бадди и воспитывает взаперти, скрывая от посторонних глаз.
Проходит несколько лет, и Бадди похищают. Теперь о ней знает каждый мужик в округе, и многие хотят «спасти человечество». Чтобы защитить дочь, герой отправляется в самое мучительное путешествие своей жизни.
Йоргенсен — поклонник King of Fighters 98, Streets of Rage, Incredible Crisis и особенно серии Mother. Всё это отразилось на его игре. В LISA механика JRPG смешалась с эстетикой файтинга. Сюрреалистичный постапокалипсис отражает искалеченную психику главного героя. А депрессивная, мучительно жестокая история подаётся с абсурдным чёрным юмором и мужицким нарциссизмом подстать JoJo’s Bizarre Adventure. LISA самобытна во всех проявлениях, поэтому про RPG Maker сразу забываешь. Наслаждаешься уникальным визуальным стилем и богатой, по-хорошему больной фантазией разработчика.
Геймплей в LISA не рудиментарен. Вам действительно придётся выживать. И много страдать. Очень. Здесь нет гринда, все ресурсы наперечёт, а противники только кажутся нелепыми: в бою не дают спуску и требуют тактики. Приходится быстро осваивать уникальные навыки персонажей и эффективно использовать предметы.
Вскоре вас ждёт главный сюрприз. LISA регулярно ставит игрока перед садистским выбором, который влияет и на сюжет, и на геймплей. Для выживания вам нужны союзники, предметы и руки, которыми Брэд выделывает крутые комбо в бою. Ничто не бесполезно, вы всегда на грани. Игра знает это и заставляет чем-то жертвовать. Без компромиссов и альтернатив.
Это больно, жестоко, но эффектно как шоковая терапия. Заставляет всерьёз задумываться, чем вы готовы пожертвовать больше. Поэтому к каждой мелочи особенно привязываешься: приходится платить слишком высокую цену.
То же касается сюжета. В LISA нет скучных персонажей и занудства. Игра всегда находит способ зацепить и развеселить, но постепенно вгоняет в дичайшую тоску: будто автор медленно давил вас катком, а в процессе щекотал. Чёрный юмор и кичливый стиль лишь отвлекает внимание от депрессивной истории о трагедии человека с травмированной психикой.
LISA — игра «не для всех», но я советую её каждому. Особенно тем, кто хочет попробовать свои силы в конструкторе. Необычная, дерзкая ролевая игра, которая не ищет компромисс между интересной историей и продуманным геймплеем, а технические ограничения компенсирует творческой свободой.
А если будет мало, попробуйте фанатские игры LISA: The Pointless и LISA: The Hopeful. Обе рассказывают собственные истории в сеттинге LISA. Обе на редкость хороши и амбициозны для фанфиков.
Разумеется, хороших игр на RPG Maker гораздо больше. Сообщество пользователей конструктора с годами лишь растёт, и список пополняется каждый год. Делитесь своими любимыми играми в комментариях. Лишнее внимание им никогда не повредит.
И дайте знать, если хотите продолжение подборки.
Источник: DTF